«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 23 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
на территории Причерноморья, а также современной России и Украины большинство надгробий с античного периода до XVII в. содержат изображения кораблей (см. статью о «морском» происхождении христианства, выложенную мной в соседней ветке «Версия происхождения христианства»). Плавание на корабле ассоциировалось с переходом в мир иной. В связи с этим и христианские храмы до сих пор строят в виде корабля (подробнее там же, см. слово «неф» и далее).
Возможно, «вилочковый крест» (буква «гамма») - это символ выхода из реки в море, иными словами, символ освобождения души. Вероятно, «вилочковый крест» (и буква гамма) - это символическое изображение проливов Босфор и Дарданеллы. Не исключено, что его можно найти на ранних схематичных картах, подобно тому как на mappae mundi пересечение Средиземного и Чёрного морей (через проливы Босфор и Дарданеллы) изображали в качестве тауобразного креста (см. иллюстрацию в той же статье). Округлый элемент в середине «вилочкового креста» (и «петелька» при написании прописной буквы «гамма») - Мраморное море.
Обращает на себя внимание то, что следующая после «гамма» буква «дельта» тоже имеет «водное» значение: дельта - это место, где река распадается на ряд рукавов в виде треугольника и впадает в море.
Таким образом, навершие патриаршего посоха в виде буквы «гамма» символизирует контроль христианской церкви над морем (о «морской» символике спиралеобразного жезла понтифика см. в той же статье из ветки «Версия происхождения христианства»). Разумеется, следует учитывать, что надолго закрепившийся в культуре символ всегда многозначен, и в «вилочковом кресте» можно усмотреть и прялку с «нитью жизни», и рога овна, кроме того, существуют толкования букв греческого алфавита исходя из предметов, называющихся с этих букв.
Поскольку это стандартный символ, который изображали на надгробьях, предполагаю, что его символика связана с морской тематикой, т.к. Возможно, «вилочковый крест» (буква «гамма») - это символ выхода из реки в море, иными словами, символ освобождения души. Вероятно, «вилочковый крест» (и буква гамма) - это символическое изображение проливов Босфор и Дарданеллы. Не исключено, что его можно найти на ранних схематичных картах, подобно тому как на mappae mundi пересечение Средиземного и Чёрного морей (через проливы Босфор и Дарданеллы) изображали в качестве тауобразного креста (см. иллюстрацию в той же статье). Округлый элемент в середине «вилочкового креста» (и «петелька» при написании прописной буквы «гамма») - Мраморное море.
Обращает на себя внимание то, что следующая после «гамма» буква «дельта» тоже имеет «водное» значение: дельта - это место, где река распадается на ряд рукавов в виде треугольника и впадает в море.
Таким образом, навершие патриаршего посоха в виде буквы «гамма» символизирует контроль христианской церкви над морем (о «морской» символике спиралеобразного жезла понтифика см. в той же статье из ветки «Версия происхождения христианства»). Разумеется, следует учитывать, что надолго закрепившийся в культуре символ всегда многозначен, и в «вилочковом кресте» можно усмотреть и прялку с «нитью жизни», и рога овна, кроме того, существуют толкования букв греческого алфавита исходя из предметов, называющихся с этих букв.
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Вилочковый крест имхо - скорее всего самый первый крест. То есть крест, на котором казнили - обычное дерево с расходящимися двумя ветками, проще говоря рогатка для рук. Недаром в истории Андроника сказано, что он был распят на древе. Надгробия же с изображениями кораблей вероятнее всего связаны или с моряками или вообще с гибелью при крушении. Эта традиция - изображать профессию погибшего или средство его погубившее, - дошла до наших дней.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Администратор
- Сообщения: 253
- Зарегистрирован: 30 дек 2003, 17:32
- Благодарил (а): 50 раз
- Поблагодарили: 119 раз
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Тоже не склонен связывать вилочковый крест с моряками. Надгробия с ним встречаются повсеместно, в местах далеких от судоходства. А изображения кораблей и другой морской тематики присутствует не везде. В принципе как и сейчас - на захоронениях ставятся памятники в виде крестов, а изображают на них часто предметы, связанные с родом занятий усопшего.
audiatur et altera pars
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Для меня вообще производство кораблей загадка. Для античной эпохи.
