РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.

Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#31

Сообщение Воля »

Многие имена сильно сомнительны, имеют несколько вариантов прочтения, но хочу обратить внимание здесь и сразу на четыре имени:

1. я бы сказал: совесть научную всё-таки надо иметь, не смотря на всю русофобию:

"|S 353| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПОВЕСТВОВАНИЯ О ТУЛУЙ-ХАНЕ [СЫНЕ ЧИНГИЗ-ХАНА];
Рассказ о положении Тулуй-хана при жизни отца, о его служении [отцу], о ведении [им] войн и о завоевании городов

...так как издревле у монголов и тюрков был такой обычай, что еще при жизни выделяют своих старших сыновей и дают им [добро], [скот] и [стадо овец], а то, что остается, принадлежит младшему сыну, и его называют «одчигин», то есть сын, который имеет отношение к огню и домашнему очагу, указывая этим, что он является основой дома, семьи. Этот термин по происхождению тюркский – «от» [«од»] значит «огонь», а «тегин» – «эмир». Этим указывается, что [он является] «эмиром и владыкой огня». 435 А так как «тегин» на языке монголов правильно не выходит, то они говорят «одчигин», а некоторые [говорят] «одчи», но по происхождению и по прямому значению [это выражение] означает то, что было изложено. Чингиз-хан имел в мыслях передать ему также каанство и царский престол и сделать его наследником престола, но [потом] он сказал: «Эта должность, в которой ты будешь ведать моими юртом, ставкой, войском и казной, для тебя лучше, и ты будешь спокойнее душой, – так как у тебя 436 будет много войска, то твои сыновья будут [108] самостоятельнее и сильнее других царевичей»."

Даже просто слово "Одчигин" слышится очень-русски, но когда есть такое подробное описание смысла и содержание слова, которое означает "Отчий огонь" - ОтчиАгни - Отчий очаг, то тут очень надо постараться, чтобы не замечать и не понять, что РаД мог под общим названием мугулы и тюрки-турки-туранцы иметь в виду руссославян и язык русский - словянский !!!

2. написание кажется известного имени Абдурахман здесь очень даже интересное :

"|A 150б, S 359| ПОВЕСТВОВАНИЕ
о Гуюк-хане, сыне Угедей-каана
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПОВЕСТВОВАНИЯ О ГУЮК-ХАНЕ;
Фатима имела старую вражду с Махмудом Ялавачем, которого каан изволил назначить на должность сахиб-дивана. Улучив удобный случай, [Туракина-хатун] вместо него назначила некоего Абд-ар-рахмана..."

- имя состоит из трех букв Абд..., которое можно озвучить по-разному;
- далее есть частица -ар- - вполне арий; или суффикс, означаюший в русском языке активное действие: пахарь, бондарь, знахарь...
- и далее имеем Рахман - Ратман слово сильно известное по русским летописям, документам и русской истории:

"Рахман, Рах, Рахац, Рахач, Рахл, Рахмай, Рахманин, Рахманой, Рахой, Рахойе, Рха - умный, сметливый (от «раховать» - «считать»). Имя Рахманин упоминается в 1121 году в Ипатьевской летописи; 1279, 1281 («именем Рах»), боярин вдадимиро-волынский; (Рахман, Рахман) в народных песнях болгар; 1571 (Рахман Русинов) с Глебова; 1582 (Рах) на о. Осиновском (северо-запад Руси); 1592 (Рахмай) в Остере; 1596 (Рах), галицкий подкормий, XVI в. (Рахманин), московские, смоленские бояре, в Вологде и др.
Ратман - (букв, «ратный муж») член магистрата (должность). Имя Ратман упоминается в XVI-XVII вв., москвичи; бояре, стрелецкий голова, воевода, стрелец, кречетник и др.; 1609, смоленский боярин; 1621, белозерский писец; 1627 в Ростове и др.
Рахмат - этимология неясна. Имя Рахмат упоминается, как Соловей Рахматович в русских былинах; (Рахмат) в народных песнях болгар.
Подробнее: www.kod-imeni.ru/imena_slavyan/rahman.html

3. и наконец имеем весьма распространённый титул Кондак - Кадак:

"Рассказ о конце эпохи Гуюк-хана, о его щедрости, расточительности и благотворительности; о его выступлении по направлению к Имилю и о [его] кончине в пределах Самарканда
Так как в должности атабека при Гуюк-хане состоял Кадак, который был христианином с детства, то это наложило отпечаток на характер [Гуюк-хана]."

дополнительно и подробно о титуле "кандака" см Катрёмер Макризи

https://books.google.ru/books?id=y1QoAA ... &q&f=false

Histoire des sultans mamlouks, de l'Égypte, écrite en arabe par Taki ..., Том 1
Авторы: Aḥmad ibn ʻAlī Maqrīzī
комментарий стр 67-68

"khonkar - khondkar

- употреблялся в Персии, Турции и Египте;
- кондкар государь Румский (в Малой Азии);
- Султан Сулейман кондкар страны Роумейской;
- одна из принцесс Тимуровского рода носила титул кондкар;
- встречается в армянской истории в разных формах;
- в арабской Истории монголов в форме khond-khan;
- означает государь, владетель, хозяин (seigneur, maitre);
- по-персидски khoda-vend - государь;"

Катрёмер находит этот титул у авторов восточных после Тамерлана!

