Карты звездного неба в средние века довольно интересные если не сказать странные. Они показывают только полюс эклиптики который располагается в созвездии Дракона, а Полярная звезда ими не замечается. Только в конце 17-го века появляются карты в новой проекции где в центре находится Полярная звезда Малой медведицы. Подобная странность этих карт вызывает у исследователей закономерный вопрос о постоянстве наклона земной оси в историческом прошлом. Приведу цитату из одного такого исследования (Другая история Земли. Часть 3г ): «То, что ось вращения Земли сменила своё положение, подтверждается старыми картами звёздной сферы, которые составлены именно так, как данные карты должны быть составлены при оси вращения планеты перпендикулярной плоскости эклиптики. Именно в этом случае ось вращения Земли будет направлена в ту же точку на небесной сфере, куда направлена общая ось эклиптики, то есть, в созвездие Дракона. При этом составить данную карту именно в такой проекции будет вполне естественно, поскольку для наблюдателя, который находится на поверхности Земли, небесная сфера будет вращаться именно вокруг точки в созвездии Дракона. Если же ось вращения Земли не меняла своего положения и всё время была направлена на Полярную Звезду, то во времена средневековья, когда господствовала геоцентрическая система, при которой Земля якобы находилась в центре, а все остальные планеты, включая Солнце, якобы вращались именно вокруг Земли, составить карту звёздной сферы в эклиптической системе координат с центром в созвездии Дракона не могли в принципе. Не могли в первую очередь потому, что такая картина, когда небесная сфера вращается вокруг Дракона, в принципе будет не видна с поверхности Земли. Поэтому, чтобы нарисовать именно такую проекцию, необходимо вначале поставить именно Солнце в центр системы, и только затем вы сможете представить как будет выглядеть небесная сфера, если мы будем смотреть на неё не с поверхности Земли, а с воображаемой плоскости эклиптики». В упомянутой работе приведен подробный разбор большого количества старых звездных карт, желающие могут там ознакомиться.
Одним из авторов средневековой классики, упоминавшим смещение земной оси, является Джон Мильтон и его поэма«Потерянный рай» впервые изданной 1667 г.
В ниже приведенном фрагменте Мильтон описывает произошедшее изменение климата после некой катастрофы:
Так пели Духи. Между тем Творец
Могучих Ангелов по именам
Призвал и, сообразно мировым
Законам нынешним, назначил труд
Особый каждому.Они сперва
Велели Солнцу так ходить, светя,
Чтоб на Земле чередовались жар
Несносный и подобный же мороз;
Зима седая с Севера на зов
Должна являться, с Юга - летний зной
Солнцестоянья. Бледный шар Луны
К своим обязанностям призван был;
Пяти другим планетам - их круги
Предписаны, вращенья и аспекты
На шесть частей, четыре и на три
И противостоянья, что сулят
Беду, и сроки определены
Зловещих сочетаний; сонму звезд
Недвижных сказано, когда струить
Влиянье пагубное и какой
Звезде, взойдя при Солнце иль зайдя,
Способствовать возникновенью бурь;
И ветры были по своим местам
Расставлены; им даден был указ
Когда реветь, вздымая берега,
Моря и воздух; гром оповещен,
Когда ему свирепо рокотать
В своем воздушном, пасмурном дворце.
Далее он сообщает об изменении наклона земной оси:
Одни твердят, что Ангелам Господь
Земные сдвинуть полюсы велел
На двадцать с лишним градусов; с великим
Трудом они центральный этот шар
Столкнули вкось. Иные говорят,
Что Солнцу было ведено свой бег
От равноденственной стези сместить
На тот же самый угол и, Тельца
Минуя, и сестер - семь Атлантид,
Все выше возноситься,- к Близнецам
Спартанским и тропическому Раку,
Оттуда предпринять обратный путь,
Ко Льву спуститься; Деву и Весы
Оставить позади и донестись
До Козерога,- областям земным
Даруя смены годовых времен;
В этом фрагменте помимо самого факта изменения наклона оси приводиться последовательность событий через движение Солнца по небосводу. При этом само событие начинается в созвездии Тельца (и Плеяды/Атлантиды), далее идет подъем на Близнецах и пик события находиться в Раке, а затем спад ко Льву и далее по знакам зодиака. Схожею картину мы можем видеть на известном круглом дендерском зодиаке рис.1.