Ведь для их строительства требуется доска. Борта обшиваются досками, причем они должны плотно прилегать друг к другу, чтобы щели между ними можно было засмолить. А для получения досок требуется тоже соответствующая технология, не вписывающаяся для меня в те времена еще более , а именно - листовая сталь. Историки правда уверяют, по каким-то миниатюрным образцам, что еще 2 тысячи лет назад греки научились пилы ковать. Теоретически выковать небольшой размером с меч плоский лист наверное можно. Находят же они там такие. Но для изготовления досок из бревен для производства лодок и кораблей такие пилки явно не подходят. Тут требуются большие двуручные. Существуют ли такие кованые образцы? Хотя конечно, трудность процесса не является поводом для исключения его существования.
А первый прокатный стан для листовой стали нарисовал Леонардо в конце 15 века. Однако как уверяют сами историки первые прокатные станы применялись для изготовления изделий из олова, свинца, золота, серебра и меди. То есть мягких металлов. Из чего же делали пилы? А главное как получали доски? Первую механическую лесопилку относят якобы к 1322 г, то есть еще и Леонардо не родился. Значит пилы на нее ставились кованые? Есть изображения демонстрирующие технологию расщепления бревен. Мне по хозяйству неоднократно приходилось расщеплять бруски - ни разу не было так, чтобы трещина шла так как мне нужно, даже если по пути не встречались сучки. А один сучок - и все насмарку. Следовательно доски получаемые таким способом (причем с огромным процентом брака) нуждались в последующем подгонке по толщине. Что сам по себе не дает гладкости для точной подгонки. Впрочем щели между досками можно перед просмолкой забить каким-нибудь мягким труднопромокаемым материалом. Интересно было бы почитать античное описание строительства первых лодей и триер.
Когда-то эта тема обсуждалась на первом форуме. Сейчас найти не могу.
Последний раз редактировалось Владиmir З 16 янв 2022, 15:54, всего редактировалось 2 раза.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 23 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Даже русские корабли 17 в., обнаруженные археологами, делали без помощи пил. Технология изложена здесь: http://www.e-vesti.ru/ru/russkie-korabe ... -kornyami/ В Историческом музее на Красной площади в настоящее время проводится выставка о кораблях викингов. Представленные образцы явно изготовлены без пилы.
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Нашли на кого сослаться. Тут сказано, что для получения доски использовалась технология расщепления. Но это не описание технологии, а ее предположение. Почему это очень нетривиальная задача, я написал.
Вот если бы это было описано в какой-нибудь летописи или хроник века хотя бы 14. Я думаю что к 17 или даже к 16 веку пилы уже были.
Интересно то, что признается что технология строительства корабля была все же заимствована у русских. И про мох интересно, хотя и сомнительно, что мох непромокаем. Уж по болотам я хаживал. И мох как губку отжимал.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Обратите внимание на ровный поперечный срез. Как вы себе представляете сделать это топором? Это же не дерево срубить. А на кочах ходил еще отец Ломоносова, а это уже 18 век.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Вот нашел одно из объяснений обтесывания досок именно топором, но без общения с мастером, оно само требует объяснения.
Почему пиленные доски в отличие от обтесанных должны обязательно лопнуть?В отличие от традиционных европейских судов, основу жёсткости корпуса кочей составляли не шпангоуты, а обшивка. Шпангоуты на кочах вставлялись уже после того, как досками обшивки был сформированы основные обводы корпуса. Доски обшивки специально вытёсывали топором, придавая им нужный изгиб — чего невозможно сделать с пилеными досками. При попытке так их изогнуть, они обязательно лопнут.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 54 раза
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Сам нашел. "Деревообработка в Х в."Статья о русских плотниках.
Получается, что предки наши все-таки шли по наиболее трудному пути, как я его и описывал - расщепление/роспуск бревна с последующей обработкой скобелем. Поскольку получить расщеплением доску нельзя. И делалось это, как я и предполагал, с большой долей брака. Но описывает его сам Даль. Поскольку способ этот дошел даже до 19 века.
