Происхождение первых князей Руси

Свободный форум.
Ответить

blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#181

Сообщение blacksea »

Конунги и правители Киева и Киевской Росии.

Согласно трудам археологов которые вели раскопки в Киеве и в его окрестностях - около 833 г. Киев и всё Поднепровье подверглись разгрому Венгров - которые основали в Киеве свою зимнюю стоянку которая - в свою очередь подверглась разгрому викингов под предводительсвом Хрольфа Пешехода около 882 г. - о чем свидетельствуют саги, которые возвели укрепления на Старокиевской горе, основали подол и обустроили гавань на берегу Днепра - что следует из отчетов археологов.

Более прочное обоснование викингов в Киеве произошло после двух походов на Каспий (908-914) сыновей Харальда Норвежского - О чем свидетельствуют саги и арабские источниики. Двое из которых Хаскульд и Дьюри - закрепились в Киеве и стали его правителями. В свою очередь Дьюри - был убит около 937 г. Хелгу - опекуном Ингвара который стал основателем династии Рюриковичей в Киеве - что упомянуто у Нестора с ошибкой в хронологии.

После неудачного похода на Каспий - Конунг Хелгу погиб в 944 г. - Брат последнего Асмунд с сыном Свенельдом - Захватили власть в Киеве - Убив Ингвара, его брата и соправителя Олафа и их союзников Мара конунга Древлян и возможно Ивара-Трувара конунга Биармии (Гнёздово). Регентство - возглавила Хельга, дочь Хельгу - от имени своего пасынка - Свентислава сына Ингвара от Предславы Моравской.

Таким образом - Хелгувичи/Хельгичи (Ольговичи) правили в Киевской Росии до 978 г. - когда Владимир Свентиславич - захватил единоличную власть - уничтожив династии Хелгувичей и Рёгнвальдовичей.



Хрольф Пешеход (+ ок. 929), конунг в Киеве (880/885), сын Рёнгвальда Мудрого.

Торир Молчаливый (+ ок. 926) конунг в Киеве (880/885), сын Рёнгвальда Мудрого.

Куяба - Хазарский наместник Самбатаса (Киева) (890-е / до 908).

Хальфдан Чёрный (+ ок. 931), конунг Росов в Киеве (908 / 915), сын Харальда Норвежского.

Хальфдан Белый (+ 909/15), конунг Росов в Киеве (908 / 915), сын Харальда Норвежского.

Хрёрек (+ 926/36), конунг Росов в Киеве (910 / 915), сын Харальда Норвежского.

Эйрик Кровавая Секира (+ 954), конунг Росов в Киеве (910 / 915), сын Харальда Норвежского

Хаскульд (+ до 937), конунг Росов в Киеве (914 - до 937), сын Харальда Норвежского.

Дьюри (+ ок. 937), конунг Росов в Киеве (914 - ок. 937), сын Харальда Норвежского.

Хельгу (+ 944), конунг Росов в Киеве (ок. 937 - ок. 939), внук Хельгу Сильного.

Ингвар (+ 944), конунг Росов в Киеве (с ок. 937), сын Хрёрека Харальдссона.

Олаф (+ 944), конунг Росов в Киеве (с ок. 937), сын Хрёрека Харальдссона, брат Ингвара.

Асмунд (+ пос. 945), конунг Росов в Киеве (с 944), внук Хельгу Сильного, брат Хелгу.

Свенельд (+ 977/78), конунг Росов в Киеве (с 944), сын Асмунда.

Свентислав (+ 972), конунг Росов в Киеве (с 944), сын Ингвара Хрёрекссона.

Хельга (+ ок. 969), регент, "мать конунга" (с 944), дочь Хельгу, жена Ингвара.