Рис.1. Фрагмент круглого дендерского зодиака. Близнецы и Рак смещены с зодиакального круга.
На зодиаке показано нарушение равномерности зодиакального круга, а именно созвездие Близнецов несколько смещено вверх со своего места и особенно сильно смещено вверх созвездие Рака (подробнее здесь). О нечто подобном пишет и Джон Мильтон.
Такую же схожею картину мы видим и на известной мозаике золотого зала стокгольмской ратуши где чествуют нобелевских лауреатов рис.2.
Рис.2. Фрагмент мозаики золотого зала стокгольмской ратуши.
И здесь мы видим зодиакальный круг со смещенным созвездием Близнецов и сильно смещенным созвездием Рака показанного в виде головы богини (подробнее об этой мозаике смотреть в работе «О чем молчит мозаика золотого зала стокгольмской ратуши»).
А вот далее Мильтон сообщает информацию которая образно говорит о том, что до катастрофы земная ось не имела наклона и была перпендикулярна к плоскости эклиптики:
Иначе непрерывная весна
Земле бы улыбалась круглый год
Цветами, дни равнялись бы ночам,
За исключением полярных стран,
Где день безнощный вечно бы светил,
Поскольку Солнце низкое, взамен
Большого расстоянья от Земли,
Ходило б незакатное, кружа
По горизонту; Запад и Восток
Безвестны были б жителям; снегов
И стужи бы не знал Эстотиланд,
А также отдаленные края
На юг от Магелланова пролива.
(Джон Мильтон. Потерянный рай. Книга 10)
Описанные события характерны для ситуации с нулевым наклоном земной оси.
Сегодня наклон земной оси равен 23,44° и как утверждают историки так было всегда. Но нет нет да и встречаются где-нибудь артефакты говорящие об ином.
Вот например кафедра в виде глобуса в базилике Святой Крови в Брюгге.
В центральном нефе базилики находиться необычной формы и красоты кафедра. Она выполнена из цельного куска красного дерева в форме земного шара/глобуса рис.3.
Рис.3. Кафедра в виде глобуса в базилике Святой Крови Брюгге, Бельгия.
Кафедра изготовлена в 1728 году и призвана символизировать распространение христианства по планете. Однако для данной фабулы глобус кафедры оказывается излишне информативен. Карта, вырезанная на шаре, исполнена в тональности основного массива и плохо просматривается, чего не скажешь про сверкающие «золотом» известные линии — параллели и меридианы. Но самое «странное», что на этот глобус нанесена и линия эклиптики, уж совсем казалось бы излишняя информация. Но только не в случае если задача ставилась иной, а именно — демонстрация угла наклона оси планеты. Дело в том, что именно такой угол образовывается между эклиптикой и параллелью и на этом глобусе он отличается от современного наклона земной оси (в 23,5º) и равен примерно ~32º! Трудно поверить, что авторы композиции так сильно опростоволосились, демонстративно выставив зрителю такой пассаж, ведь угол наклона земной оси был известен со времен Коперника (или Улугбека, а скорее всего еще раньше). Но массовому посетителю это все невдомек (подробнее в статье «Кафедра — глобус в церкви Святой Крови в Брюгге»).
Другим свидетельством может быть упоминавшаяся выше мозаика из Золотого зала Стокгольмской ратуши (рис.2).
Это масонская картина с зашифрованным сюжетом на катастрофу 12-го века (подробнее об этом читать в статье «О чем молчит мозаика золотого зала стокгольмской ратуши»). На мозаике в зодиакальном круге выделен сектор в виде пирамиды с Солнцем в вершине, а стороны идут от созвездия Близнецов до Льва, как Солнце в поэме у Джона Мильтона. Так вот угол условной пирамиды равен примерно 33º. В этой мозаике можно усмотреть еще 2 угла формируемых малыми лучами от Солнца. А как я писал ранее еще одна катастрофа на планете была в самом начале 17-го века (Каспий и Арал как индикаторы катастрофы).
Еще один интересующий нас угол можно рассмотреть на картине которую мы тоже ранее рассматривали - «Прославление евхаристии» Вентура Салимбени (1600 г.) рис.4.
