ЮАНЬ ШИ
(XIII-XIV ВВ.)
Выдержки публикуются по изданию: А. Иванов. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах. Христианский Восток, вып. II, СПб., 1914, сс. 281-300.
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch ... /text2.htm
http://history-fiction.ru/books/all/book_6348/
Рассмотрим 3 проблемы:
1. русские князья при дворе Юань и пайцзы
2. Лань - Русколань, Арса - Артания - Рязань
3. какие русские князья, ездившие в Орду и к Кановичам могли бы подойти под указанные даты службы у императора Юань.
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
1. Часто, к сожалению, приходится встречать мнение наших восточных товарищей, что русские были рабы, холопы татаро-монгол в 13-16 веках. При этом у них есть просто "ломовой" аргумент:
"- Так вы же сами (по подсказке немцев) придумали "татаро-монгольское иго на Руси", и признали подчинение Руси Золотой орде."
Тут следует сказать, что рабство в его западноевропейском понятии было чуждо Востоку и в первую очередь Руси, рабства на Руси никогда не было.
Из ниже приведённых цитат можно однозначно сделать вывод, что русские князья не были рабами императора Юань, но были на его службе или по договору, или в результате поражения и пленения, как было дело с князьями рязанскими, но в любом случае это носило характер договора и при чём временного.
Были в истории Юань случаи, когда русские князья громили и подавляли восстания других ханов монгольских, чингизидов: например, "Арикбуги (младший брат Монкэ и Хубилая)".
Также следует отметить высочайшую воинскую профессиональную подготовку, мужество и отвагу русских воинов на службе императора Юань, поскольку они составляли его гвардию и личную охрану, а также разгромили армии многих его врагов и покорили многие соседние земли. Посему можно сделать, что русские князья и воины были на службе воинской, служили императору Юань, и не были рабами или холопами всех татаро-монгол.
Кроме того, император назначал русских князей и богатырей на самые высокие воинские должности и давал им самые высокие чины: " Бодару пожаловали тигровую пайцзу и титул главнокомандующего, усмирителя отдаленных сторон ... и чин командира гвардии"; и на гражданские должности в империи: "сугурчи (ведал гардеробом), виночерпий назывался талачи"; и все подданные императора Юань, монголы, чжурджени, китайцы исполняли приказы и распоряжения русских князей.
"- Так вы же сами (по подсказке немцев) придумали "татаро-монгольское иго на Руси", и признали подчинение Руси Золотой орде."
Тут следует сказать, что рабство в его западноевропейском понятии было чуждо Востоку и в первую очередь Руси, рабства на Руси никогда не было.
Из ниже приведённых цитат можно однозначно сделать вывод, что русские князья не были рабами императора Юань, но были на его службе или по договору, или в результате поражения и пленения, как было дело с князьями рязанскими, но в любом случае это носило характер договора и при чём временного.
Были в истории Юань случаи, когда русские князья громили и подавляли восстания других ханов монгольских, чингизидов: например, "Арикбуги (младший брат Монкэ и Хубилая)".
Также следует отметить высочайшую воинскую профессиональную подготовку, мужество и отвагу русских воинов на службе императора Юань, поскольку они составляли его гвардию и личную охрану, а также разгромили армии многих его врагов и покорили многие соседние земли. Посему можно сделать, что русские князья и воины были на службе воинской, служили императору Юань, и не были рабами или холопами всех татаро-монгол.
Кроме того, император назначал русских князей и богатырей на самые высокие воинские должности и давал им самые высокие чины: " Бодару пожаловали тигровую пайцзу и титул главнокомандующего, усмирителя отдаленных сторон ... и чин командира гвардии"; и на гражданские должности в империи: "сугурчи (ведал гардеробом), виночерпий назывался талачи"; и все подданные императора Юань, монголы, чжурджени, китайцы исполняли приказы и распоряжения русских князей.
Последний раз редактировалось Воля 03 дек 2024, 18:27, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
И даже более того император многим из русских князей выдавал самые высшие пайцзы: золотую и тигровую, а это значило для всех подданных империи, что приказ, воля носителя пайцзы приравнивались к воле и приказу самого императора:
Пайцза — выдававшиеся китайским правительством разным лицам верительные дощечки с надписью, представлявшей правительственное распоряжение, объявление, повестку и т. п. П. бывали разные: деревянные, медные, серебряные и золотые, иногда украшенные драгоценными камнями. Время первоначального введения их в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901 г.) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Чи-цзоу ма инь пай», т. е. «серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению».
