Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Ответить
Аватара пользователя

Доказано или нет
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 04 янв 2024, 14:10
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 28 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#1

Сообщение Доказано или нет »

В 1896 году в Православном палестинском сборнике №48 было напечатано произведение под названием «Хождение в Иерусалим Русского Архимандрита Агрефения, монастыря святой Богородицы».

Считается, что архимандрит Агрефений совершил паломничество в Святую Землю в 70-е годы 14 века. Его хождение дошло до нас в двух списках 15 и 16 веков.

Изображение

Свой рассказ архимандрит Агрефений начинает с описания своего маршрута из Руси и далее в Царьград.

Изображение

Историки комментируют маршрут Агрефения по-разному. Например, Житенев С.Ю. в своей работе "История русского православного паломничества в X-XVII веках" даёт следующие пояснения:
…Если проследить путь нашего паломника по карте, то маршрут покажется несколько парадоксальным. Из Москвы он пошёл в Тверь (т.е. на северо-запад), из Твери в Смоленск (т.е. резко на юг), а из Смоленска в Минск (т.е. круто на запад), из Минска же наш архимандрит направился в Великий Новгород (т.е. снова на север), а уже оттуда снова на юг — в Великие Луки и далее в Витебск...
Парадоксальность и неестественность маршрута Агрефения, о которой говорит С. Ю. Житенев, сразу же бросается в глаза, если наложить этот маршрут на карту.

Изображение

Со своей стороны С. Ю. Житенев предлагает следующее объяснение логики архимандрита:
…Можно предположить, что архимандрит Агрефений показывал предполагаемому читателю несколько разных маршрутов, которые могли начинаться и в Москве, и в Твери, и в Смоленске, и в Великом Новгороде, но все они сходились к Друцку и Слуцку. Вероятно, эти маршруты, по мнению архимандрита Агрефения, могли быть наиболее безопасными и оптимальными путями в обход Киева. При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство: маршрут путешествия архимандрита Агрефения проходил по территории в то время ещё православного Великого княжества Литовского. Далее от Слуцка маршрут архимандрита Агрефения шёл по Днестру в устье, к городу Белгороду и далее морем к Царьграду…
Другую трактовку маршрута дает Е. И. Малето в своей книге «Антология хожений русских путешественников XII-XV века»:
…Неоднократно использовался и другой сухопутный путь, ориентированный на Белгород-Днестровский (Аккерман или Монкастро). Одно из самых ранних свидетельств о использовании этого пути (от 1370 г.) содержится в записках о путешествии Смоленского архимандрита Агрефения (из Москвы в Тверь и Смоленск к Белгороду-Днестровскому и далее в Константинополь). Агрефений указывает и дорогу в Белгород-Днестровский, начинавшуюся от Великого Новгорода (она шла через Великие Луки на Витебск, Друцк и Слуцк)…
То есть, по мнению, Е. И. Малето архимандрит Агрефений описал в своем рассказе два независимых пути до Иерусалима: с началом из Москвы и от Великого Новгорода. Но тогда сразу возникает вопрос: если это два маршрута, а не один, то почему первый из них обрывается в Минске (см. карту маршрута выше)? И кроме того, зачем, тверскому или смоленскому архимандриту, коим его считают историки, описывать путь из Новгорода, если он ходил другим?

Еще одно объяснение маршрута архимандрита Агрефения содержится в книге М. В. Фехнера «Торговля Русского государства со странами Востока»:
…В «Хождениях» Аграфенья...обозначен путь в Царь- град. Он шел из В. Новгорода через В. Луки на Минск — Слуцк и Белград; из Верхних Лук шли на Слуцк так же через Витебск…
Очевидно, что эта трактовка не соответствует тексту хождения Агрефения, где Минск указан перед В. Новгородом, а не после него.

Все приведенные выше трактовки маршрута архимандрита Агрефения, на мой взгляд, слишком надуманы. Маршрут Агрефения сразу же станет понятнее и естественнее, если предположить, что часть его, начиная с Великого Новгорода и заканчивая Друцком, является поздней вставкой в оригинальный текст. Вот эта вставка выделена красным.

