Версия о возникновении христианства
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
Не знаю, как перетащить эту статью сюда. Там очень много весьма интересных иллюстраций. Поэтому просто даю адрес:
Сенницкая Е.В. Социально-экономическая направленность христианства // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 12. – С. 28 - 132. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.12.34816 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34816
Позиция ФиН и личность Андроника там обсуждается. Это обычный ваковский журнал, где каждая статья проходит через руки трех рецензентов с учеными степенями, так что не сказать, что с этой темой совсем все глухо.
Эта статья - продолжение предыдущей: о том, кто и для чего придумал систему православных постов. Кстати, доказывается, что это произошло лишь в XVII веке. Даю ссылку на неё в отдельном посте, чтобы не смешивать разные темы.
Сенницкая Е.В. Социально-экономическая направленность христианства // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 12. – С. 28 - 132. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.12.34816 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34816
Позиция ФиН и личность Андроника там обсуждается. Это обычный ваковский журнал, где каждая статья проходит через руки трех рецензентов с учеными степенями, так что не сказать, что с этой темой совсем все глухо.
Эта статья - продолжение предыдущей: о том, кто и для чего придумал систему православных постов. Кстати, доказывается, что это произошло лишь в XVII веке. Даю ссылку на неё в отдельном посте, чтобы не смешивать разные темы.
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
Какая прелесть!Судя по всему, созданию и распространению христианского вероучения способствовали правители, боровшиеся за безопасность морских путей. Доброта и нестяжательство, проповедываемые христианством, могут быть экономически выгодны государству только в одном случае: когда речь идёт об организации безопасной торговли, в том числе об отказе от «берегового права» (грабежа кораблей, потерпевших крушение).
Так можно доказать все, что угодно. Сенницкая зажигает!Эпитет «Спаситель» в античности употреблялся в отношении богов, спасающих людей от гибели на море .
В те дремучие времена почти любой шаг, любая деятельность были связан с риском: охота, земледелие, рубка леса, просто переход через лес, пустыню, войны... До сих пор люди зависимых и рискованных профессий - суеверны. И это не только моряки. А уж плавание поначалу, до изобретения компаса, было вообще только по рекам да вдоль берегов.
Воины бы с этим поспорили. Меч тоже имеет форму креста.Крест традиционно принято истолковывать в качестве солярного знака. Тем не менее, сходство креста (особенно православного!) с солнцем вызывает сомнения. Можно предположить, что крест символизирует попросту корабельную мачту того времени с поперечной перекладиной для паруса.
Интересно, что дальше. Пока вижу софистику чистой воды.
Хотя то, что институт церкви имеет под собой социально-экономические корни для укрепления государственности, в общем логично, но известно еще до Сенницкой.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
А дальше не лучше.
Про бурлаков - промолчу. А крупные парусники появились намного позже возникновения христианства. До того это как раз челны - по сути крупная лодка с одним парусом. Что для военных набегов, что для торговли. В средиземном же море равно и черном практиковались так называемые латинские паруса - треугольные/косые, один или два. Причем вплоть до появления паровых судов. Но все равно это были лодки с достаточной легкой осадкой, которым что по морю, что по реке - без разницы. Для каботажных плаваний или среди островов большие крупные суда и не нужны. Да и первые "крупные" это что такое? - нава (там же по ссылке), у которой две мачты, на одной латинский парус, на другой два прямых - ну не фрегат. И осадка немногим больше. Датируют ее появление XII в, на самом деле ранее компаса они не могли появиться - отправляться в неизвестность (открытое море) без навигационных приборов - страшная штука, тем более с большим торговым грузом. Больше груза - больше материальные потери. Что о шторма, что от пиратов. Лучше иметь несколько небольших судов, чем одно крупное. Есть шанс уберечь хотя бы часть груза. Так что не ранее XV в. Поскольку первые каравеллы Колумба - достаточно некультяпистые кораблики, не видно на них большого опыта построения многомачтовых и многопарусных судов.Конечно, на севере (особенно на территории бывшего СССР) есть много впадающих в море крупных рек, по которым можно подняться, но сделать это можно было, только бросив корабль и изготовив лёгкий чёлн, поскольку крупный парусник неспособен идти против течения. Даже зайти из моря в реку он не может, и не только из-за течения, но и по причине того, что в пресной воде осадка корабля будет куда значительнее, чем в солёной. Челны же передвигались по рекам с помощью бурлаков с максимальной скоростью 5-6 км/ч, причём на порогах и стремнинах их переносили вручную.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Администратор
- Сообщения: 269
- Зарегистрирован: 30 дек 2003, 17:32
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 133 раза
Версия о возникновении христианства
Раз уж зашла речь, позволю себе напомнить давнюю статью из Ар&Факта о крестах - Александр ПЕТРОВ. КРЕСТ, где автор детально разбирает символику креста.Сенницкая Е.В. Социально-экономическая направленность христианства писал(а): Крест традиционно принято истолковывать в качестве солярного знака. Тем не менее, сходство креста (особенно православного!) с солнцем вызывает сомнения.
audiatur et altera pars
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
Так это надо Сенницкой почитать. Я ее цитировалlirik писал(а): ↑17 дек 2021, 18:52 Раз уж зашла речь, позволю себе напомнить давнюю статью из Ар&Факта о крестах - Александр ПЕТРОВ. КРЕСТ, где автор детально разбирает символику креста.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
Интересное наблюдение, что на монетах богиня Ника изображена с головой. Логично: на монете-то голову не отпилишь:
"... возникает предположение, что многочисленные скульптурные изображения этой богини с отбитой головой, а зачастую и руками, возможно, были повреждены в связи с наличием символики, которая впоследствии была объявлена сугубо христианской . Действительно, на статере Александра Македонского эта богиня , с крыльями, как у архангела Михаила, держит в руках тау-образный жезл, напоминающий тау-образный крест".
