РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.

Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#16

Сообщение Воля »

И ещё раз об общеизвестном и сведениях первоисточников в сравнении!

"Золота́я Орда́ (Улус Джучи, тюрк. Улу Улус — «Великое государство»[15]) — средневековое государство в Евразии.

В 1224—1266 годах находилась в составе Монгольской империи[16]"

Улус Джучи, который так обожают монголофилы и тюркофилы, название, которым, якобы, называлась Русь, как часть государства....

Читаем наше всё, так сказать Рашид-ад-Дина, и удивляемся!!!!

"Сокращенное повествование о делах Джучи-хана. Так как Джучи-хан умер раньше отца, то рассказ, относящийся исключительно к нему (Джучи), нечего излагать совершенно особо. По этой причине (здесь) описывается лишь краткий свод известий о делах его, подробно приведенных (ужа) в истории Чингиз хана, и излагается описание обстоятельств болезни и смерти его. Происходило (все) это так: Джучи-хан по повелению Чингиз-хана постоянно находился в военных походах и завоевал и покорил много областей и стран. В то время когда Чингиз-хан, направляясь в области таджиков, прибыл в местность Отрара, он назначил его (Джучи) на завоевание Отрара и оставил (его) там. Джучи, как было сказано в истории Чингиз-хана, 418 взял Отрар, овладел крепостью его, разрушил ее, отправился обратно и покорил те области, которые оказались на его пути, пока не прибыл к пределам Самарканда, |132| к отцу. Оттуда Чингиз-хан снова отрядил его, с братьями Чагатаем и Угетаем, для завоевания Хорезма. Когда они обложили его 419 (Хорезм), то по причине несогласия, (возникшего) между ним (Джучи) и Чагатаем, взятие его (Хорезма) не удавалось. Чингиз-хан приказал, чтобы начальство в этом походе принял на себя Угетай. Этот сумел установить согласие между братьями, и они сообща овладели Хорезмом. 420 Чагатай и Угетай отправились к отцу и у крепости Талькан явились (к нему), а Джучи прямо из Хорезма двинулся к Ирдышу, где находились его обозы (угрук) и присоединился к своим ордам. 421 Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как то: Келар, 422 Башгирд, Урус, Черкес, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев, а так как он (Джучи), уклонившись от этого дела, отправился во-свояси, 423 то Чингиз-хан чрезвычайно разгневался и сказал: «Не видать ему милости, 424 я предам его казни». Джучи приключилась болезнь, и когда отец, возвратившись из областей таджиков, прибыл в свои орды, то он (Джучи) вследствие этого не мог явиться (к отцу), а отправил (к нему в подарок) несколько харваров охотничьей добычи и просил извинения (за неприбытие). После этого Чингиз-хан несколько раз приказывал вызвать его к себе, но он (Джучи), вследствие болезни, не являлся и приносил извинения. Затем какой-то человек из племени [65] мангкут направлялся (к Чингиз-хану) из пределов Джучиевых юртов. Джучи, перекочевывая и переходя из юрта на юрт, таким больным прибыл к горе» которая была местом его охоты. Так как (Джучи) чувствовал в себе слабость, то он отправил охотничьих эмиров, чтобы они «охотились. Увидев такое сборище людей, занимавшихся охотою, тот человек (мангкут) вообразил, что это (сам) Джучи. Когда он прибыл к Чингиз-хану и (последний) спросил его о положении болезни Джучи, то он (мангкут) ответил: «О болезни (его) сведений не имею, но он на такой-то |133| горе занимался охотой». По этой причине вспыхнуло пламя гнева Чингиз-хана, который вообразил, что он (Джучи) возмутился и потому не обращает внимания на слова отца. Он сказал: «Джучи сошел с ума, что выделывает такие вещи» и приказал, чтобы войско выступило в поход в его сторону и чтобы в авангарде отправились Чагатай и Угетай, а сам собирался выступить в поход вслед (за ними). В это время пришло известие о смерти Джучи в ... 425 году.

425. Пропуск в рукописях. Позднейшие авторы (начиная с Хамдаллаха Казвини, ниже, стр. 91) говорят, что Джучи умер за 6 месяцев до смерти Чингиз-хана, т. е. в феврале 1227 г. О дате смерти Чингиз-хана см.: Бартольд, Туркестан, 496.

Чингиз-хан от этого обстоятельства очень опечалился и загрустил и произвел расследование. Слова того человека оказались ложью и выяснилось с несомненностью, что Джучи в то время был болен и на охоту не ходил. Стали искать того человека, из мангкутов, чтобы казнить, но не нашли его. Важные эмиры, равно как послы, во всякое время приходившие (в Иран) из улуса Джучи, сообщили, что смерть его последовала между 30-м и 40-м годами (его жизни), и эти слова близки к истине; другие же говорят, что он скончался в 20-летнем возрасте, но это чистейшая ошибка. После смерти его и Чингиз-хана, когда на престол вступил Угетай-каан, последний, во исполнение состоявшегося перед тем указа, данного Чингиз-ханом на имя Джучи-хана, поручил завоевание северных стран (членам) его (Джучи) рода, и они, при помощи других царевичей, занялись этим."

Таким образом, ничего Джучи не завоевал и не создавал, прохалявничал, проболел или на охоте прогулял!

Вот такая она история!!!!!

www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/frametext.htm

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#17

Сообщение Воля »

Каракорум — Гулистан - столица ариев — магулов
1. Описание основания Каракарума
РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

У Рашид -ад — Дина местостоположение метрополии - столицы определено, это ни Монголия, ни Алтай, ни Золотая Орда, ни малый, ни большой ни Средний Джуз и ни улус вообще! но Иран современный!

"Рассказ о высоких 210 зданиях, которые каан возвел со времени выступления царевичей в поход в Кипчакскую степь и до их возвращения; памятка о его летних и зимних становищах, о привалах и биваках

От начала коин-ил, года барана, соответствующего 632 г.х. <26 сентября 1234 – 15 сентября 1235 г. н.э.>, когда каан отправил царевичей <в поход> в Кипчакскую степь, и до хукар-ил, соответствующего 638 г.х. <23 июля 1240 – 11 июля 1241 г. н.э.>, когда Гуюк-хан и Менгу-каан возвратились <из похода>,

то приказал построить в <своем> юрте Каракоруме, 211 где он по большей части в благополучии пребывал, дворец с очень высоким основанием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого государя. Каждая сторона того дворца была длиною в полет стрелы. Посередине воздвигли величественный и высокий кушк и украсили то строение наилучшим образом и разрисовали живописью и изображениями и назвали его «карши». 212 <Каан> сделал <его> своим благословенным престольным местом. Последовал указ, чтобы каждый из <его> братьев, сыновей и прочих царевичей, состоящих при нем, построил в окрестностях дворца по прекрасному дому. Все повиновались приказу. Когда те здания были окончены и стали прилегать одно к другому, то <их> оказалось целое множество. Он приказал, чтобы знаменитые золотых дел мастера сделали для шараб-ханэ из золота и серебра настольную утварь в форме животных, как то: слона, тигра, лошади и других. Их поставили вместо мункуров 213 и наполнили вином и кумысом. Перед каждой фигурой устроили хауз из серебра; из отверстий тех фигур лилось вино и кумыс и текло в хаузы. <Каан> спросил: «Какой <41> самый лучший город в мире?». Сказали: «Багдад». Он приказал построить на берегу реки Орхона большой город, и его назвали Каракорум.

