РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.

Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#1

Сообщение Воля »

День добрый, старым и новым знакомым!

Предлагаю для всеобщего просвещения и поругания в основном цитаты, особенно понравившиеся и удивившие, как обычно - для тех кто меня знает и помнит, под общим лозунгом:

Читайте первоисточники!

... ибо там или не совсем то, что пишут историки, или совсем не то!

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ ЛЕТОПИСЬ
ПЕРЕВОД С ПЕРСИДСКОГО л. а. Хетагурова РЕДАКЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ ПРОФ. А.А. СЕМЕНОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА • 1952 • ЛЕНИНГРАД

Мне удобно было цитировать из востлит.

Даю по каплям, ибо проблемы разные разных тем исторических, лингвистических и пр.

Г.В.Воля

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#2

Сообщение Воля »

Несколько комментариев главным образом к комментариям очень важным для понимания сути событий!

"стр. 25 о численности войска: у Джучи было 4000 воинов в Улусе Джучи"!!!!!!

Вот это факт от Рашид-ад-Дина, а уж далее пошла писать контора и фантазировать историки:

"В. В. Бартольд основывался на показании Рашид-ад-дина о том, что из общего числа 129000 монгольских воинов 101000 Чингиз-хан оставил в наследство своему младшему сыну Тулуй-хану (в коренной Монголии), а старшие сыновья Джучи и Чагатай, ханы [30] западных улусов, получили всего по 4000 воинов.
1 Но при этом не было принято во внимание сообщение Рашид-ад-дина, что позднее, в 50-х годах XIII в., по приказу великого хана Менгу-каана, все улусные ханы и их вассалы должны были выделить из своих ополчений от каждых 10 человек по 2 человека (без сомнения, как обычно у монголов, с семьями) для похода Хулагу-хана в Иран и "передать их в инджу Хулагухана, чтобы они отправились вместе с ним и служили бы здесь","
Последний раз редактировалось Воля 12 янв 2022, 13:49, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#3

Сообщение Воля »

стр 40 очень важный комментарий о том, что у государя было много имён, посему не надо чрезмерно множить число исторических прототипов, как людей с разными именами!
" ... у его величества, Улджэйту-хана
об имени государя Харбандэ …" и он же Николай! В крещении! Упс!

"ком. 1 1 Для уяснения смысла этих стихов следует сказать, что в арабской азбуке каждая буква имеет числовое значение, поэтому слова "Шах Харбандэ",
Таким образом, смысловое значение персидского имени ильхана Улджэйту "Шах Харбандэ" есть (по этой оде) "Особенная, или специальная, тень творца".
К этому следует добавить, что, как известно, у этого государя была масса различных имен. Его мать Урук-хатун, христианка, велела назвать его при крещении Николаем; позднее мы встречаем прозвище его Харбандэ "Слуга осла", которое он сам изменил при обращении в ислам на Худабандэ "Слуга бога"."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#4

Сообщение Воля »

стр 49 ком. 1 к вопросу о продвинутых знаниях мусульманских: арабских и персидских учёных в 13-14 веках:

1 По мусульманским средневековым воззрениям, земля держится на рогах исполинской коровы, стоящей на спине гигантской рыбы; когда муха или другое насекомое заберется в ноздри коровы и та начнет трясти головой, происходит землетрясение.

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#5

Сообщение Воля »

1. Рашид-ад-Дин писал свою летопись по-персидски (не по-монгольски, не по-арабски и неп-....)
Он писал её в Иране(Персии) и про Иран (Персию) ( не про Монголию), хотя иногда и попадаются названия Хитай-Хатай и даже Могулистан.

