Битва при Оурике 1139, битва при Саладо 1340

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 53 раза

Битва при Оурике 1139, битва при Саладо 1340

#1

Сообщение Markgraf99- »

Битва при Оурике 1139 г. средневековой истории Португалии, явление креста Христа в небе королю Афонсу I - мотивы Куликовской битвы?
См. описание в поэме Луиша де Камоэнса "Лузиады", часть 3, строфы 42-54. Рассказчик у Камоэнса - Васко да Гама, повествующий африканскому королю Малинди о португальской истории.

http://www.lib.ru/INOOLD/KAMOENS/kamoens1_2.txt

Как пишет Камоэнс, "На сто арабских воинов кичливых Один лишь португалец приходился.. Хотя любой из нас сей подвиг ратный Заранее бы счел невероятным."

Battle of Ourique

В комментариях Лузиады пишут об этой битве: This memorable battle was fought in the plains of Ourique, in 1139. The engagement lasted six hours; the Moors were totally routed with incredible slaughter. On the field of battle Alonzo was proclaimed King of Portugal. The Portuguese writers have given many fabulous accounts of this victory. Some affirm that the Moorish army amounted to 380,000, others, 480,000, and others swell it to 600,000, whereas Don Alonzo's did not exceed 13,000. Miracles must also be added. Alonzo, they tell us, being in great perplexity, sat down to comfort his mind by the perusal of the Holy Scriptures. Having read the story of Gideon, he sunk into a deep sleep, in which he saw a very old man in a remarkable dress come into his tent, and assure him of victory. His chamberlain coming in, awoke him, and told him there was an old man very importunate to speak with him. Don Alonzo ordered him to be brought in, and no sooner saw him than he knew him to be the old man whom he had seen in his dream. This venerable person acquainted him that he was a fisherman, and had led a life of penance for sixty years on an adjacent rock, where it had been revealed to him, that if the count marched his army the next morning, as soon as he heard a certain bell ring, he should receive the strongest assurance of victory. Accordingly, at the ringing of the bell, the count put his army in motion, and suddenly beheld in the eastern sky the figure of the cross, and Christ upon it, who promised him a complete victory, and commanded him to accept the title of king, if it were offered him by the army. The same writers add, that as a standing memorial of this miraculous event, Don Alonzo changed the arms which his father had given, of a cross azure in a field argent, for five escutcheons, each charged with five bezants, in memory of the wounds of Christ. Others assert, that he gave, in a field argent, five escutcheons azure in the form of a cross, each charged with five bezants argent, placed saltierwise, with a point sable, in memory of five wounds he himself received, and of five Moorish kings slain in the battle. There is an old record, said to be written by Don Alonzo, in which the story of the vision is related upon his majesty's oath. The Spanish critics, however, have discovered many inconsistencies in it. They find the language intermixed with phrases not then in use: and it bears the date of the year of our Lord, at a time when that era had not been introduced into Spain. https://www.gutenberg.org/ebooks/32528

Афонсу перед битвой читал историю Гедеона (Дмитрия Донского?). Старец-аскет, явившийся ему во сне и наяву и уверивший в победе - Сергий Радонежский? По поводу звучащего колокола, например, Нестор Искандер в Повести о взятии Царьграда пишет, что шум битвы и пушечная пальба соединились с колокольным звоном.
Пишут, что Афонсо перенёс столицу в Коимбра (1131). Может быть, это отражение переноса столицы Константином Великим и Дмитрием Донским?

Перед этим Камоэнс излагает историю Эгаша Муниша (октавы 35-41 третьей песни), учителя Афонсу, и ставит его поступок выше, чем перса Зопира (т.е. Христа) при взятии Вавилона. В комментариях говорится, что историки склонны сомневаться в правдивости истории Эгаша у Камоэнса. Но может, у Камоэнса так отразился образ Андроника-Христа в лице Эгаша (1080-1146 г.), явившегося перед королём Альфонсо VII босым, с верёвкой (или цепью?) на шее, в белых одеждах, не боясь предать себя пыткам Синида ("сосносгибателя") или быка Фаларида (Ирода?).

Egas Moniz o Aio

В строфах 98-118 третьей песни Камоэнса - о битве при Саладо 1340 г. Общие моменты с Куликовской битвой: здесь тоже превосходящее число войск противника, который тем не менее проиграл, тоже помощь креста (по португальским источникам), роль скрытого отряда.

Битва при Саладо

100 Нет, никогда Аттила разъяренный,
Бич божий для Италии несчастной,
Не вел с собою столько войск сплоченных,
И никогда с Семирамидой страстной,
Брегов индийских прелестью плененной,
Не мчалось столько воев в путь напрасный,
Как сарацинов, ярых и жестоких,
Пришедших из Гранады и Марокко.

