Считали ли монголы десятками?

Научный форум официального сайта проекта "Новая Хронология".
На НАУЧНОМ ФОРУМЕ обсуждаются вопросы, связанные только с хронологией и реконструкцией истории.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.

Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#16

Сообщение Воля »

Настоящей сенсацией считают специалисты обнаружение в 1970 г. т. н. «монгольских законов на бересте» конца XVI – начала XVII вв., 8 которые с тех пор были сначала опубликованы на монгольском языке Х. Перлээ, а впоследствии переведены на русский и исследованы А. Д. Насиловым. 9 Этот правовой свод, сегодня известный в научном обороте как «Восемнадцать степных законов», также действовал в Халхе и регулировал [121] различные сферы правоотношений – политическую, административную, религиозную, семейно-правову, уголовную и др.

Например, «Улаан хацарт», собрание судебных решений монгольского правительства за 1820–1913 гг., считается исследователями вторичным, поэтому, несмотря на то, что он был опубликован (правда, на монгольском языке), специалисты ограничиваются кратким упоминанием его в своих работах. 12 Ждет изучения также и «Новое монгольское уложение» («Свод законов Автономной Монголии»), составленное в 1915 г. и являющееся последним по времени памятником традиционного монгольского права. Этот свод (главы или «тетради» 1–15, 17–34) хранятся в Институте восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург), 13 однако весьма редко становится объектом исследования. 14

Таким образом, источниками для формирования наших представлений о традиционном монгольском праве строятся на основании:

1) «Белой истории», содержащей преимущественно религиозные и лишь отчасти государственно-правовые и административно-правовые нормы;

2) «Восемнадцати степных законов», действовавших в Халхе (современная Монголия);

3) «Их цааз», применявшихся у ойратов и калмыков и

4) «Халха Джирум», как и «Восемнадцать степных законов», применявшихся в Халхе.

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#17

Сообщение Воля »

В настоящей работе мы намерены привлечь внимание исследователей еще к одному источнику – Уложению Алтан-хана, монгольского правителя Тумэта, созданному в последней трети XVI в.


Во-первых, хронологически этот акт был принят еще до «Восемнадцати степных законов» и, таким образом, является наиболее ранней из известных нам монгольских кодификаций пост-имперского периода. Во-вторых, его создатель Алтан-хан правил в Тумэте (сегодня это территория Внутренней Монголии – автономного района в составе КНР), т. е. этот свод законов применялся [122] южными монголами, о праве которых нам до сих пор практически ничего не было известно – в отличие от западных (ойратов) и восточных (Халха). Личность и политическая деятельность создателя Уложения, одного из выдающихся правителей позднесредневековой Монголии, заслуживают того, чтобы сказать о нем несколько слов.

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#18

Сообщение Воля »

Алтан-хан: краткая биографическая справка. Монгольский деятель, вошедший в историю как Алтан-хан (его собственное имя было, согласно китайским источникам, Амда или Аньда), прожил долгую жизнь: он родился в 1507 и умер в 1582 г. Он был вторым сыном Барс-Болада, правителя Тумэта и Ордоса, который, в свою очередь, приходился третьим сыном Даян-хану – потомку Чингис-хана в 15-м поколении, последнему хану единой Монголии. Отец Алтан-хана некоторое время был регентом Монголии в малолетство легитимного хана-сына своего старшего брата и даже сам попытался занять трон, однако потерпел поражение в борьбе с повзрослевшим племянником и был вынужден до конца жизни довольствоваться титулом джинонга (кит. «цзинь-ван») и областями Ордоса и Тумэта, которые после его смерти (ок. 1531 г.) поделили между собой его семь сыновей. 15 Алтан-хан, будучи лишь вторым сыном третьего сына монгольского хана, вряд ли имел шанс рассчитывать на видное место в монгольской правящей иерархии, однако, благодаря своим личным качествам, он довольно быстро выдвинулся на ведущие позиции и стал самым могущественным правителем в раздробленной Монголии.