Там разбили такой большой шатер, что в нем помещалась тысяча человек, и его <шатер> никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность его была обтянута тканями; его называли «Золотая ставка». 215 Осенью он пребывал в Куше-нор, в |A 119а, S 290| четырех днях пути от Каракорума, там он совершал сорокадневный пост. Зимой его местопребывание было Онг-хин; охотясь, он шел горами Буленку и Джалинку и зимовку заканчивал там. В общем, весенним его местопребыванием были окрестности Каракорума, летним – луговья ..., осенним – <местность> <от> Куше-нор по Усун-кул, в одном дне пути от Каракорума, а зимним – Онг-хин. Когда он направлялся в Каракорум, то <останавливался> в двух фарсангах от города, <где> построил высокий кушк, названный <им> Тургу-Балык,


2. Столица по месту издания грамот

"Собрание государственных грамот и договоров. Ч.2. (1229-1612).
Авторы: под ред. графа Н.Румянцева
Год издания: 1819
Кол-во страниц: 638
Издательство: типография С. Селивановского. М.
в этом издании даны граматы "татарские - разным руководителям РПЦ"
№2 между 1270-1276 гг. ярлык (в списке) Капчакского царя Менгу Тимура
№ 7 ок. 1313 г ярлык (в списке) Капчакского Царя Узбека
№ 9 ок. 1333г. ярлык (в списке) Царицы Тайдулы (супруги Джанибека-Сенибека)
№ 10 между 1353-1357 гг ярлык (в списке) Царицы Тайдулы (на проезд в Царь-град)
№ 11 ок .1357 г. ярлык (в списке) Капчакского Царя Бердибека
№ 12 1379 г. ярлык (в списке) Капчакского Царя Атюляка"

место издания грамат не везде указано,
"В № 2 "на Телы писано";
№ 7 "на Полиих писана и дана";
№ 10 "в в ветха орда кочевала на Гулистане (?) написано";
№ 11 указано "орда кочевала на Каонге (?)",
№ 12 "на великом лузе речном орда кочевала".
№ 12 царь Бердебек - его находим обратно же в Персии в Тевризе/Таврусь - в стольном граде своём"

"СЕДМЫЙ ЯРЛЫК.
А се Ярлык дала томуж Алексию Митрополиту Киевскому и всея Руси чудотворцу Тайдула Царица Зенебекова, коли ему лучится итти, к Царю граду.
Ентя году, Арама месяца, во 2 Ветха.
Орда кочевала на Гули стане

Текст воспроизведен по изданию: О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Историко-филологическое исследование. М. 1842

Список з грамматы жалаванной, какова дана святителю Алексию митрополиту Московскому и всея России чудотворцу от ординскаго царя Бердебека.
А написан сей список с списка ж Белевскаго уезду Верхоруцкой волости села Касьянова церкви Живоначалныя Троицы у дьячка Феодора Еусевьева. А по скаске его Феодоровой ту де церковь обложил и благословил святый Алексий митрополит, когда шол из Царяграда или из Орды. И сие де писание положено в той церкви при нем же святители и до ныне лежит. Списано в 199-м году.
Сей ерлык Бердебек царь дал Алексию митрополиту.
Арда качевала на Густилине, написано семиры, жалобу приносили 26 положили суузжи. Иныя велицы ерлыцы преданы быша церкви божии.

ПРОЕЗЖАЯ ГРАМОТА ТАЙДУЛЫ ОТ 1354 г.
(Реконструкция содержания)
Написано было в год лошади арама месяца во второй день убывающей Луны <10 февраля 1354 г.> когда ставка находилась в Гюлистане.

ПОСЛАНИЕ ОРДЫНСКОЙ ХАНШИ ТАЙДУЛЫ ВЕНЕЦИАНСКОМУ ДОЖУ (1359 г.)
Sic dicendo litteram cum bulla misimus in anno Porci, mense II luna V noua in Gullistano Sara scripta.
Так сказав, грамоту с печатью послали. В год свиньи 2-го месяца в 5-й <день> прибывающей Луны <4 марта 1359 г.>, в Гюлистан-сарае написано».


УВЕДОМЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЯ КРЫМА РАМАДАНА ВЕНЕЦИАНСКИМ КУПЦАМ В ЯНГИШЕХРЕ (1356 г.)

Cossi auemo fato pato e conuention, in lo anno de VII. °LVII, in lo mese de Rabimuol, in lo primo di, in Calustan.
Amen.
Nota: che questi pati fo translatadi de persescho in latin.
Так были заключены соглашение и договор в году 757 месяца раби аль-авваля в 1-й день <4 марта 1356 г.>, в Гюлистане.
Аминь. <157>
Примечание: Пусть настоящее соглашение будет переведено с персидского на латинский язык»."


3. Монетные дворы «Золотой Орды»

"Монетное дело и монетное обращение Золотой Орды в середине XIV в. вступило во второе столетие своей истории. Начиная с 1340-х гг. в течение последующей четверти века основная масса обращавшихся на всей территории Золотой Орды монет стала чеканиться на двух новых монетных дворах столичного региона – Сарае ал-Джадид и Гюлистане.
Во второй половине 1360-х гг. Нижнее Поволжье потряс глубокий политический и экономический кризис, причины которого разные исследователи трактуют не однозначно и здесь мы не будем эти вопросы обсуждать. В результате разразившегося кризиса г. Гюлистан с его мощным монетным двором был уничтожен, а объём эмиссии Сарая ал-Джадид резко сокращён.

Место выпуска. Внешний вид<править | править код>
Первые медные пулы были выпущены в 50-х годах XIII века на существовавшем до монгольского завоевания монетном дворе города Булгара с именем умершего халифа ан-Насир лид-Дина. В дальнейшем их чеканка производилась на более чем 20 монетных дворах разных частей Золотой Орды, крупнейшими из которых были Сарай, Гюлистан, Крым, Азак, Хорезм.

Известны следующие медные золотоордынские (джучидские) монеты (типы монет) с изображением чётко определяемой свастики:
1. Анонимный медный пул чекана Гюлистана 767 (٧٦٧ года хиджры (1365/1366 г.), на обратной стороне (реверсе)которого изображена стилизованная четырёхлучевая свастика(концы «лучей» загнуты вправо, а затем в противоположные стороны). Первоначально данную монету (тип монет) ошибочно датировали 797 (٧٩٧годом хиджры (1394/1395 г.).
Описание монеты с её прорисовкой были включены в статью историка-арабиста С.А. Яниной (1924 - 1997) «Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царёвском городище в 1959 - 1962 гг.», опубликованную в сборнике статей «Поволжье в средние века» (Москва, 1970 г.), - в подраздел «Анонимный чекан времени Токтамыша (1380 - 1390 гг.)» под № 57: «Медь. Л<ицевая> с<торона>: Чекан в /Гюлистана / год 797 (=1394/1395 гг.). О<братная> с<торона>: Орнамент в виде свастики».<33, с. 206>
Со ссылкой на С.А. Янину монета была описана Г.А. Фёдоровым-Давыдовым в работе «Денежное дело Золотой Орды» под № 400:«Анонимная, Гюлистан, 797 г. х. (1394/1395 г.). Пул. Л<ицевая> с<торона> "В / чекан / Гюлистан / год 797". О<братная> с<торона>В квадрате орнамент в виде свастики».<29, с. 212, таб. XXVII>

Описание и прорисовка монеты этого же типа и года, но с указанием не описанных С.А. Яниной и Г.А. Фёдоровым-Давыдовым элементов рисунка обратной стороны (реверса) -трёх поперечных линий в каждом из четырёх сегментовмежду сторонами квадрата, в который вписана свастика, и краем (буртиком) монеты - были помещены в «Каталоге джучидских монет Саратовского областного музея краеведения» Ю.Е. Пырсова (Казань, 2002 г.) под № 355: «Медь. Пул анонимный. Чекан Гюлистана, 797 г.х. (1394/1395). Аверс. В линейном ободке надпись: "Чеканен в Гюлистане, год 797". Реверс. Квадрат вписан в линейный ободок. В квадрате - узорчатый буддийский знак (свастика). В сегментах - по три поперечных чёрточки»(см.: рисунок 1).<23, с. 35>

Описание и прорисовка монеты с датой 727 (٧٢٧ год хиджры содержатся также в опубликованной в 2002 г. статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)» в разделе «Другие монетные дворы» под № 120/6: «Гюлистан, То же <анонимный пул>, 727 (=767) г.х. <...> Л<ицевая> с<торона>. Сложное орнаментальное построение со стилизованной свастикой в центре (правое вращение). О<братная> с<торона>. В ободке: Чекан / Гюлистана / году 767».<12, с. 112, 136 (прорисовка)>
«В прежних публикациях, - отмечается в вышеозначенной статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева, - дату читали "797", но такой поздней датировке противоречат: большой вес (около 4 г) и 30-летнее отстояние этого единственного типа от предыдущих дирхемов и пулов Гюлистана. Тщательное изучение написания даты на 12 монетах из разных коллекций показало, что цифра десятков 20, а не 90, то есть год 727, что должно означать = 767 г.х.».<12, с. 112>"


"Гулистан (значения)

Гулистан (перс.:گلستان — цветочный сад).
«Гулистан» — поэтический трактат Саади.
«Гулистан» — монетный двор Золотой Орды.
Голестан — провинция Ирана.
Гулистан (Белуджистан) — административный центр округа Килда Абдуллах (Пакистан)
Гюлистан (крепость, Карабах) — крепость, расположенная в двух километрах западнее села Гюлистан в Нагорном Карабахе.
Гюлистан (крепость, Шемахы) — крепость, расположенная к северо-западу от города Шемахы.
Гулистан — город в Пакистанском Пенджабе.
Гулистан — один из районов Карачи.
Голестан (Тебриз) — парк в центре Тебриза.
Голестан — район (бахш) шахрестана Робат Карим

Таджикистан
Гулистан — город в Согдийской области, бывший Кайраккум."