таким образом: латинская надпись у Хвостова с титлом кондака не может быть отнесена к Древнему Египту, но к Египту мамелюкскому 15 века!
history-fiction.ru/books/all/book_4686/

4. "Среднего брата, Кубилай-каана, в год барса он назначил и отправил для завоевания и охраны восточных городов и вместе с ним послал Мукали-Куянка из племени джалаир,..."

- здесь конечно переводчики постарались изменить как можно больше слово Кий - Киев - Киевлянин - Киевский!

"...от левого крыла:
эмиры:
Курмиши, сын Микули-Куянка,..."

и здесь мы тоже имеем Кир Миша - Михаили сын Микулы, то есть Микулович

"Кир-Михаил (от греческого «господин») Всеволодович, единственный известный сын из детей князя В. Глебовича и неизвестной. Из Рязанских Рюриковичей. Последний раз Кир-Михаил упоминается 20 июля 1217 г., когда, приехав на съезд рязанских князей в селе Исадах на Оке, предательски убит вместе с шестью другими князьями, своими двоюродными братьями, князями Глебом и Константином, сыновьями Владимира Глебовича.

Князь Кир-Михаил Всеволодович был женат на дочери (по нелетописным данным, именем Вера) Всеволода Святославича Чермного. Оставил сына Всеволода (убит в декабре 1237 г.).

Имя Микула — народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил[2].

Микула (Николай) Давыдович — князь из полоцкой ветви династии Рюриковичей.
О Микуле свидетельствует имя по отцу логожского (логойского) князя Всеслава Микулича, жившего в 1180 году. По мнению Э. М. Загорульского, Микула был братом изяславского князя Брячислава, то есть сыном Давыда Всеславича, в следующей своей работе от 1998 года исследователь уже придерживался мнения, что Микула мог быть сыном или внуком Глеба Всеславича или это христианское имя Всеволода Глебовича. К мнению, что Микула сын минского князя Глеба Всеславича, склоняется В. Л. Носевич. О.М.Рапов полагает, что Микула мог быть сыном изяславского князя Володши и владеть уделом в изяславском княжестве. Кроме Всеслава сыном Микулы мог быть княжич Изяслав, а о внуках Микулы источники ничего не сообщают.

Микула Васильевич Вельяминов (? — 8 сентября 1380, Куликово поле) — воевода Коломенского полка, соратник Дмитрия Донского. Сын последнего московского тысяцкого. Погиб в Куликовской битве.
Происходил из рода московских тысяцких Вельяминовых. Приходился свояком Дмитрию Донскому, поскольку был женат на старшей сестре Евдокии Дмитриевны — супруги великого князя. Из детей у него была только одна дочь, ставшая женой боярина Ивана Димитриевича Всеволожского, к которому и перешёл известный драгоценный пояс, подменённый на свадьбе Дмитрия Донского отцом Микулы Вельяминова."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#32

Сообщение Воля »

Далее попадаются любопытные факты, многие, достойные поминания, но эти два, нужно я думаю обязательно отметить:

"РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ
[ПОВЕСТВОВАНИЕ]
|A 242а, S 537| О ГАЗАН-ХАНЕ, СЫНЕ АРГУН-ХАНА, СЫНА АБАГА-ХАНА, СЫНА ХУЛАГУ-ХАНА, СЫНА ТУЛУЙ-ХАНА, СЫНА ЧИНГИЗ-ХАНА,
а содержит оно в себе три части
www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... text7.html

1. Первый факт - наиважнейший для автора и мусульманской истории - принятие Газан-ханом ислама в 1295 году.
Тут конечно можно вспомнить и спросить, а как же так, де в руской и "татаро-монгольской" истории утверждается, что татаро-монголы, Золотая орда приняла мусульманство при Узбек-хане в 1320-1321 году???
... ну, тут можно нафантазировать, что хотя империя татаро-монгольская была единая, Золотая орда.....,
но типа Газан-хан был в государем персидских монголов-мугулов в Иране, а Узбяк-хан в Улусе Джучи...
они вроде как единые, но раздельные и разные...

Узбек-хан

- но факт следует зафиксировать!

"Рассказ о раскрытии благословенной груди государя ислама Газан-хана светом принятия им и эмирами истинной веры и предания себя богу в присутствии шейх-задэ Садр-ад-дина Хамави из Джувейна, ‛да будет вечно его благоденствие’

Короче говоря, |S 556| [164] в начале месяца ша’бана лета 694 [II пол. 1295] Газан-хан со всеми эмирами в присутствии шейхзадэ Садр-ад-дина Ибрахима Хамави признал единобожие, 548 (Букв. «произнес тавхид», т.е. формулу «нет божества кроме единого бога».) и все они стали мусульманами.

(после... в среду 23 числа месяца зи-л-ка’дэ 694 года [4 X 1295].) Пришло в действие постановление указа о том, чтобы в стольном городе Тебризе, Багдаде и других городах ислама разрушили все храмы бахшиев, кумирни, церкви и синагоги. За эту великую победу мусульмане в благодарность [богу] выполнили полагающиеся действа, потому что всевышний господь людей [мусульманской общины] предшествующих времен не доводил до [исполнения их] заветного желания. После этого государь ислама двинулся в столицу Тебриз,

Все хатуны, царевичи, эмиры, столпы державы и придворные вельможи собрались в Карабаге Арранском и без притворства и лицемерия согласились на царство государя ислама и дали в том обязательство. 555 Для благословенного восшествия на престол выбрали воскресенье 23 числа месяца зи-л-хиджджэ лета 694 [3 XI 1295], соответствующего 23 числу тукузунч-месяца года овцы, и под счастливой звездою государя ислама посадили на ханский престол. Все хатуны, царевичи и эмиры, каждый на своем месте, преклонили колени, поднесли чашу и поздравили мир с державным восшествием его на престол..."


РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ
www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... text8.html

"|A 254b, S 558| Рассказ о приказе государя ислама начать устроение дел войска и владений после благословенного восшествия на престол..."

2. Золотая ставка-палатка - это как раз и есть легендарная Золотая Орда!
Как видим, Рашид-ад-Дин вполне точно и конкретно описывает её создание по приказу Газан-хана в 1302 году в Уджане недалеко от столицы Иранского государства - Тебриза - Таурусь!

"Рассказ о соизволении государя ислама на всеобщее торжество в Золотой ставке 649 (урлу-и зарин) в местности Баг-и Уджан, чтении там от начала до конца Корана и всеобщем пожаловании подарков

Государь ислама раньше приказал знаменитым мастерам и искусным зодчим построить золотую палатку и золотой престол из подходящих материалов и средств. В течение трех лет большая толпа была занята устройством их и теперь, когда [Газан-хан] прибыл в стольный город Тебриз, они были закончены. В конце месяца зи-л-ка’дэ лета 701 [кон. VI 1302] [Газан-хан] из Тебриза переехал в Уджан. Для благословенного местопребывания там оградили валом луг очень цветущий и прелестный. Там имеются речки и ручьи с проточной водой и [там] устроили большие пруды и водоемы, [в которых] поселились разного рода птицы. Тот прямоугольник разделили на равные части и по двум сторонам его обозначили рубежи ивами и белыми тополями, чтобы народ ходил вдоль [190] этих рубежей и ни одна душа не проходила посредине луга. [Была указана] дорога каждому определенному разряду людей, откуда им входить и куда выходить. В середине построили кушки, башни, баню и прекрасные здания. [Газан-хан] повелел, чтобы золотую палатку разбили в середине этого сада с приемным шатром и навесами, которые особливо для него предназначены. Собрались все фарраши и зодчие и смогли разбить [палатки] из-за чрезвычайной [их] величины лишь в течение одного месяца. Затем они установили престол, усыпанный жемчугом и яхонтами.

Прежде чем приступить к торжеству, [Газан-хан] из уважения к исламу призвал сейидов, имамов, шейхов, казиев и благочестивых людей и пригласил заодно и прочую братию [разных] общин. Он обратился к собравшимся и повел тонкую речь красноречивым языком и в изящном изложении о непостижимых путях истины и о знании, увещевал и убеждал людские общины и возблагодарил за великие божеские благодеяния. Между прочим, он сказал: «Я, немощный раб, сознаюсь в слабости, недостатках и многочисленных грехах и не заслуживаю того дара и не достоин этой милости. Однако излияние божеского милосердия и сострадания и следы любви и щедрости творца, ‛да будет он могущественным и всевеликим’, по отношению к своим рабам беспредельны. Величина его благодеяния больше того, что сын человеческий и даже весь род людской может отблагодарить. Я не упускаю из виду, что благодарность за то, что весь 650 народ Иранской земли, который отдан [мне]..."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#33

Сообщение Воля »

А теперь, кажется и может быть мы можем подойти к сенсации (тьфу на неё, как грит П777) или как минимум к необходимости перепроверки хронологических дат, данных, расчётов и перерасчётов хронологии Древней Персии и Средневековых царств или просто аргумент в пользу НХ ФиНов!


и конечно же я допускаю и предполагаю, понимаю и согласен, что это - "общеизвестно"! среди узкого круга персо- и ирановедов!

Itaque, как писали древние латиняне, переходим к тексту и факту огромного значения:

www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... ext10.html
"РАШИД-АД-ДИН
СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

Список с [формы] указа о том, чтобы не разбирали иски тридцатилетней давности, с оговорками, которые [для сего] установлены
Фирман султана Махмуд-Газана

До этого, во времена минувших государей, в многочисленных указах 793 и ярлыках уже [237] помянули, чтобы иски тридцатилетней давности не разбирали, но до сей поры как было должно, в суть дела еще не вникли и всех мер не приняли.
Поскольку мы пожелали утвердить это дело как со стороны истцов, так и со стороны казиев, дабы никто не мог настаивать на ложном и не мог руководствоваться старыми тридцатилетней давности документами о судебных актах, 794 мы повелели, чтобы судебные акты, соответствующие шар’у и истине, брали у мусульманских казиев.
Написан 3 числа месяца раджаб-ал-асамма лета 699 [25 III 1300] в месте Кушаф. 798

Список с [формы] подписки, которая была написана на обороте упомянутого выше указа
На основании этих предпосылок до этого бывшие цари и предшествующие халифы, ‛да оросит господь их прах и да сделает рай их обителью’, постановили, остерегаясь возможности подобных [явлений],

NB чтобы после тридцати лет, называемых в обычном праве 802 «веком» (802. ‛урф.),

иски в имениях и вещах не разбирались и им не придавали значения, а по ложным |S 616| и поддельным челобитным и судебным актам приговоры не выносили до принятия мер предосторожности и проверки. После них эти постановления были подтверждены указом великого ильхана Аргун-хана. Когда по этому поводу обратились к мнениям имамов и высшим по знаниям ученых богословов, то выяснилось то, что малое и великое общество позднейших имамов и ученых богословов оказались согласны и сходились на том, что если два человека находятся в одной местности и один из них является владельцем определенного имения и в той местности есть справедливый хаким и казий, выносящий непреложные приговоры, и с внешней стороны не существует никаких других препятствий и помех для иска и заявления [своих] прав, и пройдет тридцать полных лет, а один из них не предъявит иска к другому, который является неограниченным распорядителем и владельцем, то после этого [срока] он не может предъявлять иска, а казий пусть такой иск не разбирает и не одобряет и [на него] внимания не обращает."

