пасхальный отрывок Никифора Григоры

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Ответить

tvy
Модератор
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 20:51
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 22 раза

пасхальный отрывок Никифора Григоры

#1

Сообщение tvy »

Был такой Никофор Григора (жил примерно в 1360 годах), написавший "историю ромеев". Занимательно, кстати. неплохо писал.
Очень любил астрономию. Сохранились, пишут, его письма насчет Пасхалии, но в переводе на русский нет. А история Ромеев переведена на русский в 2014 году. Есть в сети, например в VK.
Интересен отрывок про Пасхалию. Сам отрывок гораздо больше, привожу только маленькую часть (стр. 281 1-го тома):
"Абсолютное равноденствие бывает только два раза в год: одно — в начале осени; другое — в самом начале весны. До осеннего равноденствия нам сейчас нет никакого дела; а вот до весеннего — очень большое. Итак, совершенное равноденствие бывает весеннею порою, когда солнце проходит первую часть знака Овна,которым у астрономов описывается равноденственный круг. Но случается это не в одно и то же время во все годы. Во времена Набонасара оно было под конец вечера 25-го марта; в эпоху Филиппа Арридея — около полудня 24-го числа того же месяца; а в те дни, когда Христос умер за нас,— 23-го, задолго до восхода солнца, или, лучше сказать, около середины той самой ночи; а теперь, в наше время, оно переместилось на 17-й день того же месяца. Я не уточняю ни часа дня, ни части часа. Это нам сейчас и не нужно, и только зря займет время. Так что можно рассчитать накопившуюся за прошедшие годы разницу во времени, а отсюда вычислить и за сколько последующих лет получится один день, и за сколько — еще один, и так далее. Это происходит не от движения Солнца, — ибо оно всегда совершает свой путь одинаково и ровно, — но от счета дней в году, совершаемого нами с некоторой погрешностью. Потому что к тремстам шестидесяти пяти дням мы прибавляем целую четверть одних суток, чего не следует делать. Ибо, как говорит великий Птолемей, должно прибавлять четверть без одной трехсотой части, а не целую. А я сам, по тщательном исследовании, нашел, что следует исключать чуть меньше, чем одну трехсотую, если верны мои расчеты. Если же нет, то оставляю это на рассмотрение будущих астрономов. У меня теперь нет времени это разъяснять. Впрочем, пусть будет по Пто- ломею. Ибо за не очень большое число лет ошибка получится минимальная."

Получаем, что во времена Григоры (примерно 1360 год) весеннее равноденствие 17 марта, а когда Христос умер 23 марта. А погрешность между юлианским годом и тропическим около суток за 128 лет.
Берем погрешность времени суток в одни сутки и получаем, что по Григору Христос умер в 464-720 г н.э. Расчет при этом такой: 1360-128*(23-17)=592 г н.э. (+/- 128 лет)

elena
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 08 ноя 2016, 23:44
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 17 раз

пасхальный отрывок Никифора Григоры

#2

Сообщение elena »

tvy писал(а): 03 янв 2024, 18:21
Никифор Григора позаимствовал этот отрывок у Матфея Властаря из его "Алфавитной Синтагмы", буква П, глава 7 "Святая Пасха":

"Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа;336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца."

Матфей Властарь написал свой труд чуть раньше - в 1335 году.

Помню НХ по этому поводу писали, что Матфей Властарь плохой астроном - ошибся на 5 дней. Так как через 250 лет, ко времени Григорианской реформы, равноденствие было уже 11 числа.

