Происхождение первых князей Руси

Свободный форум.
Ответить

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#166

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 26 апр 2025, 12:11
Критики "Русского летописца" - утверждают, что летопись "новодел" 2-й четверти 17 в.
Рюрик князь Пруссов = русоцентризм.
также в "Степенной книге" Рюрик из пруссов.
эту версию поддерживал Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).
в русоцентризме обвиняете и Миллера ?

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#167

Сообщение blacksea »

Igor07 писал(а): 28 апр 2025, 10:38
blacksea писал(а): 26 апр 2025, 12:11
Критики "Русского летописца" - утверждают, что летопись "новодел" 2-й четверти 17 в.
Рюрик князь Пруссов = русоцентризм.
также в "Степенной книге" Рюрик из пруссов.
эту версию поддерживал Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).
в русоцентризме обвиняете и Миллера ?
Я - никого - ни в чем - не обвиняю.

Просто - Нужно самому критически оценивать источники информации и их происхождение.
Насколько осведомлен автор источника и откуда он взял свою имформацию.

Давайте - Рассмотрим - Какой объём знаний был доступен - автору летописи.
Откуда - он почерпнул свои сведения. Из каких источников.
В Гарварде он не учился, в Сорбонне тоже.
Это был какой-то монах из окружения епископа Архангельского.
Я - думаю, что он использовал - имеющие в то время хождение в среде книжников -
"Летописи" и сказания - Нового толкования Русской истории с патриотическим уклоном.
С начала 16 в. возникает "школа" книжников - которые стали авторами сочинений исторического характера. Под их пером - начали появляться новые персонажи русской истории. Вадим Храбрый, Гостомысл, Буривой, Словен и т.д. - Ранее не упоминавшиеся летописцами и сказателями - обрели "плоть" - воплотились как реальные исторические лица.

Проблема в том, что изначальна история Руси была во многом утрачена - уже во времена Нестора - так-как она не фиксировалась письмом. Поскольку до эпохи Владимира - его на Руси - не было.

Нестор - закончивший свой труд около 1108 г. - во многом опирался на сказания и легенды и все даты хронологии Русской истории до 1000 г. - в подавляющем большинстве выдумка Нестора.

Что нового могли рассказать летописцы из 1649 г. - что было неизвестно Нестору в 1108 г.
Не имеющая под собой основы мысль, что Нестор - это поздняя подделка - нереальна.
Так-как записи Нестора стали основой или нашли отражение в около 20 летописей разных регионов Руси 12-14 в.в. - и не имеют в себе каких-либо расхождений.

У многих обывателей есть устойчивое мнение, что можно найти старую книгу - где будут описаны - факты неизвестной "правдивой" истории Руси - Которая отличается от официальной.

В эпоху татарского ига - многие памятники истории погибли - и в последствии всё, что дошло до нас тщательно разыскивалось, переписывалось и так они дошли до наших дней.
Но они в 13-15 в.в. не нашли ничего нового - что отличается от Нестора.

Со времен Петра - появляются "профессиональные" историки - которые активно ведут розыски старых летописаний. На протяжении 1700-х - 1800-х гг. - издаются многотомные истории.
Но и они следуют канве Нестора - хотя им был известен Русский летописец 1649 г. - и они его считали фальшивкой.

Попытки подправить историю начинаются с начала 16 в., в 17 в. переживают расцвет, а в начале 18 в. Первый "академический" историк Татищев - предпринял виртуозную попытку фальсификации - "открытием" своей "Иоакимовской летописи".

Его последователь - мой - не доброй памяти земеля - некто Салуквадзе - Гори он в аду - Поставил это дело на поток и штамповал "летописи" - в промышленных масштабах и с широким размахом.

Верить или не верить - тому или иному источнику - личное дело каждого.

Но добросовестный исследователь - не должен черпать идеи из одного источника.
Только путём сравнения и выверки разных источников с привлечением данных из области археологии, генеалогии, генетики и т.д. с критическим анализом данных - можно делать выводы.

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#168

Сообщение Воля »

Это - Лингвофрическая - не на чем не основаная теория
Кто - Вам сказал, что слово "Рог" - означает - "Власть"
Есть - хоть один аналог - подобного "имени".

Категоричность Ваших суждений и узость познаний не может не восхищать.

Я не считаю, что рог - это власть, поскольку там есть корнеслово волод.

