Хайдар и история Казахстана.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Итак, смотрим
ХАЙДАР, МИРЗА МУХАММАД
Тарих-и Рашиди
Историки Казахстана считают этого автора и его историю основной и основополагающей для истории казахов и Казахстана:
«Та'рих-и Рашиди» — один из основных первоисточников по истории казахского народа. Начиная со времени В. В. Вельяминова-Зернова, почти полностью привлекшего в своем исследовании известия «Та'рих-и Рашиди» о казахах 7, ни один исследователь истории казахского народа не проходит мимо этого сочинения.
https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Ta ... ml?id=1641
Но как обычно это бывает, в том числе и с казахскими историками, все его цитируют причём очень выборочно, и кроме подходящих для истории казахов цитат на самом деле никто или мало кто его читал полностью!
Посему я выпишу те важные цитаты, которые казахи не замечают и не видят у него!
Иногда, правда без комментариев и выражения чувств не смогу обойтись!
ХАЙДАР, МИРЗА МУХАММАД
Тарих-и Рашиди
Историки Казахстана считают этого автора и его историю основной и основополагающей для истории казахов и Казахстана:
«Та'рих-и Рашиди» — один из основных первоисточников по истории казахского народа. Начиная со времени В. В. Вельяминова-Зернова, почти полностью привлекшего в своем исследовании известия «Та'рих-и Рашиди» о казахах 7, ни один исследователь истории казахского народа не проходит мимо этого сочинения.
https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Ta ... ml?id=1641
Но как обычно это бывает, в том числе и с казахскими историками, все его цитируют причём очень выборочно, и кроме подходящих для истории казахов цитат на самом деле никто или мало кто его читал полностью!
Посему я выпишу те важные цитаты, которые казахи не замечают и не видят у него!
Иногда, правда без комментариев и выражения чувств не смогу обойтись!
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Начнём с общих сведений:
Первый перевод на русский язык
Напечатано: "Средне-Азиатский вестник", июль. 1896. стр. 54-56пер. В. В. Бартольда
Текст воспроизведен по изданию: Кафиристан в XVI в. // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973
https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Ta ... l?id=10651
Правда по тексту этого отрывка не понятно, а зачем Бартольд это сделал!
Тут пожалуй самый примечательный тот факт, что Хайдар назвал эту страну - Страной неверных! то есть не мусульман и ещё в 16 веке!
МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАРТА'РИХ-И РАШИДИ
КАФИРИСТАН В XVI в.
Автор происходил из владетельного дома, управлявшего в XIV и XV вв. Восточным Туркестаном и частью Семиречья к югу от Иссык-Куля. Сам Мухаммед-Хайдер, родившийся в 905/1499-1500 г.
- То есть, если предки казахов жили в Восточном Туркестане в 16 веке, то они ещё не приняли ислам в 16 веке!
Название страны, в которой жил и служил автор и его предки: Могулистан ( напомню у Рашид-ад-Дина Могулистан в 13 веке - это Иран - Персия), в которой жили могулы ( не путать с Монголией и монголами!), Кашгар, Чагатай!
Первый перевод на русский язык
Напечатано: "Средне-Азиатский вестник", июль. 1896. стр. 54-56пер. В. В. Бартольда
Текст воспроизведен по изданию: Кафиристан в XVI в. // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973
https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Ta ... l?id=10651
Правда по тексту этого отрывка не понятно, а зачем Бартольд это сделал!
Тут пожалуй самый примечательный тот факт, что Хайдар назвал эту страну - Страной неверных! то есть не мусульман и ещё в 16 веке!
МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАРТА'РИХ-И РАШИДИ
КАФИРИСТАН В XVI в.
Автор происходил из владетельного дома, управлявшего в XIV и XV вв. Восточным Туркестаном и частью Семиречья к югу от Иссык-Куля. Сам Мухаммед-Хайдер, родившийся в 905/1499-1500 г.
- То есть, если предки казахов жили в Восточном Туркестане в 16 веке, то они ещё не приняли ислам в 16 веке!
Название страны, в которой жил и служил автор и его предки: Могулистан ( напомню у Рашид-ад-Дина Могулистан в 13 веке - это Иран - Персия), в которой жили могулы ( не путать с Монголией и монголами!), Кашгар, Чагатай!
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Предки его..... были наследственными владетелями и правителями Кашгарии.
Среди этих предков автора «Та'рих-и Рашиди» несколько человек играли большую роль в истории Могулистана и Восточного Туркестана: Уртубу являлся тем лицом, которому, по утверждению Мирза Хайдара, монгольскими ханами была пожалована Кашгария (Манглай-Субе); Пуладчи посадил на трон Могулистана Туглук-Тимур-хана (умер в 1362 г.); Худайдад был улусбеги в могульском улусе, посадил на трон шесть могульских ханов; Эмир Саййид Али, прославленный полководец Вайс-хана (убит в 1428 г.), изгнал из Кашгара [186] наместника Улугбека и в течение длительного времени правил значительной частью Кашгарии.
- странное имя казахское Вайс, как минимум редкое!
Вайс ( нем. Weiss / Weiß, идиш װײַס — белый) — немецкая и еврейская фамилия, а также топоним.
Значение — белый.
Vice - также Вице-, например Вице-Президент
Дед Мирза Хайдара, Мухаммад Хайдар-мирза, правил в Кашгаре, но в 1480 г. изгнан
Султан Махмуд-хана в Ура-Тюбе и долгое время находился при нем в Ташкенте. Когда узбеки завоевали Ташкент,
- Упс! Как интересно, надо поискать и посмотреть про город Ташкент до его завоевания узбеками!!!???
Предки Мирза Хайдара пользовались потомственными привилегиями, пожалованными им первыми Чагатаидами; они были тарханами.
Источниками для написания «Та'рих-и Рашиди» послужили прежде всего устные предания, бытовавшие среди могулов.
Мирза Мухаммад Хайдар доглат в основном говорит о казахах [191] на южных рубежах современного Казахстана и почти ничего не знает о них в Дашт-и Кипчаке.
- ну, надо же, какая незадача, а казахи так любят говорить о кыпчаках и Даштэи-Кыпчак, о степи от Алтая до Венгрии...
Среди этих предков автора «Та'рих-и Рашиди» несколько человек играли большую роль в истории Могулистана и Восточного Туркестана: Уртубу являлся тем лицом, которому, по утверждению Мирза Хайдара, монгольскими ханами была пожалована Кашгария (Манглай-Субе); Пуладчи посадил на трон Могулистана Туглук-Тимур-хана (умер в 1362 г.); Худайдад был улусбеги в могульском улусе, посадил на трон шесть могульских ханов; Эмир Саййид Али, прославленный полководец Вайс-хана (убит в 1428 г.), изгнал из Кашгара [186] наместника Улугбека и в течение длительного времени правил значительной частью Кашгарии.
- странное имя казахское Вайс, как минимум редкое!
