Великая Яса Чингизхана
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
Поскольку многие историки ссылаются на Ясу Чингизхана и много пишут о законах Чингизхана, то следует положительно утвердить следующее:
1. что никаких письменных законов монгольских на монгольском языке Чингизхана нет! и не было, в том смысле, что науке они не известны! До Нового времени не дошли!
2. что есть некоторые цитаты у разных авторов, не монгольских, но персидских, армянских и сирийских - арабских, то есть живших далеко от Монголии и писавших не о монголах, но у мугулах в Моголии-Моголистане-Иране, как Рашид-ад-дин в Персии, так и другие в Сирии и Египте!
"Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII- XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали.
Согласно историку Джувейни (ум. 1283 г.), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана.
В персидском трактате о финансах, приписываемом Назиру Ад-Дину Тузи (ум. 1274 г.) имеются многие ссылки на Ясу.
Макризи (1364-1442 гг.) был проинформирован своим другом Абу-Нашимом о списке, имеющемся в багдадской библиотеке. На основе информации Абу-Нашима Макризи попытался представить полный отчет о содержании Ясы.
Рашид Ад-Дин, со своей стороны, цитирует многие ордонансы и высказывания Чингисхана, некоторые из которых были, возможно, фрагментами Ясы, а другие – так называемыми "максимами" (билик). Долгое время современные историки, имеющие дело с Ясой, базировали свои заключения в основном на информации, предоставленной Макризи и Рашид Ад-Дином. До недавнего времени недостаточное внимание уделялось краткой сумме Ясы, сделанной Григорием Аб-уль-Фараджем (Бар Хэбрэусом (1225/1226-86 гг.) или же более расширенному пересказу Джувейни."
1. что никаких письменных законов монгольских на монгольском языке Чингизхана нет! и не было, в том смысле, что науке они не известны! До Нового времени не дошли!
2. что есть некоторые цитаты у разных авторов, не монгольских, но персидских, армянских и сирийских - арабских, то есть живших далеко от Монголии и писавших не о монголах, но у мугулах в Моголии-Моголистане-Иране, как Рашид-ад-дин в Персии, так и другие в Сирии и Египте!
"Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII- XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали.
Согласно историку Джувейни (ум. 1283 г.), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана.
В персидском трактате о финансах, приписываемом Назиру Ад-Дину Тузи (ум. 1274 г.) имеются многие ссылки на Ясу.
Макризи (1364-1442 гг.) был проинформирован своим другом Абу-Нашимом о списке, имеющемся в багдадской библиотеке. На основе информации Абу-Нашима Макризи попытался представить полный отчет о содержании Ясы.
Рашид Ад-Дин, со своей стороны, цитирует многие ордонансы и высказывания Чингисхана, некоторые из которых были, возможно, фрагментами Ясы, а другие – так называемыми "максимами" (билик). Долгое время современные историки, имеющие дело с Ясой, базировали свои заключения в основном на информации, предоставленной Макризи и Рашид Ад-Дином. До недавнего времени недостаточное внимание уделялось краткой сумме Ясы, сделанной Григорием Аб-уль-Фараджем (Бар Хэбрэусом (1225/1226-86 гг.) или же более расширенному пересказу Джувейни."
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
Для справки даю место и время жизни авторов, на которых ссылаются:
Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни ( 1226 — 6 марта 1283 ) — персидский государственный деятель, Семья Джувейни происходила из маленького местечка Азадвар в округе Джувейн, в западной части Хорасана , в одном дне пути на север от города Бехменабад.