Владимир (+ 1015), конунг Росов в Киеве (с 978), сын Свентислава.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#182

Сообщение blacksea »

"Старокиевская гора (другое название — Верхний город) — исторический центр Киева, место, где, по легенде, изначально княжил Кий, основатель Киева. Старокиевская гора — наиболее высокая среди киевских возвышенностей. Занимает господствующее положение над устьем Почайны и поймой Днепра. В северо-западной части Старокиевской горы сохранился ров, который ограждает площадку площадью 1,5 га. Наиболее похожими на старокиевские укрепления являются более ранние укрепления Рюрикова городища.

Старокиевское городище — древнее укрепление в северной части Старокиевской горы, относящееся к роменской культуре и датированное периодом рубежа IX—X веков — серединой X века. Поскольку «Повесть временных лет» связывает его с полянским князем Кием, который с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью по легенде основал здесь город, городище обрело дискуссионное название «Городок Кия».

Первые слабые укрепления Старокиевского городища возникли не ранее рубежа IX—X веков, когда склоны горы обживает пришлое население роменской культуры. К середине X века укрепления забросили и вал начал разрушаться, но вскоре на том же месте соорудили более мощные новые укрепления.

В центральной части укрепления В. В. Хвойкой раскопано жилище VII—VIII веков с лепной керамикой, имеющей много общего с ранними керамическими комплексами из Плеснеска и других поселений Поднепровья и Побужья. Поселение VII—VIII веков по уровню социально-экономического развития по сравнению с синхронным Пастырским городищем было рядовым и не могло быть «племенным центром», более того, оно не имеет генетической преемственности с Киевом X века."
Википедия.



"За́мковая гора , также Хоривица, Киселёвка, Флоровская или Фроловская гора — исторический холм в центре Киева на правом высоком берегу Днепра. Расположен между Старокиевской горой, Щекавицей и урочищем Гончары-Кожемяки с одной стороны и киевским Подолом — с другой.

Во второй половине IX века на Хоривице появляется поселение лука-райковецкой культуры, которое имело площадь 2,5 га. Его кольцом опоясывали другие небольшие лука-райковецкие поселения: селище Кудрявец с запада, селище на холме Детинка и городище на Старокиевской горе (1,5 га) с юга, селище на горе Воздыхальница с востока."
Википедия.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#183

Сообщение blacksea »

Хельгу (X-л-гу, HLGW, царь RWSY’) — согласно еврейско-хазарской переписке «царь Руси».

О Хельгу сообщает так называемый Кембриджский аноним, который пишет, что Роман I Лакапин, император Византийской империи, подкупил Хельгу для нападения на Хазарский каганат, что тот и сделал.

Примерно в 939 году Хельгу напал на хазарский город Самкерц и захватил его:

А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришёл он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная.

Однако, вскоре Хельгу был выбит Песахом, который, после войны в Крыму, сумел разбить Хельгу и принудить его к походу на Византию. И действительно, известно, что русы в 941 году напали на Византию.

Затем, как пишет Кембриджский аноним, Хельгу пошёл в поход в Персию:

И оттуда он пошёл войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая. И говорит он: «Роман подбил меня на это». И сказал ему Песах: «Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя». И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнём. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.

И действительно, армия и флот русов в 944 году попыталась захватить город Бердаа.

Хельгу погиб в этом походе..

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#184

Сообщение Воля »

Т. Н. Джаксон Скандинавский конунг на Руси
(о методике анализа сведений исландских королевских саг)
https://norroen.info/articles/jackson/konung.html

"Королевские саги повествуют о том, что является событиями с точки зрения скандинавской истории, опуская или искажая мало интересующие их факты. Сведения о событиях, происходивших на Руси, очень незначительны в сагах...

Данные саг (как и любого источника по ранней истории) сплошь и рядом не вполне достоверны. В работах зарубежных филологов и историков проблема достоверности саг под этим углом зрения не ставится.

Главным недостатком являлось то, что сведения, вырванные из общего контекста саг, просто не могли (в силу специфики жанра саги) быть верно истолкованы.

