Кто и зачем придумал православные посты?

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.

Елена C
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#16

Сообщение Елена C »

Указывается, что «в Пост Святых Апостолов, в пост Христова Рождества и Успения Пресвятой Богородицы во вторник и четверг рыбу не есть, только масло и вино. В понедельник, среду и в пятницу ни масла не вкушать, ни вина и поститься до 9-го часа (т.е. до 15 часов). В эти дни есть один раз в день, сухоядением» [л. 79 об.]. (Предписание относительно питания 1 раз, причём сухоядением, в 1633 г. исключено!) [70].

Обратим внимание, что указание не есть рыбу во вторник и четверг в Рождественский пост противоречит тому, что написано о посте Рождества Христова далее. Ниже мы увидим предписание употреблять рыбу в Рождественский пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье!

«В Великий пост в пяти неделях вина не пием, кроме пятницы первой недели, в навечерии святого Феодора [Феодорова неделя – первая неделя Великого поста], но масла в пятницу первой недели и в среду великого канона [т.е. в среду Страстной недели] не вкушаем. Даже если в уставе повелевается есть в те дни масло [отменяется действие любых действовавших в стране уставов!], мы его вовсе не едим, ибо четыре десятницы [сорокадневный Великий пост], как прежде речено было, масло не вкушается, кроме навечерия Благовещения [25 марта (7 апреля)], если будет прежде субботы праведного Лазаря [суббота 6-й седмицы Великого поста]» [л. 80].

До этого места Типикон 1633 г. в точности повторяет Устав 1610 г., если не считать около семи частных поправок (говорим «около семи», поскольку в некоторых случаях поправка касается сразу двух установлений). Также, как сказано выше, в Типиконе 1633 г. исключено указание относительно того, что в понедельник, среду и в пятницу поста Святых Апостолов, Христова Рождества и Успения Пресвятой Богородицы питаться следует только 1 раз в день, причём сухоядением!

Далее рассмотрим правила, которые имеются в Типиконе 1610 г. и отсутствуют в его редакции 1633 г.

«От правил святых отец и от преданий апостольских, всякому православному христианину следует поститься в Великий пост. В первую неделю, именуемую Феодорову, два дня, в понедельник и во вторник, ни хлеба не есть, ни воды пить, но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечерни, в 9-й час «ямы сухоядение и сурово зелие и ина подобная таковым, и пием укроп с медом. И снова попоститься до пятницы. В пятницу же есть хлеб и сурово зелие и варёную пищу без посласти. О слабом. Если кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник есть хлеб с водой по захождении солнца. Так же и в четверг. И так проводить пост до субботы. О старом. Если кто престарел, или от недуга изнемог, или млад зело и крепости к посту не имеет, таковой в понедельник вечером «по захождении солнца да яст хлеб и мало воды». Так же и во вторник, и в среду, и в четверг, и в пятницу» [л. 82 об.–83].

В отношении людей, которые по серьёзным основаниям не могут голодать в первую неделю Великого поста, здесь используется то же самое правило, что и в мусульманском посте в месяц рамадан: есть разрешается только после захода солнца, т.е. тогда, когда отправиться куда-либо в путь уже невозможно.

«О субботе. В субботу и в воскресенье есть варёную пищу с маслом и пием питья мало. А в прочие дня Святого поста в понедельник, среду и пятницу не есть варёной пищи, только хлеб и сурово зелие и иное подобное от земного плода. А во вторник и четверг есть варёную пищу. А мирянам от жён воздержатися во весь святой Великий пост. Если кто падётся с женою своею в Святой пост, то на Пасху да не причастится, потому что весь пост обесчествовал» [л. 83–83 об.]. (Невероятно, но в редакции 1633 г. из главы о проведении Великого поста исключено такое основополагающее указание как воздержание от женщин!).

«О причастии Христовых тайн. Если хочешь причаститься в субботу или в воскресенье, всю седмицу от понедельника питайся сухоядением и хмельного не пей, пока не причастишься. О причащении по нужде.Если будет какая нужда или недуг или некое «прилучие», чтобы вскоре причаститься, сохрани 4 или 3 дня, «сухо ядя» в 9-й час [15 часов], и так причастись, но нужды ради, поскольку нельзя без страха телу и крови Христовой причащаться, а только со страхом и трепетом и со всяким воздержанием, в посте, и в молитве, и в бдении, и слезах, а поклонов 300 на день. На 7-й день, себя подготовив, да приобщитесь к своему владыке Христу» [л. 83 об.–84]. (Удивительно, но и условия подгототовки к причащению в редакции 1633 г. опущены!).

«О Страстной неделе. А в Страстную неделю, кто любит владыку нашего IХ [Иисуса Христа], да не ест с того времени, как предан был наш Господь [далее из текста ясно, что речь идёт не о среде, когда Иуда предал Христа, а о пятнице, дне распятия], до того, как воскреснет [Пасха], по словам Господним к иудеям, что когда отнимется у них жених, тогда поститься в те дни» [л. 84]. Далее опять же говорится о том, что старым или больным можно давать хлеб и воду по захождении солнца [л. 84–84 об.]. (Правила проведения Страстной недели в Типиконе 1633 г. исключены).

После правил о Страстной неделе в Типиконе 1610 г. содержится фрагмент, где сообщается, что распят был Господь в лето 5533, 30 марта, в пятницу, в 6 часов дня [т.е. в полдень] [л. 84 об.]. (В редакции 1633 г. эти основополагающие сведения о дате и времени распятия опущены).

Кстати, заметим, что если Христос был распят 30 марта, то воскрес он, соответственно, 1 апреля, и, скорее всего, европейский праздник 1 апреля, происхождение которого считается неизвестным, возник вследствие отношения определённого круга лиц к воскресению Христа как к мистификации.

«О посте Святых Апостолов. В пост Святых Апостолов в субботу и воскресенье есть рыбу» [л. 85].

«О посте Пресвятой Богородицы. Впост святой владычицы нашей Богородицы Успения [Успенский пост 1 (14) августа – 14 (27) августа] 15 дней, кроме Преображения Христова [6 (19) августа], постимся до 9-го часа дня [т.е. до 15 часов]. В понедельник, среду и пятницу сухо ясти, и коленопреклонение до причащения. Во вторник и четверг варёная пища без масла. Ав субботу и воскресенье варёная пища с маслом и вино пием. Рыбу же не есть до Успения святой Богородицы [15 (28) августа]. Только на Преображение Христово [6 (19) августа] есть рыбу дважды днём» [л. 85–85 об.].

