"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#1

Сообщение Markgraf99- »

Коронование Людовика
https://facetia.ru/node/3391 Коронование Людовика

Поединок Гильома Оранжского с гигантом Корсольтом (Давид и Голиаф?) не содержит ли мотивы Куликовской битвы?

Гильом Железная Рука14..видит сон, в нем пробудивший страх17
290 Со стороны Руси идет пожар18,
Который Рим со всех сторон объял,
И мчится преогромный волкодав
В сопровожденье множества собак;
Он, граф, сидит под деревом в кустах
295 И до смерти напуган видом пса,
А тот наносит лапою удар,
И падает Гильом к его ногам.
Проснулся граф, к царю небес воззвал,
Но сон его был вещий божий знак:
300 Магометане вторглись в этот край.
Эмир Корсольт19 и с ним три короля —
Кремюз, Тенебр, Галафр вели их рать.
Она твердыни Капуи20 взяла.
Король Гефье к неверным в плен попал21,
305 А с королем красавица жена,
И дочь, и тридцать тысяч христиан.
Им всем до одного грозила казнь,
Но графа так любил небесный царь,
Что пленников Гильом от смерти спас,
310 Хотя Корсольт, сраженный им силач,—
За Красным морем земли он держал,—
Нос рыцарю укоротил слегка,
О чем мы позже поведем рассказ,
Коль скупы не окажетесь вы к нам22.

Огромное войско "неверных" ("тысяч сто"), против небольшого войска рыцарей Гильома. Первосвященник римский сначала пытается решить дело выкупом (колебания перед битвой). Король Галафр утверждает, что он законный претендент на Рим (Москву?). Они договариваются решить исход дела поединком. Описывается гигант Корсольт (пушка?):

505 Был тот свиреп и безобразен с виду:
Огонь из глаз, как угли красных, пышет;
Широкий лоб, нечесаная грива;
Меж глаз пол-локтя добрых уместится,
Меж брюхом и плечами — сажень с лишним.
510 Уродливей нет человека в мире.
На папу голос дерзко он возвысил:
«Зачем сюда пришел ты, коротышка?
Наверно, ты монах, коль темя брито?»
..525 Сожжен был молниею мой родитель,
А на него ее ваш бог низринул.

..630 Где мой доспех? Чего еще нам ждать?»
Доспех пятнадцать герцогов влачат,
Семь королей несут едва-едва.
Второго мир такого не видал:
Другому б человеку никогда
635 Не сдвинуться в нем с места и на шаг.
Четырнадцати королям Корсольт
Облечь его кольчугой дал стальной,
В два ряда бронь надел поверх нее,
Привесил меч, что режет сталь, как воск,—
640 В пядь шириной, в сажень длиной клинок..

..Но счел ненужным брать с собой копье —
655 Вооружен и так он до зубов.

Папа благословляет Гильома (вручает обереги - схимы с крестами Сергия Радонежского?):

Петра святого он десницу вынес,
595 Ее из золотой обертки вынул,
К суставам дал Гильому приложиться,
Из золота ж слепил кресты святые,
Бойцу на шлем и к сердцу прикрепил их,
Так о́береги35 сделать ухитрившись,
600 Что за победу над Корсольтом диким
Граф лишь пустячным заплатил убытком,36
Которым после все его дразнили.

Гильом возносит молитву к царю небес (ст. 695–789), а затем вторую (ст. 975-1025). Чуть ниже встречается интересное утверждение:

Твой Магомет, как каждому известно,
Спервоначалу был к Христу привержен59
И наше проповедовал ученье,
850 Но занесло его однажды в Мекку,
Где он вином упился невоздержно,
Свининой мерзопакостно объелся.