Методика анализа саг и извлечения из них (по мере возможности) достоверной исторической информации так и не выработана. Проблема остается практически неизученной. Сага — не историческое описание, равно как ee неверно было бы считать чисто литературным произведением (в современном смысле слова). Основная особенность саги, как полагает ряд ученых (А. Н. Веселовский, М. И. Стеблин-Каменский, А. Я. Гуревич), заключается в том, что сага по природе своей — фольклорное явление и эпические черты — не внешняя фольклорная окраска литературного памятника, а сущность саги.

Следствием эпической природы саг является нерасчлененность, синтетичность правды в сагах."

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#185

Сообщение Воля »

"Поскольку нас в конечном счете интересуют сведения исландских королевских саг о Руси, то в качестве принципа организации материала мы предлагаем вычленитъ стереотип скандинавского 283 конунга (или сына конунга) на Руси и выяснить, как «работает» этот стереотип в сагах.

Если проследить нашу «заданную» ситуацию по сагам9, то можно выделить следующую устойчивую литературную формулу: скандинавский конунг попадает на Русь в качестве искателя помощи и защиты (в связи с осложнением политической обстановки у него на родине) и оказывается здесь окруженным почетом и вниманием.

По разным причинам и в разное время оказываются на Руси четыре конунга: Олава, сына Трюггви [годы правления 994–1000 (999)], выкупает из эстонского плена (девятилетним мальчиком) его дядя по матери Сигурд, приехавший в Прибалтику собирать дань для русского князя, и привозит на Русь ко двору князя Владимира; Олав, сын Харальда [1013(1015)–1028], бежит из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу и княгине Ингигерд; решив вернуться на родину, он оставляет на воспитание князю Ярославу своего малолетнего сына Магнуса [1034(1035)–1046(1047)]; Харальд, сын Сигурда [1046(1047)–1066], бежит после битвы при Стикластадире, и Русь заменяет ему на время дом и является как бы отправным пунктом для всех его дальнейших странствий; сюда на хранение к князю Ярославу отсылает он награбленные им в Африке и Византии богатства.

Хотя обстоятельства появления на Руси норвежских конунгов различны, все они ищут здесь временное прибежище и обретают его. Более того, согласно сагам, все четыре конунга оказываются хорошо принятыми русским князем и окруженными почетом и уважением:.."

"Все четыре конунга отправляются из Руси назад в свою страну с целью захватить (или, как в случае с Олавом, сыном Харальда, — вернуть себе) власть в Норвегии.

Таким образом, при несходстве деталей общая схема выдерживается во всех четырех случаях: норвежский конунг, являющийся на Русь не с воинственными намерениями, оказывается здесь встреченным со всеми подобающими почестями, он любим князем и княгиней, он проявляет себя с лучшей стороны на службе у русского князя, которая подготавливает его к дальнейшей борьбе за власть в Норвегии.

Итак, описания похождений норвежских конунгов на Руси подчинены определенному стереотипу. Однако не следует забывать, что стереотип не был чисто «литературным» явлением, но являлся отражением действительно существовавших норм и определялся в момент своего возникновения самой жизнью.

По-видимому, в сагах роль скандинавов на Руси значительно преувеличена. Все рассмотренные нами известия, взятые изолированно, выглядят вполне правдоподобно, и только при рассмотрении их в общем контексте саг можно видеть, что эти части саг созданы в соответствии с этикетными требованиями.

Как правило, будущий конунг отправляется прочь из страны. Он совершает грабительские нападения на побережья и острова Балтийского и Северного морей и неизменно оказывается победителем во всех сражениях. Либо он поступает на службу к чужеземному конунгу, совершает подвиги и с добычей и славой возвращается на родину."

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#186

Сообщение Воля »

"Эйрик Кровавая Секира четыре года с успехом грабит на Восточном пути, в Дании, Фрисландии и Саксонии, четыре года — в Шотландии, Ирландии и Франции, затем отправляется на север в Финнмарк вплоть до Бьярмаланда, где, по словам саги, он побеждает в великой битве. Харальд Серый Плащ каждое лето ходит со своим войском в различные страны и одерживает победы в многочисленных битвах. Он грабит и в Дании, и в Шотландии, и в Ирландии, и в Бьярмаланде.