Этимология
От праслав. *voldḗtī, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. володѣти, прич. наст. вр. володы из *володѫ, ст.-слав. владѣти, власти, владѫ, укр. володiти, болг. вла́дам, владе́я, сербохорв. вла́дати, вла̑да̑м, словенск. ládati, vládati, чешск. vlásti, vladu, польск. włodać, władać; восходит к праиндоевр. *walǝ- «быть сильным, могущественным, владеть». Родственно лит. valdýti, valdaũ «править, владеть», veldė́ti «наследовать», др.-прусск. walduns, weldūns «наследник», weldīsnan «наследство», др.-лит. pavilsti «унаследовать», pavildė́ti «владеть», латышск. vàldît, готск. waldan «править», далее, греч. αλίσκομαι, αλωτός, ελεῖν, др.-ирл. flaith «господство», др.-кимрск. gualart «глава, повелитель», лат. valere «быть в силах, сильным». Русск. владеть — из церк.-слав., вместо исконнорусского володе́ть

Этимология
Происходит от праслав. *volstь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. волость «область, территория, государство, власть», ст.-слав. власть (др.-греч. τυραννίς, ἐξουσία; Супр.), русск. власть (заимств. из русск.-церк.-слав. власть вместо волость), укр. во́лость, белор. воласць, болг. власт «власть», сербохорв. вла̑ст, словенск. lȃst (род. п. lastȋ) «владение, собственность», чешск. vlast «родина», словацк. vlasť — то же, польск. włość. Ср. латышск. valsts «государство», лит. valsčius «волость»; далее, к володе́ть.

Etymology
From Proto-Slavic *volstь, from Proto-Balto-Slavic *walˀstís, from Proto-Indo-European *h₂welh₁-.

Etymology 1
Possibly connected to *welh₁- (“to choose, wish”)[4][5], but Hittite requires a leading h₂-. Furthermore, an argument against reconstructing a root-final h₁ is Old Irish follnaithir (“rules”), which point to h₂ instead. A connection with *HweRdʰ- (“to become big/strong”), Sanskrit वर्धते (várdhate, “to grow”), is also suggested.
Reconstruction:Proto-Indo-European/h₂welh₁-

https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstr ... %E2%82%81-


Рог был принадлежность Свтовита, как рог изобилия, достатка и процветания

Святовит или Свентовит (лат. Zuantewith, пол. Świętowit) — бог войны и победы у части западных славян. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... rov%29.png

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... irchen.jpg

Изваяние Святовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом.

© https://www.livemaster.ru/topic/3196254 ... m-izvestno

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку.

Левая рука, упертая в бок, напоминала собой лук, а в правой он держал скальсу — большой металлический рог изобилия. В праздничный день жрецы поднимали пурпурный занавес, скрывавший статую Святовита, забивали жертвенный скот, в роге изобилия находилось налитое год назад вино или мед. Жрец в красных одеждах брал в руки рог, заглядывал в него и, в зависимости от того, сколько в нем уцелело содержимого, давал пророчество относительно будущего года. Затем он пригубливал вино во славу Святовита, выливал остаток к его стопам, наполнял рог молодым вином или медом, вновь пригубливал и возвращал рог на место.Рог с вином символизировал те сосуды, из которых небесные боги проливали на землю благотворные дожди.

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#169

Сообщение Воля »

Да, кстати, ещё раз почитал Ваши посты и подумав, понял, почему Ваши идеи и гипотезы встречают здесь на форуме полное неприятие и отторжение сторонников НХ.

По всей видимости, Вы узнали, услышали, что Новая хронология полагает, что многие древние герои не являются лицами реальными историческими, но легендарными, сказочными, ходожественно-литературными дубликатами (отображениями) более поздних реальных исторических лиц, живших позже, в Средние века.

И Вы решили использовать этот метод в отношении реальных исторических лиц русских летописей, русской истории, но поменять их местами с легендарными литературными героями исландских саг и скандинавской мифологии.
То есть поменять местами прототип с его отображениями.
Но у Вас получилось наоборот: древние по Вашей идее являются настоящими (5-8 век), а более поздние (9-13 век), являются их художественными отображениями, дубликатами.

Только у Вас априори есть методологические ошибки: русские летописи, как и греческие хронографы являются наиболее полными и достоверными описаниями реальной истории. А Саги Снорри, как известно написаны спустя 500 - 200 лет после событий, в 13 веке, якобы по устным народным преданиям, да ещё и о местах за тысячи километров от места жительства автора.

Доказать фантастичность, вымышленность русских летописей, ссылаясь на сказки, саги, легенды, - невозможно!
К тому же и сами шведы, даны, норвеи считают героев до 13 века легендарными, к тому же добавились ещё и шведские короли, придуманные Иоганом Магнуссом в 16 веке.

Я понимаю, что многие историки считают, литературные художественные произведения историческими источниками, и даже во многих странах Европы история до сих не самостоятельная научная дисциплина, но её изучают на философско-исторических и лингвистическо-исторических факультетах старых универов, но в России - это наука самостоятельная, а некоторые подотрасли, например, История государства и права и История международных отношений, не считают сказки, саги, байки, легенды, мифы, баллады, литературные и поэтические произведения историческими источниками совсем.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#170

Сообщение blacksea »

Нестор с самого начала говорит, что Рогволод пришел из варяжского заморья вместе с Туры (Тори, Ториром)

"Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, словен, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода."