Следуют подробности поединка. Гильом наносит несколько сквозных ран Корсольту (возможно, отражение огнестрелов?). Вынимает меч Жуайёз. И в конце концов отрубает Корсольту голову. Следует бой двух ратей. Гильом берёт в плен Галафра (который затем принимает крещение). Сарацины бегут к Тибру и галерам. Гильом требует выдачи пленных христиан, Галафр даёт ему совет:

1300 Король промолвил: «Нужен тут совет.
Коль в лагерь сарацин примчится весть,
Что их король крещенье принял днесь,
С меня всю кожу там сдерут скорей,
Чем хоть на грош сослужат службу мне.
1305 В лохмотья надо вам меня одеть,
Да посадить на клячу подрянней,
Да четверть ваших отрядить к реке.
Спущусь я к Тибру на своем одре,
А вы попрячьтесь возле римских стен
1310 В леске, среди оливковых дерев.
Когда окликну я своих друзей,
Вновь подведут они суда к земле,
Вы ж будете стоять настороже»..

Возможно здесь мотив засадного полка Владимира Андреевича? Хотя возможно и примешалась тема сокрушения врат ада Христом и выведения пленных праведников (смешение XII и XIV веков, двух крещений Руси?)?

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

Вивьен и Ренуар

#2

Сообщение Markgraf99- »

В смерти рыцаря Вивьена в "Песне о Гильоме" находят параллели с Роландом и Христом. Интересно, что на форуме была как-то тема о параллелях смерти Роланда и Христа.

Песнь о Гильоме
https://facetia.ru/taxonomy/term/318 Песни о Гильоме Оранжском

А.Д. Михайлов в статье "Жеста Гильома" отмечает: ...Ж. Фрапье даже полагал, что сцена смерти юноши подана в «Песни о Гильоме» (да и в поэме «Клятва Вивьена») как определенная параллель сцены смерти Иисуса Христа (ср. Мф, XXVI, 31–35; Мк, XIV, 27–31, 66–72 и др.)108. Нам, однако, представляется это некоторым преувеличением. Гибель Вивьена, как она описана в поэме, повторяет сцену гибели Роланда; к тому же точно так же описана затем смерть другого племянника Гильома, Жирара. Думается, здесь надо говорить о том, что на подобные сцены в героическом эпосе вообще оказала известное влияние евангельская традиция, и в этом смысле образ Вивьена, несмотря на его клятву, лишен какой бы то ни было исключительности...

Цитаты из примечаний к поэме:

574 Одни твердят: «Забыл нас бог совсем».— Ж. Фрапье соотносит эту фразу с евангельскими «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» (Ев. от Матфея, XXVII, 46).
815-816 Заступница небесная, не дай / Мне пасть от сарацинского меча.— Ж. Фрапье сопоставляет этот эпизод с молением о чаше: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как Ты» (Ев. от Матфея, XXVI, 39).
852 ...Лег и к воде соленой ртом припал...— Эпизод «Песни о Гильоме», в котором описывается гибель Вивьена (включая утоление жажды водой соленого источника), Ж. Фрапье считает проекцией евангельского рассказа о страстях Христовых (ср., например, Ев. от Матфея, XXVII, 48: И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал ему пить).

Трусливые предатели Тибо и Эстурми, по этой логике, возможно соответствуют Иуде Искариоту?

В т.н. второй части ("Песнь о Ренуаре") виллан Ренуар, воюющий коромыслом (дубина, жердь, ослоп) против сарацин и славян, - не отражение ли применения огнестрельного оружия (Куликовская битва?).