"... возникает предположение, что многочисленные скульптурные изображения этой богини с отбитой головой, а зачастую и руками, возможно, были повреждены в связи с наличием символики, которая впоследствии была объявлена сугубо христианской . Действительно, на статере Александра Македонского эта богиня , с крыльями, как у архангела Михаила, держит в руках тау-образный жезл, напоминающий тау-образный крест".
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
А это уж вообще без комментариев.
Хризма
Известно, хризма является первым христианским символом, появившимся на монетах Византии. На денарии, выпущенном при Константине Великом (306–337), знак «хризма» виден над его лабарумом (илл. 51). Илл. 51. Денарий Константина Великого с хризмой над лабарумом Легенда гласит, что такой императорский штандарт был введен Константином после того, как накануне битвы у Мульвийского моста в 312 г. он увидел на небе знамение Креста с надписью: «Сим победишь», а ночью императору приснился Христос, который велел начертать крест на знаменах и щитах воинов. Это видение произвело на императора такое впечатление, что утром он будто бы повелел своим воинам поместить на знаменах и щитах христианскую монограмму – греческие буквы «кси» и «ро». Тем не менее, эта легенда могла появиться позднее, чтобы придать этому символу тот смысл, которым мы видим в нём теперь . Если рассмотреть «хризму» на монете императора Магненция, где она представлена крупным планом (илл. 52), возникает предположение, что это не буквы кси и ро, а какие-то (корабельные?) инструменты, похожие на долото. На варианте этой монеты, расположенном справа, элементы, составляющие «букву кси», напоминают корабельные заклёпки, обнаруживаемые на кораблях викингов. Поэтому лозунг Константина «Сим побеждай» мог относиться не к Иисусу Христу, а к победоносному императорскому флоту.
Вопрос относительно применения металлических заклёпок византийцами, скорее всего, следует решить положительно, поскольку на всех обнаруженных античных кораблях к. IV в. до н.э. – I в. н.э. имелась свинцовая обшивка, назначением которой было предохранение подводной части корпуса от моллюска-древоточца. В частности, обшивка на античном судне, погибшем в н. III в. до н.э. в районе оз. Донузлав, была прибита бронзовыми гвоздями длиной до 28 см и с диаметром шляпки 16 мм
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
По-моему, самый интересный факт находится в конце. Там, где анализ каталога православных храмов. Насчёт этого действительно есть смысл задуматься.
Версия о возникновении христианства
Елена, а мне понравилась Ваша статья, есть очень интересные, свежие мысли, некоторые хотелось бы развить в дальнейшем, например версия про возможную связь императора Андроника с пиратством. На ум сразу пришла Одиссея и Язон со своим Арго. Если я не ошибаюсь, ФиН выдвигали версию о том, что прототипом этих античных героев мог быть Иисус Христос-Андроник. Есть о чем задуматься...
Кроме этого, почерпнул из Вашей статьи интереснейшую информацию о том, что император Андроник какое-то время жил у некоего галицкого князя Осмомысла. В этой связи хочу привести выдержку из своей книги "Тибетские евангелия" https://proza.ru/2021/11/12/1157:
«В это время учителю исполняется три года. Он совершает в озере (море) омовение, идет в город. Так как настало время оказать почитание деду по матери Сала, то он сообщает всем, что уезжает. .."
"В самом деле – по достижении возраста трех лет Шенраб отправляется в другой город оказать почтение деду по матери по имени Сала. Этим городом в тексте назван Ланлин, что переводится обычно как Иерусалим. При этом обычным местом пребывания Шенраба, как мы видели выше, выступает город или царская резиденция Барпосо-гьяд в стране Олмо, отождествленный нами ранее с Еросом-Троей-Царь-градом. Т.е. Шенраб-Христос уезжает из Барпосо-гьяда-Ероса в Ланлин-Иерусалим. Скорее всего, здесь, в такой форме отразился отъезд императора Андроника-Христа на Русь, где он пребывал до своего восшествия на престол в Иерусалиме – Царь-Граде (в Библии это событие отразилось в сюжете о входе Господнем в Иерусалим).
Кстати, выше уже указывалось, что мать Шенраба была родом из некоей страны Пхйа (Рhуvа). Так что возможно именно в эту страну отправился Шенраб. Пхйа (Рhуvа) – это вероятно искаженное Rshya, т.е. Раша – Россия. Имя деда Шенраба по матери - Сала, с учетом вероятного перехода буквы М в Л, можно озвучить как Сама или Само – полулегендарный древнеславянский князь, скорее всего здесь имеется в виду отец Богородицы – летописный Гостомысл..."
Не исключено, что под именем Сала в древних бонских источниках фигурирует галицкий князь Осмомысл!