Как видим, название сильно распространённое в арийских землях, но удивительным образом Гулистан в Согдиане совпадает с испорченным называнием Каркарум — Кайраккум!

"История
Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».
В V веке до нашей эры после развала Ориёно (Ариана) было основано государство Согдиана.
Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI—IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#18

Сообщение Воля »

Кстати и до кучи, что касается Каркарума, как столицы Тэмуджина-Чингизхана в Монголии, проблема состоит также в том, что такой город, как столица отсутствует в Сокровенном сказаниим династии Юань. Я понимаю, что доказать отсутствие - невозможно, но смотрите сами:

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ХАНОВ
(1829) из дома Чингизова
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... icurin.htm

Глоссарий 1
Показание древних имен и названий, исправленных в Историческом Словаре Династии Юань.
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... ossar1.htm

Глоссарий 2
Объяснение древних и новейших названий мест, помещенных в сей Истории.
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... ossar2.htm

К.

Кхай-пьхин-фу, иначе Шан-ду или Шанду, т. е. верхняя столица, лежит в Чахаре от Ду-ши-кхэу на севере, на северном берегу Шанду-гола и называется Чжао-наймань-сумэ, иначе Цзю-наймань-сум.

Кхай-чжеу, окружный город, лежащий в 120 ли от города Да-мин-фу к югу в Чжи-ли.

Кху-чжу-яй, крепость в Бао-нин-фу от гор. Цзянь-чжеу на севере, на самой вершине горы Сяо-цзянь-шань, высочайшей и со всех четырех сторон отвесно утесистой; по дороге с передней стороны неподалеку от крепости есть отверстие, просеченное сквозь камень. Сия крепость иначе называется Кху-чжу-чжай.
Л.

и на карте нет
КАРТЫ
Пояснение походов Чингиз-хана.
Изображение

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#19

Сообщение Воля »

Золотая Орда - это не государство!
это знал, кажется Рашид-ад-Дин его переводчики и издатели, да и наши тоже...

"1440 В тексте урду-и заррин-и бузург – Большая Золотая Ставка. В (***) Хэй-да ши-люэ, т.е. «Заметках о черных татарах» – китайском источнике XIII в. (1237 г.), описывающем быт и нравы монголов того времени, сообщается о «золотом шатре» ((***) цзинь-чжан). Согласно этому источнику, «золотой шатер» представлял собою большую монгольскую юрту, вмещавшую несколько сот человек и ставившуюся ханом в особо торжественных случаях. Так как столбы и порог в ней были обернуты золотом, то ей и было присвоено название «золотой шатер». Описание аналогичного шатра дано и у Тамима ибн Бахр’а, путешественника X в., проезжавшего через страну уйгуров. (О нем см. статью: Минорский. Tamim ibn Bahr’s. Journey to the Uyghurs, BSOAS University of London, 1948, v. XII, p. 283). В нашем тексте речь, видимо, идет об аналогичной царской ставке."

То же самое свидетельствует Татищиев в своём Лексиконе со ссылкой на других авторов известных:

"Золотая орда, у мунгал издавна называли ханской шатер или кибитку, которое, по сказанию Карпеина и Рубрика, якобы от того произошло, что Чингисхану подарил китайской хан шатер богатой, золотыми парчами подбитой, от котораго то звание произошло, и после у всех ханов хотя и простыя, но большие кибитки для приема знатных людей, послов и прочая называли тако. Наши же писатели, не прилежа подлинно знать большаго или главнаго по Волге хана, всю его область называли Золотая орда. Но понеже они преходя обитали, иногда к Бухарии, иногда к Персии около Баки и дале, иногда при Волге находились, и для того оной Золотой орды, как более думают город сего имяни, места не знают, однако ж построенной Батыем великой каменной дом ниже Царицына около 30 верст на луговой стороне Шери-Сарай, или Золотой дом, был довольно знатен, котораго знак немалой в развалинах доднесь видим. Кто же его разорил, о том подлинно никто не знают, но мнят, что по победе Тахтамыша Темир Аксаковым воеводою, иныя мнят, что от запустения развалился и кирпич развезен в Астрахань и другие места."

www.encyclopedia.ru/enc/lexicon/letter/79/
В. Н. Татищев
Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#20

Сообщение Воля »

"ЛЕТОПИСЬ
о Чингис-хане от начала года кулугинэ, 979 являющегося годом мыши, начинающегося с джумада II 600 г. х [апрель – май 1204 г.], до самого конца года морин, бывшего годом лошади, начинающегося с месяца шабана 606 г. х. [дек. 1209 – янв. 1210 г.], что составляет промежуток времени в шесть лет. В этот последний год Чингиз-хану исполнилось пятьдесят шесть лет.
Летопись меликов и атабеков.

Нур-ад-дин услышал [об этом], он отправился в Нисибин, 1077 захватил город и осадил крепость. Пришло известие, что Музаффар-ад-дин, владетель Ирбиля, напал на округа [а’мал] Мавсиля и разграбил город Ниневэ 1078; [160] вследствие этого [Нур-ад-дин] вернулся назад, намереваясь пойти на Ирбиль.

1078. Может быть, здесь, как и ниже, речь идет о древней Ниневии, развалины которой лежат против Мосула, на противоположном берегу Тигра,..."

Таким образом Рашид-ад-Дин упоминает в 13-14 веке город который, датировали 8 веком до н.э., а его разрушение 7 веком до н.э.

"Нине́ви́я[2] или Нин[3] (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; ивр. ‏נינוה‏‎, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نَيْنَوَى‎, 'naj na wa) — с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик

В 612 году до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян, державшим её в осаде два года[1].

Ниневия упоминается как место главной битвы Ирано-византийской войны в 627 году н. э.

Местонахождение Ниневии определил Рич в 1820 году[5]. В 1842 году холм Куюнджик, под которым были скрыты руины Ниневии, начал раскапывать французский консул Поль-Эмиль Ботта, но ничего не обнаружил и перенёс раскопки к Хорсабаду, возникшему на месте Дур-Шаррукин, столицы Саргона II[1].

Первым руины Ниневии исследовал в 1847 году британец Остин Генри Лэйард[1]. В результате раскопок Лэйард нашел дворец Синаххериба. Благодаря раскопкам Лэйард стал знаменит, его двухтомник «Ниневия и её руины», а затем книга «Ниневия и Вавилон» стали крайне популярны в Европе. Однако он заболел и был вынужден покинуть Месопотамию, став английским политиком. Методы раскопок Лэйарда не были научными: он так спешил поделиться своими находками с миром, что часто разбивал найденные скульптуры на части или брал только часть их, оставляя остальные в земле. С 1852 года раскопки продолжил работник Лэйарда, айсор Рассам. Он нашел дворец Ашшурбанипала, а в 1854 году — Куюнджикскую библиотеку, содержавшую более 30 000 глиняных клинописных табличек[6]."

The Monuments of Nineveh. From drawings made on the spot (1853)
A Second Series of the Monuments of Nineveh (1853)
A Popular Account of Discoveries at Nineveh (1854)
Ninevah and its Remains (1849)
Лейард, Остин Генри

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#21

Сообщение Воля »

во втором Томе сразу же имеем два примечательных факта, достойных удивления и внимания:

"|A 105а, S 264| НАЧАЛО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Об Угедей-каане, сыне Чингиз-хана

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Об Угедей-каане, сыне Чингиз-хана, а оно в трех частях 1"

а впрочем даже три:

Титул здесь даётся не Хан, как это принято в науке для татаро-монгол, а Каан !!!

А Титул Каан был распространён у турок - сельчуков в Иране и собственно у ариев - иранцев! Каан - Хакан!