Обратим внимание на то, что в Успенский пост рыбу нельзя вообще, даже в субботу и воскресенье, но столь важная оговорка (насчёт субботы и воскресенья) в редакции 1633 г. отсутствует. Обратим внимание, что такие строгие правила в отношении Успенского поста (появившегося, как уже было сказано, последним) существуют только в России. При этом данный пост явно выделяется среди прочих своим обоснованием. Рождественский пост проводится перед радостным праздником Рождества Спасителя, Великий пост – перед праздником Воскресения Христова, пост Св. Апостолов – перед началом проповеднической деятельности Петра и Павла, окончанием же Успенского поста является Успение Богородицы, то есть её смерть. Иначе говоря, это единственный пост, который не заканчивается праздником, таким образом, его установление не имеет традиционного религиозного повода.

«О посте Рожества Христова [другое название Филиппов пост, 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)].От дня святого апостола Филиппа [14 (27) ноября] до дня святого отца нашего Николы [Никола Зимний – 6 (19) декабря] в понедельник, среду и пятницу «сухо ясти». Во вторник, четверг, субботу и воскресенье есть рыбу» [л. 85 об.].

Здесь мы видим серьёзное противоречие с тем, что было написано относительно Рождественского поста выше, где говорилось, что на протяжении всего поста нельзя есть рыбу по вторникам и четвергам. Между тем правила проведения Рождественского поста имели большое значение: ведь именно в этот период осуществлялись крестьянские переходы (в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего, т.е. 26 ноября).

Интересен фрагмент, начинающийся со слов «О всеядной неделе» [за три недели до Великого поста]. «В неделю Арцывуриеву [соответствует православной неделе Всеядной] постятся «проклятии армения». «Нам же, християном» разрешено есть. По правилам святых отцов, едим в среду и в пятницу сыры, яйца, млеко, масло и мясо «да проклинаем ересь арменьскую». О сырной неделе.Также и о сырной неделе повелел святой собор во время 9-го часа петь с вечерней и так есть из-за этих еретиков, андонских и савелианских и иных многих еретиков, которых проклинаем» [л. 86–86 об.].

Представляется очень странным, что из всех религиозных направлений, чья активность могла беспокоить Московскую патриархию, такого внимания удостоились именно «проклятии армения», не единожды упомянутые к тому же в Типиконе. Тому может быть несколько объяснений. Первое заключается в предположении, что составители Типикона были заинтересованы в том, чтобы никто не смел сдвигать временные рамки Великого поста. Напомним, что, как отмечает Г.С. Чистяков, структура пищевых ограничений во время Великого поста одинакова во всех уставах, и самыми строгими они являются для первой недели, а также для пятницы и субботы Страстной седмицы [19]. В свою очередь, более строгое начало поста означает, по нашему мнению, что царское правительство больше всего опасалось движения с юга на север, с низовьев рек, которые освобождались ото льда первыми.

Вторая гипотеза заключается в том, что составители Типикона 1610 г. хотели архаизировать его, представив в качестве печатного издания какой-то авторитетной рукописи древнего происхождения. Именно поэтому на страницах Типикона мы не встречаем критики ни католиков, ни протестантов, ни даже мусульман и иудеев. Данная догадка подтверждается тем, что в разделе «О сырной неделе» говорится, по выражению Мансветова, о «каких-то загадочных» еретиках андонских и савелианских. Если таковые еретики были неизвестны столь глубокому специалисту по церковной истории, то возникает вопрос, существовали ли они на самом деле, или составителям Типикона было важно показать, что в основе его лежит столь древняя рукопись, что излагаемые в ней события оказались забыты? На эту мысль наводит и название «андонские», напоминающее «донские».

Как мы знаем, Типикон 1610 г. составлялся в непростой для Василия Шуйского обстановке. Не исключено, что упоминание о «еретиках андонских» было сделано в расчёте на то, что эти слова будут восприняты как некое древнее пророчество о донских еретиках, поддержавших «тушинского вора» Лжедмитрия II.

Далее приведём некоторые отрывки из очень короткой главы 30 «О Филипове посте». «А в Филипов же пост [Рождественский пост, 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)] так же держать пост, как и в Петров пост [с 57-го дня после Пасхи до 29 июня (12 июля)] писано, и поклоны, но днём есть один раз, кроме субботы и воскресенья» [л. 87 об.].

Глава 31 «О Великом посте». «В Великий пост рыбу есть только на Благовещение [25 марта (7 апреля)] в день Пресвятой Богородицы и на Вербную неделю [воскресенье на 6-й неделе Великого поста, после чего начинается Страстная неделя]» [л. 88].

Типикон 1610 г. повторяет предписание бельцам (т.е. мирянам) «от жён своих законных соблюдатися на весь пост» [л. 88]. Интересно, что выше [л. 83–83 об.] (и в 1610 г., и в редакции 1641 г. [71]) сказано: «А мирянам от жён воздержатися во весь святой Великий пост». Иначе говоря, в первом случае говорится о жёнах вообще (слово «жена» можно истолковать и как «женщина вообще»), а во втором – о законных жёнах, видимо, чтобы не было соблазна истолковать данный запрет превратно. При этом редакция 1633 г. это двукратное указание не воспроизводит.

Далее Типикон 1610 г. содержит третье по счёту предписание, как питаться в пост Рождества Христова, и уже второе предписание относительно питания в пост Святых Апостолов.

«В пост Рождества Христова [15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)] и Святых Апостолов [подвижный пост в июне] монахам рыбы не есть, кроме субботы и воскресенья. А мирянам во вторник, четверг, субботу и воскресенье есть рыбу дважды днем» [л. 88 об.].

Таким образом, составитель Устава 1610 г. даёт очередное противоречивое указание о проведении поста, в период которого как раз и осуществляются крестьянские переходы в Юрьев день. Напомним: относительно постов Рождества Христова и Св. Апостолов сначала говорится, что на протяжении этих постов нельзя есть рыбу по вторникам и четвергам. Затем насчёт поста Рожества Христова даётся указание есть рыбу во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Теперь же говорится, что монахи могут есть рыбу в субботу и воскресенье (не сказано, сколько раз), а миряне могут это делать во вторник, четверг, субботу и воскресенье целых два раза в день!

«Подобает монахам один раз в день есть в святой Великий пост. А в субботу и воскресенье есть дважды днём с маслом, и пием вино» [л. 88 об.].

Данное указание противоречит тому, что было сказано выше: «В Великий пост в пяти неделях вина не пием, кроме пятницы первой недели… Даже если в уставе повелевается есть в те дни масло, мы его вовсе не едим, ибо четыре десятницы, как прежде речено было, масло не вкушается, кроме навечерия Благовещения…» [л. 80].