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей.

Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам

Само - Балтийское море - море Варяжское.



Многие скандинавские имена оканчиваются на - -вальд, что в славянской неизбежной транслитерации дает -влад

-valdr m «правитель, властелин» или «власть»

Ásvaldr m Асвальд
Ávaldi m Авальди
Ávaldr m Авальд
Hróðvaldr m Хродвальд
Ósvaldr m Освальд
Rögnvaldr m Рёгнвальд, Рогнвальд
Sigvaldi m Сигвальди
Valdi m Вальди
Valdimarr m Вальдимар
Valdís f Вальдис
Þorvaldr m Торвальд
Ögvaldr m Эгвальд
Ölvaldr m Эльвальд
Ингвальд
Радвальд

Если Рог - это - Власть, что тогда означает имя дочери Рогволода - Рогнеда.
Ей - Власти недали ?


Славянские двухосновные имена - с первой частью - Рог- не встречаются

А скандинавские Рагнхильд, Рагнейд, Рёгнвальд и Рогнвальд -

Были именно - именами конунгов, ярлей и их дочерей.



Помимо этого - Рог - один из символов Одина и викингов в целом.

Рог Одина

Языческий символ скандинавских викингов. Один из символов Бога Одина. Представляет собой тройной рог для вина, знаменующий силу и могущество.

Один, или Вотан — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв, но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.


Рога викингов являются знаковым символом скандинавской культуры, но, вопреки распространенному мнению, они не использовались для питья. Вместо этого эти рога символизировали власть и статус среди воинов-викингов. Их часто носили как знак власти и использовали в бою как средство устрашения. В скандинавской мифологии бог Один изображен в рогатом шлеме, что еще больше укрепляет связь между рогами и силой.

И наконец двоюродный брат Ингегерды - жены Ярослава Мудрого - посадник в Ладоге -
Рёгнвальд Ульфссон - упоминается на Руси как - Рогволод -
Рёгнвальд Ульвсон (Рогволод Ульвссон) (швед. Ragnvald Ulfsson den gamle или швед. Ragnvald jarl; ум. 1045) — ярл Вестергётланда (1010—1019), посадник в Ладоге c 1019 года.

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#171

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 28 апр 2025, 16:27 Многие скандинавские имена оканчиваются на - -вальд, что в славянской неизбежной транслитерации дает -влад

-valdr m «правитель, властелин» или «власть»
Фасмер о «власть» :
"Происходит от праслав. *volstь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. волость «область, территория, государство, власть», ст.-слав. власть (др.-греч. τυραννίς, ἐξουσία; Супр.), русск. власть (заимств. из русск.-церк.-слав. власть вместо волость), укр. во́лость, белор. воласць, болг. власт «власть», сербохорв. вла̑ст, словенск. lȃst (род. п. lastȋ) «владение, собственность», чешск. vlast «родина», словацк. vlasť — то же, польск. włość. Ср. латышск. valsts «государство», лит. valsčius «волость»; далее, к володе́ть."

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#172

Сообщение blacksea »

Igor07 писал(а): 28 апр 2025, 17:18
blacksea писал(а): 28 апр 2025, 16:27 Многие скандинавские имена оканчиваются на - -вальд, что в славянской неизбежной транслитерации дает -влад

-valdr m «правитель, властелин» или «власть»
Фасмер о «власть» :
"Происходит от праслав. *volstь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. волость «область, территория, государство, власть», ст.-слав. власть (др.-греч. τυραννίς, ἐξουσία; Супр.), русск. власть (заимств. из русск.-церк.-слав. власть вместо волость), укр. во́лость, белор. воласць, болг. власт «власть», сербохорв. вла̑ст, словенск. lȃst (род. п. lastȋ) «владение, собственность», чешск. vlast «родина», словацк. vlasť — то же, польск. włość. Ср. латышск. valsts «государство», лит. valsčius «волость»; далее, к володе́ть."
ПРИНЦИПЫ НОМИНАЦИИ ЛЕКСИКИ ВЛАСТИ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ
(НА МАТЕРИАЛЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО, ЛАТИНСКОГО, БАЛТИЙСКИХ,
СЛАВЯНСКИХ И КЕЛЬТСКИХ ЯЗЫКОВ)

Балтийские языки. В балтийских языках засвидетельствовано большое число заимствований из германских языков и через них восходят к индоевропейской основе.

К незаимствованной лексике относится лит. valdyti, которое восходит к древнему индоевропейскому корню *wal-, *wald(h)-, то есть имеет идею правителя как того, кто имеет внутреннюю силу управлять.