Автор темы
tvy
Модератор
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 20:51
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 22 раза

пасхальный отрывок Никифора Григоры

#3

Сообщение tvy »

Похоже Григора писал раньше, его годы жизни 1293-1360. Может подделали Властаря. Опять же у Властаря есть фраза про расхождение в 1 день за 300 лет. Хотя юлианский календарь расходится с тропическим годом на сутки за 128 дней! У Григоры про 300 лет ничего нет!
Помещу весь отрывок Григоры, меня он (и отрывок, и Григора) впечатлил ясностью ([попадаются цифры с комментариями переводчика]) (не понял про одни сутки через 30 лет, что имеется ввиду):
"13. Думаю, не стоит умалчивать и о случившихся в это время
разговорах касательно праздника Пасхи. Придя однажды
по обычаю во дворец, я застал там одну такую беседу. Детали
я пока опущу, так как их и чересчур много, и не так уж они
необходимы для досужих слушателей (хотя для людей ученых
и они важны и достойны внимания), а сообщу только важнейшую
для нас часть беседы, из которой можно понять самое
главное.
Итак, император завел речь об астрономии и небесных
сферах, о движении блуждающих и не блуждающих [звезд]
и тому подобном, подбрасывая мне повод высказаться. Ведь
он питал ко мне большую благосклонность. Я же, подхватив
инициативу, произнес пространную похвалу этой науке. Ибо
она очистила мое, так сказать, мысленное зрение и представила
мне все другие науки в истинном свете. Без нее все прочие
известные людям искусства и знания поистине суть лишь
набросок. Среди прочего речь зашла и о пасхалии, — которой
я мимоходом коснулся, — что и она является разделом этой
науки. Впрочем, я уже давно намеревался обратить внимание
императора на этот предмет, совершенно неизвестный, как я
доподлинно убедился на деле, для всех, за исключением одних
лишь тех, кто вкусил от трапезы астрономии.
И вот, воспользовавшись случаем, я привел свое намерение
в исполнение, хоть и не избежал при этом разных треволнений.
Ибо [среди присутствующих] были такие, кто доставил
мне много затруднений, с трудом поняв, к чему я веду. И если
бы не царь (он один понимал что я хочу сказать, и, воспользовавшись
случаем, продемонстрировал всем силу и своего
интеллекта), — если бы, говорю, он не выказал мне особенного
радушия и не дал бы дороги моему слову, — то, пожалуй,
я бы, в конце концов, был оттуда подло и бесчестно изгнан,
потерпев несправедливое осуждение, хотя и был прав. Но
поскольку император, как я сказал, дал мне полную свободу
говорить, а присутствующим — слушать, то я прежде всего
заложил, так сказать, фундамент из самых важных понятий,
а потом уже стал строить на нем и доказательства.
«Прежде всего, — сказал я, — нужно точно вычислить
дату весеннего равноденствия, потому что это основание
для всего дальнейшего построения, как мы покажем
ниже; затем — следующее за равноденствием полнолуние.
Полнолунием же мы называем то время, когда целиком
освещено обращенное к нам полушарие луны. Это
бывает, когда пройдет чуть больше четырнадцати дней
после того, как луна сойдется с солнцем в одной и той же
части зодиакального круга, так что оба будут связаны одним
перпендикуляром. А так как наша Пасха следует за
ветхозаветной, а эта последняя — за полнолунием после
равноденствия; то и нам нужно прежде всего исследовать
эти вещи, и тогда наша мысль будет ясной для всех.
Абсолютное равноденствие бывает только два раза
в год: одно — в начале осени; другое — в самом начале
весны. До осеннего равноденствия нам сейчас нет
никакого дела; а вот до весеннего — очень большое.
Итак, совершенное равноденствие бывает весеннею порою,
когда солнце проходит первую часть знака Овна,
282 История ромеев
которым у астрономов описывается равноденственный
круг. Но случается это не в одно и то же время во все
годы. Во времена Набонасара[502] оно было под конец вечера
25-го марта; в эпоху Филиппа Арридея[503] — около
полудня 24-го числа того же месяца; а в те дни, когда
Христос умер за нас,— 23-го, задолго до восхода солнца,
или, лучше сказать, около середины той самой ночи;
а теперь, в наше время, оно переместилось на 17-й день
того же месяца. Я не уточняю ни часа дня, ни части часа.
Это нам сейчас и не нужно, и только зря займет время.
Так что можно рассчитать накопившуюся за прошедшие
годы разницу во времени, а отсюда вычислить и за
сколько последующих лет получится один день, и за
сколько — еще один, и так далее. Это происходит не от
движения Солнца, — ибо оно всегда совершает свой
путь одинаково и ровно, — но от счета дней в году, совершаемого
нами с некоторой погрешностью. Потому
что к тремстам шестидесяти пяти дням мы прибавляем
целую четверть одних суток, чего не следует делать.
Ибо, как говорит великий Птолемей, должно прибавлять
четверть без одной трехсотой части, а не целую.
А я сам, по тщательном исследовании, нашел, что следует
исключать чуть меньше, чем одну трехсотую, если
верны мои расчеты. Если же нет, то оставляю это на
рассмотрение будущих астрономов. У меня теперь нет
времени это разъяснять. Впрочем, пусть будет по Пто-
ломею. Ибо за не очень большое число лет ошибка получится
минимальная.
[502 Набонасар (аккад. Набу-нацир (Nabu-nasir)) — царь Вавилонии
из VIII Вавилонской династии, правил приблизительно в 748-734 годах
до н. э. С его именем связана т. н. «Эра Набонасара»: с первого года его
правления начал свою эру (то есть начальный пункт отсчета хронологических
вычислений) древнегреческий астроном и ученый Клавдий
Птолемей, поскольку ему были известны астрономические наблюдения
только начиная с правления этого царя. Эта эра началась (в переводе на
наше летосчисление) в 12 часов дня 26 февраля 747 года до н. э.
503 Филипп III Арридей (греч. ФьЛишос; Арснбаюд, лат. Philip
Arrhidaeus) — македонский царь, номинально правивший в 323-317 гг. до
н. э., побочный сын царя Филиппа II и сводный брат Александра
Македонского.]