В восемнадцать лет он (Олав, сына Трюггви) покидает Новгород и ведет весьма успешные военные действия по всему Балтийскому морю и на Британских островах. Олав Святой, до того как он становится норвежским конунгом, грабит побережъя Балтийского моря, помогает королю Этельреду вновь завоевать Англию, выигрывает множество сражений в Западной Европе. Его сводный брат Харальд, сын Сигурда (впоследствии — Жестокий Правитель), бежавший после битвы при Стикластадире (в которой пал Олав Святой), прибывает на Русь, где, как и Олав, сын Трюггви, поступает на службу к русскому князю.

В пределах Норвегии, согласно сагам, конунги встречают сопротивление бондов, сталкиваются с хитростью и коварством ярлов, спорят и борются между собой. Норвежские конунги гибнут, как правило, в своей стране, а не за ее пределами."

"Здесь перед нами — явно тенденциозный отбор фактов: о неудачных походах, о проигранных сражениях саги молчат, а в ряде случаев просто приписывают победу в той или иной битве скандинавскому конунгу, преувеличивая его успехи в соответствии со своим представлением о том, как должно было свершаться данное событие, и как бы «подтягивая» искомый образ к идеальному.

Общий вывод может быть следующим: при обсуждении вопроса о достоверности саг не следует отбрасывать сообщения саг, построенные с учетом этикетных требований (как рассмотренные выше, так и аналогичные им), как недостоверные в целом. За стереотипной оболочкой необходимо искать следы достоверной информации, которую можно видеть и в самом факте существования стереотипа, и в отклонениях от стереотипной формулы."

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Происхождение первых князей Руси

#187

Сообщение Воля »

Доказать, что в Сагах заимствованные иностранные имена не являются родными скандинавскими можно элементарно просто и легко, открываем переводчик он-лайн и, например имя
Рерик (Хрёдерик) — Славой могучий

Переводим на норвежский язык - Ære være Den Mektige
на исландский - Dýrð Sé Hinum Voldugu
на шведский - Ära till de mäktiga

следующее имя Рагнвальд (Рёнгвальд) — переводим обратно Власти власть
на шведский язык - Myndigheterna myndigheterna
на норвежский- Myndighetene myndighetene
на исландский - Yfirvöld yfirvöld

Агмунд — Страха выкуп
Ótti við innlausn - исланд.
Frykt for forløsning - норв.
Rädsla för inlösen - швед.

Ингвар — Короля войско
Kungens här - швед.
Her Konungs - исланд.
Kongens hær - норв.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#188

Сообщение blacksea »

Воля писал(а): 29 апр 2025, 17:48 Данные саг (как и любого источника по ранней истории) сплошь и рядом не вполне достоверны. В работах зарубежных филологов и историков проблема достоверности саг под этим углом зрения не ставится.
Сведения о Руси - которыми я пользуюсь из саг - можно считать достоверными по следующим причинам:
1. Самые серьезные измышления, выдумки и фантазии относятся к древним временам богов и зарождению правящих родов скандинавии -мною же выбран относительно поздний период - за 200 лет до жизни Снорри - когда предания о тех времена были свежи в памяти народа.
2. Сага из которой я черпаю основную информацию - носит характер исторического описания жизни и правления одного лица - который резко выделяется из основной массы героев саг - первого короля Норвегии Харальда Харфагра. Его действия по объединению страны - привели к войнам, убийствам и изгнанию - людей от потомков которых Снорри получал информацию. Снорри - излагал жизнь Харальда людям - чьи предки сражались в его войнах, погибли или были изгнаны им.
Эти люди (Исландцы) знали многое о жизни Харальда от своих предков - это была история их рода изгнанников. Снорри-бы не смог их обмануть.
3. Сведения саг - подтверждаются Нестором, арабскими, хазарскими, византийскими, германскими и франкскими источниками.
4. Сведения саг - подтверждаются уникальным обрядом "погребения в камерах" - который был принят именно в роду Рюриковичей - но у других викингов был другим.
5. Саги утверждают, что представители правящих родов Норвегии в семьях которых циркулировали имена: Алов, Ивар, Ингвар, Льёт, Мар, Олаф, Торир, Рагнхильд, Рёгнвальд, Хакон, Хрёрек - были изгнаны или бежали из Норвегии. Нестор утверждает, что из заморья прибыли варяги и стали князьями на Руси в их семьях упоминаются имена: Алов, Ивар, Ингвар, Льёт, Мар, Олаф, Торир, Рагнхильд, Рёгнвальд, Хакон, Хрёрек.
6. Имена приведёные мною выше - можно условно назвать "родовым кодом" состоящим из 11 знаков - вероятность случайного повторения которого в другой стране - за гранью вероятностей.
7. Совокупность доводов приведённых мною - позволяет нам говорить об очень высокой степени достоверности фактов извлеченных из данной саги.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#189