103 "Все племена, что Африки пустыни
Взрастили под извечно знойным небом,
Привел с собой король Марокко ныне,
В Испанию вступив с ордой свирепой,
Поправ с ухмылкой древние святыни,
Отдав страну неверным на потребу.

От страха христиане содрогнулись,
Не в силах счесть врагов своих заклятых.
Тьмой-тьмущей мавры средь полей тянулись,
Грозясь развеять скудные отряды,
Которые к Спасителю взывали
И на него в несчастье уповали.

Глумленью агаряне предавали
Своих врагов невзрачные дружины.
Их земли меж собою разделяли
Заранее лихие сарацины..

Вот так и Голиаф, гигант надменный,
Царя Саула насмерть напугавший..смеялся..

Коварный мавр, захватчик вероломный,
Дружины христиан подверг глумленью,
Не понимая, что отрядам скромным
Благое небо ниспошлет спасенье.

<<Португальские хроники битвы описывают чудесное вмешательство. Португальцы привезли из Мармелара реликвию Истинного Креста. Его нес священнослужитель, а за ним было королевское знамя. В ходе боя с поля боя исчез Истинный Крест, в пользу которого португальцы «сражались, потому что это было величайшей помощью их благочестивой надежде». Тогда настоятель Альваро Гонсалес де Перейра приказал искать Истинный Крест, «и с его приходом и со словами усилия, которые позже сказал с ним король», португальцы получили новый импульс и, следуя за реликвией, сумели победить гранадцев. 52>> https://dialnet.unirioja.es/descarga/ar ... 709946.pdf La batalla del Salado (año 1340)

Las crónicas portuguesas de la batalla describen una intervención milagrosa. Los portugueses habían traído la reliquia de la Vera Cruz de Marmelar. Un clérigo la portaba y tras él iba el pendón del rey. En el transcurso de la lucha, la Vera Cruz despareció del campo de batalla, con cuyo favor los portugueses “peleaban porque ella era el mayor socorro de su devota esperanza”. Entonces el prior Álvaro Gonzálves de Pereira mandó buscar la Vera Cruz “y con su venida y con las palabras de esfuerzo, que con ella luego dijera el rey” los portugueses cogieron nuevos ímpetus y siguiendo a la reliquia lograron vencer a los granadinos. 52
52 Crónica dos sete primerios reis de Portugal, ob. cit., pp. 340-341; Livro de Linhagens do Conde D. Pedro, ob. cit.; RICARD, R., “La relation portugaise de la bataille du Salado (1340)”, Hespéris 43 (1956) 7-72.

Álvaro Gonçalves Pereira

Este hé o Santo Lenho que foi levado a Batalha do Salado anno 1340 onde antes da pelleya mandou el rey Dom Affonço hir ao prior do Crato Dom Alvaro Gonçalves Pereira que arvorase em huma astea para que fosse visto e adorado do exercito christão asy jefes. E prencipiando com aquellas palavras do psalmista – Exurgat Deus et dissipentur inimici eius (псалом 67) – sendo o conflito muy travado a pouco espaço tudo erão alaridos mortes e rios de sangue como dis a cronica, e metendo se o noso rey pellos arrayais imigos se adiantou tanto que a sy e aos seus pos em grande aperto e o que mais acrescentava o perigo era nam ter vista do Santo [fl 111v] Lenho por lhe ficar nas costas, o que advirtindo o prior escolheo tres animozos soldados que atravesaram plo meo dos inimigos com o sagrado pendão a vista do qual cobrarão os nosos tal animo e vallor que estando a vitoria mui duvidoza não podendo os mouros soportar o impito e furor luzitano voltarão as costas vergonhozamente hindo lhe os christãos no alcansse fasendo nelles miseravel estrago. Esta gloriozisima vitoria se atribuio ao Sagrado Lenho da qual se resou muitos annos nas Sés de Lisboa e Evora com titullo de – Vitoria Christianorum e inda hoje na de Coimbra como diremos em seu dia trinta de Outubro.
https://repositorio-aberto.up.pt/bitstr ... 219261.pdf стр. 236 из 400

Псалом 67 начинается так:
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог[4], и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.[2] Чис. 10:35.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

"Погибнут от лица" напоминает историю с головой Горгоны (пушки) Персея, она же по-видимому Мандилион императора Ираклия.

Папа Бенедикт XII..произнес проникновенный панегирик, в котором сравнил победу при Тарифе с великими битвами, записанными в Библии.