Итак, что мы имеем:
- имеем факт правовой, юридический, зафиксированный в законодательном Акте, а не просто идею, легенду, фантазию или толкование чьё-то.

- слово древне - и средне - персидское век - урф значит не 100 лет, но 30 лет! Кстати, такой персидский век в 30 лет - близок к современному термину измерения человеческой жизни - поколению - 25 лет!

- и когда в праве, в законах, в документах, в истории употреблялось слово урф - век, то надо считать 30 лет, а не по-новому европейскому счёту 100 лет!

- здесь также важно понимать, что это не есть изобретение и новелла - нововведение Газан хана, но было при Ильхане - Аргунхане, но и "во времена минувших государей", но и .... это понятие урф век - 30 лет было в обычном праве!
Обычное (традиционное) право - это народное право и право народов, которое существовало в устной традиции до изобретения письменности и появления письменного права, письменных законов, а это уводит нас в самую древнюю историю Персии.

- кстати и в руском праве тоже было в употреблении понятие срока - "вечный мир"
"Мирные договоры
Вечный мир — договор 532 года между Византией и государством Сасанидов.
Вечный мир — договор 1449 года между Великими княжествами Литовским и Московским.
Вечный мир — договор 1686 года между Русским царством и Речью Посполитой."

"Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Одной из самых ранних форм выступает собирание и фиксирование этих норм в писаных правовых источниках. К ним относятся древнейшие памятники права в Индии, Греции, Франции, Германии, Древней Руси и так далее. Как уже упоминалось, ранее все эти государства трансформировали обычное право в законы. Этот процесс продолжается и сейчас, в основном в международном праве и в государствах традиционной правовой системы. Процесс выработки императивного правила, имеющего официальное значение, «шёл, таким образом, по схеме — от повторяющейся, устойчивой практики… через правовой обычай к законодательной норме»[3]."

Правовой обычай

"Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Подавляющее большинство государств в мире признают принцип о существовании обычного международного права, хотя существует множество различных мнений о том, какие нормы в нём содержатся.

Обычное международное право


Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.
Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Традиционная правовая семья

PS Отвечает: Вахид Ходжабриян:
" ......слово век по персидский будит Саде и саде это со слова сад(100- сто) и в исторических источниках часто встречается слова саде(100 дней ..или - столетний ) даже ест например очень древний Иранский праздник "Саде" и это праздник ровна 100 дней после праздника Ялда и об этом писали великие ученые как Абурейхан бируни и ......... век(саде) везде в истории (в наших и греческих и ...) значит столетний..."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#34

Сообщение Воля »

Может быть самая замечательная и интересная часть Летописей ... Рашид-ад-Дина, это Фирманы - Указы султана Махмуд - Газан(-хана), которые приведены в 3 томе. Этот свод законов может быть даже лучшим образом описывает состояние государства мугулов - Ирана в конце 13 - нач. 14 веков. Язык этих указов-фирманов даже более развит, нежели язык самих Летописей, в них можно найти много всяких фактов о реальной жизни подданных и государства...

Но я приведу только два факта, которые несомненно и безусловно имеют значение для истории, археологии и лингвистики и хронологии:

Для приведения в порядок системы сбора налогов, государство, власти устроили перепись объектов налогообложения, устроили регистр: центральный и местный, что естественно!

www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... ext11.html

"Список с указа о том, чтобы [наряды] на причитающиеся с областей подати подробно выписывал и переводил [на места] Большой диван, а мелики и хакимы областей отнюдь не писали бератов
Во имя бога милостивого, милосердного.
Фирман султана Махмуд-Газана