Далее следует фрагмент, где в общих словах осуждаются некие безымянные еретики, не придерживающиеся предания святых апостолов и святых богоносных отцов, постящиеся тогда, когда не надо поститься, и не постящиеся, когда это следует делать. Здесь говорится о том, что «армени проклятии и инии таковии прочии» едят мясо в первую неделю Великаго поста и когда хотят [л. 88 об.–89]. Учитывая близость католической Речи Посполитой и весьма значительного числа протестантов, приезжавших в Россию в XVI–XVII вв., уже второе упоминание армян вызывает недоумение хотя бы в связи с территориальной удалённостью последних от Москвы.

Глава 31 завершается следующими предостережениями:

«Святых отец правило 7-е.Если кто ложно написанные и нечестивые книги якобы святые перед церковью являет в народе, людям на пагубу, да извержется». [Термин «извержется» означает лишение сана, поэтому, видимо, данный запрет прежде всего адресован священникам].

«6-го собора правило 63.Иже от враг истинне, списанная словеса мучеником, яко да христовы мученики безчествуют, и к неверию приводят слышащая, в церкви пред людми не повелеваем чести. Но та убо огневи предати. Сия же приемлющая, и истинно внимающая, проклинаем. От сих всех избави нас сыне божий слове, и изми от сети дияволя, молитвами тебе рождьшия, и всех святых аминь».

«О том же о взаконеных постех иже соборная церкви предаде православным християном. Святых апостол пра́вило 69».«Если какой-то епископ, или архимандрит, или игумен, или пресвитер, или чтец, или певец во святую 40-цу [Великий пост] не постится, да и во весь год в среду или в пятницу, разве что из-за немощи телесной от поста избавляем есть, да извержется своего сану» [л. 89 об.–90].

Обратим внимание, что предостережения о санкциях в отношении тех, кто не соблюдает какие-либо церковные установления, расположены в конце именно той главы, которая посвящена постам, что доказывает её ключевое значение!

Далее, перелистнув главы 32–33 и начало главы 34 Типикона 1610 г., не относящиеся к постам, обнаруживаем в продолжении главы 34 дословное повторение того, что уже было изложено. После этого следуют главы 35 «О сущих в запрещениих» (в ней рассказывается об особенностях питания тех, кто наказан за некие прегрешения) и глава 36 «О разсуждении ястия и пития и общежительныя потребы всея братския», где содержатся некоторые детали, связанные с питанием. Здесь особый интерес представляет раздел «О сочиве и овощи» (как пишет Мансветов [4], из Никона Черногорца), в котором находим рекомендации, как питаться в режиме сухоядения.

«На сухоядении же стапиды, и маслицы, и ягоды винныя сухи, рекше едино коеждо накииждо день. Маслиц убо чашу полну питью. Стапид же равну. Орехов 6, смоквей 8 средних, малыя убо и великия разньствуют. Тако убо достоит и о прочих овощех подобных сим. Тако же и о прочих якоже выше рехом, опряженых сочивех. Сия же вся и варена же и сурова, егдаже суть суха, тако же подобно есть. Егда же время имать зелена и пища и мера разньствует. От зелей же якоже есть, подобно и варена и сурова, и еще же и квашена рекомыя, армея и комбоста, фаво слана и репа с уксусом, и прочая подобная сим уготовлена, и подобающая в постныя дни» [л. 98 об.–99]. Здесь, отмечает И.Д. Мансветов, греческие названия овощей заменяются на подходящие русские, а слово «армея» («солёные и квашеные овощи») оставлено без перевода. Кроме того, добавлены «комбоста» («капуста»), «фаво» (боб), «слано» [что это такое, не объясняется, – Е.С.] и репа с уксусом, чего в славянском переводе Никона нет.

Как уже было сказано, И.Д. Мансветов уверенно заявил о том, что главы, подвергшиеся в 1633 г. кардинальным изменениям, имели русское происхождение, хотя не пояснил, в связи с чем был сделан этот вывод. Заключение о русском происхождении можно было бы сделать, в частности, если бы в тексте встречалось имя «Исус» с одной буквой «и». Тем не менее, во всех вышеприведённых главах содержатся лишь сокращения «IХ» (Исус Христос), равно как и в редакции 1641 г. Например, в редакции 1641 г. в разделе «О причащении по нужди» появляется новый фрагмент, которого не было в главе 29 в 1610 г.: «А молитв Исусовых по шестисот на день» [Типикон 1641 г., гл. 32, л. 75 об.], тем не менее, и здесь «Исусовых» дано в сокращении, и о количестве букв «И» судить невозможно.

Обращает на себя внимание то, что среди перечисляемых в Уставе видов пищи, в отличие от уставов XV–XVI вв., отсутствуют морепродукты, которые, в частности, в большом количестве употребляли греки. Не упоминаются ни икра, ни «черепокожие». Возможно, уверенность Мансветова в русском происхождении глав о постах базируется на этом обстоятельстве. Кстати, отсутствие упоминания о морепродуктах свидетельствует о позднем происхождении этих глав: в то время, когда выход к морю Россия уже потеряла.

Не совсем ясен смысл следующей правки. В редакции 1610 г. в разделе «О Рождестве Христове. Подобает ведать» (гл. 29) написано, что «крестился Господь на воде» [л. 86]. В 1641 г. эти слова заменены на «крестился Господь во Иордане» [Типикон 1641 г., л. 77]. Возможно, дело здесь в желании пресечь практику крещения не погружением в купель, а обливанием, как у католиков.

Сличение текстов 1610 и 1641 гг. показывает, что тексты, удалённые в редакции 1633 г., в издание 1641 г. были возвращены практически слово в слово, за исключением около 20 поправок, в основном, ужесточающих условия пощения в отдельные дни постов.

Одна из правок 1641 г. заслуживает отдельного упоминания. В заключительной части главы 31 Устава 1610 г. содержится следующий фрагмент: «Если какой-то епископ, или архимандрит, или игумен, или пресвитер, или чтец, или певец во святую 40-цу не постится, да и во весь год в среду или в пятницу, «разве аще немощи телесныя избавляем есть, да извержется своего сану» [л. 90]. В 1641 г. этот фрагмент изложен с иронией в адрес таких нарушителей: «… разве аще немощи телесныя избавляем есть» заменено на «разве аще немощию телесною забавляем есть, да извержется своего сана» [Типикон 1641 г., л. 79 об.].

Дальнейшая судьба Типикона 1610 г.

Как пишет И.Д. Мансветов, главное, что было сделано Уставом 1633 г., это исключение статьи «От правил святых отец и от преданий апостольских…» с целью возвращения к духу греческих правил о посте.

Отметим, что на самом деле в Типиконе 1633 г. была изъята не только статья «От правил святых отец» [л. 82 об.], но и вообще все статьи, посвящённые правилам питания, начинающиеся с этой статьи, то есть все фрагменты Типикона 1610 г., которые мы рассмотрели выше!

