По поводу Октавиана Августа

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

По поводу Октавиана Августа

#1

Сообщение Markgraf99- »

Согласно ФиН, Октавиан - частичное отражение Андроника-Христа (НОР, гл. 1). Не помню, обращали ли внимание на следующие возможные соответствия? В частности, обстоятельства рождения (цитата из книги Ж.-П. Неродо "Август", предисловие Т. Бобровниковой):

//Чудесное рождение?
..История рождения Августа есть не что иное, как перепевы истории рождения Александра, мать которого якобы почтил своим вниманием сам Зевс, а волшебные сказки о детских годах Геракла и Александра послужили моделью для аналогичных рассказов о детстве Августа. Народу следовало внушить, что спаситель государства — существо исключительное, не чета обыкновенным людям.
Потому что речь шла именно о спасителе. За всеми этими легендами стояло вполне очевидное стремление выразить облегчение, которое испытала целая цивилизация, уже считавшая себя погибшей — и на самом деле гибнувшая, — но бесконечно благодарная Августу за то, что он заставил ее поверить в собственное возрождение. О том, что Август сознательно участвовал в этой мистификации, говорит его «актерство» на смертном одре; ..Сюда же примешивались предсказания о завершении девятого века истории этрусков и о грядущем пришествии иудейского царя. Поразительный эпизод с «избиением младенцев», якобы задуманным сенатом, наглядно демонстрирует, до какой степени античный мир жил в предчувствии полной смены времен.//

См. Светония об Августе (Предзнаменования о его судьбе (94—96), Детство и юность (5—8)).

//..Август был одним из величайших преобразователей человечества..
..Зная, что соотечественники его — народ гордый, властный, что они краснеют от гнева и стыда при слове «царь» и презирают раболепие восточных народов, он придумал великолепную хитрость. Повсюду твердили, что свобода восстановлена. Правитель сильнейшей империи мира не носит короны и багряницы, перед ним не повергаются ниц, его не звали господином. Нет. Он появлялся в простой скромной одежде и почтительно приветствовал каждого сенатора. И живет он не во дворце, а в обычном, даже скромном доме. Таким образом, установив монархию, Август устранил те ее атрибуты, которые казались особенно отвратительными его согражданам и резко не соответствовали национальному духу. И уже это вызывало удивление и восхищение современников и потомков.
Август положил конец страшным гражданским войнам, столько лет терзавшим Рим, и принес, наконец, мир, о котором уже не смели мечтать. Современникам он представлялся в облике гения-хранителя Рима, какого-то благого божества, спустившегося на нашу скорбную землю, чтобы спасти истекавшее кровью человечество.
..Сорокачетырехлетнее правление этого принцепса называют «Веком Августа». И имя это дали не придворные льстецы, но последующие историки. То был век просвещения, век расцвета всех искусств. Рим был заново отстроен и блистал теперь великолепными и пышными зданиями. Тогда жили почти все знаменитые латинские поэты — Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций. Следует согласиться, что мало найдется в истории столь мудрых и прекрасных правителей.
..Антоний прославился своей ненасытной жестокостью. Но юный Октавиан, казалось, превзошел даже его..
И вот этот человек, проливший море крови, этот безжалостный злодей становится единодержавным правителем Рима. Казалось, теперь страна должна погрузиться в беспросветную мглу. И вдруг произошло чудо — злодей неожиданно превратился в мудрого и доброго владыку. Это символически было связано с переменой имени — Октавиана уже не существовало. Был Август.
..Такая изумительная метаморфоза, такая чудесная перемена к лучшему изумляет нас в любом человеке.. Но каким образом и когда этот великий нравственный поворот произошел с Августом? ..
..Но «насколько божественный Август был счастлив в государственных, настолько же был несчастлив в семейных обстоятельствах», — говорит Тацит (Ann., III, 24). Действительно. Вся семейная жизнь Августа представляется цепью тяжких несчастий. Кажется, что читаешь мрачную древнегреческую трагедию и слышишь тяжкую поступь Немезиды.
Август был женат трижды. Двадцати пяти лет, будучи женат на своей второй жене Скрибонии, он увидал Ливию. По-видимому, он влюбился с такой силой, что забыл все законы, установления и просто приличия. Он решил развестись со своей беременной женой и добился развода Ливии, которая тоже ждала ребенка. «Пленившись ее красотой, Цезарь (то есть Август. — Т. Б.) отнял ее у мужа и действовал при этом с такой поспешностью, что, не выждав срок ее родов, ввел ее к себе в дом беременной» (Tac. Ann., V, I). Ливии только что минуло 19 лет. То была красавица с холодным бесстрастным лицом и железной волей. С юности на их семью обрушилась вся тяжесть гражданской войны. Ее муж бежал из Рима. Ливия его сопровождала. Они прятались по лесам и чащам, и Ливия ни на минуту не спускала с рук только что родившегося у нее младенца. Не раз их жизнь висела на волоске, убийцы были совсем близко, они прятались и буквально слышали дыхание преследователей, и вдруг ребенок поднимал жалобный плач. Однажды они бежали прямо через горящий лес. Ливия крепко прижимала к груди ребенка, стараясь уберечь его от огня. Пламя опалило ей волосы и одежду (Свет. Тиберий, 6).//