Итак, надо иметь в виду, что, — согласно этому великому,
то есть Птоломею, — чрез каждые тридцать лет
прибавляются одни сутки. Указанная ничтожная часть
дня по прошествии стольких лет делается уже весьма
заметной. За три, четыре, пять, десять и трижды по
столько лет она, по причине крайне малой величины
прибавки, могла бы, конечно, остаться и незамеченой.
Это, конечно же, обнаружили за столько прошедших
лет и прежние астрономы, и с точностью определили
день весеннего равноденствия. Отсюда было произведено
и тщательное исправление пасхалии: это исправление
состоялось еще около 6300-го года от Адама[504]. Но
с тех пор и до нашего времени дело это, я не знаю почему,
остается в небрежении и без исправления. И теперь
люди, принадлежащие к нашей церкви, должны
были бы начинать праздник Пасхи прежде 20-го марта,
а они празднуют ее, начиная с 22-го, что неправильно.
Поскольку мы показали, что день равноденствия зависит
не от чего другого, как от вступления Солнца в знак
Овна; а полнолуние — не от чего иного, как от диаметрального
положения Солнца; а ветхозаветная Пасха —
не от чего иного, как от полнолуния; то совершенно
очевидно, что с переносом равноденствия переносится
и полнолуние, а следовательно и иудейская Пасха,
а вместе с ней должна изменяться и наша. Ибо от этой
[иудейской Пасхи] зависит наша, и за ней должна следовать,
как за своим началом и основанием.
Если бы мы захотели, нам легко было бы исправить
эту ошибку, отбросив чуть более двух суток. Ибо так
астрономическая наука предписывает поступить в отношении
стольких прошедших лет. А не сделать так
будет большой ошибкой. Ведь иногда случается, как
уже неоднократно и случалось, что мы ошибочно полагаем,
будто полнолуние — в воскресенье и первый день
наступающей недели, тогда как оно уже было двумя
днями прежде, то есть в шестой день прошедшей недели;
в таком случае мы будем по ошибке ожидать вместо
[504 792 от Р. X.]
этого воскресного дня другого, и неделю пасхальную
сделаем неделей Христовых страданий. Дальнейшие
последствия такой ошибки ясны для всех. А что эти
правила установлены не просто так и не беспорядочно
и бесцельно, но каждое из них имеет под собой разумное
основание, я сейчас покажу.
Евреи высчитывают полнолуние, следующее за весенним
равноденствием, потому что в это именно время
они заклали агнца и бежали из Египта. Тогда весеннее
равноденствие было 29 марта, а следовавшее за
ним полнолуние — на следующий день, который, по их
счету, был 14 нисана[505], каковой месяц считается у них
первым в году, вместо нашего марта[506]. Ибо не одинаково
с нами и не от одного и того же дня начинают счет
месяцев и лет персы, александрийцы, египтяне, а вместе
с ними и иудеи, но каждый по-своему. Так, александрийцы
полагают начало своего года за три дня до
первого числа нашего сентября. Египтяне — то в один,
то в другой день, и все время по-разному. Персы, мидяне
и индийцы не согласны ни с ними, ни между собою.
Равным образом и иудеи полагают начало своего месяца
нисана то в один, то в другой день нашего марта —
каждый раз по-разному. Исчисляя периоды месяцев
от одного стечения двух светил до другого, они месяц,
содержащий в себе день весеннего равноденствия, называют
нисаном и полагают его первым и началом всех
прочих месяцев, в то время как собственное его начало
не имеет определенной границы.
Ибо Господь некогда сказал Моисею: «Месяц сей да будет
у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между
месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут
[505 Нисан (ивр. |0'D, происходит от аккадского нисану, «первые плоды
») — в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой
гражданского года. В Торе называется Авив. Приблизительно соответствует
марту юлианского календаря и марту-апрелю григорианского.
506 Византийская система летоисчисления «От сотворения мира»
брала за исходную точку пятницу — шестой день творения, вычисленный,
согласно Септуагинте, как 1 марта 5508 года до н. э. Соответственно,
март был первым месяцем года.]