В связи с этим, осторожную формулировку Мансветова о возвращении «к духу греческих правил о посте» надо понимать следующим образом: патриарх Филарет уничтожил Типикон 1610 г., так как в нём были намного более строгие правила, чем принятые у греков (о состоянии православия в Греции мы можем судить по запискам Арсения Суханова).

Что касается уверенности Мансветова в том, что Логин еретиком не был и обвинения патриарха Филарета являлись голословными, А.А. Дмитриевский считает это мнение необоснованным. «Вернее всего думать, что… слова патриарха Филарета относятся именно к тем статьям, внесенным в устав 1610 г. из местно-русских уставов или «обиходянков», к которым он стоял в прямой и тесной связи. Патриарх Филарет, строгий ревнитель старины, приступая к новому изданию типикона и сверяя его с списками более раннего происхождения, натолкнулся на такие статьи, которых он не видел в старых рукописях и происхождение которых он неясно себе представлял, почему и назвал их статьями «не по апостольскому и не по отеческому преданию» [6, с. 564].

Некоторый свет на направленность изменений в Типиконе 1633 г. могут пролить следующие сведения, сообщаемые Мансветовым [3] относительно исправлений, внесённых в Типикон 1682 г. Одним из главных руководств при издании Устава 1682 г. стал Львовский трофологий, изданный впервые во Львове в 1632 году. Как показывает предисловие трофология, он был правлен по греческим образцам. Таким образом, в то время, когда в Москве служебные книги издавались по славянским рукописям и печатным изданиям, в Южной Руси стали пользоваться греческими образцами. Связано ли издание Типикона 1633 г. с изданием Львовского трофология в 1632 г. и, соответственно, с прогреческим поворотом в Южной Руси, Мансветов не говорит.

Тем не менее, мы можем предположить, что уничтожение Типикона 1610 г. диктовалось именно желанием привлечь на свою сторону население Юга России, поскольку в 1632–1634 гг. шла Смоленская война за возвращение территорий, доставшихся Речи Посполитой по Деулинскому миру, а в перспективе – получить в дальнейшем выход к Чёрному морю и обеспечить безопасность южных рубежей от набегов со стороны Крымского ханства. Когда же, несмотря на смягчение постов, сделанное, чтобы склонить на свою сторону южан, война была проиграна, власти решили вернуться к жёсткой системе постов 1610 года ради укрепления крепостного права, ведь боеспособность страны зависела от благосостояния феодалов, снаряжавших отряды за свой счёт.

Ближайшим после реформы Никона уставом был Типикон 1682 г., и целью справщиков было приблизить его текст к греческим источникам. Что касается постов, употребление рыбы в период Успенского поста запрещалось безусловно. Мансветов пишет [4], что справщик зачеркнул 51-ю главу Устава 1641 г., где говорится о посте Преславной Богородицы, а вместо этого ввёл статью о посте Богородицы из некоего славянского источника, где она изложена таким образом: постимся до 9-го часа, в понедельник, среду и пятницу сухоядение, в четверг и вторник варение без масла, в субботу и воскресенье варение с маслом.

Усилилась и строгость правил относительно Великого поста: «В прочая дни поста (кроме субботы и воскресенья) сухоясти», тогда как в первоначальном тексте статьи сухоястие предписывалось только в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг полагалось варение, т.е. варёная пища. В гл. 39 «О рассуждении ястия и пития» вместо двух обязательных ястий в Господские праздники поставлено «три ядения», и почти все эти изменения перешли во все следующие издания. После 1682 г. положения Типикона практически не менялись, в чём можно убедиться, ознакомившись с современными правилами проведения постов (см. приложение 3).

Таким образом, получается, что и без того жёсткие правила Типикона 1610 г., вызвавшие в 1633 г. неудовольствие патриарха Филарета, впоследствии ужесточались и в 1641, и в 1682 г.! Разрешение есть не два, а три раза в день в Господские праздники, каковых всего 12 в год, по-видимому, было призвано скрасить впечатление от вышеперечисленных ужесточительных мер.

Возвращение к строгим правилам постов и даже их ужесточение представляется нам логичным: издание Типикона 1641 г., по-видимому, являлось подготовкой к принятию Уложения 1649 г., завершившего оформление крепостного права.

Относительно современного ему печатного устава Мансветов делает следующие замечания [4]. Статьи, относящиеся к пище, начинаются главой 32, которая озаглавлена «От правил св. Апостол и святых отец о святей велицей 40-це». Это, поясняет Мансветов, не что иное как отрывок из уже известной нам статьи «От правил святых отец и от преданий апостольских», но статья эта значительно изменена: названия конкретных местно-русских продуктов («как напр. грибы, капуста, редька») заменены там обобщёнными названиями («хлеб теплый и от снедей овощных теплых»).

Честно говоря, мы не понимаем, о какой замене говорит здесь Мансветов. В Типиконах 1610 и 1641 гг. единственные продукты, названные в указанной статье, это хлеб, вода, некое «сурово зелие», укроп с мёдом (напиток), «варение без посласти» и «варение с маслом». Самым подробным фрагментом Типикона, содержащим названия конкретных продуктов, является вышеупомянутая статья «О сочиве и овощи» из Никона Черногорца, к которой добавлены отсутствующие в славянских переводах Никона «комбоста» («капуста»), «фаво» (боб), некое «слано» и репа с уксусом.

Таким образом, предельно обезличенный характер пищевых предписаний характерен уже для Типикона 1610 г. Предполагаем, что это было обусловлено стремлением правительства Василия Шуйского ввести правила Устава на территории всей страны таким образом, чтобы не возникло возражений, связанных с несовпадением рекомендуемых продуктов с имеющимися в той или иной местности. Иначе чем объяснить отсутствие упоминания тех же грибов, составлявших значительную часть рациона в регионах, близких к Москве, но совершенно неизвестных, например, в Поволжье.

Автор темы
Елена C
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#17

Сообщение Елена C »

Дальнейшая же замена местно-русских продуктов обобщёнными названиями, о которой пишет Мансветов, могла быть связана с реформой Никона, целью которой, скорее всего, являлось следующее. Нужно было представить дело так, будто русское православие развивалось на базе греческого и православие Московского царства идентично православию Юга России, где к тому времени произошёл «прогреческий поворот». В свою очередь, желание скрыть имевшиеся различия было вызвано стремлением обрести выход к Чёрному морю за счёт усиления влияния на Украине и на Балканах. Ради этой глобальной цели, по-видимому, и была предпринята реформа Никона.