Кстати, бегство Ливии Друзиллы с младенцем Тиберием здесь, может быть, тоже отражение бегства в Египет Марии и Христа.
Преображение Октавиана из "плохого" в "хорошего" напоминает перемену Владимира Святого после крещения (см. "Царь Славян", прил. 2), т.е. возможно объединены слой Ирода и слой Христа.
Брак Октавиана с Ливией, нарушающий все законы и приличия, - связь Ирода с Иродиадой?
Золотой Сатурнов век Августа - отражение правления Андроника-Христа?
Октавиан - Divi filius, "сын бога" (Цезаря), Христос - сын божий.
После смерти Октавиан вознёсся на небо, как и Христос.
Знак Октавиана козерог соответств. по времени Рождеству Христа.
Велитры - Вифлеем-Фиолент?
Родился у Бычьих голов - отражение быков в яслях Христа?
Обвинения в низком происхождении.
Прозвище Фуриец/Туриец или Фурин/Турин - случайно сходство с "туринская" (плащаница)?
Не существует ни единого изображения Августа в старости - и молодость Христа.

Воля
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 226 раз
Поблагодарили: 126 раз

По поводу Октавиана Августа

#2

Сообщение Воля »

Правитель сильнейшей империи мира не носит короны и багряницы

- как там говорят научники-историки: корона и багрянец - это анахронизмы! ;)

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

По поводу Октавиана Августа

#3

Сообщение Markgraf99- »

См. Светоний, Август, 70:

//Его тай­ное пир­ше­ство, кото­рое в наро­де назы­ва­ли «пиром две­на­дца­ти богов», так­же было у всех на устах: его участ­ни­ки воз­ле­жа­ли за сто­лом, оде­тые бога­ми и боги­ня­ми, а сам он изо­бра­жал Апол­ло­на.. ..боги сожрали весь хлеб..// - не Тайная Вечеря Христа-Андроника?

..Маллия вдруг увидал.. - не Малх, раб первосвященника?

..Слухи..что Цезарь — впрямь Апол­лон, но Апол­лон-мучи­тель.. (т.е. казнивший Марсия!)

..Ста­ви­ли ему в вину и жад­ность к коринф­ским вазам170 и бога­той утва­ри, и страсть к игре в кости..

..Раз­би­тый в море два­жды, поте­ряв суда,
Он мечет кости, чтоб хоть в этом выиг­рать..

..он не взял для себя из цар­ских богатств ниче­го, кро­ме одной пла­ви­ко­вой чаши172.. - Здесь возможно отголоски Чаши Христа, игры в кости римских солдат, бросавших жребий?