Сообщение blacksea »

Доказательства - Норвежского происхождения правителей и знати Руси

Исландские саги, также известные как Саги об исландцах, были написаны в XIII и XIV веках. Эти повествования в прозе основаны на исторических событиях, происходивших в IX, X и XI веках, или в эпоху народовластия. Они сосредоточены на родовых историях, борьбе и конфликтах, которые возникали во время заселения Исландии, в первые века после заселения и когда христианство взяло верх над старым скандинавским язычеством.

Более 60 % имён в названиях исландских саг - Упоминаются как имена князей и знати Росов в Повести временных лет - Нестора летописца.


Сага об Асмунде сыне Атли Ásmundar saga Atlasonar
Сага об Асмунде Убийце Витязей Ásmundar saga kappabana
Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков Egils saga einhenda ok Ásmundar
berserkjabana
Сага о Греттире сыне Асмунда Grettis saga Ásmundarsonar
Прядь об Иваре сыне Ингимунда Ívars þáttr Ingimundarsonar
Сага об Ингваре Путешественнике Yngvars saga víðfǫrla
Сага о Льоте из Полей Valla-Ljóts saga
Сага об Олаве сыне Трюггви Óláfs saga Tryggvasonar
Сага об Олаве Тихом Óláfs saga kyrra
Прядь об Олаве Альве Гейрстадира Óláfs þáttr Geirstaðaálfs
Сага об Олаве Святом Óláfs saga helga
Прядь о Рёгнвальде и Рауде Rǫgnvalds þáttr ok Rauðs
Прядь о Свейне и Финне Sveins þáttr ok Finns
Сага о Торире из Рощи Holta-Þóris saga
Прядь о Торире Грубом и Барде Сияние Þóris þáttr hasts ok Bárðar birtu
Сага о Золотом Торире Gull-Þóris saga
Сага о Курином Торире Hœnsa-Þóris saga
Сага о Хаконе Добром Hákonar saga góða
Сага о Хаконе Широкоплечем Hákonar saga herðibreiðs
Сага о Хаконе сыне Ивара Hákonar saga Ívarssonar
Сага о Хаконе сыне Хакона Hákonar saga Hákonarsonar
Сага о Хельги сыне Халльварда Helga saga Hallvarðssonar
Сага о Хельги Скальде Skáld-Helga saga
Прядь о Хельги сыне Торира Helga þáttr Þórissonar
Прядь о Хельги и Ульве Helga þáttr ok Úlfs
Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда (Helgakviða Hjörvarðssonar með Hrímgerðarmálum)
Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга (Helgakviða Hundingsbana in fyrri)
Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга (Helgakviða Hundingsbana önnur — Völsungakviða in forna)
Сага о Хрольве Пешеходе Gǫngu-Hrólfs saga
Сага о Хрольве сыне Гаутрека Hrólfs saga Gautrekssonar
Сага о Хрольве Жердинке и его витязях Hrólfs saga kraka ok kappa hans


Имена конунгов и ярлей Росов - упоминаемых в названиях саг:

Асмунд, Ивар, Ингвар, Льот, Олав, Рёгнвальд, Свейн, Торир, Ульв, Хакон, Хельги, Хрольв.