Заключение

Подытожим полученные выводы. Наиболее древними христианскими постами являются посты в среду и пятницу, которые, как мы считаем, служили для поддержания оседлого земледельческого образа жизни. Продолжительность проведения Великого поста устанавливается только с появлением первых письменных уставов (примерно в IX-X вв.). Позднее появляются пост Св. Апостолов, Рождественский и после всех Успенский, а также пост по понедельникам, причём никаких обоснований установления последнего в источниках не имеется. Примерно с XIV в. в уставах появляется требование: в будние дни постов Св. Апостолов, Рождественского и Успенского полагается единственная трапеза не ранее 9 (по-нынешнему 15) часов, что, по нашему мнению, направлено на создание препятствий для передвижения людей на дальние расстояния.

Как мы считаем, система из четырёх православных постов в том виде, в котором она представлена в первом печатном Уставе 1610 г. и дошла до наших дней, была создана именно в России, причём в центральной её части, соответствующей Владимиро-Суздальской Руси, а затем Московскому царству, поскольку в иных климатических условиях (там, где не замерзают реки) она не имеет смысла. Такая система не могла появиться даже на Украине, поскольку там перемещения по просторам водоразделов были более удобны, и сдержать миграции за счёт системы постов было бы невозможно.

В других странах (в Западной Европе, Византии, Сирии, Армении) такой системы постов, как в России, не существовало. Типикон Великой Церкви константинопольской, открытый в 1887 г. и исследованный А.А. Дмитриевским, содержит сведения лишь о Великом посте, между тем, М.А. Лисицын считает, что данный устав использовался у нас вплоть до XVII в. наряду с ктиторским Уставом патриарха константинопольского Алексея, в котором, в свою очередь, нет никакого упоминания о питании во время Петрова и Успенского постов. Отсутствуют сведения и о постах по понедельникам.

В связи с тем, что посты выполняли свою социально-экономическую функцию лишь в условиях климата Центральной России, мы предполагаем, что нежелание православной церкви переходить на григорианский стиль было обусловлено тем, что со сменой стиля система постов не смогла бы выполнять своей исходной задачи препятствования миграциям. Недаром открытое обсуждение вопроса о введении григорианского календаря началось только после отмены крепостного права.

Мы считаем, что система православных постов в том виде, в котором она была принята Типиконом 1610 г., служила следующим целям:

1. Воспрепятствовать свободному передвижению повстанческих отрядов и разбойничьих шаек.

2. Создать помехи для крестьянских переходов (т.е. в целях закрепощения).

3. Создать препятствия для самостоятельной продажи крестьянами своей сельхозпродукци
и и, соответственно, способствовать обогащению феодалов за счёт оптовой скупки крестьянских товаров и продажи их в городах.

В пользу этого свидетельствуют следующие факты:

1. В периоды постов запрещались именно те продукты, которые легче всего добыть и приготовить в условиях похода (например, мясо диких животных и птиц и рыбу), а также продукты, которые можно взять с собой (сыр, яйца, масло). Кроме того, в понедельник, среду и пятницу каждой недели запрещалась любая варёная пища.

2. Рождественский пост совпадает с периодом крестьянских переходов, разрешённых Судебником 1497 г.

3. Великий пост совпадает с периодом исчезновения льда именно на тех реках, по которым можно добраться с периферии страны до центральных регионов, в т.ч. до Москвы. При этом в период поста крестьяне ещё свободны от сельхозработ и имеют возможность мигрировать. Единственным препятствием являются жёсткие правила проведения Великого поста. Конец поста приходится на начало полевых работ.

4. Петров пост приходится на период, наиболее благоприятный для навигации, когда уровень воды повышается, скрывая мели и островки, и преградить плывущим путь с берега невозможно. Большую часть Петрова поста крестьяне свободны от сельхозработ, поскольку поля уже засеяны (как раз период Петрова поста считается сезоном свадеб). Сразу после окончания поста начинается первый сенокос, пропустить который нельзя, т.к. от этого зависит заготовка корма для скота.

5. Двухнедельный Успенский пост в августе также приходится на период, когда наступает снижение интенсивности сельхозработ.

Как показывает история всех четырёх крестьянских войн в России, активность разбойничьих шаек и повстанческих отрядов приходилась исключительно на период от ледохода до ледостава, поскольку большие группы людей могли передвигаться только по рекам. Это объясняется, во-первых, простотой обеспечения продовольствием (рыбой), во-вторых, религиозным запретом на употребление мяса в постные дни. В свою очередь, круглогодичные посты по понедельникам, средам и пятницам, как мы считаем, были введены правительством специально, чтобы лишить людей возможности передвигаться сухопутными путями, обеспечивая себя пропитанием за счёт охоты. Введение постов делало маршруты повстанческих отрядов предсказуемыми. Необходимостью соблюдать посты, возможно, и объясняется иррациональность маршрутов войск Пугачёва.

Структура пищевых ограничений во время Великого поста одинакова во всех известных нам уставах, и самыми строгими они являются для первой недели, а также для пятницы и субботы Страстной седмицы. В свою очередь, более строгое начало Великого поста означает, что царское правительство больше всего опасалось движения с юга на север, с низовьев рек, которые освобождались ото льда первыми.

Пищевые запреты, существовавшие на Руси в качестве местных обычаев (запрет на «удавленину» и «кровоядину», бесчешуйных рыб, водящихся в озёрах и болотах, а также многочисленные запреты на мясо животных и птиц, которых можно добыть на охоте), идут от решений Стоглавого собора и, по-видимому, также направлены на пресечение нежелательных миграций.

Существуют свидетельства того, что в XVIII–XIX вв. дворяне не постились, в то время как для крестьян выполнение постов являлось обязательным. Видимо, это объясняется тем, что дворяне понимали: посты нужны прежде всего как средство управления крестьянством. Существует значительное число источников до XVII в., свидетельствующих о том, что правила пощения до Типикона 1610 г. были значительно мягче. Кроме того, до 1610 г. к вопросу об использовании того или иного варианта устава церковь оставалась равнодушной и об установлении единообразия не заботилась. Типикон 1610 г. является первым прецедентом введения системы постов на всей территории страны.

Устав 1610 г. был подготовлен в эпоху Смутного времени. Непосредственно перед его изданием царь Василий Шуйский находился в Москве, осаждённой войсками Лжедмитрия II. Находясь в столь отчаянной ситуации, царь зачем-то издаёт небывалый по объёму Устав (1256 листов) огромным по тем временам тиражом в 3000 экземпляров и рассылает по всем церквям и монастырям, хотя тот и не является книгой «первой необходимости», без которой невозможно совершить богослужение.

