Альгамбра

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 56 раз

Альгамбра

#1

Сообщение Markgraf99- »

Ф. Баргебур о Львином дворике Альгамбры: "Возникает несколько вопросов; Что побудило Ибн Габироля, чье авторство этого стихотворения не подлежит сомнению, создать столь поразительное изображение замка? В каких условиях оно было написано? Наконец, действительно ли описанный здесь замок — Альгамбра? Если да, то мог ли львиный источник, описанный в этом стихотворении одиннадцатого века, быть идентичен нынешнему львиному фонтану в Альгамбре, до сих пор приписываемому четырнадцатому веку?"

https://sci-hub.ru/https://www.jstor.org/stable/750296 The Alhambra Palace of the Eleventh Century by F. Bargebuhr (1956)

Court of the Lions: Origins Львиный дворик - Происхождение
//Происхождение скульптурного фонтана и его львов вызывает споры. Теория Фредерика Баргебура, выдвинутая в 1956 году, предполагает, что скульптуры львов произошли из дворца еврейского визиря Юсуфа ибн Нагрелы XI века (ум. 1066).[73] Баргебур даже предположил, что Дворец Львов был построен на фундаменте более раннего дворца. Позднее Олег Грабарь поддержал эту версию происхождения фонтана.[74] Предложение было основано на описании фонтана, найденном в стихотворении Ибн Габироля XI века, в котором описывается дворец визиря. Согласно этой интерпретации, львы представляли Двенадцать колен Израиля, а у двух из них на лбу был треугольник, указывающий на два существующих колена Иуды и Леви. Однако с тех пор эта теория происхождения была оспорена или опровергнута многими другими учеными, в основном на аргументах, что поэтическое описание не является прямым свидетельством того, что два источника одинаковы, что описание в самом стихотворении не является точным совпадением и что стиль львов принадлежит насридскому искусству XIV века.[75][76][77][69][78] //

Alhambra
//При царях-зиридах Хаббусе ибн Максане и Бадисе самой влиятельной фигурой в королевстве был еврейский администратор, известный как Самуэль ха-Нагид (на иврите) или Исмаил ибн Нагрилла (на арабском языке).[26] Самуил построил свой дворец на холме Сабика, возможно, на месте нынешних дворцов, хотя от него ничего не осталось. Сообщается, что там были сады и водные объекты.[24]
...Теория Фредерика Баргебура[27] 1956 года о том, что скульптуры львов в нынешнем Дворе Львов пришли из дворца Самуэля, с тех пор была оспорена и опровергнута другими учеными.[28][29][30]//

Считается, что Львиный двор появился при Мухаммаде V (правил в 1354-1359, 1362-1391).
А Хинес Перес де Ита (1544-1619) в "Повести о Сегри и Абенсеррахах", глава 2, пишет, что Львиный двор Альгамбры выстроил 19-й король Гранады Абу-ль-Хасан, он же Мулей Асен или Мулла Хасан (правил в 1464-1482, 1483-1485). Также в Альгамбре строил Карл V (Иван Грозный?).
Кстати, события при дворе Муллы Хасана - не отголоски ли "истории Есфири-Елены"?

//От своей старшей жены Аиши (по-испански Айха) Абу-л-Хассан имел двух детей: Абу-Абдаллаха (в повести – Боабдил или Аудильи (Абу-Абдала), так называемый Молодой король; по-испански el rey Chico – «король-малец») и Юсуфа, из которых первый считался наследником (в повести – инфантом). Однако Абу-л-Хассан приблизил к себе и сделал своей любимой женой одну христианку, рабыню Аиши, – Изабеллу, которая была вынуждена принять ислам и стала известна под именем Зорайи. Аиша с сыновьями была отправлена в ссылку. Это обстоятельство и послужило причиной вражды к эмиру со стороны Аиши и ее сыновей и дало толчок к образованию двух враждующих партий при дворе, из коих одна во главе с Сегри поддерживала сторону Аиши и ее старшего сына (Боабдила), а другая, возглавленная Абенсеррахами, защищала эмира – Старого короля и Зорайю. Ожесточенная вражда нередко выливалась в вооруженные столкновения и поединки. К концу царствования Абу-л-Хассана она достигла крайних пределов, и достаточно было удобного случая, чтобы партия Сегри открыто выступила против эмира..//
Повесть о Сегри и Абенсерагах

Резня в Гранаде 1066 года, убийство "Бармакида" Иосифа, сына Самуила, может ли соответствовать резне Абенсеррахов XV века (история Есфири-Елены и опричнина?)? Бадис ибн Хабус как царь эпохи Ивана Грозного?
(Отсылка к Бармакидам возможно не случайна. Джафар Бармакид был обезглавлен или распят за якобы имевшую место любовную связь с сестрой халифа Гарун-аль-Рашида Аббасой. Более тысячи человек казнили во время резни Бармакидов. Жестокость халифа вызвала неудовольствие населения, и Гаруну пришлось перенести на время свою столицу из Багдада в укрепленный город Ракку. Не отразилась ли здесь история Есфири-Елены и переезда Ивана Грозного в Александрову слободу во время опричнины?)