При династии Сун (960—1279) употребление П. в Китае значительно распространилось; но никогда не доходило оно до такого обилия, как при китайско-монгольской династии Юань (1261—1367). Исследования показали, что П. первого вида выдавались юанями для обозначения рангов отдельных чиновников и привешивались к поясу. Темник носил при себе золотую П., у которой внизу находилось изображение лежащего тигра, а наверху вставлялись яшмы, от одной до трех, по рангу; тысячник носил золотую П., сотник — серебряную; Надпись на всех видах П., по-видимому, была одна: «Силой вечного неба имя хана да будет свято; кто не поверит — должен быть убит».
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D ... 0%B7%D0%B0
Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет что у монголов знатные чиновники первого ранга носили на поясе золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай). На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали»[1].
Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления»[2]. О пайцзах различных рангов («дщицах»), употреблявшихся в правление Хубилая, подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники».
Пайцза
Пайцза — выдававшиеся китайским правительством разным лицам верительные дощечки с надписью, представлявшей правительственное распоряжение, объявление, повестку и т. п. П. бывали разные: деревянные, медные, серебряные и золотые, иногда украшенные драгоценными камнями. Время первоначального введения их в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901 г.) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Чи-цзоу ма инь пай», т. е. «серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению».
При династии Сун (960—1279) употребление П. в Китае значительно распространилось; но никогда не доходило оно до такого обилия, как при китайско-монгольской династии Юань (1261—1367). Исследования показали, что П. первого вида выдавались юанями для обозначения рангов отдельных чиновников и привешивались к поясу. Темник носил при себе золотую П., у которой внизу находилось изображение лежащего тигра, а наверху вставлялись яшмы, от одной до трех, по рангу; тысячник носил золотую П., сотник — серебряную; Надпись на всех видах П., по-видимому, была одна: «Силой вечного неба имя хана да будет свято; кто не поверит — должен быть убит».
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D ... 0%B7%D0%B0
Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет что у монголов знатные чиновники первого ранга носили на поясе золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай). На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали»[1].
Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления»[2]. О пайцзах различных рангов («дщицах»), употреблявшихся в правление Хубилая, подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники».
Пайцза
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
2. В тексте есть названия "Ань-цай стало называться А-лань-на", ас и Арсалан, по этим китайским названиям можно утверждать, что речь идёт о Руси, где "лань - поле, земля" есть в названии Русколань, поляне русь, а поскольку у китайцев нет буквы Р р, то Ас это Арс - Рязанская земля: Арса - Артания и оба эти слова сложились в имя - прозвище Арсалан.
Арсания или Артания (араб. ارثانية ’Arṯāniya) — по арабским источникам X века, один из трёх крупных центров руси, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород).

Арсания на карте Идриси (в крайнем левом кружке). Черное и азовское моря сверху.
"И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау, и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их. <…> Вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов[1]."
— Абу Исхак аль-Истахри, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 950-е годы
Арсания
Желающим больше узнать об Артании - Рязани рекомендую книгу моего виртуального друга, рязанского историка Юрия Ульянова:
Ульянов Ю. А. Артания – Русь Арийская
Рязань: Культурное Наследие Руси, 2012 – 125 с.
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=173 ... o=0&nosw=1
Китайские историки династии «Юань ши», составленной в 1369 году, сообщают лишь о двух крупных боевых столкновениях с Русами-Урусами: это битва на Калке и штурм Рязани. «Подошли к городу ЕлиЦзянь (Рязань), Семь дней длилось великое сражение, (после чего) взяли его...».
Для нас здесь ценным является упоминание Рязани как - "ЕлиЦзань"!!! Ибо именно Рязань была первым городом на Пути Татарской армии. Более точное название города на китайском языке звучит - "Али-Цзянь", что можно перевести с Восточного наречия, как - город Великих Мечей... На китайском языке, как и на арабском слово "Али" обозначает - Великий, Возвышенный, а слово "Цзянь" - прямой длинный меч... Таким городом была именно Старая Рязань, которая так же известна Арабским и Византийским историкам, как древняя Арта-Арса, или Арда (Орда), где делали Великие Мечи из дамасской стали...
Старая Рязань как наследница древней Артании... (Юрий Ульянов) / Проза.ру
proza.ru
https://proza.ru/2021/12/08/1841
Арсания или Артания (араб. ارثانية ’Arṯāniya) — по арабским источникам X века, один из трёх крупных центров руси, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород).