Мы предполагаем, что жёсткая система постов, введённая Типиконом 1610 г., должна была, с одной стороны, пресечь приток сторонников к осаждающим, а с другой стороны, осложнить крестьянские переходы, лишавшие феодалов севера, располагавших менее плодородными землями, рабочих рук и, соответственно, возможности снаряжать войска за свой счёт. Таким образом, можно сделать вывод, что правила, установленные Типиконом 1610 г., вполне могут являться новшествами, произвольно введёнными правительством Василия Шуйского в непростые для него времена.

Данное соображение подтверждается следующими обстоятельствами. Издатели всеми силами пытались архаизировать издание, сделав его похожим на древнюю рукопись. При этом разборчивый удобный шрифт, отсутствие опечаток и наличие ударений на каждом слове сочетаются с бессистемно расставленными знаками препинания (запятые и точки стоят после каждого слова). Мы предполагаем, что эта странность объясняется желанием создать удобный повод для последующего редактирования текста.

В Типиконе 1610 г. присутствуют статьи о постах (гл. 29–30) неизвестного происхождения. Исследователи едины во мнении, что источником этих глав является какой-то русский, а не греческий текст. Насколько мы заметили, анализируя текст, в отличие от уставов XV–XVI вв., в Типиконе 1610 г. отсутствуют упоминания о морепродуктах, что выдаёт русское происхождение глав о постах, причём происхождение позднее, когда Россия уже лишилась выхода к Чёрному морю. Примечательно, что предостережения о санкциях расположены в конце именно той главы, которая посвящена постам, что доказывает её особое значение.

В 1633 г. вышеуказанные главы русского происхождения были исключены патриархом Филаретом, в результате чего правила постов значительно смягчились. Как мы предполагаем, это было сделано ради того, чтобы во время Смоленской войны 1632–1634 гг. привлечь на свою сторону население Юга России, где к тому времени произошёл «прогреческий поворот». В свою очередь, как свидетельствует Арсений Суханов, у греков правила постов были намного мягче. Тем не менее, в 1641 г. исключённые главы были возвращены на свои места с незначительными изменениями, и в последующем издании (1682 г.) правила постов даже стали ещё более строгими, хотя во всём остальном Типикон 1682 г. был правлен по греческим образцам. Возвращение к строгим правилам постов и даже их ужесточение представляется нам связанным с подготовкой к принятию Уложения 1649 г., завершившего оформление крепостного права. Возведение правил проведения постов в ранг государственной политики наблюдается уже с середины XVI в. и по времени совпадает со стремлением правительства прекратить практику крестьянских переходов. Таким образом, в настоящей работе предложена гипотеза механизма закрепощения крестьян за счёт ужесточения системы постов.

Приложение 1. Крестьянские войны XVII– XVIII вв.

Правильная ссылка на статью: Сенницкая Е.В. — Система православных постов на Руси как средство сдерживания крестьянских миграций и действий повстанческих или разбойничьих отрядов // Genesis: исторические исследования. – 2020. – № 12. – С. 184 - 246. DOI: 10.25136/2409-868X.2020.12.31096 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31096

Автор темы
Елена C
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#18

Сообщение Елена C »