Вместо обтесывания топором в некоторых местах использовался скобель.
Скоблили по диагонали. Главное было не идти скобелем против волокон, иначе все труды могли бы пойти коту под хвост.
И еще одно описание.
В XVII в. из бревна также получали обычно всего пару досок, а если учесть, сколько бревен при неправильном расколе отбраковывалось, то можно понять, почему, например, при закупках стройматериалов доски шли почти по одной цене с бревнами равной длины. Так выглядят плотницкие работы середины XVII в. в описании католического миссионера Юрия Крижанича, побывавшего в то время в России:
Что подтверждается описанием русов в X веке персом Абу́ Али́ Ахме́д ибн Мухамме́дом, второе имя которого - Ибн Йакоб Мискавейх (т.е. по сути - сын Якова Москвича) :
Так или иначе, но историки приходят к выводу, что они не были широко распространены. Возможно и археологи их мало находили в раскопках, а может действительно с кованой ножовкой каши не сваришь. Одно дело отпилить ножку для стула, а другое доску для дома. А находили-то как раз только ножовки да лучковые пилы.
Вернусь к описанию Фетисова:
А вот нашим мастерам постройка домов и лодей обходилась дороговато. Чересчур дороговато, а самое главное долго. И не только лодей, а судя по всему и флота для Петра.
Получается, что предки наши все-таки шли по наиболее трудному пути, как я его и описывал - расщепление/роспуск бревна с последующей обработкой скобелем. Поскольку получить расщеплением доску нельзя. И делалось это, как я и предполагал, с большой долей брака. Но описывает его сам Даль. Поскольку способ этот дошел даже до 19 века.
То есть из одного ствола получалось только две доски. И опять они прочнее. Не сказать что б метод был рациональным.По этнографическим материалам В. И. Даль описывает процесс изготовления досок следующим образом: «встарь не пилили досок, а кололи бревно пополам, и вытесывали из половинника по доске: такие, тесаные доски, прямые по слоям, прочнее пиленых и менее коробятся; позже, стали звать тесницей и тесом пиленые доски. В лесных местах, в глуши, где и нет продольных пил, крестьяне и поныне пол и потолок охотнее застилают тесницами».
Вместо обтесывания топором в некоторых местах использовался скобель.
Скоблили по диагонали. Главное было не идти скобелем против волокон, иначе все труды могли бы пойти коту под хвост.
И еще одно описание.
В XVII в. из бревна также получали обычно всего пару досок, а если учесть, сколько бревен при неправильном расколе отбраковывалось, то можно понять, почему, например, при закупках стройматериалов доски шли почти по одной цене с бревнами равной длины. Так выглядят плотницкие работы середины XVII в. в описании католического миссионера Юрия Крижанича, побывавшего в то время в России:
То есть пилы по крайней мере в европе 17 века уже вовсю использовались. Жаль не известно какие - кованые или листовые. Но как видно не на Руси или же не во всей Руси. Интересно, что этот Крижыч не упоминает скобеля. А археологи находят скобели в слоях якобы X-XI вв. Правда мало. Видимо топориком предки наши махали с бОльшим удовольствием. Либо же любовь к тому или иному инструменту зависела от местности.«Трезубов или плотницких пил Русь не знает и из-за этого происходит несказанно большая трата времени. В иных странах люди режут доски пилами — либо водяными, либо ручными, а здесь доски тешут топорами, и то негодными. Каждый год по всему царству делают несметное множество досок и, чтобы вытесать их, тратят безмерно много труда и времени. Я думаю, что столько досок, сколько сто холопов за месяц вытешут топорами, двадцать холопов смогли бы нарезать пилами, и доски были бы намного глаже.
С другой стороны: из одного толстого бревна топором едва вытешешь одну или две доски и много дерева пропадет даром на щепки. А пилой можешь нарезать сколько угодно досок, тонких либо толстых, в зависимости от толщины бревна, и ничего не пойдет на щепки. Так что при работе топором половину леса или 50 бревен из ста даром переводят на щепки, а при работе пилой все идет на пользу.