Насир ад-Ди́н Абу́ Джафар Муха́ммад ибн Муха́ммад Ту́си́ [4] ( перс. محمد بن محمد بن الحسن الطوسی , Тус , 18 февраля 1201 — Марага , 26 июня 1274 ) — персидский математик , механик и астроном XIII века. Насир ад-Дин Туси родился в городе Тус области Хорасан на северо-востоке Ирана в 1201 году
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани ( Рашид ад-Доулэ ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247 , Хамадан — 18 июля 1318 , Тебриз ) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист;
Такиюдди́н Абуль-Абба́с А́хмад ибн Али́ аль-Макри́зи ( араб. تقى الدين أحمد بن على بن عبد القادر بن محمد المقريزى ; 1364 , Каир — 1442 , там же) — египетский историк и географ периода мамлюков . Родился в Каире в семье Бану-л-Макризи.
Абуль -Фарадж бин Гарун ( Abū'l-Faraj bin Hārūn al-Malaṭī , лат. Abulfaragius ), с принятием епископского звания взявший имя Григория ( Ġrīġūriyūs ), и имевший прозвище Бар-Эбрей ( Bar ʿEbrāyā , лат. Bar Hebraeus ; 1226 , Малатья , Конийский султанат , ныне территория Турции , — 30 июня 1286 , Марага , Иран ).Абу-ль -Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати).
Армянский историк Григор из Алканца - данных не нашёл!
"Армянский историк Григор из Алканца записал историю появления Ясы на базе услышанного от монголов, хотя ее нельзя рассматривать как точную в деталях, она адекватно передает дух монгольского отношения к Чингисхану и делу его жизни.
По приказанию Бога им явился ангел в виде орла с золотыми перьями и заговорил их собственной речью и языком с вождем, которого звали Чанкез (Чингиз)... Затем ангел сообщил им все повеления Бога..., которые сами они называют ясак".
Джувейни также рассматривает боговдохновенный разум Чингисхана как источник Ясы: "В то время как Всемогущий (Бог) выделил Чингисхана из числа его современников по разуму и интеллекту... он (Чингисхан), лишь опираясь на глубины своей души и без утоми- тельного изучения (исторических) анналов, без согласования с (традициями) древних времен, изобрел все приемы (государственного управления)"."
Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни ( 1226 — 6 марта 1283 ) — персидский государственный деятель, Семья Джувейни происходила из маленького местечка Азадвар в округе Джувейн, в западной части Хорасана , в одном дне пути на север от города Бехменабад.
Насир ад-Ди́н Абу́ Джафар Муха́ммад ибн Муха́ммад Ту́си́ [4] ( перс. محمد بن محمد بن الحسن الطوسی , Тус , 18 февраля 1201 — Марага , 26 июня 1274 ) — персидский математик , механик и астроном XIII века. Насир ад-Дин Туси родился в городе Тус области Хорасан на северо-востоке Ирана в 1201 году
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани ( Рашид ад-Доулэ ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247 , Хамадан — 18 июля 1318 , Тебриз ) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист;
Такиюдди́н Абуль-Абба́с А́хмад ибн Али́ аль-Макри́зи ( араб. تقى الدين أحمد بن على بن عبد القادر بن محمد المقريزى ; 1364 , Каир — 1442 , там же) — египетский историк и географ периода мамлюков . Родился в Каире в семье Бану-л-Макризи.
Абуль -Фарадж бин Гарун ( Abū'l-Faraj bin Hārūn al-Malaṭī , лат. Abulfaragius ), с принятием епископского звания взявший имя Григория ( Ġrīġūriyūs ), и имевший прозвище Бар-Эбрей ( Bar ʿEbrāyā , лат. Bar Hebraeus ; 1226 , Малатья , Конийский султанат , ныне территория Турции , — 30 июня 1286 , Марага , Иран ).Абу-ль -Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати).
Армянский историк Григор из Алканца - данных не нашёл!
"Армянский историк Григор из Алканца записал историю появления Ясы на базе услышанного от монголов, хотя ее нельзя рассматривать как точную в деталях, она адекватно передает дух монгольского отношения к Чингисхану и делу его жизни.
По приказанию Бога им явился ангел в виде орла с золотыми перьями и заговорил их собственной речью и языком с вождем, которого звали Чанкез (Чингиз)... Затем ангел сообщил им все повеления Бога..., которые сами они называют ясак".