Момент второй: порядок наследования престола:

"...он помышлял об Угедей-каане, а иногда подумывал о младшем сыне Тулуй-хане, потому что у монголов издревле обычай и правило таковы, чтобы коренным юртом и домом отца ведал младший сын."

Вот не помню я в научных изданиях про монгол и татар и их историю такого правила наследования, а с обычном правом этих народов не знаком!

Зато я знаю правило руского обычного, традиционного права: при разделе хозяйства, при выделении, уходе сыновей из отцовского хозяйства, - родители остаются в хозяйстве, доле младшего сына!

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#22

Сообщение Воля »

и последний момент в данной части - это хронологическая, как минимум нестыковка, которая может иметь также историческое и географическое значение!
смотрите за цифрами - датами:

"ЧАСТЬ ВТОРАЯ

|A 110б, S 274| ПОВЕСТВОВАНИЯ ОБ УГЕДЕЙ-КААНЕ; ДАТА [ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ] И РАССКАЗЫ О ВРЕМЕНИ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ;"

Этот перевод их календаря в Христианский - общеизвестный

к 1226-1227 прибавляем 2 года безвластия

"Все царевичи и эмиры, посовещавшись совместно о делах государства, отправились каждый к месту своего постоянного пребывания и, как было решено, встали на отдых. Около двух лет престол пустовал и государству недоставало государя.

Все царевичи и эмиры, посовещавшись совместно о делах государства, отправились каждый к месту своего постоянного пребывания и, как было решено, встали на отдых. Около двух лет престол пустовал и государству недоставало государя."

у вас сколько получается? у меня - 1228-1229!

а Рашид-ад-Дина - не так!!!! 1219-1220!

"В хукар-ил, то есть в год быка, соответствующий месяцам 616 г.х. [19 марта 1219 – 7 марта 1220 г. н.э.], Чагатай-хан взял Угедей-каана за правую руку, Тулуй-хан за левую руку, а дядя его Отчигин за чресла и посадили его на каанский престол. Тулуй-хан поднес чашу, и все присутствующие внутри и вокруг царского шатра девять раз преклонили колена и провозгласили здравицу державе с [восшествием] его на ханство, и нарекли его кааном."

то есть лет за 7-8 до смерти Чингизхана, указанной выше и общепринятой!!!???

и никто этого не замечает! ни переводчики, ни редакторы, ни научники!!!???

и далее

"ЛЕТОПИСЬ

Угедей-каана от начала хукар-ил, то есть года быка, выпавшего на месяц раби 616 г.х. [17 мая 1219 г. н.э.], года восшествия его на престол и третьего года по смерти Чингиз-хана, до конца морин-ил, то есть года лошади, выпавшего на [месяцы] джумада, 630 г.х. [13 февраля 1233 г. н.э.], что составляет шесть лет."

1219 год - это спустя 3 года после смерти Чингизхана в 1226 году!!!??? а это как !!??

и как у РаД получается 6 лет царствия, с 1219 по 1233!!!??? у меня получается 14!!!!! а не 6!

Возможные варианты толкования:

1. просто арифметическая ошибка - исходя из принципа разумности авторов - исключается!
2. пересчёт лет из Восточного календаря в Христианский - неверный! или, если угодно, как вариант - из лунного в солнечный (365 дней) - неверный!
3. Чингизхан и Тулуй-хан правили в разных землях, странах, почти в одно и то же время, с пересечением! Это истории разных царств!

"Рассказ о выступлении каана со своим братом Тулуй-ханом в сторону Хитайской области и о покорении того, что доселе еще было враждебным

В барс-ил, то есть в год барса, выпавший на [месяц] раби I 617 г.х. [6 мая 1220 г. н.э.], каан вместе со своим братом Улуг-нойоном 105 отправился в Хитайскую область, ибо [еще] в пору Чингиз-хана, как [уже] было изложено в повествовании о нем, Алтан-хан, государь Хитая, которого звали Сусэ, 106 покинул город Чжун-ду, 107 бывший одной из его столиц, со многими относящимися к нему областями, отправился в город Нам-гин и его пределы, собрал вокруг себя много войска и еще до сего времени царствует. А те области, которые Чингиз-хан и его войско забрали, [находятся] по-прежнему во владении монголов. Каан хотел его свергнуть и завоевать все те области. Он взял с собой вместе с огромным войском Тулуй-хана кулгана 108 из своих братьев, 109 племянников и сыновей Тулуй-хана с двумя туманами 110 он отправил через Тибет, 111 а сам шел прямой дорогой по направлению к одной области Китая, население которой называют хулан декелэтэн, то есть народ, который носит красное декелэ. 112 Так как путь каана был дальним, то в том году Тулуй-хан несколько продвинулся в путь, а на другой год, который был годом зайца, что соответствует месяцам 618 г.х. [25 февраля 1221 – 14 февраля 1222 г. н.э.], у воинов не осталось продовольствия и припасов, и они сильно изголодались и отощали. Дошло до того, что ели человеческое мясо, всех животных и сухую траву. Шли [строем] через горы и низменности, пока не |A 112а, S 278| дошли до города, название которого Хэ-чжун, 113 на берегу реки Кара-мурэн. 114 Он его осадил. Через сорок дней жители города попросили [22] пощады и сдали город, а около одного тумана воинов сели на суда и бежали. Их жен и детей увели в полон, область разграбили и отправились [дальше].

Рассказ о том, как Тулуй-хан достиг местности Тунь-гуань кахалка, которую войско Алтан[-хана] оградило тыном, 115 и о взятии этого похожего на дербенд места 116"

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#23

Сообщение Воля »

Здесь мы подходим к походу мугулов на кыпчак волжских и русские земли; есть несколько моментов достойных внимания и запоминания, имена, даты и города:

"СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

ЛЕТОПИСЬ

Угедей-каана от начала коин-ил, то есть года барана, выпавшего на месяц джумада I 632 г.х. [22 января – 20 февраля 1235 г. н.э.] до конца хукар-ил, [то есть] года быка, выпавшего на месяц ша`бан 638 г.х. [15 февраля – 15 марта 1241 г. н.э.], [то есть] за семь лет

|A 117а, S 286| В это время, устроив великий курилтай, [каан] отправил царевичей и эмиров в [Дашт-и-]Кипчак,

Рассказ об устройстве [Угедей-]кааном курилтая и назначении [им] царевичей и эмиров на окраины и рубежи [своих] владений

Каан, после того как в год лошади он возвратился после завоевания областей Хитая, в местности Талан-даба, устроив собрание, сделал курилтай. В этом году, [году] барана,..."

- Обратите внимание, что имя Угедэй в тексте отсутствует, его редакторы-переводчики добавили, чтобы нам было понятно, какой именно каан и Великий Каан

"Менгу-каан, хотя и был еще в расцвете молодости,

|A 117б, S 287| Рассказ о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи, Булгаре, Руси, Мокше, 184 Алании, Маджаре, Буларе и Башгирде, и завоевании [ими] тех областей

Царевичи, которые были назначены на завоевание Кипчакской степи и тех краев, [были следующие]: из детей Тулуй-хана – старший сын, Менгу-хан, и брат его Бучек; из рода Угедей-каана – старший сын, Гуюк-хан, и брат его Кадан; из детей Чагатая – Бури 185 и Байдар и брат каана, Кулкан; сыновья Джучи; Бату, Орда, Шейбан и Тангут; из почтенных эмиров: Субэдай-бахадур и несколько других эмиров."

- Великий каан-Менгу-хан послал многих царевичей, а не только Бату с Ордой!
- Прежде чем пойти на Русь, покорить Русь и установить на ней своё иго на 200-300 лет, мугулы покорили кыпчак-татар - Великий Булгар на Волге, а заодно башкиров с мокшой. Но мугульского ига над татарами и башкирами почему-то не было, а на Руси находят(!?), хотя в летописи нет ни одного слова об установлении господства и правления!


"Они все сообща двинулись весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11 февраля – 11 марта 1236 г. н.э.]; лето они провели в пути, а осенью в пределах Булгара соединились с родом Джучи: Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом, которые также были назначены в те края."

- есть даты: итак мугулы вышли в поход весной, в марте 1236 и шли всё лето!

"Оттуда Бату с Шейбаном, Буралдаем и с войском выступил в поход против буларов и башгирдов и в короткое время, без больших усилий, захватил их. Дело это происходило так: булары были многочисленный народ христианского исповедания; границы их области соприкасаются с франками. Услышав молву о движении Бату и эмиров, они снарядились и двинулись в поход с 40 туманами славного войска. Шейбан, составлявший авангард с 10 000 людей, 186 послал известие [Бату], что их [буларов] вдвое больше монгольского войска и что все они бахадуры."