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#173

Сообщение Воля »

рог - норвежский Hornene, Horn
рог сущ - шведский, исландский horn,


Имя Рагнхильд имеет древнескандинавское происхождение и переводится как «советница в бою».
Оно состоит из двух элементов: «ragn» — «совет» или «советник», а «hildr» — «битва» или «война».

Имя Рёгнвальд имеет норвежское происхождение и состоит из двух частей: «Регин» по-норвежски — «совет», а «вальдр» — «правитель». Таким образом, значение имени — «советник, советчик, тот, кто советует вождю».

Имя Рагнейд в скандинавской традиции означает «честь богов».

Имя Рогнвальд имеет норвежское происхождение и означает «граф Оркнейских островов».

Мужские имена
Асбьёрн — Асов медведь
Аудун — Богатая волна
Атли — Атилла
Асмунд — Асов выкуп
Арнульв — Орёл-волк
Асвальд — Асов власть
Арнльот — Орла ужас
Альрик — Всемогущий
Арнбьёрн — Орёл-медведь
Альв — Эльф
Арнгейр — Орёл-копьё
Асгейр — Асов копьё
Асвёр — Асов войско
Асбранд — Асов меч
Асгрим — Асов маска
Ауд — Богатство
Аудульв — Богатства волк
Альвгейр — Эльфов копьё
Альмод — Всесильный
Агмунд — Страха выкуп


Бранд — Меч (пожар)
Барди — Бородатый
Берси — Медвежонок
Бёдвар — Обещанное войско
Бёдмод — Обещанная сила
Бёдульв — Обещанный волк
Бьёрн — Медведь
Болли — Злой
Бруни — Крепкий (броня)

Вебьёрн — Святой медведь
Вестейн — Святой камень
Вестгейр — Запада копьё
Вегейр — Святое копьё
Вемунд — Святой выкуп
Вермунд — Войска выкуп
Вагни — Спокойный
Вегард — Святая защита (ограда)
Вебранд — Святой меч
Вестар — Запада меч
Вестмар — Запада земля
Викар — Залива войско
Ванланд — Земля ванов
Вальгард — Власти защита (ограда)
Варди — Друг

Гуди — Добрый
Гуннар — Битвы меч
Гейрмунд — Копье выкупа
Гест — Гость
Гисли — Заложник
Гринольв — Зеленый волк
Гудмунд — Добрый выкуп
Гудбранд — Добрый меч
Гарди — Защищенный
Гудрёд — Добрый совет
Гуннульв — Битвы волк

Дьярви — Смелый

Ингиред — Короля совет
Ингвар — Короля войско
Ингвальд — Короля власть
Ингмунд — Короля выкуп
Ингольв — Короля волк
Ингилейв — Королем оставленный

Кнуд — Узел
Колль — Уголь
Колльбейн — Угольная нога
Колльбьерн — Угольный медведь
Кьярваль — Милый кит

Лейв — Оставленный
Льёт — Ужас
Льётольв — Ужаса волк

Магни — Сильный
Мари — Наземный
Моди — Храбрый

Оттар — Страха войско
Одд — Наконечник
Орм — Змея
Ормульв — Змея-волк

Рагнар — Власти войско
Рерик (Хрёдерик) — Славой могучий
Регин — Дождь
Рауд — Рыжий (красный)
Рагнвальд (Рёнгвальд) — Власти власть
Рагнлейв — Власти волк

Свейнбьёрн — Парень+медведь
Сигурд — Победой защищенный
Сигмунд (Семунд) — Победы выкуп
Сверре — Тяжелый
Сигвальд — Победы власть
Скегги — Топор
Сигтрюг — Победе верный
Скьёльд — Щит
Свейн — Парень
Стейн — Камень
Снэбьёрн — Снега медведь
Стейнмод — Камень мужества
Стейнульв — Каменный волк
Снорри — Ревущий
Сван — Лебедь

Торбьёрн — Тора медведь
Тормунд — Тора выкуп
Торстейн — Тора камень
Торфред — Тора мир
Торольв — Тора волк
Тораринн — Тора очаг
Торбранд — Тора меч
Торгест — Тора гость
Торгисл — Тора заложник
Тормод — Тора мужество
Тородд — Тора наконечник
Торлейв (Торлав) — Тором оставленный
Торвар — Тора войско
Торгейр — Тора копье
Трюггви — Верный

Ульви — Волк
Ульвар — Волка войско
Ульвбьерн — Волк-медведь

Фрост — Мороз
Фритьёф — Мира вор
Фридлейв — Мирно оставленный
Фроди — Мирный, добрый
Фридрик — Миром могучий
Фридмунд — Мира выкуп
Фрейвар — Фрейи войско
Фрейгейр — Фрейи копье