Снова дело расстроится, все средства и взаимные отношения будут нарушены и загублены, и правда исчезнет, как это было по сию пору, но такое обстоятельство не подходит ни государям своего времени, ни войску, ни подданным. Мы замыслили против этого обстоятельства принять такие меры. Поскольку на основании закона деревня за деревней и место за местом подробно переписаны, занесены в реестры и на них составлены росписи податей и все реестры областей собрали в книгохранилище, которое мы построили в Тебризе рядом с гумбадом, ханкахом и абваб-ал-бирр, и препоручили [их] достойным доверия людям, и дали им жалованье, чтобы они [их] хранили, и мы для них учредили вакф, как указано в жертвенной грамоте, 898 и написали проклятье, дабы ни одна душа не объявила их недействительными, то по всяким затруднительным случаям, которые произойдут, пусть читают [в реестрах]. Если у кого-либо пропадут выданные контракт 899 или таблица [с росписью налогов], то пусть выдадут список оттуда, чтобы возместить. Один список мы повелели хранить в Большом диване и один – в каждой области, а контракты на руках таниев, арбабов и ра’иятов, дабы согласно тому, как составлена роспись податей, 900 каждая деревня и место пусть начертает [эту роспись] на [деревянных] досках или каменных [плитах] или медных и железных листах, на чем они сами захотят написать, а если захотят, пусть высекут надпись на алебастре и пишут на воротах деревни, на мечети, на минарете, – где хотят. У евреев и христиан на дверях храмов и на воротах деревень или в местах, где они пожелают, у кочевников – пусть ставят столбы [с надписью] в местах, где они сочтут полезным. Хакимы областей, исходя из установленной законом росписи податей и нашей алтун-тамги, пусть не прибавляя и не убавляя раздадут те списки в присутствии казиев, сейидов, имамов, справедливых свидетелей и вельмож города и обяжут ра’иятов каждой деревни и селения и каждое сословие, для которых в тех областях определены денежный налог и подати, чтобы они все поспешно, в течение двадцати дней, согласно установленной законом росписи, как упомянуто, укрепили посредством алебастра и гвоздей так, чтобы они остались на многие годы. Никто пусть их не переиначивает и не изменяет. Для селений, которым налог определен наличными деньгами, 901 уплата обязательна по-прежнему наличными деньгами, для тех, которым [назначены подати] натурой, 902 по-прежнему уплата обязательна натурой, причем для каждого разряда податей – в определенный срок. Устанавливаются точно так же и тамговые пошлины, дабы по-прежнему их писали на досках. О каждом разряде из разрядов [податей], которые следует писать на досках, вчерне написано на обороте настоящего указа, дабы знали, как надобно писать о каждом разряде разных налогов, которые установлены и занесены в податные росписи |S 631| в различных областях, в какое время [приходится] срок [сдачи] для каждого из них и каким образом [происходят] прием и сдача. Надобно, чтобы каждый разряд [подати] написали на доске, согласно тому, как упомянуто в форме, дабы раисы и ра’ияты каждой деревни и селения сами в сроки определенного времени года собирали причитающиеся с них подати наличными деньгами и доставляли на майдан, ибо постановлено так, чтобы сборщик разбивал палатку на майдане города и с начала срока до того дня, пока дана отсрочка, пять раз в день били в литавры, чтобы доставляли и сдавали все подати с [причитающимися] фар’ом и казначейскими, 903 которые мы в каждой области установили. Пусть сборщик податей ни с одного селения решительно ничего другого не взимает под видом фуража, за услуги и тому подобного."

Вот это примечательное место:
NB "... каждая деревня и место пусть начертает [эту роспись] на [деревянных] досках или каменных [плитах] или медных и железных листах,
... надпись на алебастре и пишут на воротах деревни, на мечети, на минарете,..."

- то есть если археологи обнаруживают очень древние плиты из любого материала (выше указанного) с непонятным текстом, на непонятным древнем языке и непонятными древними символами, знаками, чертами и резами, и где например они находят, угадывают, расшифровывают слово например ДАР - DAR, то необязательно и не безусловно речь идёт о древнем Царе Дарии, но вполне может быть это всего лишь глагол известный обще индоевропейский Dar - Дать, дар, подать и речь может быть идёт о доске с росписью налогов с данной деревни, земли и не очень древней, но 14 века...
А уж, клинопись - это может быть самая гениальная система для изображения податей и налогов, расписанных среди плательщиков (!!!???).

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#35

Сообщение Воля »

Среди фирманов Махмуд-Газанхана есть Указы про пайцзы, ярлыки, и какие они должны быть при нём!

Для затравки общеизвестное из википедии:

"Па́йцза, пайза, пайдза (от кит. 牌子; páizi — «дощечка», «табличка»; тюрк. байса, также басма; монг. гереге) — верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся китайскими, чжурчжэньскими, монгольскими правителями разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями."

и конкретно про Пайцзу с Тигром и текст с китайского

"Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет что у монголов знатные чиновники первого ранга носили на поясе

NB золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай).

На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе

NB золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали»[1].

Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») / Примечания 484-499. Перевод Н. Ц. Мункуева. — М.: Наука, 1975. — 73-74 с."

а теперь переходим к тексту фирмана от Рашид-ад-дина:

"Рассказ двадцать второй. О соблюдении строгого порядка в деле выдачи людям ярлыков и пайз"

www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... ext12.html


- опять же Тамга - это печать иранского гос чиновника, а не герб древних тюрок!

"Для каждого важного дела [государь] установил [особую] тамгу. Для [ярлыков] на управление, [даваемых] знатным султанам, эмирам и меликам, и по важным делам владений – большую тамгу из яшмы, для [ярлыков, даваемых] казиям, имамам и шейхам – другую поменьше, тоже из яшмы. Для [ярлыков] по делам средней важности – большую тамгу из золота, меньше тех, что из яшмы. Для [ярлыков] о выступлении [в поход] и расположении на месте войск – особую тамгу из золота с тою же установленной подписью и узором, но по окружности ее изобразили лук, булаву и саблю. Приказ был таков: до тех пор пока войско не увидит этой тамги, оно по слову эмиров и кого бы то ни было в поход не выступало и на месте не располагалось, за исключением сторожевых войск, [охраняющих] важные [участки] границ, и небольших, стерегущих дороги, отрядов, которые выступают и останавливаются по слову своих эмиров. [Государь] сделал и малую золотую тамгу, которую проставляют на казенных и областных бератах, приемных расписках, расчетных документах 967 и диванских грамотах, которые пишут по поводу сделок, воды и земли."