Ниже (Светоний, 94) упоминается некая пальма проросшая как предвестье победы. Не отголоски ли креста Христа?

Возможно также стоит обратить внимание на Октавию Младшую - старшую сестру Октавиана Августа.

Октавия Младшая

//Одна из самых известных женщин в римской истории, уважаемая и почитаемая современниками за её преданность, благородство, гуманность и сохранение традиционных римских женских добродетелей. Октавия жила во времена, когда многие стали жертвами вероломства и интриг.

Жизнь после Антония
Август определил её сына Марцелла своим наследником, но тот умер от болезни в 23 до н. э. Октавия на свои деньги открыла библиотеку Марцелла, в то время как её брат построил Театр Марцелла в его честь.
Элий Донат в своём жизнеописании Вергилия пишет, что Вергилий

прочитал для Августа три книги своей Энеиды (вторую, четвёртую и шестую), что происходило из-за хорошо известной его привязанности к Октавии, которая (присутствуя на декламации), как говорят, упала в обморок в месте, посвящённом её сыну, «… Вы должно быть Марцелл» [Aen. 6.884]. С трудом придя в себя, она приказала выдать Вергилию десять тысяч сестерциев за каждую из книг.

Так и не оправившись после смерти сына, Октавия удалилась от общественной жизни и провела последние годы жизни облачённая в траур.
Октавия умерла в 11 до н. э., её похороны были публичными. Её брат Октавиан Август произнёс погребальную речь и дал ей высшие посмертные почести: построил ворота Октавии и Портик Октавии в её память, провозгласил её богиней и построил её храм//

История с обмороком в месте, посвящённом её сыну, не отражение ли обморока Марии у креста? Возможно здесь Вергилий = Эней, он же апостол Иоанн Богослов, а "хорошо известной его привязанности к Октавии" - отражение его духовного родства с Богородицей, усыновившей его у подножия креста Христа. (Анализ Энеиды см. у ФиН в "Начало Ордынской Руси")
Известно, что в средние века считалось, что в Буколиках Вергилий предсказал рождение Христа. Также "звучали предположения, что это один из сыновей Гая Азиния Поллиона (последнему посвящена IV эклога), ожидаемый, но так и не родившийся сын Октавиана от Скрибонии, сын Марка Антония от Октавии Младшей, сам Октавиан или его племянник Марк Клавдий Марцелл."

У Элия Доната в Жизни Вергилия имп. Август задаёт Вергилию вопрос, кто его, Августа, отец. Вергилий предположил, что пекарь, т.к. Август одаривал его каждый раз хлебом. (Христос тоже одаривал людей хлебом).

http://virgil.org/vitae/ см. His first acquaintance with Augustus

Этот же сюжет есть в сборнике средневековых новелл "Новеллино", новелла II (О том, как ученый грек, которого царь держал в темнице, оценил коня). Цитата из комментариев:

//НОВЕЛЛА II (III)
Сюжет этой новеллы пришел в Европу из Византии, где засвидетельствован
в поэме XII в. "История бедного Льва". В Европе он встречается в романе
французского писателя Готье из Арраса "Ираклий" (кон. XII в.) и в испанской
"Книге примеров" Леона Санчеса до Версиал (1400-1421). Известен арабский
вариант: "История трех искателей приключений и султана", примыкающая к
корпусу "Тысячи и одной ночи". Аналогичный сюжет обнаружил в русских песнях
об Иване, купеческом сыне, А. Н. Весоловский (Wesselowsky A. Beitriige sur
Erkliirung des russischen Heldenepos. - In: Archiv fur slavische Philologie.
1879, III, S. 549-593).
Имеется несколько иной вариант того же сюжета, где два первых дара
(выбор лучшего камня и лучшего коня) заменены способностью распознавать
тайные изъяны кушаний и напитков, подаваемых на царский стол. Этот вариант
представлен сказкой "Тысячи и одной ночи" ("История о трех сыновьях
йеменского султана") и рассказом о Гамлете Саксона Грамматика, автора
"Деяний датчан" (коп. XII - нач. XIII в.). Ср. также Дополнение IV, новелла
VII.
1 ...государь по имени Филипп... - Возможно, имеется в виду македонский
царь Филипп (360-336 гг. до н. э.), отец Александра Великого. В таком случае
"ученый грек" не кто иной, как Аристотель, превращенный средневековой
традицией из философа в сказочного мудреца.//