Хельги — Святой
Хальфдан — Наполовину датчанин
Харальд — Войска эпоха
Хьярти — Мечник
Хальфсен — Наполовину сын
Хрут — Баран
Хаук — Ястреб
Хьярвард — Меча друг
Хьярмод — Меч-мужество
Хринг — Кольцо
Хольми — Островной
Хельми — Шлем

Эйрик — Счастьем могучий
Эйнар — Счастья войско
Эгиль — Сова
Эйлейв — Счастьем оставленный
Эйольв — Счастья волк
Эйвинд — Счастья ветер
Эймунд (Эгмунд) — Счастья выкуп

Скандинавские имена

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#174

Сообщение blacksea »

Ragn- «могущество; боги»
-valdr m «правитель, властелин» или «власть»
Ragn(h)eiðr f Рагнейд /«честь богов»/
Ragnhildr f Рагнхильд /«битва богов»/
Rögnvaldr m Рёгнвальд /«власть богов»/

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#175

Сообщение blacksea »

Тимерёвский археологический комплекс — полиэтничный археологический комплекс IX — начала XI века в Верхнем Поволжье под Ярославлем вблизи бывшей деревни Большое Тимерёво на берегу реки Сечка. Состоит из двух неукрепленных поселений общей площадью более 11 га, курганного могильника, на котором раскопано не менее 472 насыпей.

Этнический состав населения включал финно-пермяков (их было большинство, преимущественно меряне), славян (ильменских словен и кривичей) и скандинавов, игравших ведущую роль в военной организации поселения. В X веке количество скандинавских захоронений уменьшается, при этом количество и разнообразие привозных северных вещей увеличивается, что указывает на размывание этнических границ; с конца этого века скандинавские захоронения уже не прослеживаются. Славянское население начинает встречаться с середины X века.

Л. С. Клейн этнически неопределимыми в Тимерёво считает 43 % погребений.
Из остальных в X веке:
К финским относит 75 % погребений, к славянским — 12 %, к скандинавским — 13 %,
В начале XI века:
Финскими являются 72,5 % погребений, славянскими — 24 %, скандинавскими — 3,5 %
Википедия.

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#176

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 28 апр 2025, 17:46лит. valdyti
у скандинавских "варягов" только у финов присутствует - valta
и фины и литовцы граничат со славянами.

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#177

Сообщение Воля »

до кучи и заканчиваю с
Е. А. Рыдзевская
Некоторые данные из истории земледелия в Норвегии и в Исландии в IX–XIII вв.

Надо сказать, что и саги, обозначаемые обычно как исторические, далеко не являются непогрешимыми. Критический анализ их показывает, насколько они неоднородны по своему составу, как часто они подвергались позднейшим интерполяциям и переработке и какое громадное значение для исследователя имеет соотношение между различными сагами и между вариантами одной и той же саги; к этому присоединяется и весьма важный вопрос о вариантах устных и письменных. Мы видим здесь очень сложную сеть заимствований, контаминаций, противоречий и т. д.

Для знающих классовую теорию государства Маркса-Энгельса

Эта литература в своем письменном виде начинается, по имеющимся у нас известиям, с записи саг в конце XII в. и достигает полного расцвета в XIII в. В основе ее лежат предания старой родо-племенной знати с ее вождями во главе и крупных бондов, уже выделившихся в силу своего экономического положения из общей массы свободных общинников и занимавших в сущности также положение влиятельных вождей 5 в своем округе.6 По мере дальнейшей дифференциации общества наряду с ними выделяется и новый слой людей, «не родовитых, но богатых», как определяют их саги, т. е. новой имущественной знати, вступающей также в тот процесс феодализации общества, который мы наблюдаем в эпоху викингов. Говоря об этом процессе в скандинавских странах и далее — об их общественном строе как о феодальном (XII–XIII вв.), не следует забывать, что он отличался большой устойчивостью родовых отношений и не меньшей прочностью остатков старой свободной сельской общины, объединявших бондов в противовес наступлению со стороны феодалов.
Исторические и бытовые саги, правда, не всегда одинаково отчетливо и детально, отражают в себе этот очень кратко очерченный здесь сложный процесс классообразования и становления феодального общества, сопровождавшийся соответственной борьбой между нарождающимися классами.


Феодальный строй начался в 12-13 веке, до этого был родо-племенной строй, который характеризуется отсутствием общественного разделения на классы и следовательно отсутствием государства в 8-11 веках. Викинги Исландии и Норвегии не могли принести государственность на Русь, поскольку её у них самих не было! Этот вывод давно уже сделали и другие русские русские историки.

Поскольку в нашей исторической науке скандинавским Севером до сих пор интересовались преимущественно с точки зрения его связей с древней Русью, надо сказать, что в этом отношении те сведения, которые нас в данном случае интересуют, не дают ничего.

