"Тройная смерть"

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 53 раза

"Тройная смерть"

#1

Сообщение Markgraf99- »

Threefold death

https://sci-hub.ru/https://www.jstor.org/stable/1062271 Agamemnon and the Indo-European Threefold Death Pattern

https://citeseerx.ist.psu.edu/document? ... 17433aeaa8 Iblís and the Threefold Death Motif in a Medieval Persian Hagiography

"Тройная смерть, которую переносят короли, герои и боги, — это реконструированная протоиндоевропейская тема, встречающаяся в индийской, греческой, кельтской и германской мифологии". - Так называемая "тройная смерть" возможно восходит к казни Андроника-Христа? Тем более что они перечисляют в качестве примеров некоторые отражения Андроника-Христа - Один. Мерлин, Олег Новгородский. (Наверное можно усмотреть тройственную структуру и в смерти Поликрата Самосского, который "парил в воздухе, омывался Зевсом, умащался Гелиосом"). Также Зигфрид, Старкад и Викар, Агамемнон.
Согласно ФиН, убийство Агамемнона - это смерть Иоанна Крестителя (см. "Христос родился в Крыму..."), но возможно также и смерть Андроника-Христа, Андрея Боголюбского. Клитемнестра как отражение коварной жены князя Андрея Боголюбского. Ужасная буря, в которую попал Агамемнон перед прибытием домой, - возможно отражение бури Андроника, прибившей корабль обратно в Константинополь, по Роберу де Клари. Кстати, страж Эгисфа, за обещанные ему два золотых таланта сообщивший о прибытии Агамемнона, возможно отражение Иуды Искариота? Пир во дворце, на который прибыл Агамемнон, возможно здесь отражение Тайной Вечери Христа? Поверженный Агамемнон упал в бассейн, отделанный серебром, - возможно это образ жертвенной чаши Евхаристии.
Как пишет Роберт Грейвс о смерти Агамемнона, "здесь воспроизводится ситуация, напоминающая смерть царя-жреца Ллеу Ллау от рук изменницы жены Блодеуведд и ее любовника Грону, причем, как указывается в Мобиногион, это происходит в день летнего солнцеворота. Похожую историю рассказал Саксон Грамматик в своей «Истории Дании», написанной в конце XII в."

"Тройная смерть" на примере легендарно-исторических ранних верховных королей Ирландии:

//Диармайту мак Кербайллу было предсказано, что он погибнет «тройной смертью» — от огня, от утопления и от падения потолочной балки, а его убийцей будет его воспитанник Аэд Чёрный. Пророчества о причинах смерти верховного короля источники приписывают как язычникам-друидам во главе с Беком мак Де, так и некоторым христианским святым (например, Киарану и Руанаду)[8][15][29]. Хотя Диармайт пытался избежать исполнения этих пророчеств, все его усилия изменить свою судьбу оказались тщетными. Он погиб так, как ему и было предсказано, во время посещения селения Райт Бек. Здесь верховный король подвергся нападению Аэда Чёрного, владевшего расположенной неподалёку крепостью Рат Мор. Здание, в котором укрылся раненый Аэдом Диармайт, было подожжено. Спасаясь от огня, верховный король спрятался в чан с пивом, но подгоревшая потолочная балка рухнула на Диармайта, от чего тот и скончался[7][15].// Диармайт мак Кербайлл

//И Руадан спорил с Диармайтом, и проклял его, и молился Богу, чтобы ни один король никогда больше не сидел в Таре, и после этого он проклял Тару; и он молился далее, чтобы сожжение, утопление и убийство могли стать смертью Диармайта. И Диармайт молил Бога проклясть Руадана, чтобы он лишился ноги, руки и глаза. И эта молитва Диармайта была исполнена. И из-за этого впоследствии произошла смерть Диармайта.// https://archive.org/details/bethadanemn ... 4/mode/2up Lives of Irish saints by Plummer 1922

//О кончине Муйрхертаха «Анналы Ульстера» сообщают в следующих выражениях: «Утопление Муйрхертаха, сына Эрк, то есть Муйрхертаха, сына Муйредаха, сына Эогана, сына Ниалла Девяти Заложников в бочонке, полном вина, в крепости Клетех над Бойном»// Муйрхертах, сын Эрк

И Диармайт, и Муйрхертах погибают в день праздника Самайна 1 ноября.

//Старые традиции сохранились о тридцати годах правления Муйрхертаха. Говорят, что из-за его бурной жизни у него была возлюбленная Син (буря), которая в конце концов подожгла его дом. Его утопили в вине, а также сожгли — возможно, аллегорический способ запечатлеть тот негеройский факт, что его банкетный дом загорелся посреди кутежа, и буря не позволила потушить огонь. Другая история связывает его конец с местью женщины древней расы Тары за убийство ее семьи Муйрхертахом в битве при Ат-сиге на реке Бойн. Там, у реки, она подожгла его дом в Клитехе, так что он, бросившись из огня в чан с вином, «был убит, утоплен и сожжен вместе» в ту Самаинскую ночь, в то время как женщина пела о своем триумфе. : «Я Тэтан, женщина, которая убила вождя Найла» (10).// https://archive.org/details/historyofir ... 2/mode/2up History of the Irish state to 1014 by Green 1925