Вайс ( нем. Weiss / Weiß, идиш װײַס — белый) — немецкая и еврейская фамилия, а также топоним.
Значение — белый.
Vice - также Вице-, например Вице-Президент
Дед Мирза Хайдара, Мухаммад Хайдар-мирза, правил в Кашгаре, но в 1480 г. изгнан
Султан Махмуд-хана в Ура-Тюбе и долгое время находился при нем в Ташкенте. Когда узбеки завоевали Ташкент,
- Упс! Как интересно, надо поискать и посмотреть про город Ташкент до его завоевания узбеками!!!???
Предки Мирза Хайдара пользовались потомственными привилегиями, пожалованными им первыми Чагатаидами; они были тарханами.
Источниками для написания «Та'рих-и Рашиди» послужили прежде всего устные предания, бытовавшие среди могулов.
Мирза Мухаммад Хайдар доглат в основном говорит о казахах [191] на южных рубежах современного Казахстана и почти ничего не знает о них в Дашт-и Кипчаке.
- ну, надо же, какая незадача, а казахи так любят говорить о кыпчаках и Даштэи-Кыпчак, о степи от Алтая до Венгрии...
-
- Администратор
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 30 дек 2003, 17:32
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Хайдар и история Казахстана.
Воля, выделяйте цитаты тегом цитирования (кнопка с кавычками)
иначе не понятно, где цитата, где Ваши комментарии
Код: Выделить всё
[quote][/quote]
audiatur et altera pars
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Вопрос языка текста истории:
- оригинал был написан на персидском языке, что подтверждают все издатели и переводчики:
"Сочинение Мухаммед-Хайдера недавно было переведено на английский язык (Главу о Кафиристане см. Мухаммед-Хайдер, 384-386), мы пользовались этим переводом и сличили его с персидским подлинником по рукописи Азиатского музея Академии наук, аа 568а (л. 205),"
и
"Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси."
- оригинал был написан на персидском языке, что подтверждают все издатели и переводчики:
"Сочинение Мухаммед-Хайдера недавно было переведено на английский язык (Главу о Кафиристане см. Мухаммед-Хайдер, 384-386), мы пользовались этим переводом и сличили его с персидским подлинником по рукописи Азиатского музея Академии наук, аа 568а (л. 205),"
и
"Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси."
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Поскольку о переводе Бартольда сказано выше, смотрим перевод 1969 года:
(пер. Н. Н. Мингулова и К. А. Пищулиной)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969
www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Ras ... metext.htm
"Когда Вайс-хан...
Он кочевал по казацкому обычаю (бе расм-и казаки)..."
- здесь ясно написано: казаки и казацкий, а не казахский обычай!
"...он ушел оттуда в Туркестан. В то время в Туркестане был хакимом Эмир Шайх Hyp ад-Дин, сын Эмир Сар-Буга-йи кипчака 5, одного из великих эмиров Эмира Тимура. [Вайс-хан] ушел к нему."
- и вот этот Вайс ушёл к кыпчаку, который служил Тимуру, а потом ушёл к Рускому князю - Урус-хану, потом и от него бежал опять в Могулистан!
Шибко быстро бегал, видать!
"5. Сар-Буга-йи кипчак. — В 1375 г. он вместе с 'Адил-Шахом джалаири, Илчи-Бугой и др. был послан Тимуром против могульских войск Камар ад-Дина. Однако они, опираясь на свои племена, джалаиров и кипчаков, осадили Самарканд, но были разгромлены сыном Тимура Джахангиром, после чего бежали в Дашт-и Кипчак, где нашли защиту у Урус-хана. Спустя некоторое время Сар-Буга-йи кипчак и 'Адил-Шах джалаири бежали от Урус-хана б Могулистан к Камар ад-Дину. (The Tarikh-i Rashidi, pp. 44-45).
Когда очередь на ханство дошла до Вайс-хана, он стал ханом. По натуре [своей] он был чрезвычайно ревностным мусульманином, ... Запретив [своим] людям совершать набеги на мусульман, [Вайс-] хан ополчился на неверие калмаков и постоянно 10 вел борьбу с теми кафирами. Несмотря на то, что большей частью он терпел от них поражения, он не прекращал вести против них священную войну (джихад)."
- итак, в Могулистане жили кафиры!
- так чем прославился Вайс-хан?
"Дважды ( или трижды) он попадал в руки тех неверных.
... по слухам известно, что хан сражался с калмаками шестьдесят один раз, но только один раз он одержал победу, в остальных же случаях он обращался в бегство."
(пер. Н. Н. Мингулова и К. А. Пищулиной)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969
www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Ras ... metext.htm
"Когда Вайс-хан...
Он кочевал по казацкому обычаю (бе расм-и казаки)..."
- здесь ясно написано: казаки и казацкий, а не казахский обычай!
"...он ушел оттуда в Туркестан. В то время в Туркестане был хакимом Эмир Шайх Hyp ад-Дин, сын Эмир Сар-Буга-йи кипчака 5, одного из великих эмиров Эмира Тимура. [Вайс-хан] ушел к нему."
- и вот этот Вайс ушёл к кыпчаку, который служил Тимуру, а потом ушёл к Рускому князю - Урус-хану, потом и от него бежал опять в Могулистан!
Шибко быстро бегал, видать!
"5. Сар-Буга-йи кипчак. — В 1375 г. он вместе с 'Адил-Шахом джалаири, Илчи-Бугой и др. был послан Тимуром против могульских войск Камар ад-Дина. Однако они, опираясь на свои племена, джалаиров и кипчаков, осадили Самарканд, но были разгромлены сыном Тимура Джахангиром, после чего бежали в Дашт-и Кипчак, где нашли защиту у Урус-хана. Спустя некоторое время Сар-Буга-йи кипчак и 'Адил-Шах джалаири бежали от Урус-хана б Могулистан к Камар ад-Дину. (The Tarikh-i Rashidi, pp. 44-45).
Когда очередь на ханство дошла до Вайс-хана, он стал ханом. По натуре [своей] он был чрезвычайно ревностным мусульманином, ... Запретив [своим] людям совершать набеги на мусульман, [Вайс-] хан ополчился на неверие калмаков и постоянно 10 вел борьбу с теми кафирами. Несмотря на то, что большей частью он терпел от них поражения, он не прекращал вести против них священную войну (джихад)."
- итак, в Могулистане жили кафиры!
- так чем прославился Вайс-хан?
"Дважды ( или трижды) он попадал в руки тех неверных.
... по слухам известно, что хан сражался с калмаками шестьдесят один раз, но только один раз он одержал победу, в остальных же случаях он обращался в бегство."
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Следующий хан
"17. Исан-Буга-хан — младший сын Вайс-хана, могульский хан в 1429-1462 гг."