В Дополнении IV, новелла VII содержится расширенный вариант этой же новеллы. (Там правитель живёт неподалёку от Константинополя). И снова параллели Октавиана с Александром и отцом его Филиппом. И опять звучит знакомая скептическая версия о каком-то ненастоящем отце (Христа-Андроника?).

Кстати, родоначальник Марцеллов - Марк Клавдий Марцелл (консул 222 г. до н.э.) - не ещё ли одно отражение царя Давида - Константина - Дмитрия Донского? //С юности имел репутацию превосходного воина; во время первого консульства (222 год до н. э.) разгромил галлов в долине реки Пад и убил в единоборстве их царя, а потом взял Медиолан.//

См. Плутарх, Марцелл, 6-8 http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439001600

Бритомарт или Viridomarus - Мамай? Челубей? Как пишет Полибий о галлах (2.34), "Мно­гие бро­си­лись в реку и погиб­ли в водах ее, боль­шин­ство пало под уда­ра­ми непри­я­те­лей." Плутарх пишет, что Марцелл к дубу привязал оружие.. и затем на колеснице провёз - не отражение ли первых деревянных пушек? И доспехи Бритомарта-Голиафа "горевшие как жар" (пушки?). Римляне одержали
"уди­ви­тель­ней­шую, бес­при­мер­ную победу: ни до того, ни после — нико­гда, как гово­рят, не слу­ча­лось, чтобы столь малое чис­ло всад­ни­ков победи­ло столь мно­го­чис­лен­ную кон­ни­цу и пехоту."

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

По поводу Германика

#4

Сообщение Markgraf99- »

В описаниях Германика - нет ли там слоя Андроника-Христа из XII века?

"Ни о ком не сокрушались столь безутешно, как о Германике" (Тацит Анн. 3.6).

..Германик пользовался всеобщей любовью, поэтому его кончина вызвала в народе не только великую скорбь, но и гнев на несправедливость богов.
«В день, когда он умер, люди осыпали камнями храмы, опрокидывали алтари богов, некоторые вышвыривали на улицу домашних ларов (лары – божества дома), некоторые выкидывали новорожденных детей1. Даже варвары, говорят, которые воевали между собой или с римлянами, прекратили войну, словно объединенные общим и близким каждому горем; некоторые знатные варвары отпустили себе бороду и обрили головы женам в знак величайшей скорби; и сам царь царей (Артабан III парфянский) отказался от охот и пиров с вельможами, что у парфян служит знаком траура. А в Риме народ, подавленный и удрученный первой вестью о его болезни, ждал и ждал новых гонцов; и когда, уже вечером, неизвестно откуда вдруг распространилась весть, что он опять здоров, то все толпой с факелами и жертвенными животными ринулись на Капитолий и едва не сорвали двери храма в жажде скорее выполнить обеты; сам Тиберий был разбужен среди ночи ликующим пением, слышным со всех сторон:
Жив, здоров, спасен Германик: Рим спасен и мир спасен!
Когда же, наконец, определенно стало известно, что его уже нет, то никакие обращения, никакие постановления не могли унять народное горе, и плач о нем продолжался даже в декабрьские праздники (17, 18 и 19 декабря праздновались Сатурналии). Славу умершего и сожаление о нем усугубили ужасы последующих лет, и всем не без основания казалось, что прорвавшаяся вскоре свирепость Тиберия ранее сдерживалась только благодаря уважению к Германику и из страха перед ним» (Свет. Кал. 5-6).