...2648 и след. Пришел Тут некий поваренок в стан...— Исследователи (Ж. Бедье, Ж. Фрапье и др.) отмечают в образе Ренуара черты фольклорных героев, в частности русского сказочного Иванушки-дурачка, который коротает свой век за печкой, а в конце сказки побеждает противников, женится на принцессе и получает во владение полцарства. Ж. Рюнеберг сравнил Ренуара с Ильей Муромцем,
(см. Runeberg J. Etudes sur la geste Rainouard. Helsingfors, 1905). Ж. Фраиье считает, что в изображении Ренуара соединяются фольклорная (Ренуар и Иванушка-дурачок или аналогичный Cendrillot французских сказок — от франц. cendre — пепел; герой, живущий в пепле, на печи) и ученая латинская традиции. Последняя, как показал Е. Р. Курциус, определила популярность, которой пользовались в средневековой литературе тема кухни и тип «повара — знаменитого воина» (coquus miles insignis) (см.: Frappier J. Les chansons du cycle de Guillaume d'Orange, t. ï, p. 227—229). Ж. Ватле-Виллем полагает, что первоначальный импульс в сложении легенды о Ренуаре сыграла история, лишь позднее соединившаяся с фольклорными и литературными наслоениями. Вслед за Р. Лежен она считает возможным прототипом эпического Ренуара — Ренуара реального — родственника клюнийского аббата Майеля, захваченного в плен сарацинами в 973 г. и освобожденного Гильомом Провансальским Завоевателем. Любопытно отметить, что в Средние века сложился культ святого Ренуара. В Бриудском монастыре (где, согласно легенде, отразившейся в одной из песен цикла — «Монашестве Ренуара», герой закончил свои дни) в качестве реликвии хранилась палица, которой тот громил «неверных». Как доблестный христианский воитель Святой Ренуар упомянут в «Божественной комедии» Данте (Рай, песня XVIII)...

Вот ещё возможно намёк на пушку там же далее:

СLХХVII
Не выстояли б нехристи отнюдь,
Да подоспел Балан на помощь вдруг.
3210 Оружья у эмира — только кнут.
Пошел на кнутовище целый дуб.
Четыре приколочены к нему
Оленьи шкуры, скрученные в жгут.
Французы терпят от него в бою
3215 Урон страшнее, чем от катапульт,—
Семь камнеметов стольких не убьют.

После битвы Ренуар принимает крещение (возможно, отражение того события, что Куликовская битва была битвой за принятие христианства в Империи).

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

Монашество Гильома

#3

Сообщение Markgraf99- »

В "Монашестве Гильома" (см. Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985 (Литературные памятники)) не могли ли отразиться события из жизни Сергия Радонежского? И соответственно Дмитрия Донского. Процитируем комментатора "Песен" А.Д. Михайлова:

//Если мы обратимся к последней из рассматриваемых поэм – к «Монашеству Гильома», то в ее исторической основе следует различать два ряда фактов. Один из них связан с деятельностью Гильома Тулузского в бытность его монахом Анианского монастыря. Это прежде всего его вражда с настоятелем и другими монахами, основание Желлонской Пустыни и т. д. Исторический Гильом действительно в какой-то момент покинул Аниану и основал «дочернюю» обитель. Возможно, это было вызвано каким-нибудь внутримонастырским конфликтом. По крайней мере в последующие века между двумя монастырями существовали соперничество и вражда. Второй ряд фактов – это военные предприятия Гильома, описанные в поэме. Одно из них – это нашествие сарацинского «короля» Синагона и его последующий разгром. Здесь некоторые исследователи видят осаду Палермо нормандцами в 1071–1072 гг. и вообще их проникновение на юг Италии. Осада Парижа «королем Коимбры» Изоре сопоставляется с осадой этого города германским императором Оттоном II в 978 г., а описание поединка Изоре и Гильома – с описываемыми в хрониках поединками предводителя немецкой армии с одним из рыцарей Гуго Капета. Так, В. Клётта приводит из латинской «Хроники деяний графов Анжуйских», написанной в XII в., рассказ о том, как знаменосец короля Франции граф Анжуйский Готфрид I принял вызов хвастливого датчанина из армии Оттона, каждый день подъезжавшего к городским стенам и предлагавшего помериться с ним силой. Готфрид, между прочим, не был среди осажденных; он только что прибыл из провинции, остановился, как и Гильом в поэме, вне стен Парижа, как и наш герой, отрубив голову противнику, отдал ее простолюдину и т. д. Но все это – не источники эпизодов поэмы, а мотивы, общие ряду произведений средневековой словесности.//