Тоже как-то так себе прославился:
"[Исан-Буга-] хан ввиду своей молодости и несовершеннолетия относился с пренебрежением к эмирам. Он выбрал себе в наибы некоего Тимура из племени турфанских уйгуров и в покровительстве ему преступил границы умеренности. Эмиры не стерпели его возвышения и пренебрежения к себе. Однажды во время собрания у хана дерзновенной рукой они изрубили на куски Тимура и тотчас же сами рассеялись. Хан чрезвычайно перепугался и тоже бежал.
Султан Абу-Са'ид-мирза стал в то время правителем Мавераннахра 30. Он преследовал [Исан-Буга]-хана, пока не настиг его в Йанги, который в исторических книгах называется Тараз 31. Могулы бежали, не приняв боя. Мирза Абу-Са'ид возвратился назад, в свою страну 32.
|46а| ...Каждый из могульских эмиров, что отделились от [Исан-|70| Буга-] хана, построил себе крепость. Все они не повиновались хану надлежащим образом. Хан тоже не противодействовал им, надеясь, что, может быть, они снова вернутся к нему."
"17. Исан-Буга-хан — младший сын Вайс-хана, могульский хан в 1429-1462 гг."
Тоже как-то так себе прославился:
"[Исан-Буга-] хан ввиду своей молодости и несовершеннолетия относился с пренебрежением к эмирам. Он выбрал себе в наибы некоего Тимура из племени турфанских уйгуров и в покровительстве ему преступил границы умеренности. Эмиры не стерпели его возвышения и пренебрежения к себе. Однажды во время собрания у хана дерзновенной рукой они изрубили на куски Тимура и тотчас же сами рассеялись. Хан чрезвычайно перепугался и тоже бежал.
Султан Абу-Са'ид-мирза стал в то время правителем Мавераннахра 30. Он преследовал [Исан-Буга]-хана, пока не настиг его в Йанги, который в исторических книгах называется Тараз 31. Могулы бежали, не приняв боя. Мирза Абу-Са'ид возвратился назад, в свою страну 32.
|46а| ...Каждый из могульских эмиров, что отделились от [Исан-|70| Буга-] хана, построил себе крепость. Все они не повиновались хану надлежащим образом. Хан тоже не противодействовал им, надеясь, что, может быть, они снова вернутся к нему."
-
- Администратор
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 30 дек 2003, 17:32
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Хайдар и история Казахстана.
Вы меня не поняли. Когда пишете пост, нужно использовать спец. теги. Ознакомьтесь с инструкцией тут.
Например, одно из Ваших сообщений выше (#5) должно выглядеть так, когда Вы его пишете -
Код: Выделить всё
Вопрос языка текста истории:
- оригинал был написан на персидском языке, что подтверждают все издатели и переводчики:
[quote] Сочинение Мухаммед-Хайдера недавно было переведено на английский язык
(Главу о Кафиристане см. Мухаммед-Хайдер, 384-386), мы пользовались этим переводом
и сличили его с персидским подлинником по рукописи Азиатского музея Академии наук,
аа 568а (л. 205), [/quote]
и
[quote]Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси.[/quote]
================================
Вопрос языка текста истории:
- оригинал был написан на персидском языке, что подтверждают все издатели и переводчики:
иСочинение Мухаммед-Хайдера недавно было переведено на английский язык (Главу о Кафиристане см. Мухаммед-Хайдер, 384-386), мы пользовались этим переводом и сличили его с персидским подлинником по рукописи Азиатского музея Академии наук, аа 568а (л. 205),
Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси.
audiatur et altera pars
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
Я Ваше предложение понял, просто пока не освоил исполнение технически, посему и исполнил традиционным способом!
Может, потерпите традицонные кавычки!?
Может, потерпите традицонные кавычки!?
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
"В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан."
- ну, какой же казах не знает Абулхаир хана!? его даже википедия знает!
- "Абулхаир хан, Абулхайыр, Абулхайыр Мухаммед Казы бахадур хан (каз. Әбілқайыр Мұхаммед Қазы бахадүр хан; 1693—1748) — хан Младшего жуза (1718—1748). От него берёт начало княжеская фамилия Чингисов."
- но уважаемая википедия рекомендует и даже предупреждает:
- "Не следует путать (Абу-л-хайр) с казахским ханом Абулхаир ханом Абу-л-Хайр 1-й Хан Узбекского ханства 1428 — 1468"
- Но, тут мудрено их не перепутать, ведь во времена Хайдара в 16 веке персы не писали чёрточки-тире в именах! не знали такого знака!
- Итак, мы имеем в истории Казахстана два, как минимум великих хана Абулхаир, один в 15 веке, другой - в 18 веке, при это именно последний был назван Могучий - Чингиз и стал основателем рода чингизидов!
"Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши 33, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек."
- и тут наверно не следует путать этого Джанибек-хана 15 века с общеизвестным Джанибеком из 14 века!
"Джанибе́к — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1342−1357), третий сын Узбек-хана."
Потому что, как же мог хан узбекский 15 века гонять по степи хана монгольского 14 века по узбекскому улусу, хотя и от папы Узбека!!!???
а тем более хан казахский 18 века!!! даже будь он хоть основатель рода Чингизидов!!!
- ну, какой же казах не знает Абулхаир хана!? его даже википедия знает!
- "Абулхаир хан, Абулхайыр, Абулхайыр Мухаммед Казы бахадур хан (каз. Әбілқайыр Мұхаммед Қазы бахадүр хан; 1693—1748) — хан Младшего жуза (1718—1748). От него берёт начало княжеская фамилия Чингисов."
- но уважаемая википедия рекомендует и даже предупреждает:
- "Не следует путать (Абу-л-хайр) с казахским ханом Абулхаир ханом Абу-л-Хайр 1-й Хан Узбекского ханства 1428 — 1468"
- Но, тут мудрено их не перепутать, ведь во времена Хайдара в 16 веке персы не писали чёрточки-тире в именах! не знали такого знака!
- Итак, мы имеем в истории Казахстана два, как минимум великих хана Абулхаир, один в 15 веке, другой - в 18 веке, при это именно последний был назван Могучий - Чингиз и стал основателем рода чингизидов!
"Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши 33, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек."
- и тут наверно не следует путать этого Джанибек-хана 15 века с общеизвестным Джанибеком из 14 века!
"Джанибе́к — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1342−1357), третий сын Узбек-хана."
Потому что, как же мог хан узбекский 15 века гонять по степи хана монгольского 14 века по узбекскому улусу, хотя и от папы Узбека!!!???
а тем более хан казахский 18 века!!! даже будь он хоть основатель рода Чингизидов!!!
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
И тут дальше нас ждут два самых великих перла (жемчужины!) казахской истории!
Внимание! Готовы!?
Перл первый:
"За ними утвердилось название узбеки-казахи (узбак-казак)."
Перл второй:
"Начало правления казахских султанов — с восемьсот семидесятого года 34, а Аллах лучше знает."
- до того как стать кайсак-киргизами, казахи звались узбеки-казахи!
