Птолемей VIII, Каракалла и Иван Грозный

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 56 раз

Птолемей VIII, Каракалла и Иван Грозный

#1

Сообщение Markgraf99- »

Юстин 38.8: "(2) А в Египте, после того как умер царь Птолемей, к другому Птолемею, который правил в Кирене, явились послы, чтобы предложить ему царскую власть и в жены – его сестру, царицу Клеопатру. (3) Птолемей был доволен уже тем одним, что без борьбы овладел царством своего брата. Между тем, как ему было известно, на престол хотели посадить сына его брата, за что стояли мать мальчика Клеопатра и расположенные к этому ребенку виднейшие люди в государстве. Будучи поэтому враждебно настроен против всех, Птолемей, как только прибыл в Александрию, приказал умертвить сторонников мальчика. (4) Самого же его он убил в объятиях его матери, в день свадьбы, когда вступал в брак с его матерью, в час торжественных религиозных церемоний, во время приготовлений к пиру, и взошел на ложе своей сестры, обагренный кровью ее сына. (5) После этого Птолемей показал себя не более мягким и по отношению к своим подданным, которые призвали его на царство, так как иноземным солдатам было дано разрешение на убийства, и ежедневно все утопало в крови. Сестру свою он прогнал, после того как изнасиловал дочь ее, девушку, и взял ее себе в жены, (б) Перепуганное насмерть население стало разбегаться во все стороны и из страха смерти покидать родину, превращаясь в изгнанников. (7) Таким образом, Птолемей остался в огромном городе один со своими приближенными и, когда увидел, что он царствует не над людьми, а над пустыми зданиями, особым эдиктом призвал иностранцев. (8) В то время как они стали стекаться отовсюду, Птолемей отправился навстречу римским послам – Сципиону Африканскому, Спурию Муммию и Луцию Метеллу, которые прибыли для ознакомления с положением дел в союзном царстве. (9) Насколько кровожадным казался он согражданам, настолько смешным показался римлянам. Лицом он был безобразен, низок ростом, ожиревший живот делал его похожим не на человека, а на животное. (10) Гнусность его вида увеличивала чрезмерно тонкая и прозрачная ткань его одежды, как будто он задался целью искусно выставить напоказ то, что скромный человек стремится обычно тщательно прикрыть. (11) После отъезда послов (из коих Сципион Африканский, когда осматривал город, привлекал к себе общее внимание) Птолемей, так как его возненавидели уже и чужестранцы и он стал опасаться заговоров, тайно отправился в изгнание вместе с сыном, которого имел от сестры, и с женой, соперницей матери. Набрав наемное войско, Птолемей начал войну против сестры и родины. (12) Затем он вызвал из Кирены старшего сына и убил его, чтобы жители Александрии не провозгласили этого сына царем в противовес ему. После этого народ ниспроверг статуи Птолемея и уничтожил его изображения. (13) Думая, что это сделано по наущению сестры, он убил и того сына, которого имел от нее, а труп убитого приказал рассечь на куски, сложить в ящик и поднести матери в день ее рождения во время пира. (14) Это злодеяние не только царице, но и всему государству было горько и прискорбно и вызвало во время торжественного пира такое всеобщее горе, что весь дворец наполнился рыданиями. (15) Вельможам пришлось вместо пира думать об устройстве похорон: они показали народу растерзанный труп, чтобы народ понял, чего он может ожидать от царя-сыноубийцы."

Птолемей VIII напоминает Ивана Грозного. (А история с растерзанным трупом, поданным на пир, сродни мифам о вражде братьев Атрея и Фиеста). Птолемей убивает соперника в обьятиях матери, то же самое сделал и Каракалла через триста с чем-то лет, убив брата Гету в обьятиях матери.
Позже Птолемей примирился с Клеопатрой, своей сестрой (это примирение Ивана Грозного с Софьей Палеолог?)
Клеопатра обращалась за помощью против Птолемея к Деметрию, царю сирийскому. Здесь возможно не случайно появление имени Дмитрий (отражение Дмитрия Ивановича "эпохи Грозного" или лжеДмитрия?)
Также Каракалла повторил Птолемея, устроив резню в Александрии.
Каракалла участвовал в парфянской войне, и аналогично Антиох VII, современник и сосед Птолемея, участвует в парфянской войне (Ливонская война Ивана Грозного?), сначала успешной, затем неудачной. Антиох двинул огромное войско на парфян (в Европу?), якобы до 300 тыс. Во время этой войны Антиоха покинул убежавший полководец Антиней или Афиней (Аѳиней, по Диодору) - возможно, это частично Андрей Курбский? Афиней отличился особенной жестокостью и погиб где-то на чужбине (может быть, частично и Малюта Скуратов?)
Антиох VII осаждал Иерусалим - возможно отражение одного из военных предприятий Ивана Грозного.
Антиох VII боролся с Диодотом Трифоном. Юстин пишет в 36-й книге, глава 1, что "Трифон в Сирии добился того, что был назначен народом в опекуны малолетнему Антиоху, пасынку Деметрия, после чего убил мальчика и овладел Сирийским царством". Ливий (Периохи 55): "Сирийский царь, сын Александра, десяти лишь лет отроду, коварно убит своим опекуном Диодотом по прозвищу Трифон: он подкупил врачей, которые объявили народу, будто мальчик страдает каменной болезнью, стали делать операцию и зарезали его." Возможно здесь преломление истории Бориса Годунова и смерти царевича Дмитрия?

Антиох VII Сидет

Птолемей VIII с Клеопатрой II и Клеопатрой III (предстоят перед Хором), как считается, изображены на рельефе из Ком Омбо с "нагайкой", который приводят ФиН в "Бог войны".

Птолемей VIII Эвергет

Каракаллу можно сравнить с Нероном и Калигулой (у последнего тоже прозвище по предмету одежды). Подобно Нерону и Агриппине, ходили слухи о связи Каракаллы с собственной матерью Юлией Домной. Александрийцы обзывали её Иокастой (мать Эдипа). В то же время писали, что Юлия Домна не мать, а мачеха Каракаллы, соблазнившая его (в этом случае она больше подходит на роль не Иокасты, а Федры в истории с Ипполитом - т.е. жены Потифара, Есфири-Елены?)

И по-видимому история Есфири-Елены при Птолемее VIII (он же в данном случае Птолемей IV?):

//Попытка расправы с евреями
Птолемей Эвергет имел большой зуб на евреев, поддержавших Филометора и Клеопатру. Иосиф Флавий рассказывает:
«Он схватил всех находившихся в городе евреев вместе с жёнами и детьми и, связав их и раздев донага, бросил под ноги слонам, чтобы те растоптали их; для этого он даже напоил животных вином, но случилось противное тому, что он ожидал. Слоны, не тронув евреев, устремились на его приближённых и истребили многих из них. Вслед за тем ему было ужасное видение, которое повелело не причинять этим людям никакого вреда. Также его любимая наложница (одни говорят, что её звали Итака, другие — Ирина) умоляла его не совершать такого ужасного святотатства, и он уступил ей и раскаялся в том, что уже сделал или только собирался».[25]
Правда, точно такая же история рассказана в Третьей книге Маккавейской и относится к царствованию Птолемея IV Филопатора.[26] Александрийские евреи ежегодно отмечали праздник в память о своём избавлении.[27] //
Ответить