- итак, Голова тигра - это пайза 14 века от Газанхана, на которой написано имя ее носителя!

"[Государь] приказал также установить следующий порядок для выдачи пайз.

Для султанов, воевод и меликов, чтобы делали большие, круглые пайзы и на них изображали тигровую голову и имя того человека, [которому они выданы], и записывали бы в реестр.

В течение времени, пока они состоят в должности правителя, [пайза] находилась бы у них на руках, а после отставки они возвращали бы ее обратно, ибо эта [278] пайза только для данной области на долгие годы, и ее отнюдь никому не давали бы для какой-либо другой области.

Для средних воевод и меликов [государь] установил

пайзу поменьше той, с особым узором, и на ней пишут имя таких лиц по упомянутому правилу.

То, что раньше выдавали грамоты на чеканку пайз в областях, [государь] отменил. Он назначил золотых дел мастера, чтобы он постоянно состоял при ставке и чеканил пайзы. Во время вручения на нее в присутствии [государя] накладывают штамп, сделанный из стали и с узором на нем, который не каждый легко может сделать, и бьют молотком, чтобы [клеймо] на ней прочно пристало. Цель заключается в том, чтобы посредством этого знака обнаруживались поддельные пайзы. Для гонцов, едущих на улаге, установлена

та же круглая пайза, и на ней пишут: «казенная пайза»,

а имена гонцов вписывают в книгу. По возвращении они отдают [пайзы] обратно. Что же касается гонцов, едущих на ямских курьерских лошадях, 972 то для них [государь] определил

продолговатую пайзу, и на ее конце сделали изображение луны.

Ее выдают и отбирают таким же порядком. Поскольку начальникам пограничных областей бывает нужно посылать гонцов на ямских курьерских лошадях, то старшим из них определили по пяти пайз, отчеканенных из меди подобно тем, а средним [начальникам] по три, чтобы они выдавали их спешным гонцам.

Рассказ двадцать третий. О мероприятиях по изъятию повторных 973 ярлыков 974 и пайз, находившихся в руках людей

В настоящее же время государь, ‛да укрепится навеки его царство’, счастливо поразмыслив, как исправить этот вред, повелел разослать во все владения ярлыки, все в одинаковых выражениях, заключавшие в себе [приказ], чтобы баскаки, мелики и хакимы областей тоже совсем не внимали и не придавали значения старым и новым ярлыкам и пайзам, которые находятся на руках у людей, и [которые] им предъявляют. «Мы постановления всех их объявили недействительными, а также и ярлыки, которые выдали мы, [а именно] те, что вышли в [280] течение первых трех лет [нашего царствования]

Пайзы мы будем чеканить иного вида. Каждый, кто имеет пайзу, пусть ее в течение шести месяцев доставит и сдаст, дабы каждому, кто имеет основание, мы выдали новую пайзу. Через шесть месяцев каждого человека, имеющего старую пайзу, [пусть] хватают и, обвинив, отнимают [ее] от него».

Когда государь так повелел, всем пришла необходимость представить и обновить свои ярлыки. Те, которые были основательны, оставлялись в силе, а те, которые были неосновательны, отнимались. Таким способом было отличено действительное от недействительного и правда от лжи, и люди честные избавились от позора [иметь] подлых соучастников. Поскольку у старых ярлыков, в особенности повторных, не осталось силы, то если даже они оставались у кого-либо на руках, тот не мог их предъявлять, так как помимо того, что их не принимали во внимание, он еще совершал преступление.

С пайзами [обстояло] так же. Как только это постановление привели в исполнение, все эти ярлыки и пайзы исчезли: часть обменяли на новые и часть не решаются предъявлять.

Если же у кого-нибудь осталась золотая или серебряная пайза, и он знает, что в случае, когда он ее предъявит, ему взамен [ничего] не дадут, то если он человек благоразумный, он все-таки сдаст [пайзу], а нет, так расплавит [ее] и пустит в расход. Несомненно, что вскоре дойдет до того, что из всех пайз, которые в течение семидесяти лет получали по неуважительным поводам и причинам, не останется ни одной."

Итак, имеем формальные основания с отсылкой на Рашид-ад-Дина датировать пайзы с Головой тигра - 14 веком от Газанхана!
и на той Пайзе Золотой большой с головой Тигра выбито Имя владельца! ... а не то, что переводят с монгольского языка!

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#36

Сообщение Воля »

Газанхан в своём следующем фирмане подтверждает своё происхождение от Чингизхана, но совершает большую ошибку против научной фикции Империи Чингизхана! Он обозначает границы своей державы от реки Амуйё, которую издатели идентифицируют, как Аму-Дарью ( а не Амур на Дальнем Востоке!)
Таким образом в Великую Империю Чингизхана не попала согласно Газанхана - Рашид-ад-Дина собственно легендарная родина легендарного Чингизхана - Монголия!!!
и до пределов Мисра - ну, здесь тоже понятно: он посылал войска в Ассурию - Сирию и бился там с мисрскими мамелюками, впрочем, как и Тимур - Тамирлан, но век спустя!