//Судя по всему, в 565 году Аед убил царя Тары Уи Нейла, Диармайта (см.), сына Цербалла. По этому поводу он вызвал гнев более поздних комментаторов Уи Нейла, в том числе Адомнана (см.) (ум. 704), аббата Ионы, который представляет короля Дал-Нарайде священником-отступником («Vita Columbae», I, §36), для которого Колум Килле (см.) предвидел неблаговидный конец, потому что «Аед Черный, воистину человек крови . . . убил Диармайта, сына Кербалла, который был назначен властью Бога правителем всей Ирландии»..
Аед Дуб занимает видное место в легендарной истории о смерти Диармайта, ранив его копьем, когда он убегает из горящего дома. Версия событий Уи Нейла в ее развитии, похоже, подразумевает, что Аэд поступил предательски по отношению к своему повелителю: приняв Диармайта в качестве гостя (когда он приехал в Маг Лайн в поисках гостеприимства, которым подчиненные короли были обязаны своим сюзеренам), он затем убил его..
Рассказ о его смерти, переданный Адомнаном – утверждающий, что он был пронзен копьем на борту корабля, свалился с носа и утонул – кажется, перекликается с версией «тройной смерти», в которой жертва была ритуально ранена и упала с дерева в воду. . Генеалогия Аеда не сохранилась, поэтому неизвестны ни его предки, ни его потомки. Царство Дал нАраиде перешло к его убийце Фиахне Лурган.// https://www.dib.ie/biography/aed-dub-a0041 Áed Dub - Dictionary of Irish Biography (перевод гугл)

Диармайт и Муйрхертах прячутся от огня в чан с пивом/вином и Андроник Комнин после бури в кабачке спрятался за винными бочками (Тайная Вечеря Христа), по Роберу де Клари. Огонь костра - Голгофа? (Костёр Геракла, Креза, подожжённый дом Сократа в "Облаках" Аристофана и Сесостриса у Геродота (2.107)). Балка, придавившая Диармайта, - крест Христа? Аэд Чёрный, предательски убивший Диармайта, - Иуда Искариот? Тройная смерть Аэда - снова смерть Андроника-Христа, либо Иуды Искариота. Тэтан - коварная жена Андрея Боголюбского? Тэтан мстила за убийство семьи - и Розамунда мстила королю лангобардов Альбоину за убийство отца, и Рогнеда из мщения за отца и за себя пыталась покуситься на Владимира Святославича во время сна.

Кстати, и Бертольда, второго латвийского епископа (1196-1198 г.), ливы старались «одни сжечь его в церкви, другие убить, третьи — утопить», а затем в схватке пронзили его копьём и растерзали на куски, по Генриху Латвийскому. В результате чего начались балтийские крестовые походы. Причём, как пишет Арнольд Любекский (5.30), крестоносцы хотели сначала отправиться в землю обетованную, но переключились на Ливонию. Возможно кончина Бертольда - частично или нет, отражение казни Андроника-Христа?

Бертольд Шульте
https://www.vostlit.info/Texts/rus11/He ... etext1.htm
https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ar ... etext5.htm

Тройная смерть Мансура Халладжа:

//В «Жизни Халладжа», которым Аттар завершает свою агиографию, казнь субъекта по приказу аббасидского халифа демонстрирует явные признаки тройственного мотива смерти: его вешают на виселице/распинают; его медленно расчленяют, начиная с рук и ног, затем выкалывают ему глаза, вырезают язык и, наконец, обезглавливают; на следующий день они сжигают его тело, и из его пепла слышны слова «ана аль-акк/Я есть Истина/Бог»; на третий день прах его выбросили в реку Тигр. Таким образом, Алладж умирает в первый день через повешение, во второй день от расчленения оружием, а на третий день от сожжения и утопления. Алладж предсказывает тройственную природу своей надвигающейся гибели, когда после ареста дервиш спрашивает его о значении любви: «Сегодня, завтра и послезавтра ты узришь [значение любви]».//

Цитата из Аттара:

//О царе в измененных одеждах
В некоторый город ворвалось войско, и царь скрылся из этого города.
Пришел он в другой город, сменил одежду, ни знатный его не узнавал, ни простой.
Некий знакомец понял, кто он, и сказал: «Что же ты словно нищий? Скажи им наконец: “Я — царь!” Что ты сидишь здесь жалкий и смятенный?»
И сказал царь: «Смотри на меня и молчи: если я откроюсь, меня разорвут в клочья»...
В этом рассказе можно увидеть намек на историю первомученика суфизма Мансура Халладжа, «чье имя со временем стало символом жертвенной любви, опыта единения, но также и величайшего греха любящего: разглашения тайны любви» (Шиммель 2012: 75). Халладж увидел в себе Бога («Царя») и объявил об этом, сказав: «Я — Истина» (то есть: «Я — Бог»), сделав то, что царю из рассказа Аттара предлагает сделать его знакомец. Однако законники не поняли его символического языка (Халладж говорил об уничтожении себя в Боге, уничтожении «преходящего бытия в вечном») и решили, что он богохульствует (см. также рассказ «О Мансуре Халладже у подножия виселицы» (II.6.5))...
Абу-л-Мугис ал-Хусайн б. Мансур ал-Халладж (ок. 858—922) сохранился в памяти культуры как первый суфийский «мученик любви», казненный в Багдаде за открытую проповедь учения о любви к Богу и экстатические высказывания (шатхийат).
Самым знаменитым из них стали слова «ана-л-хакк», то есть «Я — Истина» (или: «Я — Истинный Бог»); этим восклицанием Халладж выразил свое единение с Богом или, точнее, уничтожение в Боге.// (Аттар Фарид ад-Дин - Божественная книга (Илахи-наме). (Литературные памятники) - 2022)

Также Аттар приводит историю о том, как Адам и Ева подвергли "тройной смерти" Ханнаса, сына Иблиса (Сатаны). Сначала разрубили и развесили на дереве, потом сожгли, наконец приготовили и съели (в этот раз Ханнас явился им в образе барашка). Но как выяснилось, это и было целью Иблиса, проникнуть в сердце Адама. Может быть, здесь преломилось христианское причастие?
Ответить