Карл III Толстый и эпоха Ивана Грозного

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 47 раз

Карл III Толстый и эпоха Ивана Грозного

#1

Сообщение Markgraf99- »

Цитата по википедии:
//Низложение и смерть Карла III Толстого
К концу 887 года у Карла III Толстого испортились отношения со своим ближайшим окружением. Он обвинил свою супругу Рихарду Швабскую в прелюбодеянии со своим канцлером Лиутвардом, епископом Верчелли. Тот бежал к Арнульфу Каринтийскому, побуждая его начать войну с Карлом, который на место Лиутварда утвердил архиепископа Майнцкого Лиутберта. Рихарда же потребовала проведения «Божьего суда», заявляя, что, несмотря на годы брака, всё ещё остаётся девственной и, следовательно, обвинение против неё ложно. Согласно легенде, она успешно перенесла испытание огнём (с обнажёнными ногами и одетая в рубашку, покрытую воском, она пересекает пламя без каких-либо ожогов). Несмотря на все заявления Рихарды, проведённый по требованию Карла III генеральный сейм утвердил развод, а она удалилась к монашеской жизни.
В том же году родственница Карла III Толстого Ирменгарда Итальянская (дочь короля Италии Людовика II), некогда с ним воевавшая, обратилась к императору за защитой для своего сына Людовика Слепого. Карл принял того как своего собственного сына и взял его вместе с матерью под защиту. Император даже намеревался сделать Людовика наследником, так как все его попытки легитимизировать своего внебрачного сына Бернарда окончились неудачей[4][5].
Резкое недовольство политическим курсом Карла III Толстого, всячески пренебрегавшего интересами Восточно-франкского королевства, вылилось в открытое выступление знати против короля. 11 ноября 887 года во Франкфурте было созвано собрание, на котором в итоге Карл III был лишен короны. Формальным поводом к этой акции явилось обвинение короля в физической немощи и неспособности управлять государством: Карл с юных лет страдал эпилепсией и атеросклерозом. Вместо него на трон Восточно-франкского королевства был посажен его племянник Арнульф (маркграф Каринтии, сын Карломана Баварского), поднявший восстание против Карла и выступивший с баварско-славянским войском.
Карл III Толстый попросил сохранить за ним некоторые владения в Швабии, где и умер в Нейдингене 13 января 888 года после крайне неумело проведенной операции по трепанации черепа. Похоронен в монастыре Райхенау. После него Франкская империя перестала существовать как единое государственное образование, и уже никогда не была восстановлена в тех пределах, в каких была при Карле Великом.// Карл III Толстый

Здесь возможно проглядывают события "истории Есфири-Елены": на фоне проблемы с наследником отстранение первой супруги Рихарды, удаление её в монастырь (например, соответств. Василий III разводится с Соломонией Сабуровой и - вопреки её воле? - удаляет в монастырь) и приближение к себе некой Ирменгарды Итальянской (например, вторая жена Ивана III Софья Палеолог - тоже жила в Италии). Вместо Бернарда Карл избирает наследником Людовика Слепого (как Иван Грозный вместо Ивана Молодого избирает Дмитрия Внука).
Испытание огнем Рихарды возможно имеет соответствие испытания огнем в книге Даниила? Кстати там же и история Сусанны-Эсфири, обвинение в прелюбодеянии.
Кстати, в "Фульдских анналах" (в версии, враждебной к Карлу) за 882 год (осада Асселя) Карл сравнивается с библейским Ахавом (Василий III?), послушавшем лжепророков (3 Царств 20:26-43) - Лиутварда и Вигберта. В тех же анналах за 887 год Лиутвард назван Аманом из книги Есфири или даже превзошедшим его по влиянию при Карле.

Лиутвард (епископ Верчелли) Архиканцлер Карла III Толстого
//...Влияние Лиутварда на Карла Толстого было так велико, что современные историки называют епископа Верчелли фактическим правителем империи при малоспособном к ведению дел в государстве Карле Толстом[5][6][7][8][10].
...В «Майнцском продолжении „Фульдских анналов“» содержатся и другие обвинения против Лиутварда. В том числе, сообщение о приверженности архиканцлера к ереси: якобы тот отрицал единую природу Иисуса Христа...
...В некрологе из Райхенауского монастыря сообщается, что Лиутвард скончался в Верчелли, 24 июня 900 или 901 года погибнув во время одного из набегов венгров//

Ересь Лиутварда - возможно ересь жидовствующих при Грозном. (Если Лиутвард - Аман, то Мордехай - Лиутберт?) "Венгры" - возможно те же гунны, монголо-татары, т.е. войска Руси-Орды (куда могли входить и венгры).
Потеря рассудка Карлом в конце жизни - безумие Грозного = короля Лира?