"РАШИД-АД-ДИН И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД.
[7] Для средневековой исторической литературы на персидском языке1 период второй половины XIII -- первой половины XIV в. был временем роста и больших достижений, когда были созданы самые выдающиеся памятники этой литературы. Среди исторических трудов данного периода на персидском языке единственным в своем роде по замыслу и выполнению является "Сборник летописей" ("Джами' аттаварих") Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. 2

ком. 1 Мы не имеем здесь в виду всей огромной персоязычной исторической литературы, создававшейся в позднее средневековье (с XI в.) в разных странах Ближнего и Среднего Востока (Малая Азия, Азербайджан, страны Средней Азии, Афганистан, мусульманские государства Индии). В названных странах новоперсидский язык (фарси) был литературным языком для господствующего класса,...

6 Сводный персидский текст, на основании 7 старейших рукописей и фотокопий их (среди них 2 наиболее старых и лучших рукописи -- Ташкентская и Стамбульская).

3 Государство Хулагуидов он именует обычно "Иранской империей" (мамалик-и Иран).4
4 Там же, лл. 57б--58а (N 26). -- Лахорск. изд., стр. 144"

PS заметили мамалик? то есть ни разу себе не шах, не каан, а просто малик!

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#6

Сообщение Воля »

стр. 79-80 и переводчики и издатели данной летописи также, как и я поняли смысл и употребление термина «тюрки» не как название народа по языку, не-этнически и не-лингвистически, но я его понял, как географическое название «турки-северный», а они — как социально-бытовой, то есть кочевники!

"1 Тюрками Рашид-ад-дин называет кочевые племена Центральной Азии самого различного происхождения, говорившие не только на тюркских языках, но и на языках монгольском, тангутском и тунгусо-манчжурских. Таким образом, "тюрки" у нашего историка - не этнический и лингвистический, а социально-бытовой термин: "кочевники". Следовательно, терминология Рашид-ад-дина не может служить основанием для установления происхождения тех или иных племен..."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#7

Сообщение Воля »

Про тамгу: поскольку одним из главных оснований для создания идеи, псевдонаучной, пропагандистской, тюркских каганатов и древних (прото-)государственных образований тюрок (народ-армия Гумилёва и иже с ним) есть тамга, которую выдают за герб племён и народов, то дам несколько постов про:

" стр.75 1 Тамга не была никогда гербом племени, народа в геральдическом смысле, но в этом смысле для обозначении тотема племени, народа употреблялся другой термин :

Термин ункун или унгун -- уйгун в средневековых тюркских языках (джагатайском у Будагова, Радлова и Ценкера) -- обозначает знак (специально налагаемый на скот), -- знак собственности на скоте; также -- птицы, чтимые у тюркских племен (см.: Л. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. I, стр. 161; В. В. Радлов. Опыт словаря тюркских наречий, т. I. СПб., 1893, стр. 1645; J. Th. Zenker. Diсt. Turc-Arabe-Persan, T. I. Leipzig, 1866, p. 132).

К данному тексту Рашид-ад-дина эти объяснения, как видно, не подходят, и из дальнейших слов историка видно, что термин онгон, онкон (ункун) означает тотем племени. Значение термина онгон в языке современных бурят см. в работах: Онгоны агинских бурят. Зап. ИРГО по Отд. этногр., XXXIV, 1909, стр. 379 -- 394; Б. Э. Петри. Орнамент кудинских бурят. Сб. Музея антрополог, и этнограф, им. Петра Великого при АН СССР, т. V, вып. I, Пгр.. 1918, стр. 214-252."

Далее попадается контекст для понимания слова тамга, тамговщик именно для учёта и хранения товаров на складе, таможне:

стр. 83
"Один раз Арук ездил с посольством к [великому] каану; оттуда он привез синюю тамгу;4 здесь же к нему полностью перешло приведение в порядок института сусунчиев [т. е. чиновников, ведавших отпуском рационов,--А. С.].5 После этого, по распоряжению Абага-хана, он стал эмиром, а Бука сначала был тамговщи-ком и ведал хранилищем мехов,..."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#8

Сообщение Воля »

Следующий факт про тамгу в контексте:

"ЛЕТОПИСЬ халифов, султанов, меликов и атабеков, бывших в упомянутый промежуток времени.
Летопись халифов.