Рис.4. Вентура Салимбени «Прославление евхаристии» и увеличенный фрагмент. Яндекс.
Эту картину часто обсуждают сторонники внеземных контактов. Уфологи и иже с ними видят в рогатом шаре прообраз первого советского спутника и как вариант, иллюстрацию путешествия во времени. Мнение же искусствоведов, для верхней части картины, сводится к куда более прозаичной версии: шар — это Сфера Мунди (глобус) с показанными Солнцем и Луной, а «антенны» это скипетры — символы власти. Вот именно эти скипетры и будут нам интересны. Напомню выводы из предыдущей работы (Образ Святой Горы Меру в христианстве), образ Бога Отца венчается кристаллической формой нимба, треугольной в данном случае. Это прообраз знаменитой горы Меру/Алатырь/Олимп — центра прошлой цивилизации, как единой религиозной империи. На горе обитали боги/власть главным из которых был Зевс/Юпитер. Можно считать, что именно он изображен в образе старца Бога-Отца, как персонификация всей до христианской языческой религии. По этой причине его скипетр не содержит креста в навершии. В картинах такого рода не бывает случайных сюжетов, каждый штрих должен что-то значить понятное избранным. Вот и воткнутые в земной шар скипетры призваны нести скрытую информацию. Все искусство эпохи Возрождения «повернуто» на одном событии — это самая страшная на памяти человечества катастрофа 12-го века. Эпоха Возрождения - это возрождение после катастрофы. Одним из следствий катастрофы было изменение угла наклона земной оси. Вот, как мне кажется, именно это изменение и демонстрируют скипетры Отца и Сына угол между которыми составляет ~54º (напомню широта города Владимир сегодня 56º).
Следующим примером может служить знаменитый Готторпский Глобус из Кунсткамеры Санкт-Петербурга рис.5.
Рис.5. Готторпский Глобус. Кунсткамера.
Глобус создавался в середине 17-го века, где-то через пол века после работ Иоганна Кеплера. К сожалению оригинал глобуса не сохранился, он сгорел в пожаре, так что нет гарантий в аутентичности изображений на нем. Но вот наклон его оси может быть оригинальным ибо привязан к жесткой конструкции его водяного привода и он равен 55° к горизонту. Конечно такой пассаж требовал объяснения и оно есть — это широта Готторпа, где он был сделан. За не имением других версий эта работает. Но осадок есть, ведь это наглядное пособие для обучения, можно сказать инструмент и такой ляп. Тогда каждый может как угодно «наклонять Землю»…
Наверное такого рода примеров много, но их надо искать…
В рамках исследуемого вопроса рассмотрим еще одно созвездие это Жираф рис.6.
Рис.6. Созвездие Жираф на звездной карте.
Оно интересно тем, что является также околополюсным, большим и тусклым. Только вот созвездие это совсем молодое и было предложено Петером Планциусом в 1598 году, однако получило признание уже после публикации в небесных картах Якоба Барча, изданных в 1624 году. Здесь есть очевидная странность — зачем/почему южное животное помещено в северное полушарие да еще в самый полюс? Ладно бы прихоть Планциуса (например любимое животное), но ведь все дружно поддержали. Это единственное южное животное в северном полушарии звездного неба. Особенность зверя в его росте, это самое высокое животное, а строение таково, что можно провести почти прямую линию от копыт передних ног до кончиков ушей. Другой знаменитый картограф Андреас Целлариус, издавший много звездных и географических карт, на одной из них (издания 1661 года) он наложил на земной глобус свою звездную карту рис.7.
Рис.7. Фрагмент с созвездием Жираф карты Целлариуса издания 1661 года.
На этом фрагменте мы видим очередную «случайность/странность» - жираф стоит правым передним копытом рядом с городом Москва. Его ухо находиться рядом с Полярной звездой, а крайние звезды созвездия граничат с Кохаб Малой медведицы. Иными словами образно проведена прямая линия между городом Владимир и Полярной звездой/Кохаб. Случайность это или умысел время покажет.
После катастрофы 12-го века была как минимум еще одна в самом начале 17-го. Остается открытым вопрос - какие изменения в наклоне земной оси привносила каждая из них.