- если бы меня, как переводчика спросили, как бы я перевёл:
kazaks - ouzbeks ?
Как узбеки - казахи или как казаки (хана) Узбека (Азбяка, Узбака)?
то я бы выбрал "казаков Азбяка", потому что казахи-узбеки - это просто нонсенс! такой же впрочем, как и татаро-монголы! Такого народа не было и быть не может!
Итак, первый казахский хан был:
"34. 870 г. х. — 1465/1466 г. н. э."
- Таким образом Хайдар не подтверждает и опровергает существование казахской государственности до середины 15 века!!! У них не то, чтобы государства, у них своих султанов не было!
- конечно, можно педантично напомнить, что титул султан - это мусульманский титул, титул исламских государей, но тогда значит, что и ислам был принят казахами только в середине 15 века! Но тогда вышеуказанный Вайс-хан воевавший с кафирами всю жизнь или не был казахом, или не был государём ислама!
- Тут автор сделал скачок на 70 почти и перескочил
"35. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э."
"В продолжение времени до девятьсот сорокового года 35 казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он."
- тут мне кажется какая-то насмешка или нестыковка про Джучи-хана, поскольку Джучи-хан умер на охоте даже раньше отца легендарного Темуджина, и соотвественно никакого улуса в наследство от отца получить не мог, либо это какой-то другой Джучи-хан!?
"Во времена этого Тахир-хана 36 казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш 37. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. /46б/"
- ух, ты! То армия была милионная, а то всего 20 тысяч! Два тумена!???
"После девятьсот сорокового года 38 его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли 39."
- Ну, вот, собственно и вся история казахов! Они кончились согласно Хайдару в
"38. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э. !!!
39. ...и казахи совершенно исчезли — в тексте ***."
- Заявление не соответствует действительности; по-видимому, вызвано отсутствием дальнейшей информации о казахах.
- То есть, Хайдар больше о казахах ничего не знал, не слышал и не написал!!!
Что называется, переводчик-редактор выкрутился, как смог!
Внимание! Готовы!?
Перл первый:
"За ними утвердилось название узбеки-казахи (узбак-казак)."
Перл второй:
"Начало правления казахских султанов — с восемьсот семидесятого года 34, а Аллах лучше знает."
- до того как стать кайсак-киргизами, казахи звались узбеки-казахи!
- если бы меня, как переводчика спросили, как бы я перевёл:
kazaks - ouzbeks ?
Как узбеки - казахи или как казаки (хана) Узбека (Азбяка, Узбака)?
то я бы выбрал "казаков Азбяка", потому что казахи-узбеки - это просто нонсенс! такой же впрочем, как и татаро-монголы! Такого народа не было и быть не может!
Итак, первый казахский хан был:
"34. 870 г. х. — 1465/1466 г. н. э."
- Таким образом Хайдар не подтверждает и опровергает существование казахской государственности до середины 15 века!!! У них не то, чтобы государства, у них своих султанов не было!
- конечно, можно педантично напомнить, что титул султан - это мусульманский титул, титул исламских государей, но тогда значит, что и ислам был принят казахами только в середине 15 века! Но тогда вышеуказанный Вайс-хан воевавший с кафирами всю жизнь или не был казахом, или не был государём ислама!
- Тут автор сделал скачок на 70 почти и перескочил
"35. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э."
"В продолжение времени до девятьсот сорокового года 35 казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он."
- тут мне кажется какая-то насмешка или нестыковка про Джучи-хана, поскольку Джучи-хан умер на охоте даже раньше отца легендарного Темуджина, и соотвественно никакого улуса в наследство от отца получить не мог, либо это какой-то другой Джучи-хан!?
"Во времена этого Тахир-хана 36 казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш 37. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. /46б/"
- ух, ты! То армия была милионная, а то всего 20 тысяч! Два тумена!???
"После девятьсот сорокового года 38 его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли 39."
- Ну, вот, собственно и вся история казахов! Они кончились согласно Хайдару в
"38. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э. !!!
39. ...и казахи совершенно исчезли — в тексте ***."
- Заявление не соответствует действительности; по-видимому, вызвано отсутствием дальнейшей информации о казахах.
- То есть, Хайдар больше о казахах ничего не знал, не слышал и не написал!!!
Что называется, переводчик-редактор выкрутился, как смог!
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
- Далее мы имеем повтор выше сказанного с некоторыми подробностями.
Так что хотите читайте, хотите нет, может другие факты и дубликаты найдёте, но дам, чтобы сохранить для изучения:
"В восемьсот пятьдесят пятом году 59 в юрте Джучи-хана, сына Чингиз-хана, или, что то же самое, в Дашт-и Кипчаке был государем Абу-л-Хайр, из потомков Джучи. В те времена в этом юрте не было правителя могущественнее его.
59. 855 г. х. — 1451 г. н. э. В Л — «в 850 г.» (1446/1447 г. н. э.).
После его смерти его подданные пришли в состояние замешательства и разброда. Большое число людей присоединилось к Кирай-хану /78/ и Джанибек-хану казахам, о которых уже упоминалось.
Между Кирай-ханом и Джанибек-ханом и сыновьями Абу-л-Хайр-хана существовала длительная и упорная вражда. По этой причине сыновья Абу-л-Хайр-хана /51б/ находились также в состоянии вражды и с могульскими ханами, поскольку могульские ханы были покровителями Кирай-хана и Джанибек-хана. После [смерти] Абу-л-Хайр-хана [его подданные] собрались вокруг [Бурудж-оглана]. Так как Кирай-хан и Джанибек-хан 60 приобрели значительную силу, этот Бурудж-оглан старался держаться от них подальше и находился на территории Туркестана.
- то есть казахские ханы враждовали с могулськми ханами, то есть это были разные народы: казахи - не могулы!!
Между тем калмаки вернулись в их [собственный] юрт. Могулистан остался никем не занятым, и хан откочевал с могулами назад в Могулистан.
Когда [Йунус-]хан вновь утвердился на ханском троне, могульский народ и эмиры взяли у хана обязательство, что впредь он не будет принуждать их [жить] в городах и населенных, [201] культурных местах, потому что именно это 70 было причиной смуты среди могулов и их обиды на хана. Хан также был вынужден дать обещание, и они все вернулись в Могулистан, откуда Амасанджи-тайши и калмаки вновь ушли в свои места. В Могулистане не осталось больше калмаков. В течение нескольких лет хан находился в Могулистане и даже не помышлял о городах и домах, так что все люди могульского улуса стали хорошо относиться к хану.
Мухаммад-Хайдар-мирза, [сидевший] в Кашгаре, согласился подчиниться [Йунус-]хану. В Могулистане и Кашгаре воцарилось полное спокойствие.