Кроме этого, почерпнул из Вашей статьи интереснейшую информацию о том, что император Андроник какое-то время жил у некоего галицкого князя Осмомысла. В этой связи хочу привести выдержку из своей книги "Тибетские евангелия" https://proza.ru/2021/11/12/1157:
«В это время учителю исполняется три года. Он совершает в озере (море) омовение, идет в город. Так как настало время оказать почитание деду по матери Сала, то он сообщает всем, что уезжает. .."
"В самом деле – по достижении возраста трех лет Шенраб отправляется в другой город оказать почтение деду по матери по имени Сала. Этим городом в тексте назван Ланлин, что переводится обычно как Иерусалим. При этом обычным местом пребывания Шенраба, как мы видели выше, выступает город или царская резиденция Барпосо-гьяд в стране Олмо, отождествленный нами ранее с Еросом-Троей-Царь-градом. Т.е. Шенраб-Христос уезжает из Барпосо-гьяда-Ероса в Ланлин-Иерусалим. Скорее всего, здесь, в такой форме отразился отъезд императора Андроника-Христа на Русь, где он пребывал до своего восшествия на престол в Иерусалиме – Царь-Граде (в Библии это событие отразилось в сюжете о входе Господнем в Иерусалим).
Кстати, выше уже указывалось, что мать Шенраба была родом из некоей страны Пхйа (Рhуvа). Так что возможно именно в эту страну отправился Шенраб. Пхйа (Рhуvа) – это вероятно искаженное Rshya, т.е. Раша – Россия. Имя деда Шенраба по матери - Сала, с учетом вероятного перехода буквы М в Л, можно озвучить как Сама или Само – полулегендарный древнеславянский князь, скорее всего здесь имеется в виду отец Богородицы – летописный Гостомысл..."
Не исключено, что под именем Сала в древних бонских источниках фигурирует галицкий князь Осмомысл!
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
Жаль поиск на том сайте плохо работает. Пытался найти еще статьи Сенницкой - вообще ни одного не дал. Зато предложил тучу других авторов
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 281
- Зарегистрирован: 08 ноя 2014, 03:58
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 126 раз
Версия о возникновении христианства
А больше похоже и нет - http://e-notabene.ru/author_other_publi ... user=19057Владиmir З писал(а): ↑18 дек 2021, 18:11 Жаль поиск на том сайте плохо работает. Пытался найти еще статьи Сенницкой - вообще ни одного не дал. Зато предложил тучу других авторов
-
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 55 раз
Версия о возникновении христианства
Она еще и психолог. Неудивительно, что в некоторых вопросах подготовлена слабо.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально
Игорь Губерман
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
Видимо, по ссылке переходить, чтобы прочитать, как-то неудобно. Ладно, выложу здесь эту статью (хотя бы фрагменты, поскольку она слишком большая).
Обзор литературы
В работах Ю.В. Шаляевой [2], С.А. Усольцева [3], О.В. Метель [4] приведён обзор советской историографии, посвящённой происхождению христианства, демонстрирующий, что существует всего две гипотезы: мифологическая и социально-экономическая.
Мифологическое направление возникло в эпоху французского Просвещения, когда К.-Ф. Вольней (1757–1820) [5] и Ш.-Ф. Дюпюи (1742–1802) [6] практически одновременно опубликовали работы, в которых утверждалось, что история жизни Иисуса Христа – это метафорический рассказ о годичном цикле движения небесных светил. Дюпюи полагал, что Христос – это вариант мифа о Будде. Представители мифологической школы считают, что сказания о воскресении Иисуса произошли от языческих земледельческих культов, в которых тоже имелись умирающие и воскресающие боги, символизирующие умирающую и воскресающую природу. Мифологический подход был окончательно оформлен в работе немецкого автора Артура Древса «Миф о христианстве» [7].
Единственное известное нам социально-экономическое объяснение принадлежит Ф. Энгельсу, считавшему, что христианство возникло в среде рабов и вольноотпущенников, а также покорённых Римом народов в связи с отчаянием, охватившим их после поражения восстания под предводительством Спартака (73–71 гг. до н.э.) [8, с. 467, 482]. Данную точку зрения критиковал А.П. Каждан [9, с. 93–94], поначалу придерживавшийся марксистской точки зрения, который указывал на то, что принципат Августа (29 г. до Р.Х. – 14 г. после Р.Х.) привёл к расцвету империи и подъёму материального благосостояния даже рабов. Кроме того, после разгрома Спартака восстания против римлян продолжались и в I в. н.э.
Проф. Московской духовной академии А.И. Осипов в своей лекции «Происхождение христианства» [10] говорит о том, что в 1950-е гг. у нас появились работы, где мифологическая точка зрения сменилась на «синкретическую идею», суть которой в том, что христианство было создано из элементов разных религий (прежде всего иудаизма) и разных философских идей. Недостаток этой идеи А.И. Осипов видит в том, что на самом деле христианство возникло внезапно, «революционно».