"Список с [формы] указа о раздаче икта монгольскому войску

Фирман [султана Махмуд-]Газана

Да ведают матери, невестки и жены, сыновья, дочери и зятья, темники и эмиры тысяч, сотен и десятков, султаны, мелики, битикчии и все жители всех областей от реки Амуйе до пределов Мисра, что могуществом всевышнего и всесвятого господа наш предок Чингиз-хан от рождения был отмечен господним вспомоществованием и божественным вдохновением. Тоньше волоса он соблюдал свой ясак и ни одному человеческому существу не давал мочи выйти из повиновения ему или сойти с верного пути. Подлинно, таким средством он со своим монгольским войском завоевал и очистил земную ширь и мировой простор, Восток и Запад, и славным именем [своим] записал на страницах времен вечное завещание. Он претерпел разного рода бедствия и невзгоды ради увеличения простора и пространства владений и завещал и оставил на память своим сыновьям и роду улус и владения крепкими и благоустроенными. Славные деды и отцы наши таким же порядком и [по тому же] правилу препоручили эти владения своим сыновьям."

Для любителей истории Персии - Ирана и в частности истории государства и права, социальной истории данный Фирман также примечателен тем, что в нём устанавливается крепостное право, устанавливается срок возврата на землю бежавших крестьян - век - урф - 30 лет (Вот тебе, бабушка моя персидская, и Юрьев день)!

"...крестьяне работают на земле и обеспечивают дворянское служилое сословие:

Во-первых. В местностях, принадлежащих инджу или дивану, ра’ияты, являющиеся с давних пор ра’иятами этой местности и возделывающие [там] землю, пусть по-прежнему занимаются хлебопашеством и доход с него исправно предоставляют войску и отдают войску, не прибавляя и не убавляя причитающиеся дивану денежный налог, копчур и подати согласно наказу 990 и подробному перечислению, которые были упомянуты. Далее, надобно, чтобы общество ратных людей 991 не присваивало поместий [частных] владельцев, арбабов и вакфных учреждений, не завладевало доходами с них и согласно реестрам податной росписи и упомянутого подробного перечисления исправно доставляло установленный диваном денежный налог, копчур и подати. Пусть возделывают 992 принадлежащие дивану деревни, пашни 993 и места, пришедшие в запустение и входящие в их [войска] юрт и их земли, ставшие пастбищами, а остальное обрабатывают своими пленниками, рабами, рабочим скотом и семенами. Если у тех пришедших в запустение земель обнаружится хозяин и заявит притязание на собственность, или на заведывание имущества, отданного в вакф, и он долгое время ими распоряжался, и право его устанавливается на основании пречистого шар’а, а воины возделали те места посредством своих пленников и гулямов, то одну десятую долю общего количества [урожая] пусть предоставят владельцу, 994 а остальное пусть они возьмут вместе со своими издольщиками.

Возврат бежавших в течение 30 лет:
Далее. Ра’иятов, разбежавшихся тридцать лет тому назад из переданных им [войскам] благоустроенных или пришедших в запустение деревень и не вошедших в подушную перепись других областей [и не упомянутых] в податных росписях [этих областей], пусть возвратят обратно, у кого бы они ни находились. Если и у них [воинов] окажутся ра’ияты из других областей, то пусть они этих людей тоже возвратят обратно и решительно никоим образом не допускают к себе ра’иятов других областей и [284] местностей и ... 995 не прикрепляют под тем предлогом, что они ра’ияты дальних областей. Никоим образом пусть они их не собирают, не оказывают им покровительства и не допускают в свои деревни. Военные люди пусть не переводят ра’иятов, переданных им деревень, из родных деревень 996 в другие деревни и не говорят, что оба-де хутора или деревни наше икта, а они наши ра’ияты. Ра’ияты каждой деревни чтобы |S 653| занимались земледелием на своем месте. Да чтобы не говорили: ра’ияты-де этих мест, которые нам отданы в икта, – наши невольники. У военных над ра’иятами нет власти выше, как только заставлять их возделывать [землю] их деревень и получать с них исправно установленные диваном налог и подати. Пусть [воины] не занимают ра’иятов иной работой, кроме того, что каждый возделывает землю на своем месте. Ра’иятов, которые не знают земледелия или им не занимаются, если они платят определенный налог, установленный диваном, пусть [воины] не принуждают силой к обрабатыванию земли, не обижают их и хорошо содержат.

Далее. Постановлено так, чтобы от дивана ни под каким предлогом не писали бератов на [земли] икта и совершенно не выдавали на них нарядов. Они же, [получившие икта] на каждого военного человека, доставляют в государственные амбары 1000 на пятидесяти манов тебризского веса. Сверх этого пусть с них никоим образом ничего не требуют.