Когда [Султан Махмуд-]хан взял Туркестан, Шахибек-хан находился у него на службе. Принимая во внимание ту услугу, которую [Шахибек-хан] оказал [Султан Махмуд-хану] в битве на реке Чир, о чем уже было упомянуто, хан предоставил ему Туркестан. По этой причине между сыновьями казахов Кирай-хана и Джанибек-хана [и] Султан-Махмуд-ханом издавна существовавшая искренняя взаимная дружба сменилась теперь враждой. [Сыновья Джанибек-хана и Кирай-хана говорили:] «Шахибек-хан является нашим врагом. Как же ты ставишь его в Туркестане в противодействие нам?» Словом, в связи с этим конфликтом между Султан Махмуд-ханом и узбеками-казахами дважды [207] происходили сражения. В обоих случаях поражение потерпел [Султан Махмуд-]хан.
В то время, когда вспыхнула вражда между Султан Махмуд-ханом и узбеками-казахами из-за Шахибек-хана 100 и дело дошло до сражения, эти пять человек были военачальниками (сардар).
...Одним словом, благодаря этой помощи Шахибек-хан овладел Самаркандом и правил там так, как и надлежит. Его войско увеличилось до пятидесяти тысяч. Отовсюду, где только были узбеки, они собрались около него."
Так что хотите читайте, хотите нет, может другие факты и дубликаты найдёте, но дам, чтобы сохранить для изучения:
"В восемьсот пятьдесят пятом году 59 в юрте Джучи-хана, сына Чингиз-хана, или, что то же самое, в Дашт-и Кипчаке был государем Абу-л-Хайр, из потомков Джучи. В те времена в этом юрте не было правителя могущественнее его.
59. 855 г. х. — 1451 г. н. э. В Л — «в 850 г.» (1446/1447 г. н. э.).
После его смерти его подданные пришли в состояние замешательства и разброда. Большое число людей присоединилось к Кирай-хану /78/ и Джанибек-хану казахам, о которых уже упоминалось.
Между Кирай-ханом и Джанибек-ханом и сыновьями Абу-л-Хайр-хана существовала длительная и упорная вражда. По этой причине сыновья Абу-л-Хайр-хана /51б/ находились также в состоянии вражды и с могульскими ханами, поскольку могульские ханы были покровителями Кирай-хана и Джанибек-хана. После [смерти] Абу-л-Хайр-хана [его подданные] собрались вокруг [Бурудж-оглана]. Так как Кирай-хан и Джанибек-хан 60 приобрели значительную силу, этот Бурудж-оглан старался держаться от них подальше и находился на территории Туркестана.
- то есть казахские ханы враждовали с могулськми ханами, то есть это были разные народы: казахи - не могулы!!
Между тем калмаки вернулись в их [собственный] юрт. Могулистан остался никем не занятым, и хан откочевал с могулами назад в Могулистан.
Когда [Йунус-]хан вновь утвердился на ханском троне, могульский народ и эмиры взяли у хана обязательство, что впредь он не будет принуждать их [жить] в городах и населенных, [201] культурных местах, потому что именно это 70 было причиной смуты среди могулов и их обиды на хана. Хан также был вынужден дать обещание, и они все вернулись в Могулистан, откуда Амасанджи-тайши и калмаки вновь ушли в свои места. В Могулистане не осталось больше калмаков. В течение нескольких лет хан находился в Могулистане и даже не помышлял о городах и домах, так что все люди могульского улуса стали хорошо относиться к хану.
Мухаммад-Хайдар-мирза, [сидевший] в Кашгаре, согласился подчиниться [Йунус-]хану. В Могулистане и Кашгаре воцарилось полное спокойствие.
Когда [Султан Махмуд-]хан взял Туркестан, Шахибек-хан находился у него на службе. Принимая во внимание ту услугу, которую [Шахибек-хан] оказал [Султан Махмуд-хану] в битве на реке Чир, о чем уже было упомянуто, хан предоставил ему Туркестан. По этой причине между сыновьями казахов Кирай-хана и Джанибек-хана [и] Султан-Махмуд-ханом издавна существовавшая искренняя взаимная дружба сменилась теперь враждой. [Сыновья Джанибек-хана и Кирай-хана говорили:] «Шахибек-хан является нашим врагом. Как же ты ставишь его в Туркестане в противодействие нам?» Словом, в связи с этим конфликтом между Султан Махмуд-ханом и узбеками-казахами дважды [207] происходили сражения. В обоих случаях поражение потерпел [Султан Махмуд-]хан.
В то время, когда вспыхнула вражда между Султан Махмуд-ханом и узбеками-казахами из-за Шахибек-хана 100 и дело дошло до сражения, эти пять человек были военачальниками (сардар).
...Одним словом, благодаря этой помощи Шахибек-хан овладел Самаркандом и правил там так, как и надлежит. Его войско увеличилось до пятидесяти тысяч. Отовсюду, где только были узбеки, они собрались около него."
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
"После этого дела [Султан Ахмад-] хана стали процветать. ...Никто в Могулистане не мог ему противодействовать. Несколько раз он совершал удачные набеги на калмаков. Многих из [210] них он убил. Дважды он имел сражение с Исан-тайши 109, оба раза одержал победу. Из-за него калмаков стало очень мало. Калмаки называли его Алачи-ханом. По-монгольски [слово] алачи означает «кушанда» — «убивающий», то есть «убивающий хан». Этот лакаб 110 остался за ханом. Люди называли его «Алача-хан». Сейчас среди могулов говорят: «Султан Ахмад-хан», все же другие /68а/ народы (тавайиф) говорят: «Алача-хан». В исторических сочинениях Мирхонда 111 и Хондемира 112 из Герата и других написано также «Алача-хан».
После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам. Причиной этого было [следующее]. В описании истории Султан Махмуд-хана было упомянуто, что Султан Махмуд-хан дважды имел сражение с узбеками-казахами, но потерпел поражение. По этой причине Султан Ахмад-хан производил набеги на узбеков-казахов. Трижды он разбивал их. За все то, что сделали они его старшему брату Султан Махмуд-хану, он отплатил им [нанесением] такого же ущерба. Его владычество в Могулистане было таково, что для калмаков и узбеков [-казахов] не было 113 прохода через территорию Могулистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути 114. Когда [Султан Ахмад-хан] освободился [от необходимости защищать] окраины Могулистана, он обратился к делу Мирза Аба-Бакра и Кашгара, /102/ в девятьсот пятом году 115, в год, когда родился я, ничтожный.
Как только Мансур-хан услышал об уходе Султан Махмуд-хана в Вилайет, он отправился против братьев. Когда Мансур-хан пришел в Могулистан, оба они 123 были там султанами киргизов и остатков могулов 124.
Мансур-хан заставил откочевать в Чалыш 126 и Турфан всех, кто был в Могулистане из киргизов и других людей. Так как киргизы стали зачинателями всех смут в Могулистане, он коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан. После этого [Мансур-хан] совершал набеги на калмаков, большей частью победителем выходил он. Дела хана стали процветать.