Как ни странно, спектр идей относительно личности основателя христианства гораздо богаче, чем относительно сущности и социально-экономической основы самого христианства. Основная направленность этой литературы заключается либо в рациональном объяснении чудес, совершенным Иисусом (и в таком случае широкое распространение христианства объясняется воздействием этих чудес на умы современников), либо в отождествлении Иисуса с какой-то политической фигурой, известной историкам (в этом случае торжество христианства оказывается результатом деятельности реального политика – человека царского рода и оппозиционного политика). Зачастую эти позиции совмещаются, т.е. утверждается, что Иисус был не только политиком, но и умелым фокусником. Изложим вкратце некоторые из этих гипотез. В книгах Ю.Л. Латыниной [11, 12] обобщена литература, доказывающая, что Иисус был зилотом, боровшимся с римским владычеством, равно как и его предшественник Иоанн Креститель. При этом Иисус был вовсе не проповедником мира и любви, а напротив, националистом, ненавидевшим язычников и желавшим обеспечить иудеям господство над всем миром, а миролюбивое христианство было создано уже апостолом Павлом, который заявил, что Иисус отменил бывший до того религиозный закон и пришел, чтобы спасти язычников, а не для того, чтобы их уничтожить. После смерти Иисуса развернулась борьба между двумя апостолами: возглавившим церковь Иаковом, братом Господним, и Павлом. Последний победил благодаря римлянам, защищавшим его от последователей Иакова.
Р. Амбелен находит в источниках указания на то, что у Иисуса был брат-близнец, благодаря которому и состоялось «чудесное воскресение» (глава V. «Брат-близнец Иисуса») [13]. Одновременно он доказывает, что Иисус был реально существовавшим политиком-националистом, которого интересовали исключительно «дети Израиля» и который стал объектом поклонения лишь благодаря деятельности Павла, символически ассоциировавшего его смерть со смертью животных, которых приносили в жертву на алтаре Иерусалимского храма.
Особняком стоит гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского [14], считающих, что прототипом евангельского Иисуса являлся живший в XII в. византийский император Андроник Комнин, казнённый своими противниками. Осознавая сложности, возникающие в плане общепринятой хронологии развития христианства, тем не менее, отметим, что эта версия интересна тем, что переносит место действия евангельских событий с периферии античного мира в его центр – г. Иерос на Босфоре (рядом с Константинополем). Тем не менее, и эта точка зрения сводится к объяснению успеха христианства деятельностью яркой личности, пусть и главы величайшего на тот момент государства и являвшегося, по свидетельству византийского историка Никиты Хониата, автором некоего учения, которое он стремился проповедовать. Остаётся неясным, каким образом человек, бывший на престоле всего три года, мог сыграть в мировой историй столь значительную роль.
Таким образом, все эти работы мало чем помогут нам в исследовании социально-экономической направленности христианства как такового, поскольку очевидно, что для создания и столь широкого распространения религиозного учения мало усилий одного человека, кем бы он ни был.
На наш взгляд, необходимо перевести внимание с личности основателя христианства на ключевые догматы этой религии и исследовать их социально-экономическую направленность. Недаром богослов А.И. Осипов в своей лекции «Истинность христианства» приводит следующие аргументы в пользу сверхъестественного характера христианства: «Поражает «неестественный» характер всех основных христианских истин (Троичности, Боговоплощения, Креста, Воскресения, Церкви и др.), их логическая невыводимость из каких-либо религиозных и философских посылок иудейской и эллинской мысли… принципиальное отличие от всех предшествовавших идейных аналогов; нетривиальность...» [15].
Примечание. Все текстовые выделения в цитатах сделаны автором настоящей статьи.
Геофизические особенности Причерноморья, послужившие предпосылкой распространения христианства
В данной работе не рассматривается вопрос, где возникло христианство, а исследуются причины, по которым христианство впервые стало государственной религией именно в Причерноморье: в Византийской империи, а затем в Грузии и Армении. Судя по всему, они заключаются в следующем. Чёрное море имеет две уникальные особенности, которых нет ни у одного другого моря. Первая – это практически полное отсутствие островов.
Самый крупный остров Джарылгач, имеет площадь 62 км², на втором месте – Березань и Змеиный, каждый из которых имеет площадь менее 1 км². Остальные ещё меньше. Если смотреть на карту, все три острова находятся левее Крыма недалеко от побережья Украины. Таким образом, не будет ошибкой сказать, что в Чёрном море островов нет.
Как пишет А.Б. Снисаренко [16], такая особенность не нравилась торговцам, ведь она не позволяла плавать в разных направлениях, используя острова как перевалочные пункты. «Это обстоятельство лишало мореплавателей возможности разнообразить товары в пределах одного рейса, им приходилось выбирать что-то одно. Если им нужна была пшеница, рожь, лен или мед, они плыли к Тавриде, за вином, кожами, смолой, воском и оружием – к Колхиде, за серебром – к земле халибов (у современного города Орду)» [16, с. 344]. Также из-за этой особенности, отмечает Снисаренко, кораблям приходилось довольствоваться каботажным плаванием, т.е. исключительно вдоль берега. Далее автор замечает, что «если в Средиземноморье греки чувствовали себя как дома, то в Понте положение гостя грозило им неисчислимыми бедами со стороны хозяев... Как бы там ни было, Черное море всегда рассматривалось жителями Средиземноморья как восточный предел обитаемого мира… там бесследно исчезали целые флоты» [16, с. 345].
