Ахиакар/Акир Премудрый и эпоха Ивана Грозного

Свободный форум.
Ответить

Markgraf99-
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 53 раза

Ахиакар/Акир Премудрый и эпоха Ивана Грозного

#1

Сообщение Markgraf99- »

// Ахиакар
Упоминание в Библии
Ахикар и его племянник упоминаются в книге Товита :
И пришел Ахиахар и Насвас, племянник его... — Тов. 11:17
В 14 главе сообщается, что родственником Ахиакара был Аман, который по сюжету вполне может быть отождествлён с Навадом:
Сын мой, смотри, что сделал Аман с Ахиахаром, который воспитал его: как он из света привел его в тьму и как воздано ему. Ахиахар спасен, а тот получил достойное возмездие — сошел во тьму. Манассия творил милостыню, и спасен от смертной сети, которую расставили ему; Аман же пал в сеть и погиб. — Тов. 14:10 //

Т.е. события "Повести об Акире Премудром", он же Ахикар/Ахиахар, возможно также вращаются вокруг "истории Есфири-Елены" при Иване Грозном?
//Бездетный мудрец и советник царя Синагрипа (Сеннахерима) Акир усыновляет племянника Анадана. Но Анадан не оправдывает надежд отца, он «возмущает» его дом, расточает его имущество, «без милости» бьет на глазах у Акира его любимых рабов. Акир тщетно пытается укротить Анадана и даже жалуется на него царю. Все это пугает юношу: он встревожен, что Акир может завещать свои богатства другому племяннику, его брату, и решает погубить приемного отца. Для этого он пишет подложные письма...
..Анадан..предается веселью, пирует, истязает слуг Акира, пристает с гнусными домогательствами к своей приемной матери...
Ему удается оклеветать Акира и добиться его казни (не совершившейся лишь благодаря хитрости осужденного и благородству его палача), завладеть богатством дяди, войти в расположение к царю. И тем не менее Анадана постигает полная неудача: Акир оказывается жив, царь Синагрип скоро убеждается в никчемности своего фаворита, когда тот не смог выполнить задание египетского царя, и в конце концов Анадан умирает постыдной смертью — лопается, не выдержав новых наставлений и язвительных упреков, которые обрушивает на него Акир.// (цит. по книге "Истоки русской беллетристики", 1970 г., стр. 165-168)

В третьей редакции "Повести об Акире", описывая её отличия, отмечают, что "16) наказание, которому Акир подвергает Анадана, несколько изменено: он приказывает сделать трость, налитую оловом (по одному списку три медных прута) и делает распоряжение, чтобы каждый проходящий мимо палаты Акира бил этой тростью (или прутами) Анадана по голове." (там же, стр. 172-173). Здесь возможно соответствие с гибелью Амана - сына Ивана Грозного, который был тяжело ранен посохом в голову или жезлом в ухо (см. ФиН "Библейская Русь", глава 7.8).
В четвёртой редакции (Р) повесть приобретает традиционный сказочный эпилог: умирая, царь Синограф «свое царство Алевитское и Анизорское советнику своему отказал, Акирю Премудрому. Акирь же царствовал после царя Синографа много и с царицею своею Феодулиею». (там же, стр. 178) Т.е. по этой версии, Акир был царём (Иван Грозный?). Его жена Феодулия, оказавшаяся в опале при Анадане (который приставил её пасти верблюжьи стада), но затем вернувшаяся к Акиру, - возможно отражение опалы царицы Софья Палеолог, жены "Ивана Грозного".

Спасение Акира от казни имеет параллели с историей Геродота о спасении Креза от казни Камбиса, т.е. митрополита Филиппа при Грозном, см. ФиН "Ермак-Кортес", ч.2, гл. 5.13.
Высказывают мнение, что Ахиахар в книге Товита 11:17 - это Ахиор книги Иудифи, но согласно ФиН, изменник Ахиор - это князь Андрей Курбский, т.е. снова эпоха Грозного.
Царь Ассирии Сеннахерим - возможно один из царей эпохи Грозного? Он тоже хотел нарушить порядок наследования, отдав предпочтение младшему сыну от второй жены.

Sennacherib: Conspiracy, murder and succession

http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Def ... i-1970.pdf

Есть легенда о том, что царь Синхариб (IV век) сошёл с ума, казнив сына, а потом излечился (Иван Грозный?): Святой Бехнам

Автор темы
Markgraf99-
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 53 раза

Повесть о Басарге

#2

Сообщение Markgraf99- »

В "Повести о Басарге" царь Несмеян Гордый, "законопреступник латинской веры", не отражение ли Ивана Грозного и ереси жидовствующих? Сославший в заточение патриарха Анфилофия (митрополита Филиппа?).

//В основе этого русского литературного памятника, созданного в конце XV — начале XVI в., лежит, по-видимому, устное греческое сказание о царе «латинской веры», отражавшее чаяния греческого населения восточных провинций Византии, оккупированных крестоносцами. Первоначальная редакция русской повести несет на себе еще значительное количество черт иноземного источника: действие в ней приурочено к Антиохии, Басарга назван греческим купцом и т. п. Но уже на раннем этапе литературной жизни повести Антиохия заменяется неназываемым сказочным царством, в котором люди «русской веры» терпят притеснения царя-язычника, Басарга становится русским купцом, киевлянином и т. д. В основе фабулы повести — популярный в литературе разных народов сюжет, носящий в сравнительном литературоведении условное обозначение «император и аббат», хорошо известный советскому читателю по балладе С. Маршака «Король и пастух». Сущность сюжета заключается в том, что скромный, никому неизвестный человек отгадывает предлагаемые властелином мудреные загадки, спасая этим от гибели себя или другого человека.//

http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il2/il2-3402.htm?cmd=p Скрипиль М. О. Повесть о Басарге
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5075 Повесть о Басарге и о сыне его Борзосмысле Дмитриевиче

King John and the Bishop

//Баллада «Король Джон и епископ» описывает собирательные фольклорные образы короля и епископа, сформировавшиеся под влиянием таких реальных исторических событий как борьба Иоанна Безземельного (имя которого носит король в балладе) с архиепископом Кентерберийским Стефаном Лэнгтоном, а также конфликт Генриха II с Томасом Бекетом (XII век) и реформация в Англии, когда Генрих VIII в 1530 году казнил кардинала Уолси[2].// Кардинал Уолси/Вольсей, согласно ФиН, отражение Ивана Молодого.
Ответить