Арсания на карте Идриси (в крайнем левом кружке). Черное и азовское моря сверху.
"И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау, и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их. <…> Вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов[1]."
— Абу Исхак аль-Истахри, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 950-е годы
Арсания
Желающим больше узнать об Артании - Рязани рекомендую книгу моего виртуального друга, рязанского историка Юрия Ульянова:
Ульянов Ю. А. Артания – Русь Арийская
Рязань: Культурное Наследие Руси, 2012 – 125 с.
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=173 ... o=0&nosw=1
Китайские историки династии «Юань ши», составленной в 1369 году, сообщают лишь о двух крупных боевых столкновениях с Русами-Урусами: это битва на Калке и штурм Рязани. «Подошли к городу ЕлиЦзянь (Рязань), Семь дней длилось великое сражение, (после чего) взяли его...».
Для нас здесь ценным является упоминание Рязани как - "ЕлиЦзань"!!! Ибо именно Рязань была первым городом на Пути Татарской армии. Более точное название города на китайском языке звучит - "Али-Цзянь", что можно перевести с Восточного наречия, как - город Великих Мечей... На китайском языке, как и на арабском слово "Али" обозначает - Великий, Возвышенный, а слово "Цзянь" - прямой длинный меч... Таким городом была именно Старая Рязань, которая так же известна Арабским и Византийским историкам, как древняя Арта-Арса, или Арда (Орда), где делали Великие Мечи из дамасской стали...
Старая Рязань как наследница древней Артании... (Юрий Ульянов) / Проза.ру
proza.ru
https://proza.ru/2021/12/08/1841
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
3. Первым упомянут Хан-ху-сы, его жена Вай-ма-сы, его старший сын Атачи, его второй сын Ань-фа-пу сын, его владения войска хана Угэдэя (1229-1241гг) достигли в первую очередь в 1237 г.
Поскольку данных в истории Юань и русских летописях о князьях мало, явно не достаточно для определённой идентификации, то в русской летописи можно найти нескольких возможных прототипов
кнѧзї же Резаньстии . Юрьи Инъвгоровичь . братъ єго Ѡлегъ [и Романъ] Инъвгоровичь . и Мүромьскїи . и Проньскїи .
в частности Олег Игоревич подходит больше всех, поскольку был взят в плен раненный и провёл в плену 14 лет
Олег Ингваревич Красный (около 1215—8 марта 1258) — великий князь рязанский (1252—1258), сын Ингваря Игоревича.
Во время монголо-татарского нашествия на Русь зимой 1237/1238 годов в битве под Коломной был ранен и захвачен в плен. На рязанское княжение отпущен лишь в 1252 году.
После четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил ещё шесть лет. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался 8 марта 1258 года.
Олег Ингваречич имел прозвище Красный или Красивый, к сожалению Иванов не дал переводы и толкование китайских прозвищ в своей работе, но русско-китайский переводчик он лайн даёт такой перевод русского слова красный на китайский язык
红色 [hóngsè]
Не зная китайского языка и произношения, мне сложно утверждать, но по моему ху-сы и хонгсе похожи.
Поскольку данных в истории Юань и русских летописях о князьях мало, явно не достаточно для определённой идентификации, то в русской летописи можно найти нескольких возможных прототипов
кнѧзї же Резаньстии . Юрьи Инъвгоровичь . братъ єго Ѡлегъ [и Романъ] Инъвгоровичь . и Мүромьскїи . и Проньскїи .
в частности Олег Игоревич подходит больше всех, поскольку был взят в плен раненный и провёл в плену 14 лет
Олег Ингваревич Красный (около 1215—8 марта 1258) — великий князь рязанский (1252—1258), сын Ингваря Игоревича.
Во время монголо-татарского нашествия на Русь зимой 1237/1238 годов в битве под Коломной был ранен и захвачен в плен. На рязанское княжение отпущен лишь в 1252 году.
После четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил ещё шесть лет. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался 8 марта 1258 года.
Олег Ингваречич имел прозвище Красный или Красивый, к сожалению Иванов не дал переводы и толкование китайских прозвищ в своей работе, но русско-китайский переводчик он лайн даёт такой перевод русского слова красный на китайский язык
红色 [hóngsè]
Не зная китайского языка и произношения, мне сложно утверждать, но по моему ху-сы и хонгсе похожи.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
Если Олег Игоревич Красный был в плену на службе Юань как Хан-ху-сы, то его сын Роман Олегович был Атачи
Рома́н О́льгович (1237—19 июля 1270) — Великий князь рязанский (1258—1270), единственный сын Олега Ингваревича Красного.