Очевидно, что отсутствие островов делало передвижения мореходов полностью предсказуемыми. Ни в одном другом море мира не было таких предпосылок для установления тотального контроля за мореходством в столь обширном регионе. Поскольку не было островов, то не было на них и непокорных пиратских городов-государств, коих было бессчётное количество в Средиземном море. В свою очередь, отсутствие этих конкурентов стало предпосылкой создания Византийской империи и её системы контроля за Чёрным морем.
Второй предпосылкой, провоцирующей создание системы контроля за торговыми путями являлось то, что в Чёрное море невозможно незаметно проникнуть, как и невозможно произвольно покинуть его: это замкнутая система, попасть в которую можно только через пролив Босфор. Конечно, на севере (особенно на территории бывшего СССР) есть много впадающих в море крупных рек, по которым можно подняться, но сделать это можно было, только бросив корабль и изготовив лёгкий чёлн, поскольку крупный парусник неспособен идти против течения. Даже зайти из моря в реку он не может, и не только из-за течения, но и по причине того, что в пресной воде осадка корабля будет куда значительнее, чем в солёной. Челны же передвигались по рекам с помощью бурлаков с максимальной скоростью 5-6 км/ч, причём на порогах и стремнинах их переносили вручную. В связи с этими сложностями, возникавшими у чужеземцев, у хозяев Причерноморья было преимущество.
«Моряк боится лишь Босфора И о других не гадает бедах, эти строки Гораций написал во времена Августа! Жители Боспора Фракийского прекрасно понимали все выгоды, связанные с контролем пролива. «С моря они так господствуют над входом в Понт, что торговым судам невозможно ни входить туда, ни выходить без их согласия», констатирует Полибий. По всей видимости, согласие это стоило недешево» [16, с. 346].
Социально-экономическая направленность христианской морали
Судя по всему, созданию и распространению христианского вероучения способствовали правители, боровшиеся за безопасность морских путей. Доброта и нестяжательство, проповедываемые христианством, могут быть экономически выгодны государству только в одном случае: когда речь идёт об организации безопасной торговли, в том числе об отказе от «берегового права» (грабежа кораблей, потерпевших крушение).
Христианская мораль благоприятствовала и развитию крепкого государства вообще, поскольку проповедовало отказ от узкоклановых интересов. Эта идея присутствует уже в Евангелиях. После избрания двенадцати апостолов Иисус обращается к ним с речью, где говорит, что тот, кто любит отца или мать более, нежели его, не достоин его; и кто любит сына или дочь более, нежели его, не достоин его [Мф. 10:37]. В Евангелии от Луки Иисус обращается с похожими словами не к апостолам, а к народу, говоря, что если кто приходит к нему и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть его учеником [Лк. 14:26].
Следует заметить, что христианство стало государственной религией прежде всего на территориях, близких к Чёрному морю: в Армении, Грузии и Византии – государстве, контролировавшем Босфор и Дарданеллы. Небезынтересно и то, что автором первой попытки составления канона Нового Завета, разделившим книги Нового Завета на две части – Евангелия и Деяния Апостолов, – был богатейший судовладелец Маркион [17].
Употребление эпитета «Спаситель»
Эпитет «Спаситель» в античности употреблялся в отношении богов, спасающих людей от гибели на море . «С V по II вв. до н. э. в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора все, кто был связан с морем, поклонялись Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Зевсу Спасителю , Ахиллу Понтарху, Афродите Понтии, Афродите Навархиде и Афине Спасительнице » [18, с. 65].
На якорях ставили стандартные клейма с посвящением Богу-Спасителю . «На сотнях найденных в Средиземном море свинцовых штоков античных якорей греков и римлян сохранились надписи, знаки и изображения. Эти «священные якоря», как правило, самые тяжелые из всех якорей на судне. Вес таких якорных свинцовых штоков достигал 600–700 кг. «Священными якорями» древние мореходы пользовались, когда кораблю грозила неминуемая гибель. Изготовление такого якоря завершалось торжественными обрядами в храме Зевса. Здесь якорь в течение недели был в центре внимания жрецов и посетителей. Ему приносили жертвы, читались молитвы, курились благовония. По окончании обрядовых церемоний жрецы вырезали на деревянных рогах якоря охранительные знаки, а на свинцовом штоке выбивали стандартное клеймо-девиз: «Зевс – бог всемогущий и спаситель ». Иногда вместо всей надписи выбивалась только первая буква имени Зевса – «Z»… Память о былом значении таких «священных якорей» хранит древнее латинское изречение «Sacram anchoram solvere» – «Спастись священным якорем», то есть избежать неминуемой гибели» [18, с. 117].
Слово «Спаситель» по какой-то причине могло относиться и к царю. «Из многих храмовых надписей-посвящений, найденных в Крыму, особый интерес… представляет надпись 47–17 гг. до н. э. из Пантикапея. Она гласит: «В царствование царя царей, великого Александра, друга римлян, спасителя , и царицы Динамии наварх Панталеон (посвятил) Посейдону Сосинею («кораблеспасителю») и Афродите Навархиде («судоначальнице»)» [18, с. 65]. Можно предполагать, что спасителями могли называть царей, помогавших путешественникам, обеспечивавшим в своих землях безопасное плавание.