В Багдаде был халиф из рода Аббасидов Насир-ли-диниллахи. В эти упомянутые годы он снял взимавшийся с населения [налог] хакк-ас-сай, подобный современной тамге, 1271 вследствие сбора которого получалась большая подать [мал]. Поводом к этому послужило следующее: его дочь Аби скончалась; для [раздачи] поминальной милостыни [садакэ] купили быка. Во время расчета за него возник вопрос о тамге на него. [Тогда] халиф приказал, чтобы отныне никогда ни с одной твари не взимали тамги.

1271. Текст: «... хакк ас-сай ки миситаданд мисл-и тамга-и ин заман». Тамга (мнг.) – в первоначальном значении знак собственности, тавро, печать. В налоговом отношении – особый вид сборов, взимаемых с торговли, причем тамговые сборы являлись одной из главных статей дохода государства. В глазах представителей мусульманского права эти сборы считались несогласными с шариатом и отмена их была богоугодным делом. (О термине «тамга» см.: В.В. Бартольд. Персидская надпись на стене анийской мечети Манучэ, СПб., 1911, стр. 33-36)."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#9

Сообщение Воля »

И перекрёстно из наших руских летописей контекст для понимания смысла слова, известного и руским!
про тамгу, десятину и число...

"В лѣт̑ . ҂s҃ . . ѱ҃ ѯ҃е . <6765 (1257)> поидоша вси кн҃зи въ Ѡрдү . и чтивъ Оулавчиѧ . и всѧ воєводы єго . и возвратишасѧ во своӕ си . того же лѣта Глѣбъ приде ѿ Кановичь . ѡженивсѧ в Татарех .
тоє же зимы быс̑ число . и изочтоша всю землю Рүсьскүю . только не чтоша кто слүжить оу црк҃ви ჻"

- кто это такой Оулавчий? а чего это он руским прозвищем назван - "ловчий или улучай"!

"В лЂто 6765 <1257>. Приде вЂсть изъ Руси зла, яко хотять Татарове тамгы и десятины на НовЂгородЂ; и смятошася люди чересъ все лЂто."

- подарки протокольные получили и свободны!
не договорились = не яшася!

"Тои же зимы приЂхаша послы татарьскыи съ Олександромь, а Василии побЂже въ Пльсковъ; и почаша просити послы десятины, тамгы, и не яшася новгородьци по то, даша дары цесареви, и отпустиша я с миромь;"

и в кратком изводе то же: тамгу просили?

"В лЂто 6765 <1257>. Прииде вЂсть изъ РусЂ зла, яко хотят Татары тамгы и десятины на НовЂгородЂ; и смутишася людие чресъ все лЂто. Тои же зимЂ приихаша послы татарьскыя съ Александромъ, а Василии побЂжа въ Плесковъ ; и почаша просити послы десятины и тамгы, и не яшася по то новгородци , и даша дары цесареви, и отпустиша я с миром;"

а что такое тамга?

любопытное сообщение про то, что татары тамгы и десятину просили, дам своё толкование и комментарии:

1. просили - не требовали, не взимали, не получали как победители, но попросили....и им отказали! не договорились!


2. тамга, если посмотрим традиционное толкование, то

"Тамга́ — родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у карачаевцев, балкарцев, татар<1>, башкир, узбеков, казахов, киргизов, осетин, ногайцев, марийцев и других.

Слово «тамга» тюркского происхождения (слово «тамга» по-монгольски, «тамга/дамга» на тюркских языках) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог»."

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0

- но извините, какой же тут разумный смысл, что татары в Новгород приехали за фамильным знаком своим!!??
а вот это наводит на мысль

"Слово таможня также происходит от слова тамга."

- то есть орда, сторожевое, пограничное войско захотело взимать десятину с проходящих руских новгородских торговых караванов и за их охрану!
и они просили у Новгорода знак, грамоту на право взимать торговую пошлину на границе!