Прядь об Аудуне с Западных Фьордов Auðunar þáttr vestfirzka
Сага о Бьёрне Витязе из Долины Хит Bjarnar saga Hítdœlakappa
Сага о Гриме Мохнатые Щёки Gríms saga loðinkinna
Сага о Хравнкеле Годи Фрейра Hrafnkels saga Freysgoða
Прядь о Гриме из Гримова Междуречья Gríms þáttr í Grímstungu
Сага о Гуннаре, Дураке из КельдугнупаGunnars saga Keldugnúpsfífls
Прядь о Гуннаре Убийце Тидранди Gunnars þáttr Þiðrandabana
Прядь об Эгмунде Битом и Гуннаре Пополам Ǫgmundar þáttr dytts ok Gunnars helmings
Сага о Сверрире Sverris saga
Прядь о Торде Золотой Асы Gull-Ásu-Þórðar þáttr
Сага о Торде Пугало Þórðar saga hreðu
Прядь о Тородде сыне Снорри Þórodds þáttr Snorrasonar
Прядь о Токи сыне Токи Tóka þáttr Tókasonar
Сага о Торстейне Белом Þorsteins saga hvíta
Сага о Торстейне Воспитаннике Гейрневьи Þorsteins saga Geirnefjufóstra
Сага о Торстейне сыне Халля с Побережья Þorsteins saga Síðu-Hallssonar
Сага о Торстейне Битом Þorsteins saga stangarhǫggs
Сага о Торстейне сыне Викинга Þorsteins saga Víkingssonar
Прядь о Торстейне с Восточных Фьордов Þorsteins þáttr Austfirðings
Прядь о Торстейне Мощь Хуторов Þorsteins þáttr bœjarmagns
Прядь о Торстейне Любопытном Þorsteins þáttr forvitna
Прядь о Торстейне сыне Халля с Побережья Þorsteins þáttr Síðu-Hallssonar
Прядь о Торстейне Морозе Þorsteins þáttr skelks
Прядь о Торстейне Битом Þorsteins þáttr stangarhǫggs
Прядь о Торстейне Путешественнике на Юг Þorsteins þáttr suðrfara
Прядь о Торстейне Сказителе Þorsteins þáttr sǫgufróða
Прядь о Торстейне Палаточнике Þorsteins þáttr tjaldstæðings
Прядь о Торстейне Бычья Нога Þorsteins þáttr uxafóts
Сон Торстейна сына Халля с Побережья Draumr Þorsteins Síðu-Hallssonar
Сага о Хальвдане Воспитаннике Браны Hálfdanar saga Brǫnufóstra
Сага о Хальвдане сыне Эйстейна Hálfdanar saga Eysteinssonar
Сага о Хальвдане Чёрном Hálfdanar saga svarta
Прядь о Хеминге сыне Аслака Hemings þáttr Áslákssonar

Имена знати Росов - упоминаемых в названиях саг:

Аудун, Бьёрн, Годи, Грим, Гуннар, Сверрир, Торд, Токи, Торстейн, Хальвдан, Хеминг.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#190

Сообщение blacksea »

Igor07 писал(а): 28 апр 2025, 17:18
blacksea писал(а): 28 апр 2025, 16:27 Многие скандинавские имена оканчиваются на - -вальд, что в славянской неизбежной транслитерации дает -влад