Символика креста
Крест традиционно принято истолковывать в качестве солярного знака. Тем не менее, сходство креста (особенно православного!) с солнцем вызывает сомнения. Можно предположить, что крест символизирует попросту корабельную мачту того времени с поперечной перекладиной для паруса . Корабельный руль в античности также изображался в виде креста . На илл. 1 представлен римский денарий 125–128 гг. На аверсе профильное изображение императора Адриана, на реверсе – богиня Фортуна с корабельным рулём и рогом изобилия в руках [19].
Обзор литературы
В работах Ю.В. Шаляевой [2], С.А. Усольцева [3], О.В. Метель [4] приведён обзор советской историографии, посвящённой происхождению христианства, демонстрирующий, что существует всего две гипотезы: мифологическая и социально-экономическая.
Мифологическое направление возникло в эпоху французского Просвещения, когда К.-Ф. Вольней (1757–1820) [5] и Ш.-Ф. Дюпюи (1742–1802) [6] практически одновременно опубликовали работы, в которых утверждалось, что история жизни Иисуса Христа – это метафорический рассказ о годичном цикле движения небесных светил. Дюпюи полагал, что Христос – это вариант мифа о Будде. Представители мифологической школы считают, что сказания о воскресении Иисуса произошли от языческих земледельческих культов, в которых тоже имелись умирающие и воскресающие боги, символизирующие умирающую и воскресающую природу. Мифологический подход был окончательно оформлен в работе немецкого автора Артура Древса «Миф о христианстве» [7].
Единственное известное нам социально-экономическое объяснение принадлежит Ф. Энгельсу, считавшему, что христианство возникло в среде рабов и вольноотпущенников, а также покорённых Римом народов в связи с отчаянием, охватившим их после поражения восстания под предводительством Спартака (73–71 гг. до н.э.) [8, с. 467, 482]. Данную точку зрения критиковал А.П. Каждан [9, с. 93–94], поначалу придерживавшийся марксистской точки зрения, который указывал на то, что принципат Августа (29 г. до Р.Х. – 14 г. после Р.Х.) привёл к расцвету империи и подъёму материального благосостояния даже рабов. Кроме того, после разгрома Спартака восстания против римлян продолжались и в I в. н.э.
Проф. Московской духовной академии А.И. Осипов в своей лекции «Происхождение христианства» [10] говорит о том, что в 1950-е гг. у нас появились работы, где мифологическая точка зрения сменилась на «синкретическую идею», суть которой в том, что христианство было создано из элементов разных религий (прежде всего иудаизма) и разных философских идей. Недостаток этой идеи А.И. Осипов видит в том, что на самом деле христианство возникло внезапно, «революционно».
Как ни странно, спектр идей относительно личности основателя христианства гораздо богаче, чем относительно сущности и социально-экономической основы самого христианства. Основная направленность этой литературы заключается либо в рациональном объяснении чудес, совершенным Иисусом (и в таком случае широкое распространение христианства объясняется воздействием этих чудес на умы современников), либо в отождествлении Иисуса с какой-то политической фигурой, известной историкам (в этом случае торжество христианства оказывается результатом деятельности реального политика – человека царского рода и оппозиционного политика). Зачастую эти позиции совмещаются, т.е. утверждается, что Иисус был не только политиком, но и умелым фокусником. Изложим вкратце некоторые из этих гипотез. В книгах Ю.Л. Латыниной [11, 12] обобщена литература, доказывающая, что Иисус был зилотом, боровшимся с римским владычеством, равно как и его предшественник Иоанн Креститель. При этом Иисус был вовсе не проповедником мира и любви, а напротив, националистом, ненавидевшим язычников и желавшим обеспечить иудеям господство над всем миром, а миролюбивое христианство было создано уже апостолом Павлом, который заявил, что Иисус отменил бывший до того религиозный закон и пришел, чтобы спасти язычников, а не для того, чтобы их уничтожить. После смерти Иисуса развернулась борьба между двумя апостолами: возглавившим церковь Иаковом, братом Господним, и Павлом. Последний победил благодаря римлянам, защищавшим его от последователей Иакова.
Р. Амбелен находит в источниках указания на то, что у Иисуса был брат-близнец, благодаря которому и состоялось «чудесное воскресение» (глава V. «Брат-близнец Иисуса») [13]. Одновременно он доказывает, что Иисус был реально существовавшим политиком-националистом, которого интересовали исключительно «дети Израиля» и который стал объектом поклонения лишь благодаря деятельности Павла, символически ассоциировавшего его смерть со смертью животных, которых приносили в жертву на алтаре Иерусалимского храма.
Особняком стоит гипотеза А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского [14], считающих, что прототипом евангельского Иисуса являлся живший в XII в. византийский император Андроник Комнин, казнённый своими противниками. Осознавая сложности, возникающие в плане общепринятой хронологии развития христианства, тем не менее, отметим, что эта версия интересна тем, что переносит место действия евангельских событий с периферии античного мира в его центр – г. Иерос на Босфоре (рядом с Константинополем). Тем не менее, и эта точка зрения сводится к объяснению успеха христианства деятельностью яркой личности, пусть и главы величайшего на тот момент государства и являвшегося, по свидетельству византийского историка Никиты Хониата, автором некоего учения, которое он стремился проповедовать. Остаётся неясным, каким образом человек, бывший на престоле всего три года, мог сыграть в мировой историй столь значительную роль.