В течение многих лет Алтан-хан совершал набеги на племена ойратов и урянхайцев, на Восточный Туркестан (Турфан и др.) и в особенности на Китай, благодаря чему он намного чаще, чем другие монгольские правители, упоминается в китайских источниках. Первый поход на Китай он возглавил еще при жизни отца, в 1523 г., когда ему самому было всего 16 лет. 16 После этого он несколько десятилетий беспокоил Китай своими набегами, а в 1550 г. дошел даже до Пекина. 17 Впрочем, Алтан-хан рассматривал Китай не только как объект для грабительских набегов, но и как торгового партнера. Уже в 1541 г. он впервые попытался заключить с китайцами мир и добиться разрешения на торговлю в пограничных районах, однако только десятью годами позже, в 1551 г. мирный договор был подписан и то ненадолго: год спустя Алтан-хан, недовольный его условиями, возобновил набеги. 18 Только в 1570 г. между ханом и Китаем был подписан окончательный мирный договор, в соответствии с которым Алтан-хан получал китайский титул шун-и-вана (или сюй-вана, «Покорного князя») и право на торговлю с китайскими пограничными регионами. С этого времени он уже не воевал с Китаем и даже пытался удерживать от войны с ним других монгольских князей. 19 [123]

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#19

Сообщение Воля »

Официально из истории:
Был Золотой хан - Алтын-Алтан - хан - манчужрский-Джурдженьский, а потом стал монгольский (!?)
Была империя Золотая Цзинь - Манчужрская-джурдженьская, потом стала династия Юань - то же Золотая, но стала монгольская, а потом снова Золотая - Цзинь и снова манджурская-джурдженьская, ...

Алтын-хан
Алтан-хан (монг., буквально — золотой хан; тюркское Алтын-хан) — в XIII веке титул, которым монголы называли императоров чжурчжэньской империи Цзинь.
В XVI веке титул князя тумэтов (собственное имя Анда) (Южная Монголия).
В XVII веке титул князей народности хотогойтов (Северо-Западная Монголия), младшей ветви Дзасагту-ханов.

По мнению исследователей, Алтан-хан долгое время терпел неудачи в переговорах с Китаем, потому что лишь правителем Тумэта, т. е. вассалом монгольского хана, и китайские власти отказывались вести дела с несамостоятельным субъектом международного права. Поэтому он настойчиво добивался от монгольского хана Дарайсуна присвоения ему титула шитну-хана («малого хана»), который и был дарован ему в 1548 г. 20 Отметим, впрочем, что получение ханского титула не слишком помогло Алтан-хану в переговорах с китайцами: как уже отмечалось, они только в 1570 г. пошли на признание его в качестве равноправного дипломатического партнера.

Однако в самой Монголии статус Алтан-хана после получения ханского титула стал неуклонно возрастать. Будучи ханом (хотя и «малым»), он счел необходимым построить себе постоянную ставку – город Хух-Хото. 21 Этот город был первым крупным стационарным поселением в Монголии, основанный после распада империи Чингис-хана, поэтому неудивительно, что он вскоре стал крупнейшим центром ремесла и торговли. 22

Несмотря на то, что положение самого Алтан-хана укреплялось, он не мог не видеть, что Монголия неуклонно распадается на отдельные полунезависимые уделы, и ни один из правителей, потомков Чингис-хана не в состоянии сплотить их, какими бы выдающимися личными качествами он ни обладал. Возникла настоятельная необходимость найти новый фактор объединения страны и легитимации своего права стать ее объединителем, и такой фактор был найден в виде буддизма. 23 В 1571 г. Алтан-хан «проникся светом учения», стал оказывать покровительство буддийским проповедникам в Монголии, а в 1576 г. он пригласил к себе самого высшего иерарха буддийской религии – Далай-ламу III из Тибета, который прибыл в Тумэт в следующем, 1577, году. 24 В ходе этой встречи Алтан-хан признал Далай-ламу главой буддийской церкви Монголии, а тот присвоил ему титулы Гэгэн-хана («просвещенного хана») и Номун-хана («владыки веры»). 25 Таким образом, титул Алтан-хана и его право на власть были освящены авторитетом высшего духовного иерарха буддийской веры, что существенно выделило его среди других монгольских князей-Чингизидов.