- количество войска, если понимать туман как 10000, в 40 туманов, всего в 400000 представляется нереально завышенным! такого войска никто не мог тогда собрать и отправить в поход на многие годы ( 4 года) за пределы своей страны!!!
- автор понимает народ буларов на Волге и болгар на Дунае, как единый народ христианской веры, чья страна граничила с Ромейской империей, попавшей тогда под власть франков-крестоносцев!

"Когда оба войска выстроились друг против друга, Бату, по обычаю Чингиз-хана, взошел на вершину одного холма и [целые] сутки смиренно взывал к богу и тяжко вздыхал, а мусульманам приказал помолиться соборно. Посредине [между обеими армиями] была большая река. Бату и Буралдай ночью переправились через [эту] реку и вступили в бой; Шейбан, брат Бату, лично вступил в сражение. Эмир Буралдай произвел нападение всеми войсками сразу. Они [монголы] устремились на шатер келара, 187 который был их царем, и мечами перерубили веревки. Вследствие падения [королевского] шатра войско их [буларов] пало духом и обратилось в бегство. Как отважный лев, который кидается на добычу, монголы гнались за ними, нападали и убивали, так что уничтожили большую часть того войска. Те области были завоеваны, и эта победа была одним из великих дел. Булар и Башгирд являются большой страной и [представляют собою] места недоступные. Несмотря на то, что [монголы] тогда завоевали ее, [жители ее] снова восстали, и она еще не вполне покорена. Государей тамошних называют келар, и они существуют еще доныне. После этого, в ту зиму, царевичи и эмиры собрались в [долинах] рек Хабан и отправили эмира Субэдая с войском в страну асов и в пределы Булгара. Они дошли до [38] города [Булгара] Великого 188 и до других областей его, разбили тамошнее войско и заставили их покориться."

- и тут мы тоже видим факт, что не смотря на поход, поражение буларов и башкиров, иностранное господство и правление над ними установлено не было! Войско пришло - войско ушло!

"Прошли тамошние вожди Баян и Джику, изъявили царевичам покорность, были [щедро] одарены и вернулись обратно, [но потом] опять возмутились. Вторично послали [туда] Субэдай-бахадура, пока он не захватил [их]."

- здесь мы можем определить, что именно мугулы пришли из Северного Ирана, вдоль Каспийского моря:

"Затем царевичи, составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути области. Менгу-каан с левого крыла шел облавой по берегу моря [Каспийского]. Бачмана, одного из бесстыднейших тамошних эмиров, из народа кипчаков, из племени олбурлик, и Качир-укулэ, из племени асов, обоих забрал [в плен].

...тот Бачман с группой других воров спасся от меча; к нему присоединилось скопище других беглецов. Он бросался во все стороны и что-нибудь да похищал; бесчинства его увеличивались со дня на день. Постоянного местопребывания он не имел, и поэтому войско монгольское не могло схватить его; он скрывался в лесах на берегу Итиля. Менгу-каан приказал изготовить 200 судов и на каждое из них посадить по 100 человек монголов в полном вооружении. Он же [сам] с братом своим Бучеком шел облавой по обеим берегам реки."

- по поводу 200 лодок по 100 воинов - явная фантазия! преувеличение! казацкие чайки позже могли брать до 50 воинов!

"Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х. [4 сентября 1236 – 23 августа 1237 г. н.э.], сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана 191 – Кулкан занялись войною с мокшей, 192 буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими."

- опять имеем титул Менгу каан - Великий каан, без имени.
- указание даты войны на Волге - почти 1 год, с августа 1236 по сентябрь 1237, год перешёл, и в этом году в сентябре должны были уже идти на Рязань, куда они пришли в декабре 1237г!

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#24

Сообщение Воля »

"Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан 193 и в три дня взяли [его]. После того они овладели также городом Ике. 194 [39] Кулкану была нанесена там рана, и он умер. Один из русских эмиров, по имени Урман [Роман], выступил с ратью [против монголов], но его разбили и умертвили, [потом] сообща в пять дней взяли также город Макар 195 и убили князя [этого] города, по имени Улайтимур. 196 Осадив город Юргия Великого, 197 взяли [его] в восемь дней. Они ожесточенно дрались. Менгу-каан лично совершал богатырские подвиги, пока не разбил их [русских]. Город Переяславль, 198 коренную область Везислава, 199 они взяли сообща в пять дней. Эмир этой области Банке Юрку 200 бежал и ушел в лес; его также поймали и убили. После того они [монголы] ушли оттуда, порешив на совете идти туманами облавой и всякий город, область и крепость, которые им встретятся [на пути], брать и разрушать. На этом переходе Бату подошел к городу Козельску и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и взяли его в три дня.

Тогда они расположились в домах и отдохнули.

После того, в нокай-ил, год собаки, соответствующий 635 г.х. [24 августа 1237 – 13 августа 1238 г. н.э.], осенью Менгу-каан и Кадан выступили в поход против черкесов и зимою убили тамошнего государя по имени Тукара. Шибан, Бучек и Бури выступили в поход в страну Крым 201 и у племени чинчакан 202 захватили Таткару. Берке отправился в поход на кипчаков и взял [в плен] Арджумака, 203 Куран-баса 204 и Капарана, 205 военачальников Беркути. 206

Потом в кака-ил, год свиньи, соответствующий 636 г.х. [14 августа 1238 – 2 августа 1239 г. н.э.], Гуюк-хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас 207 и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и пятнадцать дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши, 637 г.х. [3 августа 1239 – 22 июля 1240 г. н.э.]. Весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю 208 и |A 118б, S 289| послали его к Тимур-кахалка 209 с тем, чтобы он занял и область Авир [?], [40] а Гуюк-хан и Менгу-каан осенью того же года мыши, по приказанию каана, вернулись, и в год быка, соответствующий 638 г.х. [23 июля 1240 – 11 июля 1241 г. н.э.], расположились в своих ордах. Вот и все!"

- что касается названия городов, то всё это догадки переводчиков, о чём сказано в примечаниях:

"194. Хаммер (Hammer, стр. 102) полагает, что под этим именем следует разуметь Оку и что под «городом Аки или на Оке» должно разуметь Коломну, под которою Кулкан действительно был убит. См. также: Березин. Нашествие, стр. 98, прим. 61.
195. Так в А. По предложению Березина – Москва (Нашествие, стр. 97, примеч. 63).
196. Т.е. Владимир. См.: Hammer, Березин. Нашествие, стр. 98.
197. Юрги-бузург, вар. Бурки-бузург – D`Ohsson. Histoire des Mongols depuis Tchingis-Khan jusqú à Timour Beg ou Tamerlan, t. II, La Haye et Amsterdam, 1834-1835, (в дальнейшем: D`Ohsson) стр. 626: «grand due Georgen», Так же читал Хаммер (Hammer, стр. 103, примеч.): «Sie namen die Stadt ges grossen Georg (des Grossfürsten)». Может быть, следует читать: «город Тверской Торжок».
198. Так по предположению Березина.
199. Всеволода.
200. Георгий.
201. Ср.: Березин. Нашествие, стр. 104, примеч. 80; A, S – Крым."

- Менгу Каан лично принимал участие в битвах! Даже по определению переводчиков это должен был быть Угэдэй, а не Батый -Бату!

- и далее 1237 - 1241 год мугулы воевали на Юге! и вернулись из похода аж только в 1241 году!!!

"Рассказ о высоких 210 зданиях, которые каан возвел со времени выступления царевичей в поход в Кипчакскую степь и до их возвращения; памятка о его летних и зимних становищах, о привалах и биваках

От начала коин-ил, года барана, соответствующего 632 г.х. [26 сентября 1234 – 15 сентября 1235 г. н.э.], когда каан отправил царевичей [в поход] в Кипчакскую степь, и до хукар-ил, соответствующего 638 г.х. [23 июля 1240 – 11 июля 1241 г. н.э.], когда Гуюк-хан и Менгу-каан возвратились [из похода], в течение семи лет [каан] наслаждался жизнью и развлекался; передвигался с летовок на зимовки, с зимовок на летовки радостный и счастливый и постоянно был поглощен различными наслаждениями с красивыми женами и луноликими пленительницами сердец."