Из пределов Ферганы окрестные узбекские султаны собрались в Самарканде и Ташкенте. В это время Бабур-падишах дал сражение султанам тех пределов в Хисар-и Шадмане и одержал победу. Этим [нанесенным им] поражением он выгнал из Мавераннахра всех узбеков и воссел на самаркандский трон. В раджабе девятьсот семнадцатого года 136 [Султан Са'ид-]хан утвердился в Андижане.
С наступлением весны [Султан Са'ид-] хан пошел к Касим-хану, который был правителем (падишах) Дашт-и Кипчака. В то время в его [Касим-хана] войске насчитывалось триста тысяч человек. Касим[-хан] оказал [Султан Са'ид-]хану такой почет и уважение...
В девятьсот двадцатом году 140, в начале весны, все великие узбекские султаны со всеми людьми и с огромными бесчисленными войсками направились на Андижан. [Султан Са'ид-]хан ... ушел в Могулистан.
140. 920 г. х. — 1514 г. н. э.
141. В 923 г. х. — 1517 г. н. э.
...На следующий год 141 в связи с тем, что Мухаммад киргиз 142/76б/ стал совершать набеги на Туркестан и Сайрам и грабить |112| мусульман, у хана, [движимого] религиозным чувством, возникло желание наказать [его] за этот тяжкий проступок. Он напал на Мухаммад киргиза за то, что они [т. е. Мухаммад киргиз и киргизы] сделали в отношении людей ислама, то же самое и еще в [214] большей степени он [т. е. Султан Са’ид-хан] сделал с ним и с киргизским народом. [Султан Са'ид-] хан схватил Мухаммад киргиза и заковал его в оковы пленения. В течение пятнадцати лет 143 он оставался в плену.
В девятьсот двадцать восьмом году 144 [Султан Са'ид-] хан отправил [своего] младшего сына Рашид-султана в Могулистан и подчинил весь Могулистан и киргизов. В Могулистане Рашид-султана поддержало много людей. Но в конце концов случилось так, что в связи с выступлением мангытов (манкгит) узбеки-казахи не имели больше возможности оставаться в Дашт-и Кипчаке. Они прикочевали в Могулистан. Их было двести тысяч человек. Оказать им сопротивление было невозможно, и Рашид-султан со своими людьми возвратился в Кашгар.
144. У В. В. Вельяминова-Зернова в приведенном им отрывке персидского текста — в 932 г. («Исследование о касимовских царях и царевичах», ч. II, 1864, стр. 202 — 203). В тексте обеих персидских рукописей пропущено *** — «двадцать». 928 г. х. — 1521/1522 г. н. э. Эта же дата есть на л. 79б; указание на возраст 'Абд ар-Рашид-султана подтверждает правильность этой даты.
|80б| ...Когда Рашид-султан прибыл в Могулистан, Мухаммад киргиз собрал всех киргизов и полностью подчинил Могулистан.
|83а| ...[Рашид-хан] заложил основы дружбы и мира с узбеками-|122| шайбанидами, а они были давними врагами [могулов], как это было уже изложено прежде, и стал истреблять узбеков-казахов, [216] которые были их старыми друзьями.
Короче говоря, вступив в союз с шайбанидами, он сокрушил узбеков-казахов.
После того, как Султан Иунус-хан /83б/ разбил Бурудж-оглана в Кара-Тукае в восемьсот семьдесят седьмом году 153, с того времени и до сих пор много раз происходили [битвы] между узбеками 154 и могулами; всегда узбеки были победителями, тогда как никогда в течение этого времени могулы не одерживали победы над узбеками. /123/ Но Рашид-хан одержал победу над узбеками [-казахами] 155, и это дело Рашид-хана есть одно из величайших деяний его. Хотя его дед Султан Ахмад-хан победил узбеков [-казахов], как было описано, однако он разбил их лишь путем набега, но не одержал над ними победы на поле битвы. Рашид-хан 156 же разбил их на поле битвы."
После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам. Причиной этого было [следующее]. В описании истории Султан Махмуд-хана было упомянуто, что Султан Махмуд-хан дважды имел сражение с узбеками-казахами, но потерпел поражение. По этой причине Султан Ахмад-хан производил набеги на узбеков-казахов. Трижды он разбивал их. За все то, что сделали они его старшему брату Султан Махмуд-хану, он отплатил им [нанесением] такого же ущерба. Его владычество в Могулистане было таково, что для калмаков и узбеков [-казахов] не было 113 прохода через территорию Могулистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути 114. Когда [Султан Ахмад-хан] освободился [от необходимости защищать] окраины Могулистана, он обратился к делу Мирза Аба-Бакра и Кашгара, /102/ в девятьсот пятом году 115, в год, когда родился я, ничтожный.
Как только Мансур-хан услышал об уходе Султан Махмуд-хана в Вилайет, он отправился против братьев. Когда Мансур-хан пришел в Могулистан, оба они 123 были там султанами киргизов и остатков могулов 124.
Мансур-хан заставил откочевать в Чалыш 126 и Турфан всех, кто был в Могулистане из киргизов и других людей. Так как киргизы стали зачинателями всех смут в Могулистане, он коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан. После этого [Мансур-хан] совершал набеги на калмаков, большей частью победителем выходил он. Дела хана стали процветать.
Из пределов Ферганы окрестные узбекские султаны собрались в Самарканде и Ташкенте. В это время Бабур-падишах дал сражение султанам тех пределов в Хисар-и Шадмане и одержал победу. Этим [нанесенным им] поражением он выгнал из Мавераннахра всех узбеков и воссел на самаркандский трон. В раджабе девятьсот семнадцатого года 136 [Султан Са'ид-]хан утвердился в Андижане.
С наступлением весны [Султан Са'ид-] хан пошел к Касим-хану, который был правителем (падишах) Дашт-и Кипчака. В то время в его [Касим-хана] войске насчитывалось триста тысяч человек. Касим[-хан] оказал [Султан Са'ид-]хану такой почет и уважение...
В девятьсот двадцатом году 140, в начале весны, все великие узбекские султаны со всеми людьми и с огромными бесчисленными войсками направились на Андижан. [Султан Са'ид-]хан ... ушел в Могулистан.
140. 920 г. х. — 1514 г. н. э.
141. В 923 г. х. — 1517 г. н. э.
...На следующий год 141 в связи с тем, что Мухаммад киргиз 142/76б/ стал совершать набеги на Туркестан и Сайрам и грабить |112| мусульман, у хана, [движимого] религиозным чувством, возникло желание наказать [его] за этот тяжкий проступок. Он напал на Мухаммад киргиза за то, что они [т. е. Мухаммад киргиз и киргизы] сделали в отношении людей ислама, то же самое и еще в [214] большей степени он [т. е. Султан Са’ид-хан] сделал с ним и с киргизским народом. [Султан Са'ид-] хан схватил Мухаммад киргиза и заковал его в оковы пленения. В течение пятнадцати лет 143 он оставался в плену.