Таким образом, все эти работы мало чем помогут нам в исследовании социально-экономической направленности христианства как такового, поскольку очевидно, что для создания и столь широкого распространения религиозного учения мало усилий одного человека, кем бы он ни был.
На наш взгляд, необходимо перевести внимание с личности основателя христианства на ключевые догматы этой религии и исследовать их социально-экономическую направленность. Недаром богослов А.И. Осипов в своей лекции «Истинность христианства» приводит следующие аргументы в пользу сверхъестественного характера христианства: «Поражает «неестественный» характер всех основных христианских истин (Троичности, Боговоплощения, Креста, Воскресения, Церкви и др.), их логическая невыводимость из каких-либо религиозных и философских посылок иудейской и эллинской мысли… принципиальное отличие от всех предшествовавших идейных аналогов; нетривиальность...» [15].
Примечание. Все текстовые выделения в цитатах сделаны автором настоящей статьи.
Геофизические особенности Причерноморья, послужившие предпосылкой распространения христианства
В данной работе не рассматривается вопрос, где возникло христианство, а исследуются причины, по которым христианство впервые стало государственной религией именно в Причерноморье: в Византийской империи, а затем в Грузии и Армении. Судя по всему, они заключаются в следующем. Чёрное море имеет две уникальные особенности, которых нет ни у одного другого моря. Первая – это практически полное отсутствие островов.
Самый крупный остров Джарылгач, имеет площадь 62 км², на втором месте – Березань и Змеиный, каждый из которых имеет площадь менее 1 км². Остальные ещё меньше. Если смотреть на карту, все три острова находятся левее Крыма недалеко от побережья Украины. Таким образом, не будет ошибкой сказать, что в Чёрном море островов нет.
Как пишет А.Б. Снисаренко [16], такая особенность не нравилась торговцам, ведь она не позволяла плавать в разных направлениях, используя острова как перевалочные пункты. «Это обстоятельство лишало мореплавателей возможности разнообразить товары в пределах одного рейса, им приходилось выбирать что-то одно. Если им нужна была пшеница, рожь, лен или мед, они плыли к Тавриде, за вином, кожами, смолой, воском и оружием – к Колхиде, за серебром – к земле халибов (у современного города Орду)» [16, с. 344]. Также из-за этой особенности, отмечает Снисаренко, кораблям приходилось довольствоваться каботажным плаванием, т.е. исключительно вдоль берега. Далее автор замечает, что «если в Средиземноморье греки чувствовали себя как дома, то в Понте положение гостя грозило им неисчислимыми бедами со стороны хозяев... Как бы там ни было, Черное море всегда рассматривалось жителями Средиземноморья как восточный предел обитаемого мира… там бесследно исчезали целые флоты» [16, с. 345].
Очевидно, что отсутствие островов делало передвижения мореходов полностью предсказуемыми. Ни в одном другом море мира не было таких предпосылок для установления тотального контроля за мореходством в столь обширном регионе. Поскольку не было островов, то не было на них и непокорных пиратских городов-государств, коих было бессчётное количество в Средиземном море. В свою очередь, отсутствие этих конкурентов стало предпосылкой создания Византийской империи и её системы контроля за Чёрным морем.
Второй предпосылкой, провоцирующей создание системы контроля за торговыми путями являлось то, что в Чёрное море невозможно незаметно проникнуть, как и невозможно произвольно покинуть его: это замкнутая система, попасть в которую можно только через пролив Босфор. Конечно, на севере (особенно на территории бывшего СССР) есть много впадающих в море крупных рек, по которым можно подняться, но сделать это можно было, только бросив корабль и изготовив лёгкий чёлн, поскольку крупный парусник неспособен идти против течения. Даже зайти из моря в реку он не может, и не только из-за течения, но и по причине того, что в пресной воде осадка корабля будет куда значительнее, чем в солёной. Челны же передвигались по рекам с помощью бурлаков с максимальной скоростью 5-6 км/ч, причём на порогах и стремнинах их переносили вручную. В связи с этими сложностями, возникавшими у чужеземцев, у хозяев Причерноморья было преимущество.
«Моряк боится лишь Босфора И о других не гадает бедах, эти строки Гораций написал во времена Августа! Жители Боспора Фракийского прекрасно понимали все выгоды, связанные с контролем пролива. «С моря они так господствуют над входом в Понт, что торговым судам невозможно ни входить туда, ни выходить без их согласия», констатирует Полибий. По всей видимости, согласие это стоило недешево» [16, с. 346].
Социально-экономическая направленность христианской морали
Судя по всему, созданию и распространению христианского вероучения способствовали правители, боровшиеся за безопасность морских путей. Доброта и нестяжательство, проповедываемые христианством, могут быть экономически выгодны государству только в одном случае: когда речь идёт об организации безопасной торговли, в том числе об отказе от «берегового права» (грабежа кораблей, потерпевших крушение).
Христианская мораль благоприятствовала и развитию крепкого государства вообще, поскольку проповедовало отказ от узкоклановых интересов. Эта идея присутствует уже в Евангелиях. После избрания двенадцати апостолов Иисус обращается к ним с речью, где говорит, что тот, кто любит отца или мать более, нежели его, не достоин его; и кто любит сына или дочь более, нежели его, не достоин его [Мф. 10:37]. В Евангелии от Луки Иисус обращается с похожими словами не к апостолам, а к народу, говоря, что если кто приходит к нему и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть его учеником [Лк. 14:26].