Е.В. Федорова. "Императорский Рим в лицах" https://royallib.com/read/fedorova_elen ... tml#309401

..В 19 г. Германик в возрасте 34 лет пал жертвой козней со стороны наместника Сирии Гнея Кальпурния Пизона и его жены Планцины. Германик был отравлен медленно действующими средствами.. - (Отравлен как и Сократ-Христос)

И снова сходства с Александром: //(2) Иные, вспоминая о его красоте, возрасте, обстоятельствах смерти и, наконец, также о том, что он умер поблизости от тех мест, где окончилась жизнь Александра Великого, сравнивали их судьбы. (3) Ибо и тот, и другой, отличаясь благородною внешностью и знатностью рода, прожили немногим больше тридцати лет, погибли среди чужих племен от коварства своих приближенных..// см. Тацит 2.73 http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1347002000#73

И далее: ..(5) Перед сожже­ни­ем обна­жен­ное тело Гер­ма­ни­ка было выстав­ле­но на фору­ме антио­хий-цев, где его и пре­да­ли огню..

Цитирую по ФиН ("Раскол Империи", гл. 4):

13. ПОХОРОНЫ ГЕРМАНИКА И ПОХОРОНЫ ЕРМАКА. ОБНАЖЕННОЕ ТЕЛО ВЫСТАВЛЕНО НА ПОМОСТЕ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ОБОЗРЕНИЯ.
...Тацит..вкладывает в уста Тиберия, рассуждавшего о смерти Германика, следующие слова осуждения: "Подумайте и над тем, разлагал ли Пизон легионы, подстрекал ли их... или все это - ложь и раздуто его обвинителями, чрезмерное рвение коих я по справедливости осуждаю. ИБО К ЧЕМУ БЫЛО ОБНАЖАТЬ ТЕЛО ПОКОЙНОГО, ДЕЛАЯ ЕГО ЗРЕЛИЩЕМ ТОЛПЫ, к чему распускать, к тому же среди чужеземцев, слухи о том, что его погубили отравою, раз это не установлено и посейчас и должно быть расследовано?" [833], т.1, с.86...

14. ЛЮДИ ДОЛГО НЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ГЕРМАНИК-ЕРМАК ПОГИБ.

Кстати, суд над Пизоном - не отражение ли отчасти и суда над Христом?

15. ГИБЕЛЬ ПИЗОНА И ХАНА КУЧУМА.

...Тацит (Анн. 3) сообщает: "Ненависть к Пизону не улеглась: со всех сторон раздавались требования обрушить на него кару, и часто слышались сетования на то, что он... нагло и коварно затягивает возвращение в Рим, чтобы тем временем уничтожить доказательства своих преступлений...
Переплыв Далматинское море и оставив корабли у Анконы, Пизон направился через Пицен и далее по Фламиниевой дороге... Много толковали о том, что Пизон (Христос после воскресения?) часто показывался в дороге двигавшимся походным порядком воинам. Из Нарнии, чтобы избежать подозрений... Пизон спустился по Нару и затем по Тибру, но еще больше восстановил против себя народ... Ненависть к нему распаляло и то, что его возвышавшийся над форумом дом был украшен по-праздничному и в нем собра­лись на пир­ше­ство гости, а вслед­ст­вие люд­но­сти места все про­ис­хо­див­шее в нем было у всех на виду...
Возбуждение народа достигло крайних пределов: никогда прежде не позволял он себе столько тайных пересудов о принцепсе и стольких молчаливых подозрений...
В народе, собравшемся перед курией, слышались выкрики, что они не выпустят из своих рук Пизона, если он выйдет из сената оправданным. И тол­па пота­щи­ла ста­туи Пизо­на к Гемо­ни­ям14 и раз­би­ла бы их, если бы по при­ка­за­нию прин­цеп­са их не спас­ли и не водво­ри­ли на преж­ние места. Затем Пизона поместили на носилки, и в сопровождении трибуна преторианской когорты он был доставлен к себе, что вызвало в народе противоречивые толки, так как одни считали, что трибун приставлен к нему, чтобы охранять его жизнь, а другие - чтобы предать смерти...
Стойко вынеся возобновившиеся обвинения, угрозы сенаторов, всеобщую враждебность и озлобление, он ничем не был так устрашен, как видом Тиберия, который, не выказывая ни гнева, ни сострадания, упрямо замкнулся в себе... Возвратившись домой, Пизон некоторое время что-то писал... и, запечатав, вручил написанное вольноотпущеннику. Затем он уделил обычное время трапезе и отдыху. Поздней ночью, после того как жена вышла из его спальни, он велел запереть двери, и, когда забрезжил утренний свет, его нашли с пронзенным горлом, а на полу лежал меч" [833], т.1, с.84-88.