- здесь автор не понятно пишет, так Менгу каан лично города брал и бился? или он был душой с ордой, а сам покорял "сердца луноликих"!!!???

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#25

Сообщение Воля »

Теперь и далее в подтверждение идеи, что, даже не смотря на возможность похода мугул на Русь, речь шла только о набеге, а не об установлении иностранного господства и управления (ига) на Руси! Никаких свидетельств тому у Рашид-ад-Дина тоже нет!

Идёт краткая история Бату: после возвращения из похода в 1241 году, далее следуют междуцарствия, междоусобицы всю вторую половину 13 века:

"Рассказ о восшествии на престол Бату в качестве преемника отца и памятка об обстоятельствах его [жизни] во время [его] царствования

|A 136б, S 327| Когда скончался Джучи-хан, его второй сын, Бату, в качестве преемника отца воссел в своем улусе на ханский престол. Его братья подчинились ему и покорились.
После возвращения царевичей Менгу-каана и Гуюк-хана [из похода] он [80] [Бату] с братьями, как о том [уже] упоминалось в добавлении к его родословной, занялся завоеванием оставшихся частей тех областей. В начале 639 г.х. [июль 1241 г. н.э.], когда скончался Угедей-каан, Бату, вследствие преклонного возраста, почувствовал упадок сил, и когда его потребовали на курилтай, то он под [предлогом] болезни уклонился от участия [в нем]. Так как он был старший из всех [родичей], то из-за его отсутствия около трех лет не выяснялось дело [о звании] каана. Правила старшая из жен Угедей-каана, Туракина-хатун. В это время разруха проникла на окраины и в центральные части государства. Каан сделал наследником престола своего внука Ширамуна, но Туракина-хатун и некоторые эмиры не согласились и сказали: «Гуюк-хан старше» – и для возведения его на престол опять попросили Бату. Хотя он и был обижен на них и опасался печальных событий из-за прежних отношений, но все же тронулся в путь и двигался медленно. [Еще] до его прибытия и появления родичей они собственной властью утвердили каанство за Гуюк-ханом.
Так как Гуюк-каан страдал неизлечимой болезнью,
Сам же [Гуюк-хан], когда прибыл в пределы Самарканда, в местность, от которой до Биш-Балыка одна неделя пути, скончался в 640 г.х. [1 июля 1242 – 20 июля 1243 г. н.э.] от болезни, которой страдал. Снова трон долгое время оставался не занятым государем, и опять правила Туракина-хатун.

И еще при жизни Бату Менгу-каан назначил своего третьего брата, Хулагу-хана, с многочисленным войском в Иранскую землю и определил [выделить] из войск каждого царевича по два человека с десятка, дабы они отправились вместе с Хулагу-ханом и стали его помощниками. Орда отправил через Хорезм и Дехистан своего старшего сына Кули с одним туманом войска, а Бату послал через Дербенд Кипчакский Балакана, сына Шейбана, и Тутара, сына Мингкадара сына Бувала, седьмого сына Джучи-хана, чтобы они, прибыв, стали подкреплением войску Хулагу-хана, служили ему.
А Бату скончался в 650 г.х. [14 марта 1252 – 2 марта 1253 г. н.э.] в местности ..., 330 на берегу реки Итиль. Жития его было сорок восемь лет. Менгу-каан встретил прибытие его сына Сартака с почетом, утвердил за ним престол и государство и дал [ему] разрешение на отъезд. В пути его [Сартака] также не стало. Менгу-каан послал гонцов, склоняя и располагая [к себе] его жен, сыновей и братьев, и также пожаловал Улагчи [сыну Бату] престол и царство отца и отличил всех разными милостями и ласками. Улагчи также в скором времени скончался и оставил другим престол и царство. Вот и все!"

- внимание, здесь сказано только, что Бату умер на Волге, а не жил и правил!!!

"Рассказ о восшествии Берке на престол улуса Джучи-хана и об обстоятельствах [его] жизни

Когда Бату скончался и его сыновья Сартак и Улагчи, которые были назначены ему преемниками, скончались один за другим и [когда] его младший брат Берке в 652 г.х. [21 февраля 1254 – 9 февраля 1255 г. н.э.] воссел на его место, то его повеления стали неукоснительно исполняться в его улусе, и он по обычаю поддерживал с домом Тулуй-хана искреннюю дружбу, идя по пути преданности, благорасположения и единения. В 654 г.х. [30 января – 20 декабря 1265 г. н.э.] Балакан, который был в этом государстве, 331 задумал против Хулагу-хана измену и предательство

Поэтому у них возникло недовольство [друг на друга] и Берке стал враждовать с Хулагу-ханом, и, как это будет рассказано в повествовании о Хулагу-хане, они сразились в шаввале 660 г.х. [август 1262 г. н.э.]. Войска, прибывшие с Кули и Тутаром в это государство, большей частью разбежались. Некоторые вышли через Хорасан и расположились от гор Газны и Бини-Гау до Мултана и Лахавура, которые являются границами Хиндустана. Старшим из эмиров, которые были их предводителями, был Никудер, а Ункуджене, из эмиров Хулагу-хана, шел за ними по пятам. Другие через Дербенд добрались до своих жилищ. Эта распря между Берке и Хулагу-ханом оставалась в продолжение [всей их] жизни. Полководцем Берке был Нокай, сын Джарука 333 сына Тумакана сына Кули, царевич очень отважный и удалой. Когда Хулагу-хан в 663 г.х. [24 октября 1264 – 12 октября 1265 г. н.э.] скончался на зимнем стойбище в Чагату и на место его воссел на престол сын его Абага-хан, то между ними и Берке все так же продолжалась вражда. В 663 г.х. [24 октября 1265 – 12 октября 1266 г. н.э.] Берке вернулся в пределы Ширвана с войны с Абага-ханом и, пройдя через Дербенд, умер близ реки Терек, в 664 г.х. [13 октября 1265 – 1 октября 1266 г. н.э.] Вот и все!

Рассказ о восшествии Менгу-Тимура, сына Тукукана, второго сына Бату, на [престол] царствования над своим улусом

Когда Берке скончался, на его место посадили упомянутого Менгу-Тимура. Он тоже долгое время противился Абага-хану, и они несколько раз сражались, и Абага-хан одерживал победы. В конце концов они в году …, 334 в силу крайней необходимости заключили мир, как о том будет подробно изложено в повествовании об Абага-хане. С той поры они оставили споры до времен Аргун-хана, когда в месяце рамазане 687 г.х. [29 сентября – 28 октября 1288 г. н.э.] опять пришло от них громадное войско, их предводителями [были] Тама-Токта и Бука. Аргун-хан [уже] направлялся из зимних стойбищ, в Арране и Мугане на |A 137б, S 329| летовку. Когда он услышал весть об их прибытии, то вернулся обратно и в передовой рати отправил старших эмиров Тогачара и Кунджи-бала с войском. Они дали бой и убили Бурултая, [одного] из предводителей их войска и много воинов. Враги, разбитые повернули обратно.

Рассказ о восшествии на престол Туда-Менгу, о свержении его сыновьями Менгу-Тимура и Тарбу, о царствовании их сообща, о бегстве от них Токтая, о захвате их хитростью при помощи Нокая и об убиении [их]

Когда Менгу-Тимур, после того как он процарствовал 16 лет, скончался в 681 г.х. [11 апреля 1282 – 31 марта 1283 г. н.э.], то того же числа воссел [на престол] Туда-Менгу, третий сын Тукукана, и некоторое время был государем. После того сыновья Менгу-Тимура, Алгу и Тогрыл, и сыновья Тарбу, старшего сына Тукукана, Тула-Бука и Кунчек свергли Туда-Менгу с престола под тем предлогом, что он помешанный, и сами совместно царствовали пять лет.
пока неожиданно не подоспел Токтай с несколькими тысячами и захватил тех царевичей и немедленно их умертвил. Нокай сейчас же повернул обратно и, переправившись через реку Итиль, направился к своему постоянному юрту. Вот и все!

Рассказ о восшествии Токтая на престол 339 своего улуса, о появлении разногласий между ним и Нокаем, об их войне друг с другом, о поражении Нокая и об умерщвлении его

После того как Токтай при помощи и содействии Нокая убил упомянутых царевичей, он стал на престоле Джучи самодержавным властелином,
По этой причине с обеих сторон запылало пламя смуты и вражды."

