Совсем иначе выглядит иконография и соответственно содержание Троицы Новозаветной Рис.1.
Рис.1. Икона Троица Новозаветная. Яндекс.
Здесь персонажи показаны в основном реальными образами. Так Бог Отец изображен в виде седовласого старца, а с образом из Ветхозаветной Троицы его сближает кристаллической формы нимб святости, часто пирамидальный, что отсылает нас к образу Святой горы. Бог Сын изображен молодым мужчиной с крестом в руках. Крест считается образом мирового дерева, дерева жизни или кипарис потому что из него был вырезан крест, на котором распят Христос. Это сближает его центральным ангелом Ветхозаветной Троицы.
А вот Бог Мать отсутствует, вместо нее изображен Святой Дух в виде голубя. Что же заставило поменять парадигму Троицы? Что представляет из себя Дух Святой?
В теологии мы не найдем вразумительного толкования этого понятия, оно и ясно — Бог един, но... в трех Лицах.
Посмотрим как он упоминается в Святом писании и как его изображают в графике. Графика чаще всего основывается на сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, что писано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18) Рис.2.
Рис.2. Икона Сошествие Святого Духа на апостолов. Яндекс
Согласно тексту в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). (Отметим между делом, что здесь мы имеем еще одно упоминание в священном писании о разделении языков (первое в легенде о Вавилонской башне)). Соответственно приведенному описанию Сошествие Святого Духа обычно изображают в виде парящего или падающего голубя в верхней части иконы в лучах света или пламени и в грозовых тучах. Подобную картину можно трактовать двояко в том числе и как некое катастрофическое событие. Также согласно Священному писанию Святой Дух сошёл на Иисуса в виде голубя во время его крещения (о Крещении подробнее здесь). При этом в Евангелие от Матфея Иоанн Креститель говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.» Мф.3.11-12 Вот так — водой и огнем.
Интересные детали к сюжету мы можем неожиданно получить из древнерусского источника — Голубиной книги. Не вдаваясь в историю Книги, отметим только, что таковая идет от 13-го века. Интересно само название книги и ее варианты — Каменная, Глубинная. Книга - русский духовный стих конца XV — начала XVI века, в форме вопросов и ответов дающий сведения о происхождении мира, людей, сословий и фольклорную космографию. Существенный момент — книга была каменная! Начинается она с рассказа о том как явилась миру: «С небес на землю из тучи (к «крестному» (мировому) дереву, на фаворскую гору, к камню Алатырю) падает гигантская книга — собственно Голубиная книга, написанная Царём Небесным и раскрывающая все тайны мироздания» (Википедия). Поэт Николай Заболоцкий так пишет:
И слышу я знакомое сказанье,
Как Правда Кривду вызвала на бой,
Как одолела Кривда, и крестьяне
С тех пор живут, обижены судьбой.
Лишь далеко на окиане–море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.
Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней записано рукой судеб могучих
Вся Правда Сокровенная Земли!
С середины 19-го века различные исследователи изучали книгу и пытались осмыслить ее содержание, нам же будет интересно мнение о ней представителей отдельных конфессий. Так П. И. Мельников (А. Печерский) приписывал основателю хлыстовщины Даниле Филиппову слова о спасительности «книги Золотой, книги Животной, книги Голубиной», которая есть «сам сударь Дух Святой». И по мнению историка литературы В.Н. Мочульского (19 в.) название книги образовано от более древнего «Глубинная книга» по ассоциации с голубем в качестве символа Святого Духа. Также весьма важно упоминание связи Книги с камнем Алатырь. В этимологическом словаре Макса Фасмера есть такое утверждение в соответствующей статье: «алатырь — ала́тырь "всем камням камень", близ которого упала Голубиная книга...».
Вспоминаем статью «Москва! Как много в этом звуке... этимологии» (из 5-ти частей) в которой утверждается, что Святая гора Меру, она же Олимп, она же Алатырь находилась на месте нынешней Москвы! Следуя предложенной логике, Голубиная книга, она же Святой Дух, упала возле Москвы… Кстати, в Книге даются ее размеры - 86,4х43,2 м. Воронка от ее падения должна быть велика… И такая есть, это озеро Плещеево. А. Фоменко и Г. Носовский в своей книге «Пророк завоеватель» посвятили целую главу (№5) анализу истории метеоритов упавших в Ярославле (астроблема "железный Борок"), а также в Переяславле-Залесском т. е. в Плещеево озеро. Так же более подробно эта тема раскрыта в моей работе «Куда упал Люцифер». Напомню, что возле Плещеева озера находится знаменитый Синий камень. Его размеры конечно далеки до размеров Голубиной книги, но может быть это осколок или просто на подходящий камень перешла былинная легенда?
Подводя итоги скажем, что Троица Новозаветная концептуально отличается от Троицы Ветхозаветной. Это посткатастрофное переосмысление религиозной парадигмы, когда Бог Мать был заменен на Бога Святой Дух — метеорита упавшего на Землю.