Джувейни также рассматривает боговдохновенный разум Чингисхана как источник Ясы: "В то время как Всемогущий (Бог) выделил Чингисхана из числа его современников по разуму и интеллекту... он (Чингисхан), лишь опираясь на глубины своей души и без утоми- тельного изучения (исторических) анналов, без согласования с (традициями) древних времен, изобрел все приемы (государственного управления)"."
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
Итак, что имеемм от и в изложении Вернадского
(пер. Г. В. Вернадского)
Текст воспроизведен по изданию: Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь-Москва, 1997, С. 108-130.
"Без полной копии Великой Ясы нельзя сказать наверняка в каком порядке размещались статьи, которыми мы обладаем. Предположительно..."
И далее фантазии, по научному - реконструкции ...,
Даю цитаты с указанием авторов цитат:
"I. Общие предписания.
Содержательное деление Великой Ясы может быть предположительно реконструировано на основе имеющихся в различных редакциях фрагментов.
"Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей" (Аб-уль-Фарадж, разд. 2)
"Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных" (Григор из Алканца)."
- ГВ, резонно и ожидаемо прочитать от христианина армянского Десять заповедей Моисея из Ветхого Завета!
""Он (Чингисхан) запретил им (монголам) есть что-либо в присутствии другого, не приглашая его разделить пищу; он запретил любому человеку есть больше, чем его товарищи" (Макризи, разд. 2)"
- ГВ, то есть даже в цитатах Чингиз не назван своим именем! и монголы - тоже нет!
""Поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу" (Джувейни, разд. 2)."
"Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них" (Макризи, разд. II).
(пер. Г. В. Вернадского)
Текст воспроизведен по изданию: Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь-Москва, 1997, С. 108-130.
"Без полной копии Великой Ясы нельзя сказать наверняка в каком порядке размещались статьи, которыми мы обладаем. Предположительно..."
И далее фантазии, по научному - реконструкции ...,
Даю цитаты с указанием авторов цитат:
"I. Общие предписания.
Содержательное деление Великой Ясы может быть предположительно реконструировано на основе имеющихся в различных редакциях фрагментов.
"Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей" (Аб-уль-Фарадж, разд. 2)
"Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных" (Григор из Алканца)."
- ГВ, резонно и ожидаемо прочитать от христианина армянского Десять заповедей Моисея из Ветхого Завета!
""Он (Чингисхан) запретил им (монголам) есть что-либо в присутствии другого, не приглашая его разделить пищу; он запретил любому человеку есть больше, чем его товарищи" (Макризи, разд. 2)"
- ГВ, то есть даже в цитатах Чингиз не назван своим именем! и монголы - тоже нет!
""Поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу" (Джувейни, разд. 2)."
"Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них" (Макризи, разд. II).
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
"II. Международное право.
Когда необходимо писать восставшим и посылать им представителя, не запугивайте их силой и великим размером вашей армии, а только скажите:
"Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошее обращение и покой, но если вы сопротивляетесь – что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами" (Аб-уль-Фарадж, разд. 1)."
- ГВ, так значит он был единобожник!? верил в Бога Вечного и Единого!?
Когда необходимо писать восставшим и посылать им представителя, не запугивайте их силой и великим размером вашей армии, а только скажите:
"Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошее обращение и покой, но если вы сопротивляетесь – что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами" (Аб-уль-Фарадж, разд. 1)."
- ГВ, так значит он был единобожник!? верил в Бога Вечного и Единого!?
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
"III. Правительство, армия и администрация.
А. ИМПЕРАТОР И ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ.
В сохранившихся фрагментах Ясы лишь одна статья, рассматривающая императорский титул, касается этого предмета.