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#20

Сообщение Воля »

Визит Далай-ламы в Монголию стал событием в масштабе не только Тумэта, но и всей страны в целом. На встречу с буддийским иерархом приезжали и правители других монгольских областей. 26 В результате факт встречи Алтан-хана с Далай-ламой был зафиксирован не только в общемонгольских [124] летописях, но также и в «локальных» хрониках – «Истории Эрдэни-Дзу», 27 составленной под патронажем правителей Халхи (дальних родственников Алтан-хана), «Хрустальном зерцале» Джамбадоржи, который был приверженцем потомков даже не Чингис-хана, а его брата Хасара, 28 в летописях бурят, которые вообще имели весьма отдаленное отношение к Алтан-хану, 29 и даже в тибетских исторических сочинениях. 30 Авторитет Алтан-хана в делах веры был настолько высок, что когда в Халхе был возведен монастырь Эрдэни-Дзу (на сегодня – самый почитаемый монастырь в Монголии), его первый настоятель был назначен по рекомендации тумэтского правителя. 31 Еще более существенным последствием просветительской деятельности Алтан-хана стал тот факт, что следующим первосвященником Тибета стал его родной правнук – Далай-лама IV Йондан Джамцо (1586–1616). 32

Поскольку с распространением буддизма в Монголии оказался связан именно последний период жизни Алтан-хана, в монгольской и тибетской историографии он остался светочем «желтой веры» (так в монгольской традиции назывался буддизм). Не случайно его биография, являющаяся первым монгольским летописным сочинением, созданным после падения Монгольской империи, 33 носит название «Эрдэни тунумал нэрэту судур» («Сутра под названием “Драгоценный осадок”) или «История Алтан-хана Чакравартина», т. е. написано в стиле жизнеописаний буддийских подвижников. 34 А между тем, в личной жизни Алтан-хан особым благочестием не отличался. Например, около 1569 г. его внук Багань решил жениться, но старый 60-летний хан прельстился красотой его невесты и, отняв ее у внука, сам взял в жены. Обиженный внук бежал к китайцам, где получил удел и служил в ведомстве, отвечающем за отношения с Монголией. 35

Потомки Алтан-хана продолжали управлять Тумэтом с титулом шитну-ханов до 1636 г., когда Омбо, потомок Алтан-хана в 6-м поколении, был лишен этого титула маньчжурами – новыми властителями Монголии. С этого времени потомки Алтан-хана носили только титул тайджи, однако сохранили власть над Тумэтом. 36

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#21

Сообщение Воля »

Итак, о жизни и деятельности Алтан-хана известно преимущественно из официальных китайских хроник или монгольских исторических сочинений, написанных учеными ламами – буддийскими монахами. Поэтому хан предстает перед нами, прежде всего, как предводитель беспрестанных набегов на Китай (а затем – покорный вассал императоров династии Мин) и как просветитель Монголии, активно боровшийся за установление [125] и укрепление в ней буддийской религии. Приводимый ниже правовой памятник позволяет делать выводы о еще одном направлении его государственной деятельности – законотворчестве, которое также традиционно являлось прерогативой ханов.

Время создания Уложения Алтан-хана неизвестно. Современный биограф Алтан-хана Ж. Урангуа высказывает предположение, что они были разработаны между 1572 и 1582 гг., 37 однако никаких указаний на время их создания ни в самом памятнике, ни в других источниках не имеется. Только преамбула Уложения позволяет сделать вывод, что завершение работы над ним относится к тому времени, когда Алтан-хан уже активно занимался распространением в Монголии буддизма и, по-видимому, принятие новых законов должно было ознаменовать также и изменения в системе правовых ценностей монголов.