Изображение

В пользу версии о позднем добавлении выделенного текста можно привести следующие аргументы:
  • В описании маршрута Агрефения отсутствует переход от Минска до В. Новгорода. То есть, в тексте нет слов «от Меньска до Великаго Новогорода…», как в случае с другими городами на маршруте.
  • Указанное в тексте расстояние от Друцка до Слуцка не соответствует действительности. В реальности расстояние от Друцка до Слуцка составляет более 230 верст (более 250 км.), а не 90, как написано в тексте.
  • Если эту вставку в текст удалить, то 90 верст, обозначенные в последнем переходе до Слуцка, как раз будут соответствовать расстоянию от Минска до Слуцка. То есть, возможно, в оригинальном Хождении было написано «От Меньска до Слоучка 90».
Также можно обнаружить, что расстояние от Смоленска до Минска, указанное как 200 верст (половина от 400), в реальности составляет 350 км (330 верст). Здесь можно предположить, что изначально это расстояние (половина от 400) относилось к пути от Смоленска до Друцка, который находился как раз примерно на полпути до Минска. То есть, в тексте Хождения изначально могло быть написано «От Смоленьска до Дрютьскаго – пол 4ста, от Дрютьска до Меньска – …, от Меньска до Слоучка 90».

Далее, в тексте Хождения после Слуцка идет «Белагород», до которого, судя по тексту, 500 верст. Историки не могут прийти к однозначному выводу какой «Белагород» имеется в виду. Предлагаются варианты в виде Белгорода в России, Белграда в Сербии или Белгорода-Днестровского на Украине.

На мой взгляд, под Белагородом имеется в виду Белгород – Днестровский, так как расстояние от него до Стамбула (Царьграда) соответствует тексту хождения Агрефения (500 верст морем). Но при этом, расстояние от Слуцка до Белгорода-Днестровского все равно не совпадает с указанным в тексте (тоже 500 верст).

Отдельный вопрос - существовала ли в время паломничества Агрефения (1370 г.) Москва. Согласно гипотезе авторов Новой Хронологии Москвы в 14-15 веках, как города и столицы России, еще не было.

В итоге с учетом высказанных выше соображений и необходимых корректировок получаем следующий, предположительно оригинальный маршрут архимандрита Агрефения.

Изображение

Целью же вставки куска маршрута с В. Новгородом, на мой взгляд, было намерение дополнительно «подтвердить» нахождение летописного Великого Новгорода на реке Волхов.

Вывод:

Вероятно, при переписывании оригинального источника в текст паломничества архимандрита Агрефения в Иерусалим был искусственно и не очень аккуратно добавлен кусок с В. Новгородом в качестве еще одного «доказательства» нахождения летописного В. Новгорода на реке Волхов.


Дзен-канал "Доказано или нет?"

Алистейн
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 61 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#2

Сообщение Алистейн »

Доказано или нет писал(а): 01 фев 2024, 13:26 Далее, в тексте Хождения после Слуцка идет «Белагород», до которого, судя по тексту, 500 верст. Историки не могут прийти к однозначному выводу какой «Белагород» имеется в виду. Предлагаются варианты в виде Белгорода в России, Белграда в Сербии или Белгорода-Днестровского на Украине.
Существовал еще один Белград, как раз в 500-тистах верстах от Слуцка. Это белокаменый град под Киевом, резиденция русского князя : "…и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Бела-града, обесися сине мъгле;" (Слово). Скорее всего именно через него нужно проводить маршрут. А так вполне все логично и по поводу поздней вставки особенно.
Аватара пользователя

Автор темы
Доказано или нет
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 04 янв 2024, 14:10
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 28 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#3

Сообщение Доказано или нет »

Алистейн писал(а): 01 фев 2024, 13:58 Существовал еще один Белград, как раз в 500-тистах верстах от Слуцка
Я рассматривал этот вариант. Но тогда от этого Белагорода, нынешней Белогородки под Киевом, до Царьграда не 500 верст морем, как дальше по тексту указано, а больше и к тому же по Днепру, про который тоже ничего не упомянуто. Но как вариант, да, согласен.