Те сведения о варягах на Руси, которые мы находим в письменных источниках как скандинавских, так и древнерусских, во многих отношениях неполны и неясны.
Тем не менее, все те материалы, которыми мы в каком бы то ни было виде располагаем, дают полную возможность утверждать, что скандинавы шли на Русь как ищущие новых путей и рынков представители разбойничьей торговли, свойственной эпохе викингов, как купцы, как военные наемники, а не как колонисты в настоящем смысле этого слова.

Норвегия
Надо сказать, что дошедшие до нас в сагах сведения по истории Норвегии IX в. весьма ненадежны и противоречивы.


VI. 961–970 или 976 г. (ок. 970–974 гг.)

1. «Были в их время в Норвегии голод и оскудение и всякого рода бедствия», 9 Ágr., 19–20.

2. «У тех братьев, сыновей Гунхильд, было много дружины, и ходили одни внутри страны той, а другие по побережью. И наступил голод великий в их время, потому что уменьшился улов сельди и вся добыча на море; хлеб стал плох, и народ в стране приписывал это гневу богов своих и тому, что конунги разрушали их жертвенные места. Эйвинд skáldaspillir сказал так: «снег идет на земле в середине лета; мы, как финны,21 держим коз на привязи в стойлах». Из этого можно видеть, какое тогда было тяжелое время». Fask. 53.

3. «В их время урожай стал плох в стране, потому что конунгов было много, и каждый из них имел дружину при себе; им много надо было на содержание, и были они как нельзя более жадны». Hkr. I, 229.

4. «Когда сыновья Гунхильд правили в Норвегии, наступил голод великий, и становилось тем хуже, чем они дольше правили страной. А бонды видели причину тому в конунгах и в том, что они были жадны, и трудно было бондам под их властью. Дошло, наконец, до того, что в стране почти не стало хлеба и рыбы. В Халогаланде был так велик голод и оскудение, что хлеб там почти не уродился, и лежал снег по всей земле в середине лета, и весь скот был на привязи в стойлах…» Hkr. I, 252–253.2221

5. «В их время был в Норвегии недород великий и на море и на суше; был тогда голод и оскудение во всей стране, и было так, что знатные не терпели23 насилия. Клюпп, сын Торда, сына Хорда-Кари, убил Сигурда конунга… Эрлинга конунга убили также бонды». Ósh’. 53, 11; ср. Fms. IV, 22.

6. «Говорят люди, что то время было самым тяжелым, когда сыновья Гунхильд правили страной, потому что зимы стали плохи, урожай хлеба изменился,24 сельдь пропала. И пускались люди в такие торговые поездки и встречали голод и оскудение, а после и гибель, а еще ограбление и изгнание тех людей, которые не поддавались насилию. Много труда было у Харальда в его стране и мало пользы ее жителям. Его мужи все же очень любили его, потому что он был к ним добр, хотя и жесток к бондам». Flat. I, 70–71.

«…В его время был неурожай великий и на море, и на суше. Тогда был голод великий и неправда по всей стране». Flat. I, 583.

7. «Тогда был плохой урожай в стране, но все же Гунхильд дала ему муки, сколько он хотел получить. И собрался он в Исландию…» Nj. VI, б.

8. «Харальд конунг, сын Горма, послал… в Норвегию к конунгу Харальду… и велел сказать, что конунг данов узнал о нужде и голоде в Норвегии и о том, что конунгу дорого обходится содержание дружины, потому что бонды не могут платить податей из-за бедности. И звал он Харальда… к себе в Данию и предлагал ему весь Иотланд25 на зиму и на объезд26 с 200 людей». Fask. 63–64.

9. «…Тогда был такой великий голод в Норвегии, что конунги едва могли прокормить свою дружину». Hkr. I, 274.

Походы викингов в эту эпоху были в порядке вещей, но попытки перенести их внутрь страны (а к этому в сущности и сводилось по своему характеру владычество сыновей Эйрика в Норвегии) встречали, как мы видим, энергичный отпор. Отмеченное в Hkr. I, 238 временное примирение сыновей Эйрика с Хаконом ярлом было результатом того, что «бондам надоели грабеж и немирье внутри страны». Здесь невольно вспоминаются «bondefreder», крестьянские договоры о мире в феодальную эпоху, известные в Швеции начиная с XIV в., а в Норвегии — несколько позже; эти неофициальные мирные соглашения заключались по инициативе крестьянства в противовес войнам и раздорам среди королей и феодалов.