..Планцина была помилована благодаря заступничеству Ливии. Однако ненависть римлян к Планцине была столь велика, что ей пришлось покончить с собой после смерти Ливии..

Сходство с Александром можно найти и в описании путешествия Германика в Египет (Тацит, Анналы 2.59-61): ...открыв государ­ст­вен­ные хлеб­ные скла­ды, сни­зил бла­го­да­ря это­му цены на хлеб и сде­лал мно­го добра про­сто­му наро­ду; здесь он повсюду ходил без воин­ской стра­жи, в откры­той обу­ви и в таком же пла­ще...

Находясь в Риме Германик приобрел большую популярность благодаря своим выступлениям в судах в качестве защитника (Дион Кассий. Римская история. LVI. 24. 7.) Это напоминает историю с Авессаломом (Христом?)? см. 2 книга царств, начало главы 15. С Авессаломом их объединяет и популярность в народе.

Кстати, сюжет Агриппина в Брундизии - не отражение ли скорби Богоматери по Христу-Андронику или Марии Магдалины (жён-мироносиц изображали с похожими сосудами с миром)?

Агриппина в Брундизии (Бриндизии) — изобразительный сюжет живописи Нового Времени, иллюстрирующий эпизод древнеримской истории (Тацит, «Анналы», 3:1).

Может быть, и попытка ареста Германика содержит слой Андроника-Христа, его ареста мятежниками?

4. ПОПЫТКА АРЕСТА ЭРНАНА КОРТЕСА И ПОПЫТКА АРЕСТА ГЕРМАНИКА.

Агриппина Старшая обвинялась в прелюбодеянии (Анналы 6.25) - скептическая версия о Деве Марии? Была выслала Тиберием на остров Пандатерия в Тирренском море. Пандатерия - Пантера-Партенос, т.е. Крым (Партенит), где умерла Богородица, согласно ФиН, и куда была "сослана" (Бегство в Египет?)?

Агриппина Старшая

//Там Агриппина вынуждена была терпеть страшную нужду, нехватку пищи и даже потеряла глаз от удара центуриона[1]. Она умерла 18 октября 33 года при невыясненных обстоятельствах: согласно Тациту, причиной её смерти было добровольное голодание[2].
После смерти Тиберий распространил слух о том, что «Агриппина имела любовником Азиния Галла, и его смерть пробудила в ней отвращение к жизни». Также был издан сенатский декрет, которым день её рождения признавался «несчастливым днём».
Оба её сына, изгнанные вместе с ней, также были умерщвлены в ссылке: Нерон в 31, а Друз в 33 годах. Друз умер от истощения, а Нерон покончил жизнь самоубийством. //

Потеря глаза (Светоний. Тиберий, 53) - не отражение ли выколотого глаза Андроника-Христа? И смерть в 33 году (и Гай Азиний Галл тоже умирает или погибает в 33 году). Там же Светоний описывает, как Тиберий предложил ей яблоко для испытания - это не сюжет ли Адам и Ева и яблоко, Парис и Елена (Суд Париса) и т.д.?
В Анналах 1.69 Тацит описывает, как Агриппина (Богородица?) смело и решительно сопровождала мужа в военных походах.
Как отмечает Федорова, "Трагична судьба родных Агриппины: мать погибла в опале, старшие братья внезапно скончались юными, сестра умерла в ссылке, младший брат убит, муж отравлен, трое детей умерли в детстве, старших сыновей уморили, младший сын убит, одна дочь убита, вторая умерла молодой, третья казнена, внук покончил с собой." (Возможно, в этот перечень входит и сюжет "Избиение младенцев"?)