Супруга Анастасия
Дети Фёдор, Ярослав, Константин
Иванов даёт следующее пояснение: " атачи (придворного пастуха)", скорее это аналог русского звания Конюший или Стремянной, таким образом можно понять, что это не имя собственное, но титул.
Погиб Атачи в 1274 году:
"В 1270 году Атачи участвовал в покорении У-хэ-коу (пров. Ань-***), а в 1274 году — в покорении городов на р. Сун-цзян (пров. Цзян-су)."
Хубилай, сожалея о смерти, пожаловал семье Атачи 500 лан серебра и 3500 связок ассигнациями, а также 1539 дворов из числа усмиренных жителей.
Рома́н О́льгович (1237—19 июля 1270) — Великий князь рязанский (1258—1270), единственный сын Олега Ингваревича Красного.
Супруга Анастасия
Дети Фёдор, Ярослав, Константин
Иванов даёт следующее пояснение: " атачи (придворного пастуха)", скорее это аналог русского звания Конюший или Стремянной, таким образом можно понять, что это не имя собственное, но титул.
Погиб Атачи в 1274 году:
"В 1270 году Атачи участвовал в покорении У-хэ-коу (пров. Ань-***), а в 1274 году — в покорении городов на р. Сун-цзян (пров. Цзян-су)."
Хубилай, сожалея о смерти, пожаловал семье Атачи 500 лан серебра и 3500 связок ассигнациями, а также 1539 дворов из числа усмиренных жителей.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
Русские князья с Золотой пайцзой на службе императора Юань
Один из сыновей Романа - Атачи получил прозвище Бодар.
Inherited from Proto-Slavic *bъdrъ
✧ rus. bódryj
From Proto-Balto-Slavic *budras, from Proto-Indo-European *bʰudʰros, from *bʰewdʰ-. Morphologically *bъd- + *-rъ.
бо́дрый,
Near etymology: укр. бо́дрий, сербохорв. ба̏дар "бойкий, живой", ст.-слав. бдъръ πρόθυμος' (Син. Пс.), бъждрь (Супр.). К бдеть.
Further etymology: Родственно лит. budrùs "бодрый" (откуда собств. Budrys -- у Мицкевича), авест. zaēni-buδra- "бдительный, усердный"; см. Фик, KZ 22, 380; Бернекер 1, 105 и сл.; Мейе, Et. 114. Далее ср. буди́ть, блюсти́.
Сыну Атачи, Бодару, поведено было наследовать отцу в должности тысячника и носить золотую пайцзу.
В 1300 году Бодар умер. Его сын Олосы (Урус?)
Сына Бодара так просто и прозвали Рус-ский.
В 1311 году его младший брат, Ду-дань был первым асским ду-чжи-***-ши.
Может быть Фёдор (за неимением буквы р в китайском) Фу-дин занимал затем должность в гвардии, получил повышение и был назначен в Военный Совет на должность секретаря
Inherited from Proto-Slavic *bъdrъ
✧ rus. bódryj
From Proto-Balto-Slavic *budras, from Proto-Indo-European *bʰudʰros, from *bʰewdʰ-. Morphologically *bъd- + *-rъ.
бо́дрый,
Near etymology: укр. бо́дрий, сербохорв. ба̏дар "бойкий, живой", ст.-слав. бдъръ πρόθυμος' (Син. Пс.), бъждрь (Супр.). К бдеть.
Further etymology: Родственно лит. budrùs "бодрый" (откуда собств. Budrys -- у Мицкевича), авест. zaēni-buδra- "бдительный, усердный"; см. Фик, KZ 22, 380; Бернекер 1, 105 и сл.; Мейе, Et. 114. Далее ср. буди́ть, блюсти́.
Сыну Атачи, Бодару, поведено было наследовать отцу в должности тысячника и носить золотую пайцзу.
В 1300 году Бодар умер. Его сын Олосы (Урус?)
Сына Бодара так просто и прозвали Рус-ский.
В 1311 году его младший брат, Ду-дань был первым асским ду-чжи-***-ши.
Может быть Фёдор (за неимением буквы р в китайском) Фу-дин занимал затем должность в гвардии, получил повышение и был назначен в Военный Совет на должность секретаря