Однако, вот слово татарское даёт нам другое толкование данного текста
"тамгы - сущ.
дурно́е жела́ние; а́лчность, жа́дность, посяга́тельство; вожделе́ние
тамгысы зур — жа́дности у него́ (у неё) мно́го
- тамгы итү
- тамгы кылу"

Татарско-русский словарь

https://translate.academic.ru/%D1%82%D0 ... ../tt/ru/1

то есть Татары тамгы - это "татары жадные", которые просили право взимать десятину с руских, новгородских торговых караванов при прохождении пограничных постов!

но им отказали!

а вот здесь подробнее можно прочитать про приход татар сыроядцев в Новгород, про то, что они просили - число(!), и как они "нача боятся смерти" и как оттуда бежали!

https://books.google.ru/books?id=H-P7Ag ... 8F&f=false

число по словарю Дьяченко также - "часть урожая", обещанная по договору арендатором - владельцу земли, заёмщиком, должником - кредитору!
тогда тоже получается, обещал Новгорода ордынникам - сторожам на границе за их службу по охране торговых путей число, вот они и приехали в "полюдье! за числом обещанным!

P.S. а скоро и вообще освободили города все!
только не сказано какие-такие поганые!

"В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . о҃ . <6770 (1262)> изгнаша поганыхъ ѿ всѣх градовъ не терпѧ насильа их"

litopys.org.ua/

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#10

Сообщение Воля »

стр. 84 "Говорят, что в то время, как племя меркит, воспользовавшись удобным случаем, разграбило дом Чингиз-хана, меркиты отослали его жену, которая была беременна Джочием, к [Он]-хану13"

Всё как водится во главе христиан и всей Восточной Монголии - стоит Иван — Хан!

"13 Т.е. разумеется известный глава христиан-кераитов, Ван-хан, бывший в годы молодости Чингиз-хана "первым лицом в восточной Монголии" (В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, II, стр. 410) и союзником Чингиза;
Ван-хан у Марко Поло -- Aung-khan, Unc Can, священник Иоанн или поп Иван. Китайский титул вана, т. е. царя, этот хан получил от правительства джурдженей (вышеназванное государство Джурджэ) за помощь, которую он оказал этому правительству против татар. (См. Путешествие М. Поло. Перев. И. П. Минаева, под ред. В. В. Бартольда, стр. 82--86; The Trav. of Marco Polo, ed. By Frampton and Penzer, pp. XIII, 51, 52, 58, 87, 187, 188).

стр. 90 Соркуктани-беги4 послала с тысячью людей на корабле [в ту страну] трех эмиров:
4 Старшая жена Тулуй-хана, мать Менгу-каана, племянница Ван-хана кераитского, христианка."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#11

Сообщение Воля »

Стр 166 Чингиз — хан не есть глава, ни основатель Золотой династии , не есть Алтын — Хан!
Алтын-хан сидел в Пекине! Золотая династия — не монгольская!

"В то время, когда осаждали город Джун-ду, 6 который был местопребыванием Алтанхана, тот покинул его, а его казнохранилища и эмиры остались там; по взятии города послали Кутуку-ной- она и этого Унгуза-стольника вместе с нукерами привезти казну. Заместители Алтан-хана дали [им] из казны ценный подарок [хидмати]. Кутуку-нойон не взял, а Унгуз-стольник взял. Прибывши к Чингиз-хану, [рассказали об этом], он не одобрил [этого поступка] и разгневался7 на Унгуза и его нукеров, как то записано в летописи.

6 В тексте -- джунгду, что соответствует китайскому Чжун-ду, т. е. Пекину {см.: Е. Bretschneider, op. cit., I, p. 26)."

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#12

Сообщение Воля »

Чётко, ясно и доходчиво у Рашид-ад-дина, кто есть кто:

Золотая Династия - Цзинь — Алтын, государи Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, Манзи — это не чинцы, не хитайцы, не китайцы, не монголы, не ойраты, но джурджени-манчжуры!