Стамесок и рубанков удобных я на Руси не видел, а ведь плотникам, желающим сделать что-нибудь красивое, они очень нужны и помогают им сберечь много времени. Видел я, как строят полгода дом, который те же работники легко могли бы поставить и закончить за два месяца, если бы там были удобные топоры и пилы, и стамески, и иные орудия»
Что подтверждается описанием русов в X веке персом Абу́ Али́ Ахме́д ибн Мухамме́дом, второе имя которого - Ибн Йакоб Мискавейх (т.е. по сути - сын Якова Москвича) :
Что тут скажешь? То ли Крижыч путешествовал не там, где персидский сын Якова Москвича, то ли пилы просто не всем нашим предкам приходились по душе. В отличие от топора. Не даром, как пишет Астафьев, топору посвящен огромный пласт литературы.«Каждый из них носит оружие и прикрепляет к себе большую часть ремесленных орудий, [состоящих] из топора, пилы, молота и прочего»
Так или иначе, но историки приходят к выводу, что они не были широко распространены. Возможно и археологи их мало находили в раскопках, а может действительно с кованой ножовкой каши не сваришь. Одно дело отпилить ножку для стула, а другое доску для дома. А находили-то как раз только ножовки да лучковые пилы.
Вернусь к описанию Фетисова:
Но вывод наверное придется сделать один: Судя по всему пилы для производства досок использовали и изобрели в Европе. С лесом там было не как у нас. И позже времён Андроника.Пила, в целом, несмотря на описание Ибн-Мискавейха, не была широко распространенным инструментом. Характерно, что сам глагол «пилить» впервые встречается только в документах XVII
в. (Любомиров, 1941. С. 222), в то время как для работы с топором уже в самых ранних письменных памятниках существует множество глаголов (рубить, сечь, тесать и др).
Пилы-ножовки, по всей видимости, известны только среди материалов не ранее XI в. Для Х в. мы имеем несколько находок лучковых пил. Железное полотно такой пилы крепилось к станку
П-образной или лукообразной формы.
Фрагмент полотна лучковой пилы найден в Старой Ладоге в слоях IX в. Несколько экземпляров пил
найдены в Новгороде в слоях середины Х в. Ширина полотна лучковой пилы составляла около 1,5 см; длина – до полуметра.
В 2000-х годах несколько фрагментов лучковых пил найдено в Гнездово в слоях второй половины Х в. Они представляют собой узкие полотна с хорошо сохранившимися зубцами. На одном из фрагментов в торцевой части даже сохранилось отверстие для крепления полотна штифтом к стойке-лучку. Изображения привести не могу – эти находки еще не опубликованы.
Рыбаков в свое время пришел к выводу, что пила на сельских поселениях не использовалась совсем – на всех удовлетворительно сохранившихся остатках жилищ и погребальных домовинах следов работы пилой нет
А вот нашим мастерам постройка домов и лодей обходилась дороговато. Чересчур дороговато, а самое главное долго. И не только лодей, а судя по всему и флота для Петра.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Вилообразный крест произошел от трехчастного крестного древа, на котором распяли Христа. Сохранилось очень много изображений распятия Иисуса на дереве с тремя стволами. Эта тема хорошо раскрыта в книге "Неизвестная жизнь Адама и Евы" Рябова Э. А. Трехчастное древо выросло на могиле Адама на Голгофе из трех семян или веток, которые принес Сиф из рая и посадил на могиле Адама. Христа распяли на живом дереве. Есть также версия, что его распяли на константинопольской медной Змеиной колонне с тремя змеиными головами. Колонна эта - жезл Адама или Моисея, который Адам вынес из рая, она была жертвенником, на котором приносили жертвы и казнили преступников. О казни Иисуса на жезле Адама написано в "Книге пчелы" Соломона Ахлатского
«Вилочковый крест» - символ выхода в открытое море
Вилочный крест-это отголоски севера нашей страны. На севере умерших людей не хоронили, а сжигали и там Вилочного креста нет. А южнее, где можно было хоронить, он и появился. Вообще Крест -это есть Вилочный крест. В 17в. вводили новую веру, вот и убрали все надгробные памятники с Вилочным крестом.