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#22

Сообщение Воля »

Общая характеристика памятника. Рукопись Уложения Алтан-хана на тибетском языке хранится в Ливерпульском городском музее. Монгольский вариант памятника до нашего времени не сохранился, поэтому высказывались предположения, что Уложение было изначально написано по-тибетски. 38 Впервые факсимиле рукописи было подготовлено к печати немецким ученым В. Хайссигом (W. Heissig) и опубликовано Р. О. Майзецалем (R. O. Meisezahl) в каталоге рукописей Ливерпульского музея без каких-либо комментариев относительно истории создания и обнаружения документа. 39

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#23

Сообщение Воля »

Меня спросил Фёдор в другой подгруппе, кто такие монголы?

Дам ответ цитатами из

Славянский сборник Н.В. Савельева-Ростиславича.

со ссылкой на Бичурина, Морошкина, Венелина, Вельтмана

Имя Гуновъ, смутившее Дегиня, объяснено мною въ Предисловіи къ Историко- Критическимъ изслѣдованіямъ Ө. Л. Морошкина. Повторю прежде сказанное. А. Ө. Вельтманъ давно уже замѣтилъ , что нашъ Русскій народъ , по свидѣтельству Арабовъ , всегда отличался необыкновенно большимъ ростомъ, въ сравненіи съ другими народами; почему имя Руси, Rise , перешло у Скандинавовъ въ значеніе великановъ. Венелинъ объяснилъ, что имя Obr'овъ, ohrin, obr, на западно-Славянскихъ нарѣчіяхъ значить великанъ ; разбирая Исторію сѣверо-восточной Европы я показалъ значеніе имени Ниповъ, согласно сь миѣніемъ знаменитаго Гримма, что hun, hune, на древне-сѣверномъ Нѣмецкомъ парѣчіи значить великанъ. He ясно ли теперь, отчего Скандинавы звали нашу Россію, какъ землю людей рослыхъ по преимуществу, Rise- land и Chuni-gard ? Удивляться ли послѣ того, что жителей пашей Руси южные Европейцы звали Нип'ами и Obrʼами? Они получали свѣденія о нашей сторонѣ двумя путями, Дунайскимъ и Рейнскимъ : первымъ отъ Слави вотъ вамъ Obri, вторымъ отъ Нѣмцовъ, Скандинавовъ - и вотъ вамъ Huni: и то и другое равно значать исполины, великаны, рослые, т. е. просто Россіяне.

Монгольскіе Хюнъ-ну, по свидѣтельству Китайцевъ, никогда не оставлявшие Монголии, не имѣют никакого отношенія к Европейским Великанам ( по западно - славянски Obr'амъ , по - пѣмецки Hun' ам ), то есть обитателям древней Россіи. Дегиня обмануло случайное созвучіе двух слов, принадлежащих к двум совершенно различнымъ языкамъ. Знаменитый соотечественник наш, О. Іакинф, Бичуринъ еще въ 1828 году указал источник всей кутерьмы Дегиния, потащившаго Монгольскихъ Хюнъ-ну в Азію, и своевольно превратившаго одни племена в другія. Въ отвѣтѣ г. Клапроту, помѣстньшему свои замѣчанія к Французскому переводу « Путешествія Тимковскаго въ Китай чрезъ Монголію» , О. Якинѳъ пишитъ:

« Дегинь опустил из виду важную истину, что Монголія, извѣстная в продолженіи ХХ вѣковъ под разными названіями, заимствовала оныя не от народов, а от Домов, обладавшихъ ею» ( 1 ). Прислушайте еще, господа: «Дегин темно понимал Китайскую Исторію, из которой почерпал матеріалы для своего творенія; оттого показались ему прерывчивости в цѣпи происшествій. Желая связать их своими догадками, он, безъ дальних соображеній, поставил Гунновъ, Турковъ и Монголовъ главными народами в Монголіи, от которых произвел множество других отраслей в Азіи, и Даже нашихъ Донскихъ Казаковъ. Абель-Ремюза и Клапрот нашли недостатки в Дегиневом расположении народов Монголии; но вмѣсто того, чтоб обратиться къ Китайской Исторіи, как единственному источнику свѣденій о Монгольском народе, сами пустились в догадки» (*) , а каковы эти догадки , можете судить уже из одного того , что « в исторіи Монгольскаго народа цѣпь происшествій противоположна их несвязной системѣ ( 5 ). »

Заставивъ Гуновъ изъ Русскихъ Славянъ (именно, изъ Великороссіянъ и Болгаръ) превратиться въ Чухонцевъ Уральскихъ, и потомъ въ качествѣ Чухновъ, перемѣшаться съ Турками, -Шафарикъ, подобно прежнимъ писателямъ, приказываетъ другимъ народамъ во второй половинѣ Ѵ-го вѣка истребить и послѣдніе « слабые остатки Гуповъ» (3 ) ; въ удостовѣреніе-жь этого (небывалаго) истребленія приводить Клапротовы Tableaux de l'Aѕіе и Тунмановы Untersuchungen über die Geschichte der östlichen europäischen Völker. Притомъ, какъ вѣрить этому мнимому истребленію Гуновъ во второй половинѣ V-го вѣка, когда Егингардъ, секретарь Карла Великаго, подробно описываеть войну своего государя, въ послѣднихъ годахъ VIII столѣтія ( !), съ Гунами, владѣвшими тогда Паннонією ( 4 ) ; когда лѣтописецъ Салисбургскій , въ IХ вѣкѣ , также говорить о войнѣ Карла Великаго съ Гунами ( 5 ) ; когда изъ Византійцевъ мы узнаемъ , какъ Повелители Паннонін, цари Гуновъ , принимали крещеніе: одинъ при Юстиніанѣ , въ половинѣ VI вѣка (6) ; другой при Иракліи , въ началѣ VII ( 1 ) ; а князья Гуновъ, даже до начала IX-го вѣка ( 1 ) постепенно принимали св. крещеніе, и нѣкоторые для сей цѣли сами пріѣзжали въ Константинополь.
Последний раз редактировалось Воля 25 июл 2024, 12:16, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#24

Сообщение Воля »

и ещё от Бичурина, который много написал о монголах:

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

ЗАПИСКИ О МОНГОЛИИ
Часть II.
Содержащая в себе Статистическое обозрение Монголии.

https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... text13.htm

Часть II.

Содержащая в себе Статистическое обозрение Монголии.

Политическое разделение Монголии.

"Монголия получила сие название от Татаньского поколения, именуемого Монголь (Муньчжуры и Китайцы выговаривают сие слово Монгу), в котором родился Чингис-Хан, соединивший Монгольские поколения в одно политическое тело. Сие название не есть утвержденное государственным постановлением, но введенное и укорененное народным употреблением. Собственно называлась она Татань (Татань есть Маньчжурское слово; в переводе значит шалаш. До покорения Чингис-Ханом всей Монголии Татанию называлась одна Халха), и носила сие название (с XI-го века) до того времени, как Xубилай с принятием Китайского престола принял для своего Дома наименование Юань, которое распростер купно и на Китай и на Монголию. Потомки Чингисовы, по выходе из Китая, вскоре потеряли Восточную и Южную Монголию; и название Юань оставалось только в Xалхе и Чжуньгарии. В начале XV-го века Xан Гольци опять назвал Монгольский народ прежним именем Taтань. В XVI-м столетии Тананьцы заняли Чахар, по которому Xан их Боси сим же именем назвал и народ свой. Сим образом [129] имена Татань и Юань исчезли.