Комментарий об Изоре:
4628 ...Затем, что Изоре, король Коимбры...— Некоторые исследователи считают, что описание осады Парижа сарацинским королем Изоре связано с подлинными фактами, имевшими место во время осады города германским войском под предводительством Оттона II (978). В. Клётта полагает, однако, что рассказ о поединке, содержащийся в латинской хронике конца X в., является лишь данью распространенной в памятниках средневековой словесности X—XII вв. литературной традиции. Прообразом таких описаний в средневековой литературе, отмечает В. Клётта, был библейский рассказ о сражении Давида и Голиафа. Имя Изоре часто встречается в средневековом французском эпосе, причем его могут носить как мусульмане, так и христиане. Коимбра — город в Португалии. Ниже (см. ст. 4830 и ст. 6259) Изоре назван славонцем (см. примеч. к ст. 46).

Король Изоре - Мамай, Париж - Москва, монах Гильом - и Сергий Радонежский и Дмитрий Донской?
Когда Ансеис наконец находит Гильома (ст. 5008 и далее), тот ведёт его в сад, где толстым заострённым колом уничтожает все насаждения (снёс в яму, где копился перегной) и вместо них высаживает сорняки. (В комментариях приводятся параллели этому сюжету из древней истории). Не отразилась ли здесь на самом деле заготовка компонентов для пороха?

Рассказ из «Хроники деяний графов Анжуйских» о вторых Давиде и Голиафе (Куликовская битва?) можно прочитать здесь:

https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ges ... metext.htm ХРОНИКА ДЕЯНИЙ КОНСУЛОВ АНЖУ- ТЕКСТ
Хроника Готфрида [Жоффруа]-Серой Мантии

Об осаде Парижа 978 года (Куликовская битва?):

Franco-German war of 978–980

https://www.vostlit.info/Texts/rus/Rich ... etext3.htm РИХЕР РЕЙМСКИЙ- ИСТОРИЯ- ПУБЛИКАЦИЯ 1997 Г.- КНИГА III
67. Германцы и белги возводят на трон Оттона
68. Гнев Лотаря на Оттона
69. Внезапное нападение галлов на Оттона
73. Речь Оттона к его людям
74. Нашествие на Галлию
76. Поединок
77. Отступление Оттона из Галлии и бегство его людей

Другой перевод:
https://www.vostlit.info/Texts/rus/Rich ... l?id=12531 РИХЕР РЕЙМСКИЙ- ИСТОРИЯ- ПУБЛИКАЦИЯ 1864 Г.- ЧАСТЬ 2

Рихер пишет, что в поединке-единоборстве сражался некий Ивон. Иван? Иванович (Дм. Донской)? Родивон-Родион?
При отступлении-бегстве Оттона многие потонули в реке Эне, как во многих дубликатах Куликовской битвы.

Основывая монашеский скит, Гильом также побеждает некоего местного великана в жестокой битве. Возникает предположение всё о той же битве Давида и Голиафа - Куликовской битве. Перед этим во сне ему является ангел и успокаивает его. Пишут так: "2640 Идет у графа с великаном бой, Какого мир не видывал еще." Возможно, преувеличение, а возможно и нет. Гильом сражается вырванным стволом, он ломается. В конце концов, он камнем разбивает великану голову (всё равно как Давид), и тот падает с выступа и исчезает в волнах.

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

Отрочество Гильома

#4

Сообщение Markgraf99- »

В поэме "Отрочество Гильома" юный Гильом против неприятеля (славян и сарацин, осадивших Нарбонну, одного из предводителей которых кстати зовут Голиаф) действует неким очень опасным тяжелым острым колом (огнестр. оружие?):

ст. 365-367 Не стал он выбирать копье себе..Тяжелый острый кол зажал в руке
ст. 866-870 Пусть мало нас, а басурманов тьма,
Им все равно меня не испугать.
Возьму я кол, пройдусь по их рядам
И стольких сарацин спроважу в ад,
Что нас никто в другой не тронет раз».