Библиография

1. Рубан Ю.И. Проблемы и задачи российской литургики (предварительные замечания). Доклад на конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». М., февраль 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiev-orthodox.com/theology/ (дата обращения 06.12.2020).
2. Мансветов И.Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. М.: тип. М. Н. Лаврова и К°, 1884. 48 с.
3. Мансветов И.Д. Церковный устав (типик) его образование и судьба в греческой и русской церкви. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. 449 с.
4. Мансветов И.Д. О постах православной восточной церкви. М.: Типография М.Г. Волчанинова (быв. М. Н. Лаврова и Ко), 1886. 134 с.
5. Рубан Ю.И. Московские печатные типиконы XVII века. Библиографическое уточнение // Журнал Московской Патриархии. М.: Патриархия, 2003. № 3. С. 88–94.
6. Дмитриевский А.А. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. Сочинение профессора И. Мансветова // Христианское чтение. СПб., 1888. № 9-10.
7. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие Типиконы – Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование. Киев.: Типография И.И. Горбунова, 1907. 369 с.
8. Лисицын М.А. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-археологическое исследование. СПб, 1911. 387 с.
9. Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Период второй, Московский. Т. 2. От нашествия Батыя до митрополита Макария включительно. Вторая половина тома. Прибавление к главе IV. Частное богослужение. М.: Синодальная типография, 1911. 616 c.
10. Скабалланович М.Н. Великий пост: Очерк из статистики и истории христианского обряда. Киев: Тип. Имп. Ун-та Св. Владимира, 1910. 77 с.
11. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Сретенский монастырь, 2016. 816 с.
12. Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т.2. Париж: YMCA-PRESS, 1959. 569 с.
13. Воронина Т.А. Традиции соблюдения поста в крестьянской среде в XIX – начале ХХ в. // Россия и современный мир. 2010. № 3 (68). С.136–147.
14. О соблюдении постов в X–XVIII веках. Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке / Сост. Т.А. Воронина. М.: Даниловский благовестник, 1999.
15. Ивашко Л.А., Поцепня Д.М., Лутовинова И.С., Тарасова М.А., Трофимкина О.И., Еськова А.Д., Кукушкина И.С. Осенне-зимний народно-православный календарь русского крестьянского населения Северо-Запада России // Севернорусские говоры. Вып. 15 / Отв. ред. А.С. Герд, Е.В. Пурицкая. СПб.: Нестор-История, 2016. С. 240–314.
16. Веременко В.А. «Пост матушка…»: дворянские семьи и религиозные ограничения в еде (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // КЛИО. 2015. № 4 (100). С. 83–87.
17. Кабакова Г.И. Пищевые запреты восточных славян и их обоснование // Категория оценки и система ценностей в языке и культуре / Отв. ред. С.М. Толстая. М., 2015. С. 167–186.
18. Осипов И.А. К вопросу о заповедности телятины у русских // Valla. 2016. №2 (1).
19. Чистяков Г.С. Пищевые ограничения Великого поста // Сайт «Русская вера». [Электронный ресурс]. URL: https://ruvera.ru/ustavy_velikogo_posta (дата обращения 06.12.2020).
20. Крылов Г., прот. Книжная справа при патриархе Гермогене // Церковный вестник. 12 ноября 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/57367.html (дата обращения 06.12.2020).
21. Эдельштейн К.К. Днепр // Большая Российская энциклопедия / Ред. С.Л. Кравец. Изд-во: «Большая Российская энциклопедия» (бывшая «Большая Советская энциклопедия»). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/geography/text/5740788 (дата обращения 20.12.2020).
22. Словарь современных географических названий / Под ред. акад. В.М. Котлякова Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 832 с.
23. Алексеевский Н.И., Жук В.А. Днепр // Сайт «Вода России». URL: https://water-rf.ru (дата обращения 20.12.2020).
24. Зайцева И.С. Волга // Большая Российская энциклопедия / Ред. С.Л. Кравец. Изд-во: «Большая Российская энциклопедия» (бывшая «Большая Советская энциклопедия»). [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/geography/text/1925622 (дата обращения 20.12.2020).
25. Магрицкий Д.В. Дон // Большая Российская энциклопедия / Ред. С.Л. Кравец. Изд-во: «Большая Российская энциклопедия» (бывшая «Большая Советская энциклопедия». [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/geography/text/1965442 (дата обращения 20.12.2020).
26. Фролова Н.Л., Жук В.А. Дон // Сайт «Вода России». URL: https://water-rf.ru (дата обращения 20.12.2020).
27. Ока // Большая Российская энциклопедия / Ред. С.Л. Кравец. Изд-во: «Большая Российская энциклопедия» (бывшая «Большая Советская энциклопедия»). [Электронный ресурс]. URL: bigenc.ru/geography/text/2290328 (дата обращения 20.12.2020).
28. Алексеевский Н.И., Антонова М.М. Ока // Сайт «Вода России». URL: https://water-rf.ru (дата обращения 20.12.2020).
29. Алексеевский Н.И., Ретеюм К.Ф. Угра // Сайт «Вода России». URL: https://water-rf.ru (дата обращения 20.12.2020).
30. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь. СПб.: Азбука-классика, 2007. 765 с.
31. Усов В.В. Русский народный православный календарь. М.: Издательский Дом МСП, 1997. Т.2. 576 с.
32. Ковригина В.А., Марасинова Л.Н. Торговля, пути и средства передвижения // Очерки русской культуры XVII века. / Под ред. А.В. Арциховского. Т.1. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. 325 с.
33. Стоглав, Собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче (в лето 7059). Лондон: Trübner & Co., 1860.
34. Морозов Н.А. Новый взгляд на историю Русского государства. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 572 с.
35. Аракчеев В. А. Закрепостительные мероприятия в русском государстве в начале 1590-х гг. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 81. С. 60–66.
36. Всемирная история в двадцати четырех томах / А. Н. Бадак и др. Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2000. Т. 9: Начало возрождения. 2000. 592 с.
37. Рожнов А.А. Кража (татьба) по Судебнику 1497 г. // Общество и право, 2011. № 4 (36). С. 39–42.
38. Веселовский А. Старинные русские ярмарки (XVI и XVII вв.). К истории русских ярмарок на Севере. (Краткая историко-экономическая заметка) // Кооперация Севера. 1923. № 4. С. 89–90.
39. Сметанин С.И., Конотопов М.В. Развитие экономики России в ХVI–ХХ веках. Том 1. Из тупика: экономический опыт мира и путь России. СПб.: Алетейя, 2017. 379 с.
40. А. Маар, Громашевский Л. В., Компанцев Н. Ф., Павлов А. В., Ёлкин И. И. Сорок дней и Чёрная смерть. Происхождение и этимология понятия карантин и его значение. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20140416233 ... smert.html (дата обращения: 06.12.2020).
41. Клименко Е.П. Генезис зарубежного санитарного законодательства. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1 (67). № 2. С. 163–170.
42. Борисов Н.С. Чума и возвышение Москвы // Родина. 2014. № 5. С. 61–64.
43. Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. М.: Издательство «Литература», 1999. Т.2. 401 с.
44. Bowels Samuel. Cultivation of Cereals by the First Farmers Was Not More Productive than Foraging // Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(12), рр. 4760–4765 (2011). [Электронный вариант публикации]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3064343/ (дата обращения 06.12.2020).
45. Скляров А.Ю. Наследие богов // Газета «На грани невозможного». 2002. № 14 (293).
46. Скляров А.Ю. Наследие пьяных богов, или битва за урожай: кому и зачем она понадобилась? // Сайт «ЛАИ: научно-исследовательский центр». [Электронный ресурс]. URL: https://lah.ru/zerno-text/
47. Колпаков Г. Кто убил «ледяного человека?» // Сайт «Газета.ru». [Электронный реурс]. https://www.gazeta.ru/science/2012/05/0 ... 2445.shtml (дата обращения 20.12.2020).
48. Чекуров М.И. Так гласил морской закон (очерки истории морской службы в эпоху парусного флота). М.: Транспорт. 1998. 168 с.
49. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2005. 432 с.
50. Успенский Л.В. Почему не иначе. Этимологический словарь школьника. М.: Зебра-Е, 2008, 464 c.
51. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.: Пер. с нем. 3-е изд., стереотип. М.: Азбука-Терра, 1996. Т. 4. 864 с.
52. Online Etymology Dictionary / Сост. Douglas Harper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.etymonline.com
53. Гумилёв Л.Н. От Руси к России – очерки этнической истории. М.: Эксмо. 2020. 704 с.
54. Пирожник И.И. Водные ресурсы Западной Европы и их современное состояние. Минск, 2007 // Сайт «КиберПедия». [Электронный вариант публикации]. URL: https://cyberpedia.su/23x737a.html
55. Петросян Езник. Армянская Апостольская Церковь. Краснодар: Весть, 1998. 94 с.
56. Уржумцев П. О дате Святой Пасхи в 2002 году // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 3. С. 81–85.
57. Андреев А.Ю. Ошибка папы Григория XIII. Вернётся ли Россия вновь к старому стилю? // Сайт «Русский переплёт». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pereplet.ru/text/kalendar.html (дата обращения 06.12.2020).
58. Наек Е.Л. Календарный вопрос в дореволюционной России // Преподавание истории в школе. 2009. № 3. С. 35–40.
59. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М.: Общество сохранения лит. наследия, 2019. 728 с.
60. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 3. Анфимий – Афанасий. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. 752 с.
61. Церковный устав св. Владимира (пространная редакция) // Мрочек-Дроздовский П. Н. История русского права. Приложение 1. М., 1892.
62. Калачов Н.В. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций / Издание 4-е (без перемен). М., 1889.
63. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952. Вып. I: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / Сост. А. А. Зимин.
64. Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1955. Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. / под ред. Л.В. Черепнина. С. 341–416 (текст судебника с комментариями).
65. Великий пост в истории России // Епархиальная газета «Православная Удмуртия», № 10 (76) от 21 марта 2003 г.
66. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. М.: Наука, 1980.
67. Соловьёва Е. Тайны Великого поста: почему он длится 40 дней и зачем верующим Масленица? // Сайт «История.РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/tainy-vi ... aslienitsa (дата обращения 06.12.2020).
68. Домострой. Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Издательство «Даръ», 2006.
69. Устав. М., 1610 // Сайт «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/ustav/ (дата обращения 06.12.2020).
70. Устав. М., 1633 // Сайт «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/ustav/ (дата обращения 06.12.2020).
71. Устав. М., 1641 // Сайт «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/ustav/ (дата обращения 06.12.2020).
72. Мавродин В.В. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. М.; Л., 1966. 328 с.
73. Смирнов И.И., Маньков А.Г. Подьяпольская Е.П., Мавродин В.В. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. М.; Л., 1966. 334 с.
74. Маковский Д.П. Первая крестьянская война в России. Смоленск, 1967. 526 с.
75. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Конец XVI–XVIII век («История России» учебник 7 кл.). М.: Просвещение, 2010. 240 с.
76. Буганов В.И. Разин и разинцы. М., 1995. 366 с.
77. Подъяпольская Е.В. Восстание Булавина. 1707–1709 / Институт истории АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 216 с.
78. Лебедев В.И. Булавинское восстание (1707–1708). М.: Просвещение, 1969. 156 с.
79. Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773–1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. М.: Издательство «Наука», 1969. 360 с.
80. Дмитриев-Мамонов А.И. Пугачёвский бунт в Зауралье и Сибири. М.: Вече, 2013. 86 с.
81. Мавродин В.В. Под знаменем Крестьянской войны. М.: Мысль, 1974. 152 с.
82. Календарь постов и трапез // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии (по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина). [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/200701270112 ... fasts.html (дата обращения 20.12.2020).