При этом, mans — это готско-латинское люди, а gens — это люди — по-французски! А джуры — по кипчакски — татарски — бояре!

"ЛЕТОПИСЬ государей Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, бывших в это упомянутое время, [а равно] *государей Мачина, который хитаи называют Манзи, а монголы – Нангяс, кои [государи] в это время были современниками Чингиз-хана 436
Лица, правившие в эту эпоху теми областями, были не из рода древних государей тех царств. В месяцы двести восемьдесят девятого [77] года [901-902 гг. н.э.] государем Хитая, Кара-Хитая 437, Джурджэ 438 и [страны] Манзи 439, которую называют Чин-у Мачин, а [также] Нангяс 440, был человек из рода древних государей, по имени Лиан Тайзу 441. В его правление восстал один из эмиров кочевников [сахранишин], по имени Джуланчи Амаки 442. Он прибрал к рукам владения [мулк] Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ. После того как круговорот времени дошел до его девятого поколения, восстал государь Джурджэ и отобрал из рук кара-хитаев это государство [мамлакат], а их свергнул. В четыреста девятнадцатом году хиджры [1028 г. н.э.] и в 522 году [1128 г. н.э.] этот названный государь Джурджэ завладел всем владением [мулк] Хитая; государь Хитая, по имени Гау-зун 443, укрылся от него во владении Мачин, и до [самого] последнего времени он и его потомки [фарзанд] остаются там, довольствуясь этим владением. Этот государь, завладев областью Кара-Хитая и Джурджэ, нарек себя Дай-Лиу 444, т.е. государь мира. Когда Чингиз-хан захватил государства [мамалик], население [ахл] Хитая назвало его соответственно этому термину Дай-ван 445, т.е. великий государь, приказ которого объемлет [весь] мир. Летопись и рассказы о государях Хитая и Мачина, начиная с древних времен, в том виде, как они приводятся в их книгах, подробно год за годом и государь за государем, обстоятельно мы изложили в приложении к этой благословенной Газановой истории.

437. Здесь допущено небольшое изменение общепринятого в нашей исторической литературе слова «кара-хитаи» (как народ) в «Кара-Хитай» (как страна), т.е. «Черный Хитай», в отличие от Хитая в собственном смысле (т.е. от Сев. Китая).

438. Джурджэ – джурджэни – народность, говорившая на языке, близком к манчжурскому, и обитавшая в северо-восточной Манчжурии. Первоначально джурджэни находились под властью киданей, но в начале XII в. они восстали под предводительством Агуда, который, нанеся киданям тяжелые поражения, в 1115 г. объявил себя императором и дал своей династии название *** Цзинь (т.е. «золото, золотой»). Наследник Агуда, Укимай, завершил разгром киданьского царства и расширил свои владения на юг за счет земель Сунской династии. Территория джурдженских владений на юге доходила до р. Хуай. Цзиньская династия владычествовала в Северном Китае свыше столетия (1115-1234 гг.), после чего была свергнута монголами."

И никаких татаро-монгол!

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#13

Сообщение Воля »

В тексте Рашид-ад-Дина нет и не было монгол, но более точное написание названия народа:
мугул — mughul!
Это переводчики-редакторы переделали мугул в монгол!

"Глава вторая -- о тюркских племенах, которых в данное время называют монголами [мугул],
Глава четвертая -- о тех тюркских племенах, которые в древности назывались монгол [мугул];"

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#14

Сообщение Воля »

Монголия, Магнолия, Хочулия...
так Могулия же!

Это я к чему переделал старую шутку, так казахи же раззадорили и просветили!
Они уж тоже гребут всё на себя: они и казахи, и казаки, и монголы, и моголы, и кыпчак, и татары, и киргизы и кайсак-киргизы, и чагатайцы и чингизиды и дчучиды....