В девятьсот двадцать восьмом году 144 [Султан Са'ид-] хан отправил [своего] младшего сына Рашид-султана в Могулистан и подчинил весь Могулистан и киргизов. В Могулистане Рашид-султана поддержало много людей. Но в конце концов случилось так, что в связи с выступлением мангытов (манкгит) узбеки-казахи не имели больше возможности оставаться в Дашт-и Кипчаке. Они прикочевали в Могулистан. Их было двести тысяч человек. Оказать им сопротивление было невозможно, и Рашид-султан со своими людьми возвратился в Кашгар.
144. У В. В. Вельяминова-Зернова в приведенном им отрывке персидского текста — в 932 г. («Исследование о касимовских царях и царевичах», ч. II, 1864, стр. 202 — 203). В тексте обеих персидских рукописей пропущено *** — «двадцать». 928 г. х. — 1521/1522 г. н. э. Эта же дата есть на л. 79б; указание на возраст 'Абд ар-Рашид-султана подтверждает правильность этой даты.
|80б| ...Когда Рашид-султан прибыл в Могулистан, Мухаммад киргиз собрал всех киргизов и полностью подчинил Могулистан.
|83а| ...[Рашид-хан] заложил основы дружбы и мира с узбеками-|122| шайбанидами, а они были давними врагами [могулов], как это было уже изложено прежде, и стал истреблять узбеков-казахов, [216] которые были их старыми друзьями.
Короче говоря, вступив в союз с шайбанидами, он сокрушил узбеков-казахов.
После того, как Султан Иунус-хан /83б/ разбил Бурудж-оглана в Кара-Тукае в восемьсот семьдесят седьмом году 153, с того времени и до сих пор много раз происходили [битвы] между узбеками 154 и могулами; всегда узбеки были победителями, тогда как никогда в течение этого времени могулы не одерживали победы над узбеками. /123/ Но Рашид-хан одержал победу над узбеками [-казахами] 155, и это дело Рашид-хана есть одно из величайших деяний его. Хотя его дед Султан Ахмад-хан победил узбеков [-казахов], как было описано, однако он разбил их лишь путем набега, но не одержал над ними победы на поле битвы. Рашид-хан 156 же разбил их на поле битвы."
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
"ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОГО ДАФТАРА «ТА'РИХ-И РАШИДИ»
...У Чингиз-хана было четыре сына. Он разделил мир /85б/ между этими четырьмя сыновьями. Улус каждого сына представлял собой одну четвертую часть населенных культурных стран и пустынь завоеванного мира.
Один из этих четырех улусов есть могульский [улус]. Он разделился на две части: одна часть — могулов, другая — Чагатаев. Но эти два подразделения по причине взаимной враждебности друг друга называют пренебрежительными именами:
Чагатаи называют могулов «джете» 157, а могулы Чагатаев именуют «ка-раунас» 158. В настоящее время из Чагатаев не осталось ни одного человека, кроме падишахов чагатайских, которые являются сыновьями Бабур-падишаха. А вместо Чагатаев их наследственными городами и областями овладели [другие] люди. Могулов же осталось около тридцати тысяч в пределах Турфана и Кашгара» а Могулистан захватили узбеки [-казахи] и киргизы. Хотя киргизы тоже из могульских племен 159, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они [217] отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Киргизы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов.
157. В тексте ***, правильнее *** «джете», «чете» — «разбойники», «скитальцы». Таким пренебрежительным именем называли осевшие в Мавераннахре чагатаи могулов за то, что те сохраняли кочевой, «варварский», «разбойничий» образ жизни. Название «джете» Мухаммад Хайдар неоднократно употребляет в I части «Та'рих-и Рашиди» как синоним Могулистана.
После того, как Шахибек-хан разделался с делами ханов и отца моего, ...
В том числе зимой девятьсот пятнадцатого года 160 он двинулся на казахов. В это время хотя Бурундук и являлся ханом, однако правление ханства и полнота власти находились в руках Касим-хана 161. Несмотря на величие и могущество Шахибек-хана, преимущество было не на его стороне.
160. 915 г. х. — с 21 апреля 1509 по 12 марта 1510 г.
Войско противника [казахов] в ту пору было более 200 тысяч [человек] 162.
162. В англ. переводе (стр. 230) — более 20 тыс.
В указанный год [915] он выступил не вовремя. Войско и кони его были обессилены.
В одно мгновение Шахибек-хан приказал бить в барабаны отбытия 164 и двинулся, никого не дожидаясь; тот, кто отстал, остался [в пути], кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце зимы, они добрались до Самарканда.
И [Шахибек-хан] сам направился в Хорасан, где он и провел весну.
Этим путем они продвигались в течение нескольких дней. Из-за безводья они дошли до критического состояния. Множество животных [коней] и воинов погибло [от жажды].
И это войско, также потерпев поражение, возвратилось в Хорасан. Это было зимой.
Из-за тягостных неудач войска, случившихся одна вслед за другой, он [Шахибек-хан] дал всем воинам позволение разъехаться и возвратиться на родину к своим очагам. Они рассеялись [по территории] от окраин Туркестана до границ Ирака и Кермана."
...У Чингиз-хана было четыре сына. Он разделил мир /85б/ между этими четырьмя сыновьями. Улус каждого сына представлял собой одну четвертую часть населенных культурных стран и пустынь завоеванного мира.
Один из этих четырех улусов есть могульский [улус]. Он разделился на две части: одна часть — могулов, другая — Чагатаев. Но эти два подразделения по причине взаимной враждебности друг друга называют пренебрежительными именами:
Чагатаи называют могулов «джете» 157, а могулы Чагатаев именуют «ка-раунас» 158. В настоящее время из Чагатаев не осталось ни одного человека, кроме падишахов чагатайских, которые являются сыновьями Бабур-падишаха. А вместо Чагатаев их наследственными городами и областями овладели [другие] люди. Могулов же осталось около тридцати тысяч в пределах Турфана и Кашгара» а Могулистан захватили узбеки [-казахи] и киргизы. Хотя киргизы тоже из могульских племен 159, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они [217] отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Киргизы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов.
157. В тексте ***, правильнее *** «джете», «чете» — «разбойники», «скитальцы». Таким пренебрежительным именем называли осевшие в Мавераннахре чагатаи могулов за то, что те сохраняли кочевой, «варварский», «разбойничий» образ жизни. Название «джете» Мухаммад Хайдар неоднократно употребляет в I части «Та'рих-и Рашиди» как синоним Могулистана.
После того, как Шахибек-хан разделался с делами ханов и отца моего, ...
В том числе зимой девятьсот пятнадцатого года 160 он двинулся на казахов. В это время хотя Бурундук и являлся ханом, однако правление ханства и полнота власти находились в руках Касим-хана 161. Несмотря на величие и могущество Шахибек-хана, преимущество было не на его стороне.