Следует заметить, что христианство стало государственной религией прежде всего на территориях, близких к Чёрному морю: в Армении, Грузии и Византии – государстве, контролировавшем Босфор и Дарданеллы. Небезынтересно и то, что автором первой попытки составления канона Нового Завета, разделившим книги Нового Завета на две части – Евангелия и Деяния Апостолов, – был богатейший судовладелец Маркион [17].
Употребление эпитета «Спаситель»
Эпитет «Спаситель» в античности употреблялся в отношении богов, спасающих людей от гибели на море . «С V по II вв. до н. э. в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора все, кто был связан с морем, поклонялись Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Зевсу Спасителю , Ахиллу Понтарху, Афродите Понтии, Афродите Навархиде и Афине Спасительнице » [18, с. 65].
На якорях ставили стандартные клейма с посвящением Богу-Спасителю . «На сотнях найденных в Средиземном море свинцовых штоков античных якорей греков и римлян сохранились надписи, знаки и изображения. Эти «священные якоря», как правило, самые тяжелые из всех якорей на судне. Вес таких якорных свинцовых штоков достигал 600–700 кг. «Священными якорями» древние мореходы пользовались, когда кораблю грозила неминуемая гибель. Изготовление такого якоря завершалось торжественными обрядами в храме Зевса. Здесь якорь в течение недели был в центре внимания жрецов и посетителей. Ему приносили жертвы, читались молитвы, курились благовония. По окончании обрядовых церемоний жрецы вырезали на деревянных рогах якоря охранительные знаки, а на свинцовом штоке выбивали стандартное клеймо-девиз: «Зевс – бог всемогущий и спаситель ». Иногда вместо всей надписи выбивалась только первая буква имени Зевса – «Z»… Память о былом значении таких «священных якорей» хранит древнее латинское изречение «Sacram anchoram solvere» – «Спастись священным якорем», то есть избежать неминуемой гибели» [18, с. 117].
Слово «Спаситель» по какой-то причине могло относиться и к царю. «Из многих храмовых надписей-посвящений, найденных в Крыму, особый интерес… представляет надпись 47–17 гг. до н. э. из Пантикапея. Она гласит: «В царствование царя царей, великого Александра, друга римлян, спасителя , и царицы Динамии наварх Панталеон (посвятил) Посейдону Сосинею («кораблеспасителю») и Афродите Навархиде («судоначальнице»)» [18, с. 65]. Можно предполагать, что спасителями могли называть царей, помогавших путешественникам, обеспечивавшим в своих землях безопасное плавание.
Символика креста
Крест традиционно принято истолковывать в качестве солярного знака. Тем не менее, сходство креста (особенно православного!) с солнцем вызывает сомнения. Можно предположить, что крест символизирует попросту корабельную мачту того времени с поперечной перекладиной для паруса . Корабельный руль в античности также изображался в виде креста . На илл. 1 представлен римский денарий 125–128 гг. На аверсе профильное изображение императора Адриана, на реверсе – богиня Фортуна с корабельным рулём и рогом изобилия в руках [19].
Последний раз редактировалось Елена C 30 дек 2021, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
Позднее появились корабли с двумя поперечными перекладинами. Что касается короткой (и при этом почему-то косой) поперечной перекладины, имеющейся на некоторых типах крестов в ногах Иисуса, то церковь толкует её как символ весов. Возможно, такой элемент на кресте появился просто потому, что кресты на церквях могли играть роль путевых знаков: верхняя часть наклонной перекладины всегда указывает на север, а нижняя на юг.
Рассмотрим иные варианты креста (илл. 2–5), часто встречающиеся, в частности, на византийских монетах, см. [20, с. 235, 265]. Крест с тремя перекладинами обычно именуют папским крестом, а крест с двумя перекладинами – патриаршим или лотарингским, хотя бывает и наоборот.
Рассмотрим иные варианты креста (илл. 2–5), часто встречающиеся, в частности, на византийских монетах, см. [20, с. 235, 265]. Крест с тремя перекладинами обычно именуют папским крестом, а крест с двумя перекладинами – патриаршим или лотарингским, хотя бывает и наоборот.
Последний раз редактировалось Елена C 30 дек 2021, 22:48, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 11 май 2018, 20:52
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 23 раза
Версия о возникновении христианства
Крест с двумя или тремя перекладинами, каждая следующая из которых длиннее предыдущей, очень напоминает древнейший навигационый прибор, именуемый якобштабом (посохом Якова), используемым для определения широты, на которой находится судно, путём измерения высоты Полярной звезды или солнца. Свое название он получил якобы в честь изобретшего его библейского патриарха. Якобштаб представляет собой длинный деревянный «посох» с квадратным сечением и нанесённой на нём шкалой, а также поперечных лопастей, которые передвигаются взад-вперёд по длине «посоха». На илл. 6 представлено изображение якобштаба из известного словаря [21], практически идентичное «посоху» в руках папы Сильвестра I (илл. 5), относительно которого, кстати, существует легенда, согласно которой он в 314 г. укротил морское чудовище [22].