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Re ... l?id=12529 РЕГИНОН ПРЮМСКИЙ- ХРОНИКА- ПУБЛИКАЦИЯ 1864 Г.- ЧАСТЬ 2
//...После этих событий Карл начал обнаруживать телесные и душевные недуги..Когда вельможи империи увидели, что его оставили не только физические силы, но и рассудок, они вручили, по собственному побуждению, управление империею Арнульфу, сыну Карломана (Карломан был брат Карла III Толстого, и Арнульф был его побочный сын, которому он дал в управление Каринтию); вследствие такого внезапного заговора, все отложились от императора, так что через три дня не осталось при нем почти никого, кто мог бы исполнять обыкновенные обязанности, предписываемые человеколюбием. Даже стол и напитки доставлялись ему на счет Лиудберта, епископа (майнцского). Это было событие, достойное глубоких размышлений, и поразительное для всякого, кто наблюдает за превратностью человеческой судьбы. В самом деле, прежде благоприятное стечение обстоятельств соединило во власти Карла столь многия и столь великие королевства, без всякого труда, без поту и без тяжелой борьбы, так что после Карла Великого не было ни одного франкского короля, который мог бы сравниться с ним в величии, могуществ и богатств; и вдруг теперь несчастный рок отнимает у него позорным образом все, что дало ему счастие, и что, благоприятствуемый обстоятельствами, он достославно соединил; как будто судьба желала на нем показать непрочность всего человеческого. Обратившись из императора в нищего, Карл послал к Арнульфу слезно просить, так как он в своем отчаянном положении думает не об императорском сане, а о ежедневном пропитании, дать ему столько средств, сколько необходимо для настоящей жизни; вместе с тем он отправил своего сына Бернарда, прижитого им с наложницею, предложить Арнульфу подарки и уверить его в своем повиновении. Жалко было [223] видеть, как богатейший император лишился не только утехи счастия, но даже терпел недостаток в удовлетворении последних потребностей. Король Арнульф дал ему для содержания несколько поместий в Алеманнии, а сам, устроив счастливо дела франков, возвратился в Баварию.//

Неудачная трепанация черепа Карла - возможно отражение ранения Василия III на охоте, Ахава, Генриха II на турнире. Последний был ранен в область глаза или надбровья, т.е. головы (в консилиуме участвовали придворные медики Андрей Везалий и Амбруаз Паре, сохранилась гравюра, изображающая их у постели Генриха). (Три года спустя Везалий вновь был вызван на консультацию по схожему поводу к испанскому принцу Дону Карлосу, упавшему с лестницы в погоне за дворовой девкой. Везалий настаивал на трепанации, но не нашел поддержки у других придворных врачей. Находившийся при смерти принц остался жив. Выздоровление было приписано мощам францисканского монаха Диего де Алкала, который был вскоре канонизирован. События отразились в опере Верди "Дон Карлос", где якобы ненавидимый отцом, Филиппом Вторым, принц падает с лошади.)
Несколькими годами ранее на охоте был ранен другой представитель Каролингов Карломан II: "Юный король погиб от несчастного случая на охоте. В тот момент, когда король хотел заколоть кабана, один из сопровождавших его, желая помочь ему, случайно ранил Карломана в голень. Получив рану, король прожил ещё семь дней, но скончался 6 декабря 884 года в возрасте 18 лет."

//Об амбициях Эрменгарды и ее окружения свидетельствует любопытный документ, известный ученым под названием «Видение Карла Толстого» (Visio Caroli Crassi). В нем рассказывается о путешествии души Карла Толстого в загробный мир, где он увидел, как его предки и их недобросовестные советники претерпевали муки чистилища ада, а затем повстречал в раю Лотаря I и Людовика II. Первый поведал ему о его скорой кончине, а второй приказал передать империю его внуку: «Римскую империю, которой ты управлял, по праву наследства должен получить Людовик, сын моей дочери». Свое пропагандистское сочинение автор завершил безапелляционным заявлением: «Пусть все знают, что, хотят они того или нет, согласно предназначению Божиему, в его руки попадет вся Римская империя»[6].// (Фазоли Д. Короли Италии (888–962 гг.). СПб. Евразия 2007)

Видение Карла в пересказе на англ. у Вильяма Мальмсберийского, стр. 102-105:

https://archive.org/details/williamofma ... 2/mode/2up William of Malmesbury's Chronicle of the kings of England. From the earliest period to the reign of King Stephen
A.D. 885. Charles's vision
..In his hand he held a clue of thread emitting a beam of purest light, such as comets shed when they appear.. - возможно не случайно речь о комете (перед смертью Ивана Грозного?)