Упоминаемый в восьмом из цитируемых здесь текстов Харальд сын Горма — конунг Дании (ум. в 986 г.). Последние два известия относятся к концу правления Харальда Серый плащ в Норвегии. Он был убит в Дании своим тезкой, зазвавшим его к себе и состоявшим в союзе с Хаконом ярлом, наиболее сильным противником сыновей Эйрика в Норвегии. Hkr. I, 274 говорит следующее: «в Дании урожай был неплохой, и думали тогда люди добыть себе там пропитание, если Харальд получит там лен и объезд»,33 что и было ему обещано датским конунгом. Дания как страна вообще более хлебная, чем Норвегия, не могла не быть привлекательной для Харальда и его дружины, особенно — при условиях длительного недорода и разорения в их родной стране. Охотно можно также поверить сообщению Fask. 64 о том, что «бонды и весь народ» очень желали отъезда Харальда в Данию. Дата смерти этого конунга относится к числу неясных в норвежской хронологии; вероятно, это — начало 70-х годов X в.

XI. 1030–1035 гг.
«Юноша будет долго помнить время Альфифы, когда мы у себя ели пищу быков, как козлы — скобленую кору; не то было, когда Олаф-воин правил страной — каждый мог похвастаться высушенным в скирдах хлебом». Ágr. 52; Ósh’. 49, 75.







https://norroen.info/articles/rydzevskaya/farming.html

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#178

Сообщение Воля »

В XI в. в Норвегии происходит освоение новых пашенных земель, а самая система земледелия становится более рациональной; и то, и другое, конечно, — не в одинаковой мере в разных районах. С прекращением походов викингов землевладение приобретает больший вес для высших слоев общества. Обогатившиеся в течение походов крупные вожди обращают свою экономическую силу на утверждение себя как класса землевладельцев в большей мере, чем это было возможно раньше. Обработка новой земли, а следовательно, расширение общей площади запашки, происходит в XI в. частично уже на земле, принадлежащей конунгу, знати, а несколько позднее также и церкви. Для нового поселенца тем самым создается положение зависимого человека, сидящего на чужой земле и обязанного ее собственнику определенной повинностью, прежде всего — натуральной и денежной, в меньшей мере — трудовой. По мере разложения рабства, завершившегося в Норвегии в XII в., такое же положение занимают и рабы, посаженные на землю. Если долговое рабство и исчезает из обихода, то задолженность лично свободного в юридическом смысле бонда-бедняка, получающего ссуду инвентарем, зерном и т. д. от крупного хозяина, создает и закрепляет новые формы зависимости; это происходит как в тех случаях, когда непосредственный производитель вынужден прибегать к ссуде, имея свой пахотный участок, так и в тех, когда он обосновывается на чужой земле. По мнению норвежского историка E. Bull’я, можно полагать, что в XI в. большинство норвежских бондов еще сидело на собственной земле;41 тем не менее, процесс консолидации знати как землевладельческого класса был в это время уже в ходу со всеми вытекающими из него последствиями.

XIII. 1103–1130 гг.

«Стало хорошо в его время — был и урожай, и много всякого другого добра». Ágr. 89.

«Было в его время хорошо народу в стране; был тогда и урожай, и мир». Hkr. III, 314.

Оба эти известия относятся ко времени конунга Сигурда jórsalafari; все это — общие фразы, для проверки которых у нас нет данных, но если даже в Норвегии в первой половине XII в, и не случалось серьезного голода, то сомнительно, чтобы широким народным массам жилось особенно хорошо в период, когда продолжается уже вполне четко обрисовывающийся перед нами в XI в. процесс обезземеления непосредственного производителя и захвата земли крупными владельцами. В течение XII–XIII вв. общинная земля, almenning (термин более известный у нас в его немецкой форме almende), переходит в распоряжение короля.

Приведенные здесь краткие известия взяты из саг, описывающих наиболее бурный и сложный период истории Норвегии в тех хронологических пределах, которыми ограничивается настоящий обзор. Это — период непрестанной борьбы за власть 40 между претендентами, выдвигаемыми различными феодальными группировками, и сильного обострения классовых противоречий между крупными землевладельцами и крестьянством; классовая борьба принимает в эту эпоху уже более четкий и резкий характер. В составе высшего слоя королевских вассалов, распоряжающихся выбором и смещением королей и опирающихся на крупное землевладение, мы находим сравнительно мало потомков старой родовой знати, выступающей перед нами в эпоху викингов. При короле Сверрире (1184–1202 гг.) в составе сменившей ее новой знати видное место занимают лица, которых он ставил во главе своего административного аппарата на местах и для которых королевская служба давала возможность выдвинуться и обогатиться. Эти королевские ставленники, попадая в качестве таковых в тот или иной район Норвегии, уже не имели связей с местным обществом и его традициями. Сверрир, энергичный и предприимчивый авантюрист, выдававший себя за сына одного из норвежских королей середины XII в., добился власти при поддержке партии так называемых биркибейнеров. Необходимость бороться с крупными феодалами как светскими, так и духовными заставила Сверрира и биркибейнеров в самом начале их выступления, в 70-х гг. XII в., искать поддержки общественных низов, причем классовые группировки носили неодинаковый характер в разных областях Норвегии.
Насколько непрочен был «демократизм» политики Сверрира показывает, начиная с 1183 г., ряд больших крестьянских восстаний против него, а также и против его преемников. Классовый характер этих восстаний выражен уже вполне отчетливо. Наряду с ними мы видим весьма серьезное движение против Сверрира сильной церковной партии баглеров, во главе которой стояли крупные церковные магнаты, и выступления небольших отрядов, возглавляемых претендентами на власть, вышедшими из светской феодальной среды. Несмотря на то, что крестьяне входили в состав ополчения и Сверрира, и баглеров, и указанных только что других участников борьбы, этот класс всюду проявляет и утверждает себя как таковой. Говоря об этом, следует, конечно, учитывать начавшееся уже задолго до этого расслоение в среде самого крестьянства и противоположность интересов между его зажиточными и беднейшими слоями.