160. 915 г. х. — с 21 апреля 1509 по 12 марта 1510 г.
Войско противника [казахов] в ту пору было более 200 тысяч [человек] 162.
162. В англ. переводе (стр. 230) — более 20 тыс.
В указанный год [915] он выступил не вовремя. Войско и кони его были обессилены.
В одно мгновение Шахибек-хан приказал бить в барабаны отбытия 164 и двинулся, никого не дожидаясь; тот, кто отстал, остался [в пути], кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце зимы, они добрались до Самарканда.
И [Шахибек-хан] сам направился в Хорасан, где он и провел весну.
Этим путем они продвигались в течение нескольких дней. Из-за безводья они дошли до критического состояния. Множество животных [коней] и воинов погибло [от жажды].
И это войско, также потерпев поражение, возвратилось в Хорасан. Это было зимой.
Из-за тягостных неудач войска, случившихся одна вслед за другой, он [Шахибек-хан] дал всем воинам позволение разъехаться и возвратиться на родину к своим очагам. Они рассеялись [по территории] от окраин Туркестана до границ Ирака и Кермана."
-
- Сообщения: 516
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Хайдар и история Казахстана.
"|237а| ОПИСАНИЕ МОГУЛИСТАНА И ЕГО ГРАНИЦ.
...В имеющихся летописях и трудах предшествующих авторов границы Могулистана не указаны, [поэтому] сейчас их никто не знает. Однако та территория, которая теперь называется Могулистаном, в ширину и длину составляет путь [протяженностью] в 7 — 8 месяцев.
Восточная окраина [Могулистана] примыкает к землям калмаков и [включает в себя] Барс-Куль 167, Эмиль 168 и Иртыш. На севере он граничит с Кокча-Тенгизом 169, Бумом 170 и Кара-Талом 171, на западе — с Туркестаном и Ташкентом, на юге — с Ферганским вилайетом, Кашгаром, Аксу, Чалышем и Турфаном.
167. Барс-Куль — озеро Баркуль, расположенное северо-восточнее Хами (Комула).
168. Эмиль — река в Тарбагатае.
169. Кокча-Тенгиз — озеро Балхаш.
170. Бум (Бумиш) — река, идентификации не поддается.
171. Кара-Тал — река, впадающая с юга в оз. Балхаш.
Из Ташкента до Андижана [расстояние] десятидневного пути, от Андижана до Кашгара — двадцатидневный путь, от Кашгара до Аксу — пятнадцатидневный; от Аксу до Чалыша — двадцатидневный, от Чалыша до Турфана — десятидневный, от Турфана до Барс-Куля — пятнадцатидневный путь. Барс-Куль является восточной границей Могулистана. Протяженность [южной границы] составляет трехмесячный путь торгового каравана и имеет девяносто переходов.
Из [рек], текущих в Узбекистане, р. Итиль 173 вливается в Кульзум [ское море] 174. В исторических летописях написано Атал, по-могульски [ее] называют Идиль.
173. Итиль (Атал, Идиль) — река Волга.
174. Кульзум[ское море] — Каспийское море.
И еще из редкостных мест Могулистана это [озеро] Иссык-Куль. В него вливается такое же количество воды, как и в [озеро] Кокча-Тенгиз. Окружность Иссык-Куля составляет двадцатидневный путь, и ниоткуда [вода] не вытекает.
В 916 году 175 никто из могулов не мог оставаться в Могулистане из-за киргизов. В 928 году 176 в управлении Могулистаном величие деятельности хана пало.
175. 916 г. х. — 1510 г. н. э.
176. 928 г. х. — 1522 г. н. э.
Когда [Бабур-]падишах ушел из Самарканда в Хисар 187, узбеки, вновь приобретя спокойствие, приступили к осаде Ташкента. [Осажденные], оказавшись в крайне стесненном положении, однажды ночью атаковали один из флангов войска узбеков и через прорыв ушли [из окружения]. Узбеки даже были рады их уходу и не преследовали, а довольствовались освобождением Ташкента.
187. В начале 918 г. х. — 1512 г. н. э."
...В имеющихся летописях и трудах предшествующих авторов границы Могулистана не указаны, [поэтому] сейчас их никто не знает. Однако та территория, которая теперь называется Могулистаном, в ширину и длину составляет путь [протяженностью] в 7 — 8 месяцев.
Восточная окраина [Могулистана] примыкает к землям калмаков и [включает в себя] Барс-Куль 167, Эмиль 168 и Иртыш. На севере он граничит с Кокча-Тенгизом 169, Бумом 170 и Кара-Талом 171, на западе — с Туркестаном и Ташкентом, на юге — с Ферганским вилайетом, Кашгаром, Аксу, Чалышем и Турфаном.
167. Барс-Куль — озеро Баркуль, расположенное северо-восточнее Хами (Комула).
168. Эмиль — река в Тарбагатае.
169. Кокча-Тенгиз — озеро Балхаш.
170. Бум (Бумиш) — река, идентификации не поддается.
171. Кара-Тал — река, впадающая с юга в оз. Балхаш.
Из Ташкента до Андижана [расстояние] десятидневного пути, от Андижана до Кашгара — двадцатидневный путь, от Кашгара до Аксу — пятнадцатидневный; от Аксу до Чалыша — двадцатидневный, от Чалыша до Турфана — десятидневный, от Турфана до Барс-Куля — пятнадцатидневный путь. Барс-Куль является восточной границей Могулистана. Протяженность [южной границы] составляет трехмесячный путь торгового каравана и имеет девяносто переходов.
Из [рек], текущих в Узбекистане, р. Итиль 173 вливается в Кульзум [ское море] 174. В исторических летописях написано Атал, по-могульски [ее] называют Идиль.
173. Итиль (Атал, Идиль) — река Волга.
174. Кульзум[ское море] — Каспийское море.
И еще из редкостных мест Могулистана это [озеро] Иссык-Куль. В него вливается такое же количество воды, как и в [озеро] Кокча-Тенгиз. Окружность Иссык-Куля составляет двадцатидневный путь, и ниоткуда [вода] не вытекает.
В 916 году 175 никто из могулов не мог оставаться в Могулистане из-за киргизов. В 928 году 176 в управлении Могулистаном величие деятельности хана пало.
175. 916 г. х. — 1510 г. н. э.
176. 928 г. х. — 1522 г. н. э.
Когда [Бабур-]падишах ушел из Самарканда в Хисар 187, узбеки, вновь приобретя спокойствие, приступили к осаде Ташкента. [Осажденные], оказавшись в крайне стесненном положении, однажды ночью атаковали один из флангов войска узбеков и через прорыв ушли [из окружения]. Узбеки даже были рады их уходу и не преследовали, а довольствовались освобождением Ташкента.
187. В начале 918 г. х. — 1512 г. н. э."