Видение возможно повлияло на Данте, где он повествует о наказании тиранов (Ад, XII, 100–126)

Visio Karoli Grossi

Кстати, существует и Видение Карла Великого, где сюжет частично напоминает историю с Валтасаром (Иваном Грозным) книги Даниила. Карл видит меч (комета?), на лезвии которого написаны четыре слова, которые он с советниками пытается расшифровать.

Visio Karoli Magni

Прозвища обоих Карлов похожи: Карл Толстый (нем. Karl der Dicke, фр. Charles le Gros, лат. C. Crassus) и Карл Великий (нем. Karl der Grosse).

Арнульф Каринтийский, преемник Карла, был в марте месяце отравлен по наущению женщины во время итальянского похода, по Лиутпранду Кремонскому (Ливонская война Ивана Грозного?)

https://www.vostlit.info/Texts/rus/Liut ... etext1.htm ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ- КНИГА ВОЗДАЯНИЯ (АНТАПОДОСИС)- ПЕРЕВОД 2005-2012 ГГ.- КНИГА I
XXXII.

Лиутпранд пишет о его злодействах (Грозный?):

XXXIII. Я верю, что короля Арнульфа такого рода несчастье поразило по справедливому приговору сурового судьи. Ведь пока успех всюду сопутствовал его власти, он всё приписывал своей доблести, не оказывая должного почёта всемогущему Богу. Служителей Божьих тащили в оковах, дев, посвящённых [Ему], насиловали, а замужних бесчестили. Церкви не могли быть убежищем для спасающихся бегством. Ведь в них устраивались пиры и оргии, совершались непристойные деяния и пелись неприличные песни 92. Даже женщины в них, – о ужас! – открыто предавались разврату.

Смерть Арнульфа возможно схожа со смертью Василия III или Ивана IV:

XXXVI. Прибыв на родину, он скончался от позорнейшей болезни. До крайности замученный малыми червями, которых называют «pedunculos» 98, он испустил дух. Говорят, что названные черви размножались так быстро 99, что никакие медицинские средства не могли их истребить. То ли за столь тяжкое преступление, – за то, что выпустил венгров, – он, по словам пророка, был «стёрт сугубым сокрушением» 100,

XIII. Между тем, Арнульф 50, храбрейший король из живущих под Большой Медведицей народов, не сумев победить храбро сопротивлявшегося ему Центебальда 51, князя Моравии, о котором мы упоминали выше, разрушил, к сожалению, те неодолимые преграды, – которые народ, как мы уже говорили, называет «клузы» 52, – и призвал народ венгров, – алчный, свирепый, не знающий всемогущего Бога, но весьма сведущий в разного рода преступлениях и ненасытный в убийстве и грабеже, – к себе на помощь; если только можно назвать помощью то, что вскоре после его смерти обернулось тяжким бедствием, скорее даже погибелью как для его народа, так и для прочих живущих на юге и западе наций. Что же произошло? Центебальд был побеждён, подчинён, стал платить дань; но не только. О, слепая жажда власти короля Арнульфа! О, несчастливый и горький день! Низложение одного человечка обернулось отчаянием для всей Европы. Сколь много женщин стало вдовами, отцов лишилось детей, дев было обесчещено, священников и людей Божьих взято в плен, церквей разрушено, а населённых земель опустошено из-за тебя, слепое честолюбие! ..

Лиутпранд пишет (гл. 9-10), что император Михаил лишился на время здравого рассудка, и Василий, убив царя, сам стал императором, после чего совершил епитимью. Не отголоски ли и здесь событий эпохи Грозного? Василий - македонянин (здесь соответствие с "античными" македонцами, т.е. османами?). В гл. 11-12 Лиутпранд пишет о приключениях Льва VI Мудрого, напоминающих забавы или проверки подданных халифа Гаруна аль-Рашида (Соломон-Сулейман Великолепный? и Иван Грозный?). И Нерон (Иван Грозный) тоже переодевался в простолюдина и разгуливал по городу и его тоже однажды избили.
Ответить