но вылезла сначала Моголия-Моголистан, которую они уже давно под себя тянут, с советских времён!
Хотя здесь мне не ясно, автор писал про казаков или про казахов, но казахи оба варианта своими считают!

"Могулия, (перс. ماملاکتی مگولیا‎) Mamlakat-i Mughuliya , уйг. Мамлакат-и-Могулийе, или Яркендское ханство, позднее Кашгарское ханство, часто также называлось Саидия — феодальное государство в Западной части Восточного Туркестана (временами включало в себя также Турфан, Кумул, Чалыш) со столицей Яркенде, а с 1596 года в Кашгаре, в эпоху расцвета охватывала также прежние территории Моголистана (Джунгария, Семиречье, Ферганская долина, Иссык-Куль), а также Бадахшан, Кашмир, и северные районы Тибета."

(перенаправлено с «Могулия»)
Яркендское ханство

и вот даже дали ссылку на первоисточник

Но как всегда, ссылки дают на журнальные статьи, а первоисточник никто в глаза не видел и не читал, ибо если бы прочитали, то не давали БЫ:

"После девятьсот сорокового года 38 его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли 39. [196]

38. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э."

www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Ras ... metext.htm

"Затем Мирза Султан Абу-Са'ид послал человека привести из Шираза 42 [Йунус-] хана.
42. Шираз — город в Иране, центр провинции Фарс.
/73/ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ПРИБЫТИИ ЙУНУС-ХАНА В МОГУЛИСТАН"

ГВ. то же самое, что и у Рашид-ад-Дина: метрополия, столица и государь в Иране - арийские!

"|85 а| ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОГО ДАФТАРА «ТА'РИХ-И РАШИДИ»

...У Чингиз-хана было четыре сына. - ????"

ГВ. у какого Чингиза было 4 сына, у монгольского по китайским и у Рашид-ад-дина 7 или 8 сыновей было!

"...У Чингиз-хана было четыре сына. Он разделил мир /85б/ между этими четырьмя сыновьями. Улус каждого сына представлял собой одну четвертую часть населенных культурных стран и пустынь завоеванного мира. Там, где в исторических сочинениях упоминаются «Четыре улуса» (улус арба'а), там имеются в виду эти самые четыре упомянутые части. Ученый Мирза Улугбек написал историю, которую он назвал тоже «Улус арба'а».

Один из этих четырех улусов есть могульский [улус]. Он разделился на две части: одна часть — могулов, другая — Чагатаев. Но эти два подразделения по причине взаимной враждебности друг друга называют пренебрежительными именами: Чагатаи называют могулов «джете» 157,"

Г.В. прозвание геты-джеты встречается и у других авторов, может отсюда и джегеты - джигиты!? но думаю, то руськое- казацкое "Геть!" и "Гетман"!

"...а могулы Чагатаев именуют «ка-раунас» 158. В настоящее время из Чагатаев не осталось ни одного человека, кроме падишахов чагатайских, которые являются сыновьями Бабур-падишаха. А вместо Чагатаев их наследственными городами и областями овладели [другие] люди. Могулов же осталось около тридцати тысяч в пределах Турфана и Кашгара» а Могулистан захватили узбеки [-казахи] и киргизы. Хотя киргизы тоже из могульских племен 159, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они [217] отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Киргизы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов.

ОПИСАНИЕ МОГУЛИСТАНА И ЕГО ГРАНИЦ.

...В имеющихся летописях и трудах предшествующих авторов границы Могулистана не указаны, [поэтому] сейчас их никто не знает. Однако та территория, которая теперь называется Могулистаном, в ширину и длину составляет путь [протяженностью] в 7 — 8 месяцев.

Восточная окраина [Могулистана] примыкает к землям калмаков и [включает в себя] Барс-Куль 167, Эмиль 168 и Иртыш. На севере он граничит с Кокча-Тенгизом 169, Бумом 170 и Кара-Талом 171, на западе — с Туркестаном и Ташкентом, на юге — с Ферганским вилайетом, Кашгаром, Аксу, Чалышем и Турфаном.

