История списка Ярославской иконы Богоматери

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Ответить

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 74 раза
Поблагодарили: 54 раза

История списка Ярославской иконы Богоматери

#1

Сообщение Владиmir З »

Ну что ж, выложу и я одно свое старое наблюдение. А то получается, что только критику навожу.
Наблюдение на тему "Ярославль - Великий Новгород".

Икона Богородицы, тип елеус (вариант Одигитрии)
Нашли ее в фондах Новгородского музея 20 лет назад, отреставрировали под микроскопом и не увидели очевидного. Или не захотели видеть. За давностию лет страница с описанием находки и реставрации иконы на сайте уже не существует. Но в новостях упоминание сохранилось. А то бы получалось, что я все выдумал.

Таких икон существует несколько вариантов: Донская, Почаевская, Федоровская, Ярославская, Владимирская. Последняя самая знаменитая. Все они, естественно, отличаются по деталям. Богоматерь изображена с младенцем Иисусом на руках. Только в отличие от Одигитрии на Умилении Иисус и Богородица соприкасаются щеками. При этом младенец где-то находится справа от Богородицы, где-то слева, где-то она его прикрывает второй рукой, где-то нет. Например, на Владимирской иконе, он сидит слева от нее, на правой руке, левая нога его чуть согнута и видна из под хитона только ступня.
Изображение

Но я хочу обратить внимание на икону Ярославскую. У нее своя история, связанная с двумя князьями принесшими ее в Ярославль. Сама святыня до наших дней не сохранилась
Но имеет несколько списков
https://www.icon-art.info/topic.php?lng ... d&mode=img
Один из самых известных, заметьте, Московский. А Московская школа иконописи, как писали ФиН в "Новой хронологии и концепции древней истории Руси, Англии и Рима", очень близка летописной Новгородской.
Изображение

Как видно младенец - справа, сидит на правой же руке, своей правой рукой касается ее подбородка, его ступни параллельны друг другу. Все списки такой иконы называются Ярославской.
Вот описание иконы искусствоведом:
«Характерными чертами иконографического типа «Богоматери Ярославской» являются поза Младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к Ее щеке и ласково держащим Ее за подбородок; положение рук Богородицы — не поддерживающее, но притягивающее хрупкое Младенческое тельце к Себе; край мафория — перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь Младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестною смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах «Богоматери Скорбящей» и некоторых композициях Распятия, воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы».
http://yarhram.cerkov.ru/yaroslavskaya- ... ej-materi/

А теперь смотрим на ту самую икону, которую нашли в запасниках Новгородского музея.
Вот ее доводит реставратор.
https://53news.ru/novosti/21991-spustya ... uzeya.html
А вот она сама
"Богоматерь Умиление"
Изображение

Как можно видеть и без микроскопа - один в один. Причем, это не просто список, а вообще тянет на точную копию, если бы не цвета. Но называть ее Ярославской, как оно должно бы, историки не хотят. "Богоматерь Умиление" и все.
Однако даже история ее появления в Новгородском музее темная:
"Она не была изучена, не была исследована, о происхождении ничего не было известно, пока икону в работу не взял реставратор, а музейные работники приступили к исследованиям.
Архивные документы показали, что в Новгородский музей икона поступила в 30-е годы прошлого века. В годы войны она была вывезена немцами в Германию - сохранились все немецкие маркировки, которые это подтверждают. Специалисты музея понимали, что этот памятник - древний, но пока икона была под записями, насколько древний, определить было сложно. Предполагали, что, возможно, это XVI век.
- Параллельно с раскрытием иконы, реставрацией, которую с 2000 года проводил Юрий Юрьевич Александров, мы «раскручивали» историю иконы, - рассказывает Юлия Борисовна. - На архивных дореволюционных фотографиях удалось узнать её в одном из образов, которые находились в местном ряду по сторонам от царских врат в Николо-Дворищенском соборе на Ярославовом дворище, это один из наших центральных храмов. Узнать её было трудно, потому что она была под записями, на ней был оклад, икона была закрыта цветочными гирляндами. Из летописных источников известно, что в 1460-е годы в соборе был пожар, и после пожара иконостас обновлялся. К этой дате уже можно привязаться, икона была написана именно в это время - в классическую эпоху развития новгородской иконы."

То есть в Новгородский музей икона попала только перед ВОВ!
При этом на сайте музея сказано другое:
"В сравнительно недавнее время выяснилось, что икона была написана для местного ряда иконостаса одного из древнейших новгородских соборов – Николо-Дворищенского (XII в.). Удалось уточнить и ее датировку – образ создан вскоре после 1463 г."

Интересно, откуда они узнали, что икона была написана для новгородских соборов? Из летописей? Но летописный Новгород - опять же находился на Волге. Тем более, что по деталям икона явно Ярославская. Возможно именно потому они и не хотят называть ее Ярославской, чтобы притянуть к современному Новгороду.

Юлия Борисовна КОМАРОВА - это хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.
А вот как она описывает икону:
"Особенность извода в том, что младенец лицом прижимается к щеке Богоматери, и совершенно трогательный жест – он держит её за подбородок. Рука Марии – изящные, тонкие пальцы, она нежно придерживает головку младенца."
Сравниваем с описанием Ярославской иконы выше.
Получаем, как мне кажется, очевидное доказательство того, что Ярославская школа иконописи совпадает с Московской, а учитывая что Московская схожа в летописях Великоновгородской... И историки это понимают, но признавать не хотят.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман
Ответить