-valdr m «правитель, властелин» или «власть»
Фасмер о «власть» :
"Происходит от праслав. *volstь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. волость «область, территория, государство, власть», ст.-слав. власть (др.-греч. τυραννίς, ἐξουσία; Супр.), русск. власть (заимств. из русск.-церк.-слав. власть вместо волость), укр. во́лость, белор. воласць, болг. власт «власть», сербохорв. вла̑ст, словенск. lȃst (род. п. lastȋ) «владение, собственность», чешск. vlast «родина», словацк. vlasť — то же, польск. włość. Ср. латышск. valsts «государство», лит. valsčius «волость»; далее, к володе́ть."
Не стоит судить о происхождении слов - по одному автору или "авторитету" в области лингвистики. Зачастую - Оно и то-же широко известное слово вызывает споры и трактуется по разному - приведу пример:

Происхождение слова "святой"

Святой. Индоевропейское — k'uen-to- (святой, священный, праздничный). Общеславянское — sve,tъjь (святой). Старославянское — св(юс малый)тый. Древнерусское — святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в.) вместе с однокоренными «свять», «святый», «святыни», «святити», с XV в. — «святость» и др. В древнерусском слово «святой» — из старославянского, где «св(юс малый)тый» восходит к общеславянскому svetъjь — «святой». Первоисточник — индоевропейский корень k'uen > основа k'uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный».
Этимологический онлайн-словарь русского языка Семёнова А. В.



СВЯТОЙ
свят, свята, свято, укр. святий, блр. святы, др.-русск. святъ, ст.-слав. свтъ , , болг. свет, света, свето (Младенов 571), сербохорв. свет, света, свето, словен. svet, sveta, ж., чеш. svaty, слвц. svaty, польск. swiety, в.-луж. swjaty, н.-луж. swety, полаб. sjote. Праслав. *svetъ родственно лит. sventas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spnta- "святой", sраnаh- "святость", др.-инд. вед. cvantas "процветающий", сюда же лтш. svinet, svinu "праздновать" (Траутман, ВSW 311; М.–Э. 3, 1156, 1160; Уленбек, Aind. Wb. 322; Розвадовский, RО I, 102). Лтш. svets "святой, благочестивый" заимств. из слав. (М.–Э. 3, 1156).
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера.


Об этимологии слова «святой».

В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k'uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить (см. Топоров 1995: 441-443).

В язычестве слово понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного. Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут.
Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет В. Н. Топоров (см. Топоров 1995: 490).
Топоров, Владимир Николаевич — советский и российский лингвист и филолог. Академик АН СССР, академик РАН.

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#191

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 30 апр 2025, 10:36
blacksea писал(а): ↑28 апр 2025, 16:27
Многие скандинавские имена оканчиваются на - -вальд, что в славянской неизбежной транслитерации дает -влад

-valdr m «правитель, властелин» или «власть»

Igor07 писал(а): ↑28 апр 2025, 17:18
Фасмер о «власть» :
"Происходит от праслав."

blacksea писал(а):
Не стоит судить о происхождении слов - по одному автору или "авторитету"
давайте посмотрим ( мы ж сами себе "авторитеты" :) ).

«власть» присутствует в славянских языках: рус., бел., укр., болг., польск., чешск.
в не славянских: эстон., лит., лат., фин. - т.е. граничат со славянами.

в странах вокруг Балтийского моря, где были "скандинавские варяги" ( норв., швед., нем., нидер., дат., исл., англ. ) «власть» отсутствует.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#192

Сообщение blacksea »

Igor07 писал(а): 30 апр 2025, 12:52 давайте посмотрим ( мы ж сами себе "авторитеты" ).
Вы в упор не видите - значения моих слов:
blacksea писал(а): 30 апр 2025, 10:36 Не стоит судить о происхождении слов - по одному автору или "авторитету"
Что означает, что у не предвзятого исследователя нет "авторитетных" источников - нужно сравнивать и сопоставлять - как можно более широкий круг источников. А - что пишите - Вы ? Вы - извращаете мои слова.

Праиндоевропейский - "vald" - со смыслом - "власть" или "владеть" - присутствует практически у всех северных народов - германцев, скандинавов, балтов, славян - представителей Индоевропейской языковой семьи.