себе каждый из сынов Израилевых по агнцу на семейство.
И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца.
И заколют к вечеру и съедят. И празднуйте день сей
законно, вечно в роды ваши»[507]. Так что в память этого дня
они все время и совершают ежегодный праздник Пасхи;
и не только поэтому, но во образ исшествия из века
настоящего в век грядущий, по подобию исшествия
из Египта. Но так как грядущий век — невечерний,
то говорят, что и день, служащий для этого праздника,
должен быть в некотором смысле невечерним. Таков
именно и бывает день во время полнолуния, когда
обращенное к нам полушарие Луны светит в полную
силу. Ибо тогда по захождении Солнца ему на смену
тотчас же восходит Луна и ни на один час не позволяет
небу над нашими головами становиться темным.
Разумеется, и тогда, в шестом часу того шестого
дня[508], в полную силу светило обращенное к нам полушарие
Луны, отстоявшей тогда от Солнца на сто восемьдесят
градусов. Поэтому-то астрономы и нашли чудесным
и необъяснимым бывшее тогда затмение Солнца.
Ибо оно произошло вопреки естественным законам.
Естественные солнечные затмения бывают тогда, когда
оба светила сходятся в одной части зодиака, и Луна
проходит [прямо] под Солнцем. А чтобы отстоящая от
солнца на сто восемьдесят градусов Луна пошла назад
и прошла под Солнцем — это выше всяких законов
природы. Потому-то астрономы прежде всех и увидели
здесь чудо, и сказали, что это Бог страждет[509]. А людям
неученым это явление не показалось чудесным, но
обыкновенным, которое много раз бывало и в прежние
годы.
Итак, на это полнолуние приходилась Пасха у иудеев;
в это же полнолуние было и равноденствие; и в это
[507 Исх. 12:1-17.
508 Имеется в виду Страстная пятница, день распятия Христа.
509 Аллюзия на место в житии св. Дионисия Ареопагита, где говорится,
что последний, будучи еще язычником и увидев необыкновенное затмение,
воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или
этот мир видимый кончается».]