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 48 раз

RE: По поводу Германика

#5

Сообщение Markgraf99- »

Тацит о битве Германика с Арминием:
2.14. (1) Той же ночью Германику приснился хороший сон; ему снилось, что, принося жертву, он забрызгал себе претексту священною кровью и получил из рук своей бабки Августы другую, еще красивее...

Здесь не отражение ли схим с крестами старца Сергия Радонежского? После чего у Тацита следуют какие-то туманные описания, что у германцев нет ни панцирей, ни шлемов, ни толком щитов, ни копий (копья только у тех, кто в первом ряду), а вооружены они только какими-то обожженными на огне кольями. В то же время, как говорил Сергий, "вот вам, дети мои, ОРУЖИЕ НЕТЛЕННОЕ", говорил при сем Преподобный: "да будет оно вам ВМЕСТО ШЛЕМОВ И ЩИТОВ БРАННЫХ!"

"Название «Идиставизо» чаще всего интерпретируется в соответствии с гипотезой Якоба Гримма как «Долина дев»." Здесь не преломление ли Девичьего поля, где был смотр перед битвой?
Река Визургий-Везер - Яуза? Река Везер уже была в битва при Клузии, кажется.

"Одновременная атака с двух сторон вызвала у германцев замешательство. Арминий, воодушевлявший своих воинов в гуще боя, был ранен, но смог пробиться через римские порядки; бежал и Ингвиомер. По утверждению Тацита, эта победа «почти не стоила крови» римлянам, германцы же понесли огромные потери в ходе отступления, попыток переправиться через реку и скрыться в лесу. Воины на поле битвы провозгласили Германика императором и, соорудив насыпь, водрузили на неё захваченное оружие в виде трофея с надписью, в которой были поименованы побеждённые племена."

Перед битвой Германик переодевается, чтобы неузнанным послушать разговоры солдат. Снова параллель с Александром Македонским, который тоже переодевался. И Арминий "изма­зал себе лицо сво­ею кро­вью, чтобы остать­ся неузнан­ным"

Как пишет Тацит, 2.17, "дру­гие были раздав­ле­ны сва­лен­ны­ми под ними дере­вья­ми". И Дмитрия после боя с трудом нашли: князь лежал без сознания, придавленный срубленным в схватке деревом, согласно сказаниям.

Дельбрюк: //..главное оружие германцев называется "фрамой", которое он и в других местах нередко упоминает ("Германия", 6, 11, 13, 14, 18, 24). Судя по описанию Тацита, это оружие было похоже на древнее копье греческих гоплитов (тяжеловооруженных воинов)...Поразительным является тот хвалебный тон, с которым Тацит описывает такое простое оружие, как копье гоплита, которое было для римлян самой обычной вещью, и описывает его как нечто совершенно необычайное, причем не только здесь, но и во многих других местах называет германскую фраму со священным трепетом "кровавой и победоносной фрамой"//
Да, так и пишет "жаждущей крови и победоносной фрамеи", "прыгают среди врытых в землю мечей и смертоносных фрамей". Возможно загадочная фрама - нечто огнестрельное?

PS. Булгаковский гигант Марк Крысобой, участник битвы, вызывает ассоциации с Голиафом :-)

Кстати и Константин I Великий имел среди прочих титул трижды Германский Величайший.

Битва при Идиставизо
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1347002000 Корнелий Тацит. Анналы. Книга II
Ответить