Алистейн
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 61 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#4

Сообщение Алистейн »

Доказано или нет писал(а): 01 фев 2024, 14:08 до Царьграда не 500 верст морем, как дальше по тексту указано, а больше
А не могло там быть сказано что: "до Белых Градов по 500 верст"?, а подправили и это? Киев как раз посередине.
Аватара пользователя

Автор темы
Доказано или нет
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 04 янв 2024, 14:10
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 28 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#5

Сообщение Доказано или нет »

Алистейн писал(а): 01 фев 2024, 18:15 А не могло там быть сказано что: "до Белых Градов по 500 верст"?
Не знаю. Наверное, в той части маршрута тоже что-то подправили.

Nikol
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 21 дек 2021, 19:23
Откуда: Торонто
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 39 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#6

Сообщение Nikol »

Доказано или нет писал(а): 01 фев 2024, 13:26 в 70-е годы 14 века.
А в какой Иерусалим в конце концов пришел паломник? По описанию непонятно. Из знакомых названий только остров Родос. Если он на самом деле путешествовал в в 70-е годы 14 века, то путь его должен был закончиться в Константинополе, который тогда еще не существовал. В 16-17 веке он пошел бы в Иорданию, в Джераш. Если же в Палестину, в современный Иерусалим, то этот текст очень поздний, 19 века.

Владиmir З
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 74 раза
Поблагодарили: 54 раза

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#7

Сообщение Владиmir З »

Интересно, почему Житенев считает, что архимандрит шел в обход Киева? Что там для него было опасного? Тем более и обойти Киев можно было намного более прямым путем - от Москвы на юг через Тулу и Харьков. Но раз историки пустили его в такой обход, значит хотели, чтобы было понятно, что на юге - татарские земли. Интересно, каким путем двигался монах Даниил, который Голгофу описывал? Кто-нибудь читал его заметки?
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально

Игорь Губерман
Аватара пользователя

Автор темы
Доказано или нет
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 04 янв 2024, 14:10
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 28 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#8

Сообщение Доказано или нет »

Nikol писал(а): 01 фев 2024, 23:53 А в какой Иерусалим в конце концов пришел паломник?
Заявлено, что в Иерусалим в Палестине. Но детально описание его в тексте с современным Иерусалимом я не сверял.
Иерусалим.png

Nikol
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 21 дек 2021, 19:23
Откуда: Торонто
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 39 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#9

Сообщение Nikol »

Доказано или нет писал(а): 02 фев 2024, 10:49 Заявлено, что в Иерусалим в Палестине. Но детально описание его в тексте с современным Иерусалимом я не сверял.
Судя по указанным расстояниям – это современный Иерусалим в Палестине. Названы современные Рамла, Газа в привязке к Яффе. Фальшивая гора Синай уже на Синайском полуострове в 15 днях пути. Видимо, текст редакции 19 века.

Алистейн
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 61 раз

Каким путем Агрефений ходил в Иерусалим?

#10

Сообщение Алистейн »

Доказано или нет писал(а): 01 фев 2024, 13:26 Вероятно, при переписывании оригинального источника в текст паломничества архимандрита Агрефения в Иерусалим был искусственно и не очень аккуратно добавлен кусок с В. Новгородом в качестве еще одного «доказательства» нахождения летописного В. Новгорода на реке Волхов.
Вообще-то весь маршрут странный, если его начло - Тверь и далее следовало идти по направлению к Босфору. Каким образом этот Агрефений сиганул прямиком от Твери к Смоленску, когда там до сих пор дремучие леса. Ему бы надо было вначале добраться до Зубцова, а далее натоптанный дорогой по Вазузе и Днепру до Дорогобужа и вдоль Десны до Киева. Зачем он крюк проделал в Белую Русь? Или только ради того, чтобы по Старой Смоленской дороге погарцевать. Да и был ли Минск в те времена на карте? В общем, похоже все на пустышку, с претензией на "историчность". Но вот про Иерусалим этот писарь уже очень хорошо знал, и карты у него под рукой свеженькие имелись. Неужели Агрефению не пришло в голову добравшись до верховий Днепра сесть в лодку и до моря Русского прямиком доплыть?
Ответить