Из этих четырех границ я, [Мухаммад Хайдар], видел южную границу.

167. Барс-Куль — озеро Баркуль, расположенное северо-восточнее Хами (Комула).

168. Эмиль — река в Тарбагатае.

169. Кокча-Тенгиз — озеро Балхаш.

170. Бум (Бумиш) — река, идентификации не поддается.

171. Кара-Тал — река, впадающая с юга в оз. Балхаш."

- и весь Могулистан!!!!!!

"В 916 году 175 никто из могулов не мог оставаться в Могулистане из-за киргизов. В 928 году 176 в управлении Могулистаном величие деятельности хана пало. Об этом будет описано ниже.

В [девятьсот] тридцатом году 205 казахов было миллион человек, а в [девятьсот] сорок четвертом 206 от этого общества на земле не осталось и следа 207.

Некоторые сведения о их [казахов] положении будут приведены в повествовании о [Султан Са'ид-]хане.

Таково краткое повествование о положении казахов, которое нашло отражение [здесь].

205. В 1523/1524 г. н. э.

206. В 1537/1538 г. н. э."

- монголы и тюрки свободны, могут отдыхать! это не про них!

"Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси. Некоторые исследователи считают, что фарси Мирза Хайдара безыскусствен, он не был его родным языком, что наложило значительный отпечаток на стиль его сочинения.

Труд Мирза Мухаммад Хайдар доглата является историей ханов-чагатаидов Могулистана и Кашгарии, историей племени доглат и правления его владетелей в Восточном Туркестане, историей могулов."

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Ta ... ml?id=1641

Автор темы
Воля
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 128 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#15

Сообщение Воля »

а вот это даёт основание подозревать, что наши восточные братья по разуму знают или , как минимум догадываются, какие-такие могулы-мугулы, где и когда:

Они себя Могулами называли и их тоже называли несколько иначе (мунгалы- это ИМХО искаженное производное):

"Под Могольским государством мы понимаем государство, образованное чагатаидом Султан-Сайид-ханом в 920/1514 г. с центром в Яркенде, в состав которого входили Кашгар, Янги-Хисар, Хотан, Аксу, Бай и Кусан (Куча), а также восточную часть страны с центрами в Джалыше и Турфане, которая практически была независимой и на которую лишь временами распространялась власть яркендского хана (например, конец XVI в., 40-60-е годы XVII в,). Это номинально единое, но фактически разделенное на две независимые части государство авторы конца XVII-XVIII в. именовали "мамлакат-и мугулиййе", или "Мугулиййе", или "вилайат-и мугулиййе", т. е. Могольское государство (см.: Шах-Махмуд Чурас. 1) Хроника. Рук. ГБЛ, перс. В. II, л. 85а; 2) Анис ат-талибин. Рук. Бодлеанской библиотеки, Ms. Ind, Inst. Pers. № 45, лл. 91б, 107а; Анонимное сочинение по истории Кашгарии, Рук. ИВ АН СССР С 576, лл. б9а, 75б, 776; Мир Хал ад-дин Катиб Яркенди. Хидайат-наме. Рук. ИВ АН СССР С 560, лл. 12а, 42б, 70б, 7бб, 98б, 109а, 110а. Впервые на этот факт совершенно справедливо и обоснованно указал В. П. Юдин. См.: В. П. Юдин. Рец.: А. М. Мугинов. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии АН СССР. М., 1962, 206 стр. Изв. АН Казахской ССР, сер. общ. наук, Алма-Ата, 1965, номер 2, стр. 81-82. В русской и европейской литературе эта область обычно называлась и называется (в этно-территориальном отношении) Кашгарией, Малой Бухарией или Восточным Туркестаном, что равнозначно содержанию термина Могольское государство."
Ответить