Вы - ведёте спор - "ни о чём".

Двухосновные имена - со "второй частью" - "-вальд" и "-волод" - имели хождение и у германских и у славянских народов.

Но первая часть - "Рог" - у славянских народов не встречается.
Как и не имеет объяснения - значение "славянского имени" - "Рогнеда".
Славянские элитные имена тоговремени имеют четкую этимологию:
Предслава, Верхуслава, Звенислава и т.д.
Но имена на "Рог-" или с "-недь" - Не встречаются - их нет у Славян.

Но имя - Рогнедь - имеет прямые аналогии у скандинавов.
Это элитные женские имена дочерей конунгов и ярлей:
Ragn(h)eiðr f Рагнейд /«честь богов»/
Ragnhildr f Рагнхильд /«битва богов»/

А имя Рёгнвальд - Рогнвальд - элитное скандинавское имя -
На Руси звучало как - Рогволод.

Ярким примером искажения иноземных имён на Руси -
Является - имя основателя Москвы - Юрия Владимировича Долгорукого (1090 - 1157).
При этом данные искажения - носят комплексный историко-фонетический характер.

Дело в том, что имени Юрий на Руси 11 - 12 в.в. - Не было. Оно появилось в 14 в.
Основателя Москвы звали - Георгий, но летописцы называли его - Гюрьги, Дюрьги.

В общем - нет ничего удивительного, что Рогнвальда - звали - Рогволодом,
а Рагнхильд - Рогнедь - это неизбежные огрехи транслитерации.

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#193

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 30 апр 2025, 15:05 "vald" - со смыслом - "власть" или "владеть" - присутствует у германцев, скандинавов
приведите примеры.

Автор темы
blacksea
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 21:17
Откуда: Грузия, Батуми
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз

Происхождение первых князей Руси

#194

Сообщение blacksea »

Igor07 писал(а): 30 апр 2025, 15:14
blacksea писал(а): 30 апр 2025, 15:05 "vald" - со смыслом - "власть" или "владеть" - присутствует у германцев, скандинавов
приведите примеры.
-valdr m «правитель, властелин» или «власть»

Ásvaldr m Асвальд
Ávaldi m Авальди
Ávaldr m Авальд
Hróðvaldr m Хродвальд
Ingvaldr m Ингвальд
Ósvaldr m Освальд
Rögnvaldr m Рёгнвальд
Sigvaldi m Сигвальди
Þorvaldr m Торвальд
Ögvaldr m Эгвальд
Ölvaldr m Эльвальд


Valdi m Вальди
Valdimarr m Вальдимар
Valdís f Вальдис

Все́волод — мужское имя славянского происхождения.
Образовано из 2 частей: все- (др.-русск. вьсь — «весь») и -волод (др.-русск. володѣти — «владеть»)

К стати единственное двухосновное славянское мужское имя со 2-й частью -волод.

Но, что дальше ? К чему - вся эта бодяга ? С этим -vald
Что - это доказывает или опровергает ?

Вот например древнегерманское имя - Valdimarr m Вальдимар.
Напоминает славянское имя Владимир.
Которое затем правнучка Мономаха - принесла в датский королевский дом -
Где оно стало - Вальдемар.
Это круговорот имен.

Igor07
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 01 июл 2014, 21:56
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 22 раза

Происхождение первых князей Руси

#195

Сообщение Igor07 »

blacksea писал(а): 30 апр 2025, 16:16 -valdr m «правитель, властелин» или «власть»
"valdr - древнескандинавское от протогерманского"

это всё древность покрытая мраком, по воде вилами писаное.

сегодня valdr = «власть» отсутствует и у немцев и у "скандинавских варягов".

требуется объяснение, почему такое значимое слово исчезло из их языков.

потому, что пропало славянское политическое влияние на них.

а где влияние до недавнего времени сохранялось, «власть» присутствует: эст., лат., лит., фин.
Ответить