же полнолуние и Спаситель, как мы сказали, умер за
нас. И, конечно, всем известно, что был третий день после
того ветхозаветного праздника, когда нам явилось
таинство божественного воскресения, и что это был
двадцать пятый день марта. От совпадения этих двух
вещей — то есть [определенного] дня месяца и таинства
воскресения — союз благочестивых [христиан] распадался
на две, три и более частей: одни этот день месяца
считали постоянным и законным временем нашего
праздника; другие, вычислив сначала праздник ветхозаветной
Пасхи, затем на третий от нее день справляли
[празднество] в честь нашего таинства. Отсюда и праздник
делался непраздничным, и происходило немалое
волнение и нестроение в церкви Христовой.
Конечно, если бы третий день после ветхозаветной
Пасхи всегда совпадал с двадцать пятым днем марта,
то это было бы очень хорошо, и праздник был бы всеобщим.
Но поскольку такое совпадение очень редкое
и случается едва раз во много лет, а расхождение одного
с другим — дело едва не постоянное и ежегодное, то
одни упреждали следующее за весенним равноденствием
полнолуние; другие праздновали позже него; а третьи,
оставив без внимания и равноденствие, и агнца
и жертвы, и все ветхозаветные обычаи, считали одну
лишь четыредесятницу, по окончании которой разрешали
пост, в какой бы это день ни случилось. Отсюда
происходило великое смятение и, так сказать, смешение
и разделение языков из-за одного какого-то вопроса.
Да и справедливо ли, чтобы в то время, как одни еще
упражнялись в посте и сострадали страданиям Спасителя,
другие бы наслаждались яствами и сорадовались
Его победе; и те и другие доброе дело совершали бы
не по-доброму, делая одно [христианское общество]
многими, нарушая единомыслие церкви и разрывая
прекрасную взаимную связь?
Итак, приметив такое разделение и нестроение, защитники
благочестия и божественные учители ограждают
этот вопрос, словно неким частоколом, каноническими
постановлениями, законоположив, чтобы ни
один верующий не совершал праздника Воскресения
прежде весеннего равноденствия, но чтобы совершал
его в следующий воскресный день, после иудейской
Пасхи, то есть после полнолуния, которое следует за
равноденствием. Таким образом, каждый верующий
должен тщательно наблюдать полнолуние, которое бывает
за равноденствием, если хочет не нарушать уставов
церкви. Незнание дня полнолуния влечет за собой незнание
и того, который должен быть у нас днем праздничным;
и мы будем словно бедствующие в неизвестном
море на сбившемся с пути корабле, который среди
ночного мрака и бурь, лишившись якоря, далеко носится
от нужной ему пристани».
Император с удовольствием выслушал сказанное мною
и был рад моим объяснениям; он, пожалуй, был готов тут
же произвести и исправление [пасхалии], но, дабы это
не явилось смущением для необразованных людей и не
повлекло бы разделений в церкви, оставил этот вопрос неразрешенным
и даже вовсе не поднятым. «Нелегко, — говорил
он, — обойти всех наших соплеменников, живущих
по всему материку и на островах, и склонить их на такое
исправление; а разделиться и праздновать каждому по-своему,
несогласно с другими, будет не очень-то хорошо». Так
что из двух [зол] он нашел меньшим — ничего не трогать
и оставить дело так, как оно было до нас. Мне же, наоборот,
казалось меньшим противоположное. Ведь если нелегко
склонить всех соплеменников к такому исправлению в один
год, то можно было бы сделать это в два или три года, как
в прежние времена и бывало не раз, о чем мы уже упоминали.
Но по вышеупомянутой причине, мнение императора
пока что взяло верх над нашим. Впрочем, довольно об этом."

Автор темы
tvy
Модератор
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 20:51
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 22 раза

пасхальный отрывок Никифора Григоры

#4

Сообщение tvy »

Кузенков пишет, что:
2 Nicephori Gregorae Historia Romana. T. I / Ed. L. Schopen. Bonn, 1829.
P. 368; ср.: Никифор Григора. История ромеев / Пер. Р.В.Яшунского.
СПб., 2013. С. 283 (русский перевод с ошибками в цифрах!). В действительности никакой реформы на рубеже VIII–IX вв. не проводилось,
и погрешность пасхалии к XIV в. заметно превысила два дня.

Надо смотреть греческий текст (по разным спискам)
Ответить