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 54 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#19

Сообщение Владиmir З »

Елена C, зачем вы сюда посты перекопипастили? Неужели вы думаете, что посетители не умеют пользоваться ссылками? А если человек читать не хочет, то какая разница где размещен текст?
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман

Автор темы
Елена C
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#20

Сообщение Елена C »

Статья, которую я выложила, имеет самое прямое отношение к вопросам, разрабатываемым авторами НХ:
- здесь затрагивается вопрос, связанный с хронологией: почему православная церковь не приняла григорианский календарь; выдвигается предположение, что само введение этого календаря было диверсией против правительства Ивана IV;
- доказывается, что православная система постов не заимствована откуда-то, а является русским изобретением, введённым для обеспечения безопасности конкретного региона и для некоторых других целей, перечисленных в статье;
- на примере Типикона 1610 г. (который издатели пытались архаизировать даже внешне) показано, как система постов, введённая правительством Василия Шуйского, была представлена как нечто древнее, но сравнительный анализ Типиконов XVII в. однозначно доказывает, что эта система редактировалась на ходу, причём довольно небрежно;
- объясняется, почему люди перешли от собирательства и охоты к земледелию, хотя последнее занимает куда больше времени (этот вопрос у них точно рассматривался в одной из книг, выдвигалась версия о том, что выпечка хлеба началась в Египте, где из-за разливов Нила не хватало дров, тем не менее не предлагалось объяснения, почему земледелие распространилось впоследствии повсеместно и как это произошло);
- даётся объяснение смысла мусульманского поста (связь между христианством и мусульманством - тоже одна из тем ФиН);
- выдвигается предположение о происхождении праздника 1 апреля: Христос должен был воскреснуть именно в этот день, поэтому это праздник тех, кто не верит в чудесное воскресение; недаром во Франции 1 апреля называют "первоапрельской рыбой" (символом Христа);
- в следующей статье (см. ветку "Версия о происхождении христианства), продолжающей начатую здесь тему, имеется предположение о том, как получилось, что деятельность Андроника, правившего всего 3 года, попала в резонанс с объективными потребностями эпохи, связанными с развитием мореплавания;
- объясняется, почему родиной христианства является Причерноморье, а не какой-то другой регион;
- в конце этой второй статьи проливается свет на сам механизм создания государственности на Руси (судя по архитектурным памятникам, исследованным археологами, власть вначале, похоже, была в руках не князей, а церкви).

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 54 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#21

Сообщение Владиmir З »

Елена C писал(а): 31 дек 2021, 21:06 Статья, которую я выложила, имеет самое прямое отношение к вопросам, разрабатываемым авторами НХ:
Вы меня не поняли. Статья хорошая. Какой смысл ее сюда копипастить?
Елена C писал(а): 31 дек 2021, 21:06 объясняется, почему люди перешли от собирательства и охоты к земледелию, хотя последнее занимает куда больше времени
А вот тут все проще. Земледелие - более надежный способ получения пропитания. К нему человечество перешло еще до Христа. Охотиться в принципе сложнее. Даже с ружьем, не говоря про лук со стрелами.
И с 1 апреля вы поторопились. До 19 века не могли появиться люди, не верящие в чудесное воскресение. Поскольку не было причин для сомнения. А первый розыгрыш на 1 апреля датируется аж 1539 годом.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 54 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#22

Сообщение Владиmir З »

Елена C писал(а): 31 дек 2021, 17:40 Необходимостью соблюдать посты, возможно, и объясняется иррациональность маршрутов войск Пугачёва.
Только сейчас дошло. Елена C, вы забыли - Пугачев жил в другой стране. Ему реформы, проводившиеся в Романовской России, должны быть до фонаря. Если ему вообще было о них известно. Равно как и реформаторам - до Тартарских христиан/крестьян
И еще одно наблюдение: в зауральских землях (а также на севере) население могло жить исключительно только охотой и рыбной ловлей, просто потому, что тамошние почвы малопригодны для сельского хозяйства, а тем более для посева пшеницы и ржи. Поскольку селекционные работы по выведению сортов пригодных для климата регионов более северных, чем краснодарский край, начали проводиться емнип только при Вавилове - это 30-е годы XX века.
То есть эта система постов распространялась только на доуральскую Россию - Романовскую.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман

Автор темы
Елена C
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#23

Сообщение Елена C »

Противоречия нет. В статье написано, что Великий пост и посты среды и пятка есть в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. (т.е. до предполагаемого раскола империи). О существовании Петрова поста там тоже вскользь упомянуто, правда, обязательного требования его соблюдать не содержится. Сказано лишь, что негоже в этот период ездить по рекам и предаваться "еллинским беснованиям". При Василии Шуйском было лишь введено обязательное соблюдение четырех постов, а также впервые установлены единые сроки и правила пощения в эти периоды.

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 54 раза

Кто и зачем придумал православные посты?

#24

Сообщение Владиmir З »

Елена C писал(а): 09 янв 2022, 11:55 При Василии Шуйском было лишь введено обязательное соблюдение четырех постов
Об этом и речь. Вы же сами мне в первый день напомнили, что главное - систематизация постов, а не их изобретение. И именно в этих рамках автор пытается обосновать иррациональность маршрутов Пугачева.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман
Ответить