Кстати, современная Саладо не река, а ручей, что не совпадает с данными хроник:

<<Мало кто из Тарифеньо знает, что такое река Саладо. Это не река и даже не ручей, это ручей с очень небольшим течением. Только дойдя до пляжа, в болотистой местности, где до сих пор стоит трехглазой мост XVIII века, образуется лагуна. 40 В хронике короля Альфонсо XI Саладо говорится как о могучей реке, которую трудно переправиться. По этой причине кастильцам пришлось искать броды или «пассады», которые ранее защищали мусульмане. 41 Река Саладо была не простой разделительной линией для армий, а, скорее, трудностью, которую кастильцам пришлось преодолеть, прежде чем начать бой.
Это заставляет нас предположить, что либо река Саладо сильно изменилась за последние семьсот лет, либо в идентификации реки допущена ошибка, возможно, путающая Саладо с рекой Jara, которые расположены очень близко друг к другу.>> (La batalla del Salado (año 1340))

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 53 раза

Фернан Гонсалес

#2

Сообщение Markgraf99- »

Битвы Фернана Гонсалеса (910-970), героя кастильского эпоса, - мотивы Куликовской битвы? Например, по Вашингтону Ирвингу:

https://www.gutenberg.org/ebooks/50352 Spanish Papers by Washington Irving 1872
https://archive.org/details/biographies ... 7/mode/2up Biographies Miscellaneous Papers by Washington Irving (англ.). 1867

Chronicle of Fernan Gonzalez, Count of Castile
CHAPTER VI. Death of Alfonso, King of Leon.— The Moors determined to strike a fresh Blow at the Count, who summons all Castile to his Standard.— Of his Hunt in the Forest while waiting for the Enemy, and of the Hermit that he met with. - - В этой главе он встречает отшельника (friar Pelayo), который предсказывает ему победу (Сергий Радонежский?).
CHAPTER VII. The Battle of the Ford of Cascajares.
CHAPTER XIV. Of the Moorish Host that came up from Cordova, and how the Count repaired to the Hermitage of San Pedro, and prayed for Success against them, and received Assurance of Victory in a Vision.— Battle of Hazinas. - - В этой главе Пелайо снова, но уже в видении, предрекает ему победу в битве. Ночью перед битвой в небе явился страшный огнедышащий змей (он был ранен и в крови). Якобы это мавританские некроманты и астрологи призывали дьявола, чтобы напугать христиан. Но возможно "змей" - это пушка, "медный змей" Моисея (изображавшийся на кресте - отсылка к Христу, христианскому древу - пушке).

Глава заканчивается утверждением, что "Некоторые приписывают знаку, который носили в этой битве небесные воины, происхождение Креста Калатравы." Возможно отражение хризмы (Хи-Ро) лабарума Константина?

Похожая история про крест Иньиго Аристы (790-852):

"С именем короля Иньиго наваррские и арагонские предания связывают возникновение креста особой формы (так называемого креста Иньиго Аристы). Согласно легендам, в ночь перед сражением с маврами при Арахуэсте Бог во сне явил Иньиго Аристе крест как знак своей божественной милости и грядущей победы христиан. В последовавшей битве мавры потерпели сокрушительное поражение, а их король Абдалмелик погиб. После этого увиденный королём Иньиго во сне крест стал гербом не только династии Ариста, но и родственной им династии графов Арагона, а впоследствии и гербом Королевства Арагон. Средневековые хронисты считали битву при Арахуэсте реально произошедшим событием, а короля мусульман, погибшего в ней — Абд ар-Рахманом I[21]. Однако современные историки выяснили, что в основе этих преданий не лежит никаких достоверных исторических фактов. Было установлено, что крест подобной формы впервые был изображён в документах короля Арагона Рамиро I (XI век), а использовал впервые термин «крест Иньиго Аристы» историк XVI века Херонимо Сурита-и-Кастро." Иньиго Ариста

Также Фернан Гонсалес участвует в битве при Симанкасе. Здесь тоже многочисленный и самоуверенный противник, роль атаки скрытого отряда, сверхъестественная помощь св. Мильяна. Кстати, имя Фернан(д) напоминает Феридун (царь Феридун - частично отражение Дмитрия Донского - Константина Великого).

Сражение при Симанкасе — битва около города Симанкас 6 августа и последующий за ним бой при Аландеге 21 августа 939 года между объединённым войском христиан севера Испании (Леон, Кастилия и Наварра) под общим командованием короля Рамиро II и войском мавров во главе с халифом Кордовы Абд ар-Рахманом III, завершившиеся одной из крупнейших побед христиан за всю историю Реконкисты.
Ответить