"(Монголы) не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен или титулов, как это делают другие нации, в особенности, последователи ислама. И к имени того, кто сидит на троне царства им следует добавить одно имя, т.е. Хан или Каан. И его братья, сестры и родственники должны называть его первым именем, данным при его рождении" (А6-уль-Фарадж, разд. 3)."
ГВ. - вроде, как должно быть про императорский титул, но сказано напротив: не должно быть таких титулов!
- странно, название народа вставлено Вернадским, а не Абу-аль-Фараджем!?
- Слово нация - новое и совсем не уместно в старом тексте, а впрочем его там и не было!
А. ИМПЕРАТОР И ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ.
В сохранившихся фрагментах Ясы лишь одна статья, рассматривающая императорский титул, касается этого предмета.
"(Монголы) не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен или титулов, как это делают другие нации, в особенности, последователи ислама. И к имени того, кто сидит на троне царства им следует добавить одно имя, т.е. Хан или Каан. И его братья, сестры и родственники должны называть его первым именем, данным при его рождении" (А6-уль-Фарадж, разд. 3)."
ГВ. - вроде, как должно быть про императорский титул, но сказано напротив: не должно быть таких титулов!
- странно, название народа вставлено Вернадским, а не Абу-аль-Фараджем!?
- Слово нация - новое и совсем не уместно в старом тексте, а впрочем его там и не было!
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
"Б. МОНГОЛЬСКАЯ НАЦИЯ.
В китайской надписи 1338 г. монголы обычно именуются государственным родом (куо-цу), т.е. "правящей нацией"."
- ГВ. государственный род - это не нация!
"Большая часть нашей информации об этих собраниях улусов связана с владением иль-ханов (Персия); принимаемые здесь правила, скорее всего, следовали нормам великих курултаев."
- ГВ, то есть Вернадский информацию о монголах собрал не в Монголии, но в Персии (Моголии - Могулистане)!!!
В китайской надписи 1338 г. монголы обычно именуются государственным родом (куо-цу), т.е. "правящей нацией"."
- ГВ. государственный род - это не нация!
"Большая часть нашей информации об этих собраниях улусов связана с владением иль-ханов (Персия); принимаемые здесь правила, скорее всего, следовали нормам великих курултаев."
- ГВ, то есть Вернадский информацию о монголах собрал не в Монголии, но в Персии (Моголии - Могулистане)!!!
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
"В. АРМИЯ И АДМИНИСТРАЦИЯ.
1. Статут об охоте. "Когда монголы не заняты войной, они должны отдаваться охоте. И они должны учить своих сыновей, как охотиться на диких животных, чтобы они набирались опыта в борьбе с ними и обретали силу, энергию выносить усталость и быть способными встречать врагов, как они встречают в борьбе диких и неприученных зверей, не щадя (себя)" (Аб-уль-Фарадж, разд. 4).
2. Армейский статут. "Бойцами рекрутируются мужчины от двадцати лет и старше. Для каждого десятка должен назначаться офицер, и для каждой сотни, и офицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч... Ни один воин из тысячи, сот- ни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сделает это, то будет убит, и также будет с офицером, который принял его" (Аб-уль-Фарадж, разд. 5 и 7)."
- ГВ сама идея десятичного счёта у монгол и в "Татаро-монгольской империи Чингизхана" в 13 веке - очень сомнительная!!!
""Он (Чингисхан) приказал воинам после возвращения из военного похода исполнять определенные повинности на службе правителя" (Макризи, разд. 20).
"Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости" (Джувейни, разд. 5)."
- ГВ Такой всеобщий принцип равенства опровергается тут же и сразу другой нормой Ясы:
"Священники всех религий, равно как врачи и ученые, не должны были выполнять обычную службу или платить налоги (Макризи, разд. 10).
От них ожидалась иная отдача - духовная или профессиональная. Помимо освобождения от повинностей всей социальной категории, специальные привилегии могли получить и индивиды, принадлежащие к числу обычных граждан. Получатель подобного иммунитета был известен по-монгольски как дархан (по-тюркски – тархан; в этой форме термин был заимствован в русском языке). Этот институт получил полное значение лишь в поздний период (XIV- XV века); он не упоминается в существующих фрагментах Ясы.