Далее. Мы повелели, чтобы в настоящее время, когда эти икта из [числа] вод и земель, пришедших в запустение и возделанных, распределяют между тысячами согласно тому, как подробно было изложено, несколько умудренных опытом людей из той области явились бы к такому-то битикчию, которого мы назначили, и разделив [землю] на десять частей, произвели жеребьевку плетью, а затем, разбив на участки между сотнями и десятками, произвели жеребьевку плетью. Этот битикчи, которого мы назначили 1001 в качестве ариза, пусть занесет в реестр участок каждой сотни и [каждого] десятка, в отдельности поименованных, и хранит. Один список пусть он передаст Большому дивану и один – эмиру тысячи, а реестры сотен пусть вручат начальникам сотен. После этого битикчи-ариз, ежегодно производя обследование, пусть записывает и представляет мне имена тех людей, которые трудятся над возделыванием земли, и тех, которые провинились, и [доносит] о запустении и благоустроенности каждого определенного участка, дабы тот, кто трудился, был отличен [царской] милостью, а тот, кто свершал упущение и порождал разруху, был привлечен к ответу за виновность. Эти икта, которые мы дали, пусть они не продают, не дарят и не отдают названным братьям, сватам, родичам 1002 или своякам и [не уступают] в качестве кавина и калыма. 1003 Всякий, кто свершит такой поступок, будет виновен и умрет. Кавин пусть установят в девятнадцать с половиной динаров чистых 1004 согласно относящемуся до пророка преданию, по каковому поводу уже раньше был издан особый указ. Еще пусть ведают, что эти икта установлены для военных людей, которые вошли в калан и несут службу. Когда из этих людей кто-либо умрет, то надобно одного из его сыновей или родичей сделать его преемником, передать ему икта покойного и занести в реестр. Если же он безродный, то пусть [икта] закрепят за его старинным гулямом, а если и гуляма у него нет, то пусть признают достойным кого-нибудь из числа сотни и передадут ему. Если кто-нибудь в сотне или десятке изменит установленный ясак, то пусть начальники тысяч и сотен определят его виновность и отдадут его икта другому, кто может нести [285] службу, занесут в реестр на его имя, а реестр каждый год представляют. Если военные люди будут требовать [денежный] налог, копчур и прочее, сверх подробно перечисленного в податных росписях и наказа, то пусть ариз [этого] не допускает. Если же они будут брать принуждением и силой, то ариз, не утаивая, пусть записывает их имена |S 658| и представляет нам."


www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin ... ext12.html

Бар
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 27 янв 2022, 09:26
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 54 раза

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#37

Сообщение Бар »

Я как то не увидел самого главного,а именно в современной википедии полно изображений этих монголов времён Чингисхана именно ,как монголоидов,НО ведь в Лениградском издании летописи НИКАКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НЕТ.Как вы можете это прокоментировать?

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#38

Сообщение Воля »

Что касается именно этого издания, то иллюстраций в нём нет,
кроме обложки
Изображение

но может просто деньги сэкономили!? ;)

Но вообще иилюстрации можно найти

https://yandex.ru/images/search?text=%D ... source=wiz

И вообще, да, конечно и вот именно: на иллюстрациях к руским летописям, ни к европейским нет изображений монголоидных лиц!
Кроме того, можно утверждать нет и названий монголы, ни монголо-татары! Даже вплоть до Записок Екатерины Великой были известны только татары!

А татары волжские и крымские, как известно принадлежат к европеидной расе, по преимуществу!

Ваш вопрос нужно уточнить: изображений времён Чингихана - нет, есть поздние изображения якобы монгол Чингизхана, хотя опять же с оговоркой у Рашид-ад-Дина и всех других авторов персидских: мугулы в Моголии-Могулистане, а не монголы в Монголии!

Бар
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 27 янв 2022, 09:26
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 54 раза

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#39

Сообщение Бар »

но может просто деньги сэкономили!?
да нет скорей всего.
У вас какое то переиздание уже ближе к нашим лживым временам,оттуда и эта картинка непонятно откуда взятая.
Вот так выглядели первые лениградские издания

Изображение

Я занимался этим вопросом.Историк Миргалиев работал в архивах Стамбула и Ташкента и конечно доподлинно знает ,как они выглядят ,позже он написал статью по этому поводу,вот цитата.



Изображение


так что все "иллюстрации" это конечно поздние поделки для того что бы монгалы тех времён выглядели ,как современные монголы.

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#40

Сообщение Воля »

в статье про Могулистан, который историки поместили в 16 век, я просто указал, что находил и видел Могулистан в Летописи РаД, которая написана в 13 веке и про 13 век по официальной истории, а цитаты дать забыл, исправляю:

Кайду поставил становище [макам] в местности Бургуджин-Токум 65, одной из пограничных с Могулистаном. Для водопоя и переправы они устроили через ту реку переход, и имя этой переправе Кайду положил Джар-олум 66. Начин поставил становище в низовьях реки Онона. ... (пер. Л. А. Хетагурова) Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР.

Хотя стоп, может быть про 13 век я поторопился:

ПОВЕСТВОВАНИЕ

о Кайду-хане, сыне Дутум-Мэнэна, и его детях, а оно в двух частях

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предисловие, содержащее обстоятельства жизни его и его детей

Кайду-хан был шестым предком [джадд] Чингиз-хана. На монгольском языке шестого предка называют буути(?).

6-ое поколение это по научным расчётам
6 х 25 = 150 лет,
а это формально
1227 + 150 = 1377 год!
Упс!

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#41

Сообщение Воля »

«Эти племена [найманов] были кочевыми , некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров».

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#42

Сообщение Воля »

Ну, вот кажется осознал моё удивление, официально

Хайду, Кайду (монг. Хайду?, ᠬᠠᠢ᠌ᠳᠤ?; ок. 1236[2] — 1301) — внук монгольского каана Угэдэя, правнук Чингиз-хана, фактический правитель Чагатайского улуса (с 1271 года).

Пардон либо Кайду правнук Чингизахан, то есть 3 колено (поколение)

Либо он 6 предок?
да и не предок он, но потомок!
И всё-таки разница в три поколения - это как-то не ком иль фо! ;)
Ответить