В течение первых десятилетий правления Хакона в Норвегии наступает успокоение: борьба феодальных партий прекращается, народные волнения затихают, отношения королевской власти и церкви хотя бы временно урегулированы. В лице этого выдающегося и энергичного представителя династии Сверрира в Норвегии впервые утверждается феодальная монархия, опирающаяся на подчиненное ей служилое и землевладельческое дворянство и располагающая организованным административным и фискальным аппаратом.

Объяснение этого демократического мероприятия, подтвержденного и позднее, в 1293 г., и представляющегося на первый взгляд несколько неожиданным в тех условиях общественного строя, какие мы видим в Норвегии в XIII в., заключается, по-видимому, в следующем: для государственной власти, являвшейся орудием землевладельческого класса, который выступает перед нами в это время вполне организованным и укрепившимся как таковой, не совсем даром прошел опыт сравнительно недавнего смутного времени в конце XII и в начале XIII в.; приходилось считаться с опасностью обнищания непосредственного производителя, а в связи с этим и с опасностью восстаний среди народных масс. Что в правящих кругах верно оценили значение весьма внушительных выступлений крестьянства, доказывает один замечательный норвежский памятник, известный в литературе под названием Konungsskuggsjá или Speculum regale и написанный, как полагают, около середины XIII в. Здесь говорится о проявившейся во время междоусобных войн независимости и неповиновении со стороны «крестьян и всего народа» и, что особенно интересно и показательно, — об их стремлении к самоуправлению; объединяясь, они привыкают полагаться на свою силу и численность.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#179

Сообщение blacksea »

Воля писал(а): 28 апр 2025, 18:43 Викинги Исландии и Норвегии не могли принести государственность на Русь, поскольку её у них самих не было! Этот вывод давно уже сделали и другие русские русские историки.
Это - Самая натуральная дичь - для обмана обывателей - со слабыми знаниями в области истории.

Викинги основали несколько королевств в Европе:

Королевство Дублин ( Dyflin ) (839 — 1171)
Королевство Мэнн и Острова ( Suðreyjar ) (849–1265)
Королевство Йорк (Йорвик) ( Jórvík ) (867 — 954)
Королевство Данелаг/Восточная Англия ( Danalǫg ) (865–918)
Ярльство Оркнейские острова (Norðreyjar) (875–1468)
Герцогство Нормандия (886/911 — 1204)

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#180

Сообщение Воля »

Короткое замыкание в мозгу не беспокоит?

А скандинавские Рагнхильд, Рагнейд, Рёгнвальд и Рогнвальд -
Были именно - именами конунгов, ярлей и их дочерей.
Помимо этого - Рог - один из символов Одина и викингов в целом.
Рог Одина
Языческий символ скандинавских викингов. Один из символов Бога Одина. Представляет собой тройной рог для вина, знаменующий силу и могущество.

Ragn- «могущество; боги»
-valdr m «правитель, властелин» или «власть»
Ragn(h)eiðr f Рагнейд /«честь богов»/
Ragnhildr f Рагнхильд /«битва богов»/
Rögnvaldr m Рёгнвальд /«власть богов»/

В скандинавских языках рог - это хорн, а не Rag и не Rög
рог - норвежский Hornene, Horn
рог сущ - шведский, исландский horn,


Имя Рагнхильд имеет древнескандинавское происхождение и переводится как «советница в бою».
Оно состоит из двух элементов: «ragn» — «совет» или «советник», а «hildr» — «битва» или «война».

Имя Рёгнвальд имеет норвежское происхождение и состоит из двух частей: «Регин» по-норвежски — «совет», а «вальдр» — «правитель». Таким образом, значение имени — «советник, советчик, тот, кто советует вождю».

Имя Рагнейд в скандинавской традиции означает «честь богов».

Имя Рогнвальд имеет норвежское происхождение и означает «граф Оркнейских островов».
Ответить