https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Ибн ... Абу_Хусейн
//Между прочим, Бадис решил истребить всех арабов в пятницу во время молитвы. И.-Н., посвященный Бадисом в этот замысел, понял все ужасные последствия для страны от такого безумного поступка и старался убедить короля отказаться от исполнения плана. Тот, однако, настоял на своем и уже сделал все приготовления к резне, приказав войскам вступить в пятницу в город. Тогда И.-Н. решил удержать короля и его слуг от пролития крови людей, ни в чем не повинных, и тайно уведомил главарей арабской общины о грозящей им опасности. Когда войска расположились близ города в ближайшую пятницу, мечеть была пуста, арабы же спрятались по домам. Король заподозрил тогда И.-H. в выдаче тайны и имел с ним довольно резкую беседу... Берберы..распространили слух, будто И.-H. намеревается убить самого Бадиса и выдать страну в руки Аль-Мутасима, правителя соседней Альмерии, с которою Бадис тогда вел войну, затем убить Аль-Мутасима и самому захватить престол. Эта клевета должна была привести к утрате И.-Н. доверия у короля и к погрому евреев. Толпа штурмовала королевский дворец, где И.-Н. искал спасения в разгар беспорядков, почернив лицо углем, дабы его не могли узнать; но он был найден, убит и тело его повешено против ворот города Гренады (9 Тебета = 30 декабря 1066 года.). Сильно пострадала евр. община Гренады. Большинство евреев погибло, другие бежали.//

Badis ibn Habus

В XI веке в поэзии Шмуэля ха-Нагида возникает тема "второго Пурима":

https://www.academia.edu/17937284/_I_wi ... his_Poetry
//Первое упоминание Ханагида о Пуриме касается не его самого, а его врага. Он описывает вражеских солдат: «…Рассредоточенные в поле, они лежали непогребенными вместе со своим царем Аманом…» Учитывая положение Ханагида как визиря, советника царя, это было бы легко правдоподобной метафорой, если бы он назвал себя Мардохеем. Однако он не выбирает эту характеристику, вместо этого он заявляет, что читатель должен: «Считайте эту мою историю близким родственником госпожи Эстер и ее Ахашвероша…» Ханагид ставит себя в женскую роль, подчиненную богу и царю, а также объявил себя женатым на своем короле. Является ли это метафорой в метафоре, то есть его брак с Бадисом - это брак их судеб, если Бадис падет, то же самое произойдет и с Ханагидом, и отношения с Эстер все еще остаются интригующим выбором.//
//Еще одно известное военное стихотворение, написанное Ханагидом, — «О падении Ибн Аби Мусы». В этом стихотворении описывается еще одно поражение врагов Гранады, на этот раз около 1040 года. Как и в «Битве при Эль-Фуэнте», Самуил ссылается на Пурим.
...Примечательно, что здесь Анагид приравнивает Бога к царю Артаксерксу... Опять же, он — царица Эстер, преследуемая еврейка, а Бадис — царь, его защитник.//

https://vtoraya-literatura.com/pdf/aliy ... 1__ocr.pdf Еврейская средневековая поэзия в Испании
см. Шмуэль ха-Нагид, стр. 24-35

//Не раз случалось, что ха-Нагид спасал евреев и от физического уничтожения. Так, победив в битве против Севильи в 1039 году, он спас еврейскую общину Гранады, а в битве при Эль-Фуэнте одолел жестокого правителя Альмерии, желавшего ”извести все еврейское племя”. Эту победу он потребовал отметить, как ”второй Пурим”, а написанную им по этому поводу поэму — включить в синагогальное чтение и ”вспоминать из поколения в поколение”.//

В поэме о битве при Эль-Фуэнте (1038 года) в описании битвы довольно много "огненных" образов - не написана ли она уже в эпоху огнестрельного оружия?

..Зашаталась земля и раскрылась до дна -
Вот и грешной Гоморры* конец был таков,
И прекрасные лица средь белого дня
Почернели от гари, как днища горшков.
День был мутным, и начал туман выпадать,
И черно было солнце, как сердце мое,
И, как море при шторме, ревела вся рать,
И Господнему гласу подобен был голос ее.
И, когда вышло солнце, то землю качало,
Будто пьяную вовсе, без всяких опор,
И мчались, и пятились кони от чада,
Словно змеи, которых волочат из нор.
Копья чертили в воздухе линии,
Словно молнии, вырвавшись из темноты,
И стрелы были подобны ливню,
И в решето превратились щиты.
Наши луки сгибались драконам под стать
И каждый пчелу изо рта изрыгал,
И меч начинал, словно факел, сверкать,
Когда он над их головами взлетал. ..
..Но сказал я: ”Ты ради Себя в этот раз
Будь укрытьем моим и стеною огня.
А свой гнев на врага моего Ты излей
И его, как жнивье —ураганом, свали,
Как Сисаре, Ты дай ему кару позлей,
Как Дебору с Бараком*, меня одели.
Опали своей молнией их и рассей..
..Неужели во пламени битвы падет
Тот, кому Ты сказал: ”И в огне не сгоришь!”?*
Ты разгневайся, Бог, и конец их придет,
И от них груда пепла останется лишь..
И Он дунул на них, затопил и смешал,
Как в тот день, когда Красное море делил..
Поглотила их смерть и никто их не спас,
Будто в печке огонь отгулял на дровах,
Как мякина в костре загорается враз,
Так враги мои все обратились во прах.
Столько знатных голов стало пищей гадюк
И валялись, как фиги, по тыще —на грош,
И разбух каждый труп, словно винный бурдюк,
И тогда стал с беременной женщиной схож.
Там лежали они —господа на рабах,
Со смердящим своим королем заодно,
.Так от рук Ш[е]муэля погиб и Агаг*,
Как когда-то от Мудрого* —подлый Аман..

Противником Самуила Ганагида и "молодого льва" Бадиса ибн Хаббуса был сакалиба или слав Зухайр ("Агаг"). Правители тайфы Альмерии в первой половине XI века были сакалиба.
Ответить