Кажется Великая Замятня в Орде началась в сороковых годах тринадцатого века, да так и горела весь век 13-ый!!!

а далее дела переходят совсем уже на Днепр и Дон, скажем так Дела казацкие: донские и днепровские!!!

"Токтай собрал войска и в 698 г.х. [9 октября 1298 – 30 августа 1299 г. н.э.] на берегу [реки] Узи сделал смотр приблизительно тридцати туманам войск.
Так как в ту зиму [река] Узи полностью не замерзла, то он не смог [через нее] переправиться. Нокай же не трогался с своего места. Весной Токтай повернул обратно и сделал летовку на берегу [реки] Тан. На другой год Нокай переправился с сыновьями и женами через [реку] Тан, снова приступил к уловкам, и говорил: «Я имею намерение [устроить] курилтай, чтобы примириться с вами». Так как он знал, что войско Токтая разошлось и при нем [находится] небольшое число, он поспешно двинулся вперед, чтобы внезапно напасть на него. Токтай узнал о его прибытии и собрал войско. В местности Бахтияри, на берегу реки Тан, они сошлись и вступили в бой. Токтай был разбит и, обращенный в бегство, удалился в Сарай. Эмиры Маджи, Сутан и Сангуй отвернулись от Нокая и направились к Токтаю. Токтай потребовал к себе Тома-Токту, сына 341 Елуги, который долгое время был охранителем и защитником Дербенда, |A 138б, S 331| опять двинул большое войско и выступил войной на Нокая. Нокай не имел силы противостоять, уклонился [от сражения] и переправился через реку Узи. Они разграбили город Крым и увели много пленных."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#26

Сообщение Воля »

и ещё раз об Улусе Джучи: конкретно назван район расположения этого Улуса, Степь Кыпчак: в пределах Иртыша - Алтайских гор, по которой мугулы - манчжуры гоняли кыпчак, включая нынешних казахов

"ЧАСТЬ ВТОРАЯ

|A 135б, S 325| ПОВЕСТВОВАНИЯ О ДЖУЧИ-ХАНЕ; ДАТА [ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ] И РАССКАЗЫ О ВРЕМЕНИ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ; ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРОНА, ЖЕН, ЦАРЕВИЧЕЙ И ЭМИРОВ ВО ВРЕМЯ ВОСШЕСТВИЯ ЕГО НА ПРЕСТОЛ; ПАМЯТКА О ЕГО ЛЕТНИХ И ЗИМНИХ КОЧЕВЬЯХ И О НЕКОТОРЫХ ВОЙНАХ, КОТОРЫЕ ОН ВЕЛ, И О ПОБЕДАХ, КОИ ОН ОДЕРЖИВАЛ; ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ

Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингиз-хан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы [Джучи-хан] завоевал и включал в свои владения области Дашт-и Кипчак и находящиеся в тех краях государства. Его юрт был в пределах Ирдыша, и там была столица его государства. Вот и все!"

А Русь в Степь не входила и в Улус Джучи тоже в 13-14 веке не входила!!!
Последний раз редактировалось Воля 21 янв 2022, 16:35, всего редактировалось 2 раза.

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#27

Сообщение Воля »

Далее находим ещё одно формальное подтверждение факта, что Русь не входила в Государство Гуюк-хана, не была под его управлением или под управлением его вассалов, не смотря на домыслы и фантазии разных историков:

"|A 150б, S 359| ПОВЕСТВОВАНИЕ
о Гуюк-хане, сыне Угедей-каана, а оно в трех частях
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Рассказ о восшествии Гуюк-хана на ханский престол
[Угедей-]каан [еще]
В том же году, когда он простился с жизнью, он послал гонцов с вызовом Гуюк-хана. Гуюк-хан, согласно приказу, возвратился [из похода в Дашт-и Кипчак].
Когда Гуюк-хану сообщили об этом обстоятельстве, он поспешно прибыл в Имиль, а оттуда направился в ставку отца.
Так как во все концы государства, в близкие и отдаленные области, отправились гонцы с приглашением и созывом царевичей, эмиров, меликов и писцов, то все они, повинуясь и следуя приказу, выступили из своих обиталищ и родных мест. И когда наступила весна года лошади, случившаяся в месяце раби II 643 г.х. [26 августа – 23 сентября 1245 г. н.э.], царевичи и эмиры правого и левого крыла прибыли каждый со своими подчиненными и приверженцами. Все они собрались в местности ...-нор, за исключением Бату,.."

Итак,
- умер Каан ( имя его в тексте отсутствует, но добавлено издателем);
- Гуюк ходил походом в Степь Кыпчакскую, а не на Русь и не в Европу!
- Бату сидел в Улусе Джучи, то есть на Иртыше, как определено выше Ршашид-ад-Дином!
- что такое Имиль, автор и переводчики не уточняют, к сожалению!
- Название места, где собрался курилтай тоже не названо полностью, что-то такое на .....-нор (?) :

"Раньше всех прибыли в пышном убранстве и во всем великолепии Соркуктани-беги и ее сыновья.
С востока приехали Отчигин с восемьюдесятью сыновьями, 477 и Илджидай, и другие дяди и двоюродные братья; из ставки Чагатая – Кара[-Хулагу], 478 Йису[-Менгу], 479 Бури, Байдар, Йисун-Бука и другие сыновья и внуки Чагатая, из ставки [улуса Джучи] 480 Бату послал своих братьев Орду, Шейбана, Берке, Беркечара, Тангута и Тука-Тимура. Вместе с царевичами приехали влиятельные нойоны и старшие 481 эмиры, которые имели отношение к какой-либо стороне. Из Хитая [приехали] эмиры и должностные лица, из Туркестана и Мавераннахра – эмир Мас`уд-бек и с его согласия 482 вельможи тех стран, из Хорасана – эмир Аргун и вместе с ним вельможи и влиятельные лица той местности, Ирака, Лура, Ширвана и Азербайджана, из Рума – султан Рукн-ад-дин, из Гурджистана – оба Давуда, из Халеба – брат тамошнего владетеля, из Мосула – посол султана Бадр-ад-дина Лу`лу, из столицы халифов Багдада – верховный кази Фахр-ад-дин и послы франков, Фарса и Кермана, от Ала-ад-дина, [владетеля] Аламута, – мухташамы Кухистана [119] Шихаб-ад-дин и Шамс-ад-адин."

Как видим, среди всех перечисленных лиц, правителей разных земель, прибывших на курилтай для избрания верховного правителя - каана, нет Руси, нет правителей, государя Руси и земель руских!

"И по окончанию курилтая и выбора нового каана, Гуюк - каан посылает своих правителей в разные земли свои и под своим управлением, но и здесь мы не видим Русь! и это факт на 1245 год!

После этого он назначил для стран и областей войска и отправил [их]. Субэдай-бахадура и Чаган-нойона он послал с бесчисленным войском в пределы Хитая и в окрестности Манзи, Илджидая с назначенным войском он отправил на запад и приказал, чтобы из войска, которое находится в Иранской земле, из тазиков, выступило в поход по два [человека] от [каждого] десятка и, начав с еретиков, подчинило бы враждебные области. А сам он решил пойти сзади, хотя и препоручил Илжидаю все то войско и народ; в частности, дела Рума, Грузии, Мосула, Халеба и Диярбекра 487 он передал в управление ему с тем, чтобы хакимы тех мест держали бы перед ним ответ за налоги и чтобы никто больше в то [дело] не вмешивался. Абд-ар-Рахмана, которого Туракина-хатун послала хакимом в Хитай, он предал казни, а государство Хитай дал сахибу Ялавачу. Туркестан и Мавераннахр он передал эмиру Мас`уд-беку, а Хорасан, Ирак, Азербайджан, Ширван, Лур, Керман, Гурджистан и страну Хиндустана поручил эмиру Аргун-аке. Всем эмирам и меликам, которые были у каждого из них в подчинении, он пожаловал ярлыки и пайзы, и им были доверены дела. Румское государство [салтанат] он дал султану Рукн-ад-дину, а его брата сместил. Давуда, сына царицы, подчинил другому Давуду; на речь багдадского посла он послал халифу [в ответ] угрозы и предупреждения по поводу тех жалоб, которые принес на него [Ширамун], 488 сын Джурмагуна, точно так же он со всей резкостью написал ответ на грамоту, которую привезли послы Аламута; Чинкая он обласкал и пожаловал ему должность везира, все вельможи вернулись обратно. Вот и все!"