Я так понял Бичурина, что название монголы получили несколько поколений Татаней, которые жили в начале 13 века, при возвышении Тэмуджина, но уже к середине 13 века их династия и государство получило название Юань. Кстати, я так понял это на примере нашей истории: в 20 веке несколько поколений русских, белорусов, грузин, армян и других народов СССР стали называться советские граждане, которые образовали "советский народ", по всей видимости что-то похожее случилось и названием монголы.
И ещё отсюда же и другой вариант названия Татани - Таты и татары, но с другой стороны в словаре Кашгари таты на кипчакском языке значит персы.

Если кто-нибудь захочет ещё раз попытаться разобраться с вопросом, кто такие монголы, пожалуйста, вот здесь:
БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

КТО ТАКОВЫ БЫЛИ МОНГОЛЫ
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... /text2.htm

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#25

Сообщение Воля »

Кстати, а вот на Руси десятичная система воинского счёта была издревле и подтверждается фактами из Летописи руской:

Центральное военное управление сосредоточивалось в руках самого князя и особых чиновников, известных под именами воевод и тысяцких. Эти оба названия означают собственно одну и ту же военную власть. На это указывают такие выражения источников, как, например: "воеводство держащю киевския тысяща Яневи"23. Таким образом, тысяцкий есть вместе с тем и воевода: первое наименование перенесено на него от военного деления на тысячи, второе же от самого рода его занятий.

Более в тесном смысле употребляется наименование тысяцкого; так называются преимущественно начальники городовых полков или тысяч, откуда и возникло самое их имя.

Должность тысяцкого есть постоянная должность. Он назначался непосредственно вслед за тем, как известный князь добывал себе известный стол, и независимо от того, предстояла война или нет24. Согласно с этим характером тысяцких, как постоянных чиновников, источники сохранили указание на существование их в мирное время25. Назначение тысяцкого принадлежало князю, так же как и увольнение26. Раз назначенный, он являлся во главе городовых полков во всех войнах, которые велись в течение его служебного периода, без всякого нового назначения, в силу того, что он возведен в звание тысяцкого. Тысяцкий назначался для предводительства только тем народным ополчением, которое собиралось по определению веча. Согласно с этим, если князь выступал на войну против воли веча, тысяцкий не следовал за ним, а оставался в городе27. - Должность тысяцкого не могла пережить тех условий, которые ее вызвали, т.е. веча и зависевших от него городовых полков. Позднейшее указание на существование тысяцких в Москве относится к концу XIV века. В Воскр. лет. под 1374 г. находим известие о кончине последнего московского тысяцкого, Василия Васильевича Протасьева: эпитет "последний" указывает на то, что по смерти Протасьева московские князья не назначали более тысяцких, а довольствовались воеводами28.

Под тысяцкими стояли сотские, а под ними десятские.

Василий Сергеевич Древности русского права.

Т.1. Территория и население

Глава первая. Древнейшее время

Источник: https://statehistory.ru/books/Vasiliy-S ... selenie/51

Автор темы
Воля
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 260 раз

Считали ли монголы десятками?

#26

Сообщение Воля »

442 Цзю цзяо бо маоду: девятиножное белое висящее знамя; Цзяо – нога, как числительное существительное, может быть прилагаемо только к древкам; Юш. рассказывает, что Чингисхан пожаловал Мухуали императорское большое знамя о девяти «лю», и приказал вождям повиноваться Мухуали, как самому Императору, когда он поднимает пожалованное знамя (цз. 119. 4). Девятичное число было знаком высшего достоинства.

447 Цзю цы фань цзуй: не взыскивать, не наказывать за девятикратное преступление. У Вгд. – мянь цзю сы: избавить от девяти смертей, т. е. девять раз от смертной казни. По Юш., разумеется, также, прощение потомкам девяти смертных наказаний (цз. 138. 15).

623 Т. е. 81; девять девятин, число священное.

спасибо арх. Палладию за подтверждение факта, что монголы и в 13 веке считали девятками, а не десятками.

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kaf ... ingishane/
Ответить