880 Людей расставил по засадам он.
Всего их десять, в каждой сто бойцов.

Отран же Нимский молвит Голиафу:
«Французы, видно, прячутся в засаде.
895 Их вождь, тот, что с колом, весьма опасен.
Погибнем мы, коль он на нас ударит.
Давай-ка лучше повернем обратно.

Выскакивают из засад нарбоннцы,
Вступают разом в бой все десять сотен.
Над каждою стяг королевский вьется,
960 Значки цветные плещутся на копьях,
Штандарт свой Эмери высоко поднял.
Страх охватил языческое войско.

Вздымает Эмери рукою левой
Штандарт свой с золотым орлом на древке.
К восьми крестам орел приклепан этот.
Из них в четыре благочестный резчик
975 С молитвою святые мощи вделал.
Кто под штандартом этим скачет в сечу,
Тот от руки неверных смерть не встретит
И пораженья в битве не потерпит.
..Тут нехристи разверились в победе.

Не лабарум ли Константина = Дмитрия Донского здесь описан как штандарт Эмери?

1000 Юнец Гильом соратников ведет.
В руке он держит яблоневый кол,
Который заострен, тяжел и толст.
Сильнейший из вилланов груз такой
Пол-лье — и то едва ли пронесет,
1005 Но легче им орудует Гильом,
Чем лучник оперенною стрелой.
Рек Голиаф: «Нам всем конец пришел.
Не человек — сам черт нас подстерег.
Жердь у него в руке тяжка, как воз.
1010 Не устоит пред ним из нас никто:
Кого он стукнет, тот не встанет вновь».

1020 Язычники бегут —испуг их гонит.
Летит им вслед Гильом победоносный,
..Кому по голове колом ни грохнет,—
Пусть даже недруг смел, и росл, и мощен, -
1025 Тому ее раскалывает тотчас.
Поубивал он басурманов столько,
Что груды трупов устилают поле.

Звучит мотив крещения и принятия христианства:

1030 Гильом в ответ: «..Коль рыцарского сана я сподоблюсь,
Не видеть вам своих владений больше:
Воздвигну я в Оранже храм с подворьем,
Монахов там велю держать три сотни».

Добьюсь я, что Орабль крещенье примет
И Магомета навсегда отринет,
И будет ею бог всевышний признан.
570 В Оранже заживем мы с нею мирно,
Народ там в христианство обратится.

У сарацин-славян описывается некий кумир/идол Магомета. Не могли ли и в его описании отразиться ордынские или османские пушки XIV-XVI веков?

..На корабле Тибо, что всех богаче,
Штандарт с драконом и тремя орлами.
225 Нос судна королевского украшен
Кумиром Магомета прегромадным.
На пятьдесят локтей его вздымают
Семь мраморных колонн с резьбой по камню
Четыре желтых, три зеленоватых.
230 На них он поднят с помощью заклятий.
Зеленым шелком истукан обтянут
И укреплен на цоколе хрустальном.
Пылают перед мерзким изваяньем
Светильников и плошек пять десятков,.
235 На нем смарагды блещут и топазы.
Сияньем идол солнце затмевает.
С ним может даже ночью плыть эскадра —
Другого освещенья ей не надо.

..Язычники доспехи надевают,
Пред войском Магометов идол ставят —
Пусть он поможет им в Нарбонн ворваться,
1515 К его подножью подношенья тащат.
Тибо ему арабский мул подарен.
Французов исполняет это страхом..

..Вновь поднялись на стены горожане
И видят: Магометов идол катят.
Зеленым шелком истукан обтянут..