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#28

Сообщение Воля »

И снова о христианстве теперь во времена правления Гуюк - каана

ранее, напомню, было сказано:

"...об имени государя Харбандэ … и он же Николай!
К этому следует добавить, что, как известно, у этого государя была масса различных имен. Его мать Урук-хатун, христианка, велела назвать его при крещении Николаем;"

"Рассказ о конце эпохи Гуюк-хана, о его щедрости, расточительности и благотворительности; о его выступлении по направлению к Имилю и о [его] кончине в пределах Самарканда

Так как в должности атабека при Гуюк-хане состоял Кадак, который был христианином с детства, то это наложило отпечаток на характер [Гуюк-хана]. А после того и Чинкай оказался пособником тому делу; и [121] по этой причине [Гуюк-хан] всегда допускал 489 учение священников и христиан. Когда молва о том распространилась, то из стран Шама, Рума, Осов и Русов в его столицу направились христианские священники. Благодаря постоянному присутствию Кадака и Чинкая не было недостатка в отречении от веры ислама, и дело христиан во время правления Гуюк-хана взяло верх, и ни у одного мусульманина не было силы поднять против них голос."

Ну, и наверное здесь уместно дать имя одного из героев Летописей:

"Кара-Огул был наследником Чагатая и не давал Йису-Менгу, который был прямым сыном [Чагатая], вмешиваться [в дела улуса].
Из их родных – Соркуктани-беги посылала наставления и увещевания, а царевичи 494 по ребячеству своевольничали и в расчете на поддержку Йису-Менгу чинили непутевые дела до тех пор, пока ханское достоинство не утвердилось за счастливым государем Менгу-кааном и общественные дела не вступили на путь порядка. Вот таковы рассказы об обстоятельствах [жизни] Гуюк-хана, которые [здесь] написаны. Вот и все!"

Что собственно перевести или написать можно как Великий Йисус - классное имя для сына Чагатая!

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#29

Сообщение Воля »

Нежданно - негадано, но и РаД приводит легенду, подтверждающий идею, что Рум - древнегреческий город на Босфоре, а не Рим на Тибре, и там жил Аристотель воспитатель Александра Македонского!

"|A 155а, S 368| ПОВЕСТВОВАНИЕ
о Менгу-каане, 509 сыне Тулуй-хана, сына Чингиз-хана, а оно в трех частях

|A 156а, S 370| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПОВЕСТВОВАНИЯ О МЕНГУ-КААНЕ; ПАМЯТКА О ВОСШЕСТВИИ ЕГО НА ПРЕСТОЛ; ИЗОБРАЖЕНИЕ ЕГО ТРОНА, ЖЕН И ЦАРЕВИЧЕЙ; ДАТА [ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ]; РАССКАЗЫ ОБ ОДЕРЖАННЫХ ИМ ПОБЕДАХ

Рассказ о судебном допросе Мункасар-нойоном эмиров, замысливших с царевичами измену

На последних местах собрания стоял Махмуд Ялавач. Менгу-каан спросил: «Почему тот дед ничего не говорит?». [Махмуду] Ялавачу сказали: «Выйди вперед и молви слово». Он ответил: «В присутствии государя лучше слушать, чем говорить, но я знаю один рассказ, и если будет [на то] соизволение, я расскажу». Менгу-каан промолвил: «Говори». Тот сказал: «Когда Искандер 552 покорил большую часть государства мира, он захотел пойти на Хиндустан. Эмиры и вельможи его государства сошли с пути повиновения и подчинения, и каждый [из них] претендовал на независимость и самовластие. Искандер ничего не мог [с ними] сделать, послал гонца в Рум к Аристотелю, открыл [ему] обстоятельства своеволия и непокорности своих эмиров и спросил, какие есть против этого меры. Аристотель вместе с гонцом вошел в сад и приказал выкопать деревья с большими корнями и на их место посадить маленькие, слабые деревца, а ответа гонцу не дал. Удрученный гонец вернулся к Искандеру и сказал: „Он [Аристотель] никакого ответа не дал". Искандер спросил: „Что ты у него видел?". [Гонец] ответил: „Он пришел в сад, выкапывал [137] крупные деревья, а на их место сажал маленькие ветки". Искандер сказал: „Он дал ответ, но ты не понял". Он предал смерти самовластных насильников-эмиров, а на их места поставил их сыновей»."

Автор темы
Воля
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 130 раз

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

#30

Сообщение Воля »

После того как выше определили подвластные земли и страны при Гуюк-каане, теперь смотрим подвластные земли при Менгу Каане:

"|A 155а, S 368| ПОВЕСТВОВАНИЕ
о Менгу-каане, 509 сыне Тулуй-хана, сына Чингиз-хана, а оно в трех частях
Рассказ об обращении внимания Мэнгу-каана на дела государства, о появлении в нем благоустройства и порядка; об изъявлении милостей по отношению к разных сословий людям и о рассылке правителей в разные концы [страны]

Прежде всего он послал войска в отдаленные [страны] востока и запада и в аджемские [иранские] и арабские области. Восточные страны он пожаловал сахибу Махмуду Ялавачу, который к своим прошлым заслугам присовокупил последующую преданность и [который еще] до счастливого восшествия на престол удостоился чести служить [ему], а города Туркестана и Мавераннахра, города уйгуров, Фергану и Хорезм – эмиру Мас`уд-беку, ... А затем – эмира Аргун-ака, который из-за дальности пути прибыл [уже] после курилтая и общего разъезда и еще раньше отличался преданной службой его высочайшей особе и выдвинулся исполнительностью и пониманием сути вещей. Ему было поручено управление областями Ирана – Хорасаном, Мазандераном, Ираком, Фарсом, Керманом, Луром, Арраном, Азербайджаном, Гурджистаном, Арменией, Румом, Диярбекром, [141] Мосулом и Халебом. [Все] мелики, эмиры и битикчи, служившие у него, получили награды по его благоусмотрению. В двадцатый день месяца рамазана года 650 г.х. он [Аргун-ака] возвратился обратно. Али-Мелика послали к нему на службу и, отличая его званием «мелика», пожаловали ему [управление] Исфаханом и Нишапуром. [Им] последовал указ провести новую перепись [всего улуса и войска] 565 и твердо установить причитающийся налог и по окончании того важного дела вернуться к его высочайшей особе."

Здесь мы имеем название страны Могулистан, которые восточные историки относят уже к 15 веку, но его находим у РаД для 13 века:
"Во времена [Угедей-]каана было принято, что купцы ездили по областям Могулистана на подставах,

[Менгу-каан] установил ежегодный налог: в китайских областях богатый должен давать [в казну] десять 571 динаров, а бедный пропорционально – один динар; в Мавераннахре – такое же [количество], в Хорасане 572 богатый – семь динаров, бедный – один динар."

- денежная единица Могулистана при Менгу-каане - динар; хотя ранее попадается слово балыши - сильно похожее на русское слово барыши!

Языки государственного делопроизводства при Менгу-кане:

"Из всех народностей [при них] состояли на службе писцы, знавшие по-персидски, уйгурски, китайски, тибетски и тангутски, дабы в случае, если для какого-либо места пишут указ, писали бы его на языке и письме того народа."

- здесь нет языка, монгольского - ойратского, татарского, русского, славянского-сакалибского!!!

- нет Руси среди подвластных управляемых земель и стран!

и ещё раз о столице Чингиз-хана

"Обстоятельства, предшествовавшие восшествию [Менгу-каана] на ханский престол

Потомки Угедей-каана, Гуюк-хана и Чагатая отклонили [приглашение]: «Коренной-де юрт и столица Чингиз-хана – Онон 525 и Келурен, 526 и для нас не обязательно идти в Кипчакскую степь»,

В год кака-ил, который является годом свиньи, павший на месяц зу-ль-када 648 г.х. [25 января – 23 февраля 1251 г. н.э.], в Каракоруме, что был столицей Чингиз-хана, Менгу-каана посадили на престол верховной власти и трон царствования."

Получается, две столицы Чингизхана: Келурен и Каракорум, либо это два разных Чингизхана - Государя Могущественных в разных странах и у разных народов, поскольку потомки Угедей-каан, Гуюк-каана и Чагатя не пошли из своей столицы Келурен, в столицу Менгу-каана - Каракорум!
Это разные города и столицы!!!
Ответить