Не только мужчины, но и женщины должны были служить. "Он (Чингисхан) приказал женщинам, сопровождающим войска, делать работу и выполнять обязанности мужчин, когда последние отсутствовали, сражаясь" (Макризи, разд. 19)."
- ГВ а вот этот принцип наличия женщин, а значит детей в войске делает ещё более сомнительными все дальние походы легендарных татаро-монгол!
[VII.] И еще: где в войске найдутся девицы луноподобные, их собирают, и передают из десятков в сотни, и всякий делает свой особый выбор вплоть до темника. После выбора, девиц ведут к хану или царевичам, и там сызнова выбирают: которая окажется достойна и на вид прекрасна, той возглашается: удержать по законности, а остальным: уволить по хорошему, и они поступают на службу к катуням; захотят хан и царевичи — дарят их, захотят — спят с ними. (Джувейни)
"Среди других статей Великой Ясы, рассматривающих административное право, можно упомянуть следующие:
учреждение почтово-конных станций (Аб-уль-Фарадж, разд. 8; Джувейни, разд. 9; Макризи, разд. 25); "
- ГВ. почтовой службы в самой Монголии не было, вплоть до Нового времени!
"сборы и налоги (Аб-Уль-Фарадж, разд. Б; Джувейни, разд. 9);
обязанность монголов представлять своих дочерей (предположительно также и пленных девушек, которыми они владели) на конкурсы красоты, где наиболее прекрасные ("луноликие девушки", по характеристике Джувейни) избирались в качестве жен и любовниц хана и князей ханской крови (Джувейни, разд. 7; Макризи, разд. 21)."
1. Статут об охоте. "Когда монголы не заняты войной, они должны отдаваться охоте. И они должны учить своих сыновей, как охотиться на диких животных, чтобы они набирались опыта в борьбе с ними и обретали силу, энергию выносить усталость и быть способными встречать врагов, как они встречают в борьбе диких и неприученных зверей, не щадя (себя)" (Аб-уль-Фарадж, разд. 4).
2. Армейский статут. "Бойцами рекрутируются мужчины от двадцати лет и старше. Для каждого десятка должен назначаться офицер, и для каждой сотни, и офицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч... Ни один воин из тысячи, сот- ни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сделает это, то будет убит, и также будет с офицером, который принял его" (Аб-уль-Фарадж, разд. 5 и 7)."
- ГВ сама идея десятичного счёта у монгол и в "Татаро-монгольской империи Чингизхана" в 13 веке - очень сомнительная!!!
""Он (Чингисхан) приказал воинам после возвращения из военного похода исполнять определенные повинности на службе правителя" (Макризи, разд. 20).
"Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости" (Джувейни, разд. 5)."
- ГВ Такой всеобщий принцип равенства опровергается тут же и сразу другой нормой Ясы:
"Священники всех религий, равно как врачи и ученые, не должны были выполнять обычную службу или платить налоги (Макризи, разд. 10).
От них ожидалась иная отдача - духовная или профессиональная. Помимо освобождения от повинностей всей социальной категории, специальные привилегии могли получить и индивиды, принадлежащие к числу обычных граждан. Получатель подобного иммунитета был известен по-монгольски как дархан (по-тюркски – тархан; в этой форме термин был заимствован в русском языке). Этот институт получил полное значение лишь в поздний период (XIV- XV века); он не упоминается в существующих фрагментах Ясы.
Не только мужчины, но и женщины должны были служить. "Он (Чингисхан) приказал женщинам, сопровождающим войска, делать работу и выполнять обязанности мужчин, когда последние отсутствовали, сражаясь" (Макризи, разд. 19)."