Дивит французов Магомета вид.
1540 обтянут алым шелком весь кумир,
А весом равен бочке в три мюи,
Коль чистым золотом ее набить.
В него сквозь дверцу — полый он внутри —
Залез украдкой некий сарацин, ..

..Французов очень это веселит.
Они кричат: «Сейчас его почтим!» —
И ну метать со стен и башен вниз
И копья, и преострые колы,
1565 И валуны, и камни, и столбы.
Побито много сарацин простых,
Побит и Магомет, что ими чтим:
Проломы у него во лбу, в груди,
Издох тот нехристь, что в нем был сокрыт,
1570 И вот уж истукан лежит в пыли.

..Язычники вопят: «Король, уймись!
Зла богу наших предков не чини.
Ведь камни, градом коих он разбит,
1580 В четырнадцать возов не уместить.
Всему виной коварные враги.
Он их не остерегся —и погиб».

В поэме "Нимская телега" по-видимому отразилась история Троянского коня ГТР-войны (воины проникают в город, спрятавшись в бочки, груженые на телеги).

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 54 раза

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#5

Сообщение Владиmir З »

Markgraf99- писал(а): 12 авг 2022, 18:12 Поединок Гильома Оранжского с гигантом Корсольтом (Давид и Голиаф?) не содержит ли мотивы Куликовской битвы?
Markgraf99-, при всем уважении, не запрягайте телегу впереди лошади. Сначала нужно проверить тексты методами АТ на предмет проверки их зависимости.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман

Воля
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 226 раз
Поблагодарили: 126 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#6

Сообщение Воля »

Кстати, уважаемый Маркграф99, может Вы мне сможете помочь вспомнить и найти, копаясь как-то раз во французских рыцарских поэмах, кажется на Троянскую тему, то ли Нормании, то ли Нёйстрии, на французском языке, то есть та поэма кажется не была переведна на русский язык, я там встретил шедевральную фразу, герой там женился на России, буквально на девушке по имени Россия, откдуа в Галлии девушки с такими именами(!?)

se marier a Rossya

Я так был поражён, ну, прямо как ВВП, что даже забыл сделать закладку, и вот теперь никак не могу снова найти ту поэму!
Вам такой сюжет, герой и пассаж не попадался? Буду рад и благодарен, если поможете и найдёте.
Искренне Ваш
Г. Воля

Воля
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 226 раз
Поблагодарили: 126 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#7

Сообщение Воля »

или как вариант: epousa Rossia.

Воля
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 226 раз
Поблагодарили: 126 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#8

Сообщение Воля »

Я шёл по этим авторам и указанным поэмам

Стр. 402. «Франкские завоеватели принесли в Элладу своё родное искусство слагать песни. От многих их этих героев-рыцарей … остались песни…. Литература трубадуров, рыцарские поэмы Роберта Васа, Кретьена де Труа, троянская эпопея Бенуа де С.Мора, сказочные сюжеты Александриды, Тесеиды и Фибаиды были и в Греции развлечением французских рыцарей.»
Стр. 403. «Даже в обработку подвигов Ахилла проникли франкские формы. Так возникли на греческом разговорном языке эпопея «Старый рыцарь», относящийся к артуровскому циклу, «Троянская война», «Флор и Бланшфлор», «Бельтандрос и Хризанца», «Либистос и Родамна» и другие стихотворные произведения.»

История города Афин в Средние века
Фердинанд Грегоровиус

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#9

Сообщение Markgraf99- »

Уважаемый Воля, нет, не попадались. Спасибо за информацию. Надо смотреть, но я только на русском, по-французски не очень, помогайте.

Воля
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 226 раз
Поблагодарили: 126 раз

"Коронование Людовика" о Куликовской битве?

#10

Сообщение Воля »

Кстати, про эту поэму якобы про события 2 или 14 века, а там были указаны по-русски сарацинские мечи!?

Можете посмотреть или дать ссылку на французский текст, там точно у сарацин не сабли - sabres, но мечи!
Странно для 14 века!?
Ответить