- ГВ а вот этот принцип наличия женщин, а значит детей в войске делает ещё более сомнительными все дальние походы легендарных татаро-монгол!
[VII.] И еще: где в войске найдутся девицы луноподобные, их собирают, и передают из десятков в сотни, и всякий делает свой особый выбор вплоть до темника. После выбора, девиц ведут к хану или царевичам, и там сызнова выбирают: которая окажется достойна и на вид прекрасна, той возглашается: удержать по законности, а остальным: уволить по хорошему, и они поступают на службу к катуням; захотят хан и царевичи — дарят их, захотят — спят с ними. (Джувейни)
"Среди других статей Великой Ясы, рассматривающих административное право, можно упомянуть следующие:
учреждение почтово-конных станций (Аб-уль-Фарадж, разд. 8; Джувейни, разд. 9; Макризи, разд. 25); "
- ГВ. почтовой службы в самой Монголии не было, вплоть до Нового времени!
"сборы и налоги (Аб-Уль-Фарадж, разд. Б; Джувейни, разд. 9);
обязанность монголов представлять своих дочерей (предположительно также и пленных девушек, которыми они владели) на конкурсы красоты, где наиболее прекрасные ("луноликие девушки", по характеристике Джувейни) избирались в качестве жен и любовниц хана и князей ханской крови (Джувейни, разд. 7; Макризи, разд. 21)."
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
"3. Уголовное законодательство.
Версия Ясы аль-Макризи дает солидный набор свидетельств относительно монгольского уголовного законодательства. К этому могут быть добавлены некоторые разбросанные фрагменты из иных источников.
Уголовное законодательство Ясы главной своею целью имело поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Его общее моральное предписание, по Григору Алканцу, заканчивалось следующей санкцией: "Если нарушитель этого будет найден среди них, то преступники подлежат смерти". Итак, хотя финальная цель казалась в широком смысле гуманной, закон утверждался с непреклонной жестокостью.
4. Гражданское законодательство.
Свидетельства о гражданском законодательстве Ясы скудны.
одна важная статья относительно наследования была включена в Ясу: "У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним" (Аб-уль-Фарадж, разд. 9; Джувейни, разд. 10).
5. Коммерческое право.
Однако среди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торгового законодательства: "Если кто-либо возьмет товар в кредит) и обанкротится, затем опять возьмет товар вновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, то должен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства" (Макризи, разд. 5)."
ГВ ... а все остальное лучше знает Аллах!
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=4405
Версия Ясы аль-Макризи дает солидный набор свидетельств относительно монгольского уголовного законодательства. К этому могут быть добавлены некоторые разбросанные фрагменты из иных источников.
Уголовное законодательство Ясы главной своею целью имело поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Его общее моральное предписание, по Григору Алканцу, заканчивалось следующей санкцией: "Если нарушитель этого будет найден среди них, то преступники подлежат смерти". Итак, хотя финальная цель казалась в широком смысле гуманной, закон утверждался с непреклонной жестокостью.
4. Гражданское законодательство.
Свидетельства о гражданском законодательстве Ясы скудны.
одна важная статья относительно наследования была включена в Ясу: "У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним" (Аб-уль-Фарадж, разд. 9; Джувейни, разд. 10).
5. Коммерческое право.
Однако среди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торгового законодательства: "Если кто-либо возьмет товар в кредит) и обанкротится, затем опять возьмет товар вновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, то должен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства" (Макризи, разд. 5)."
ГВ ... а все остальное лучше знает Аллах!
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=4405
Великая Яса Чингизхана
ГОСударственный ЧИН - ХАН (Царь) - ЧИН ГИС ХАН - это, воинское звание командующего РУской РАти (РАда, лат. АРта, ОРда), которое существовало ещё со времён Великого Новгорода и вплоть до романовского переворота в конце 17 века. Ратей (ОРд) на Руси, было не одна и в разное время, ими командовали разные ЧИНГИСХАНы. Поэтому, в реальном прошлом, а не в выдуманных историками историях, было множество разных ЧинГисХанов. Какой из них и когда сочинял, якобы, эти "ясы" - одному только боху известно. Скорее всего, всю эту чушь насочиняли сами историки, но основе каких-то древних летописей, которые дошли до них в толкованиях пересказов переводов воспоминаний... Которые сейчас выдаются историками за какие-то исторические "источники".
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
Похоже историки переписали эту Ясну арийскую на Ясу монгольского Тэмуджина-Чингизхана,
“ЯСНА” (пехл.). Третий раздел первой из двух частей “Авесты”, священного писания зороастрийцев-парсов. “Ясна” составлена из литаний того же рода, как и “Висперад” (вторая часть), и из пяти гимнов, или гат. Эти гаты являются древнейшими фрагментами зороастрийской литературы, какие известны парсам, так как они написаны на “особом диалекте, более старом, чем обычный язык “Авесты” (Дармстетер). (См. Зенд).
“ЯСНА” (пехл.). Третий раздел первой из двух частей “Авесты”, священного писания зороастрийцев-парсов. “Ясна” составлена из литаний того же рода, как и “Висперад” (вторая часть), и из пяти гимнов, или гат. Эти гаты являются древнейшими фрагментами зороастрийской литературы, какие известны парсам, так как они написаны на “особом диалекте, более старом, чем обычный язык “Авесты” (Дармстетер). (См. Зенд).
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 ноя 2022, 15:08
- Поблагодарили: 2 раза
Великая Яса Чингизхана
А подлинники описанных вами документов имеются? Или мы , как обычно имеем дело с позднейшими "Копиями"?
-
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 278 раз
- Поблагодарили: 152 раза
Великая Яса Чингизхана
Ну, наконец-то нашёл я Ясса Чинизхана!
Как и следовало ожидать не в монгольском языке, но в санскрите
Ясса = слава.
2. /yaśas/ n.
1) уважение
2) слава
3) красота
https://learnsanskrit.ru/
В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal»
Как и следовало ожидать не в монгольском языке, но в санскрите
Ясса = слава.
2. /yaśas/ n.
1) уважение
2) слава
3) красота
https://learnsanskrit.ru/
В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal»
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 31 янв 2024, 02:27
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 37 раз
Великая Яса Чингизхана
Как-то подозрительно и в Темучине и в Чингисхане проступает слово Чина, т.е. современный Китай.Воля писал(а): ↑04 ноя 2022, 13:41 Похоже историки переписали эту Ясну арийскую на Ясу монгольского Тэмуджина-Чингизхана,
“ЯСНА” (пехл.). Третий раздел первой из двух частей “Авесты”, священного писания зороастрийцев-парсов. “Ясна” составлена из литаний того же рода, как и “Висперад” (вторая часть), и из пяти гимнов, или гат. Эти гаты являются древнейшими фрагментами зороастрийской литературы, какие известны парсам, так как они написаны на “особом диалекте, более старом, чем обычный язык “Авесты” (Дармстетер). (См. Зенд).
Если "тьма"="фема", то Темучин=наместник Китая (причём именно наместник/управляющий, но не монарх). Но наместник не может быть сам по себе - он всегда от кого-то.
А вот Чингисхан - это уже хан Чины, то есть уже монарх.
Возможно переименование Темучина в Чингисхана - это всего лишь свидетельство успешного сепаратиского восстания или результата распада метрополии.
Если это так, то слово фема намекает либо на Византию, либо на миссионеров из Византии.
Ну а к 1204 году юриспруденция была в достаточной степени развита - логично предположить, что именно крах Ромеи под ударом латинян, создал в бывших фемах метрополии немало внезапно ставших независимыми государей-"великих завоевателей" на бумаге, ибо убери упоминание о метрополии и другого объяснения появлению "ниоткуда" нового государства и не будет, кроме завоевания.