ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
Наконец-то я нашёл автора и его произведение, который придумал, что Чингиз имел титул "Покорителя, Потрясателя, Повелителя Вселенной", правда, Вселенная оказалась Монгольской, и, что у Чингиса было 20, 30, 40, и даже 73 тумэна войска, и каждый тумэн по 10000 воинов. А ещё Чингисхан говорил стихами, которые сохранились до 19 века!
Но вот незадача, лама этот написал своё произведение в 19 веке, то есть 6 веков спустя после смерти Темуджина и все эти чудеса просто придумал.
При этом скажу сразу, у меня ни к ламе, ни к монголам, ни к буддистам никаких претензий нет, они имеют права верить словам своего образованного ламы. У меня есть риторические вопросы к русским историкам дипломированным и научным, а почему Вы верите в чудеса этого досточтимого ламы и выдаёте в своих монографиях и лекциях студентам его фантазии за достоверные факты из исторического источника? А русские агеографические произведения, жития святых, Вы отрицаете, не считаете их историческими источниками или, как минимум, требуете к ним относиться очень критически?
Отсутствие объективных критериев определения исторического источника и использование только субъективных критериев приводит к чистому произволу научному.
"Хрустальное зерцало (монг. Болор толь?, ᠪᠣᠯᠣᠷ ᠲᠣᠯᠢ?) — монгольское сочинение XIX века, написанное да-ламой Джамбадорджи. Охватывает период монгольской истории, начиная с к. XII в. и заканчивая 1820 годом. Отражает официальную проманьчжурскую точку зрения на историю монголов.
Автором сочинения был да-лама монастыря Туйлун-хамгалагч, рабджампа Джамбадорджи. Летопись была составлена в 1835—1838 гг. по заданию князя этого хошуна, дзасака Лавранринчина, ставшего правителем хошуна в 1831 г."
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mo ... ext1.phtml
Но вот незадача, лама этот написал своё произведение в 19 веке, то есть 6 веков спустя после смерти Темуджина и все эти чудеса просто придумал.
При этом скажу сразу, у меня ни к ламе, ни к монголам, ни к буддистам никаких претензий нет, они имеют права верить словам своего образованного ламы. У меня есть риторические вопросы к русским историкам дипломированным и научным, а почему Вы верите в чудеса этого досточтимого ламы и выдаёте в своих монографиях и лекциях студентам его фантазии за достоверные факты из исторического источника? А русские агеографические произведения, жития святых, Вы отрицаете, не считаете их историческими источниками или, как минимум, требуете к ним относиться очень критически?
Отсутствие объективных критериев определения исторического источника и использование только субъективных критериев приводит к чистому произволу научному.
"Хрустальное зерцало (монг. Болор толь?, ᠪᠣᠯᠣᠷ ᠲᠣᠯᠢ?) — монгольское сочинение XIX века, написанное да-ламой Джамбадорджи. Охватывает период монгольской истории, начиная с к. XII в. и заканчивая 1820 годом. Отражает официальную проманьчжурскую точку зрения на историю монголов.
Автором сочинения был да-лама монастыря Туйлун-хамгалагч, рабджампа Джамбадорджи. Летопись была составлена в 1835—1838 гг. по заданию князя этого хошуна, дзасака Лавранринчина, ставшего правителем хошуна в 1831 г."
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mo ... ext1.phtml
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"В третьей книге мы расскажем о государственном устройстве монгольских племен.
Маньчжурский император не так богат драгоценными камнями, товарами и тканями, как ханы других стран, но, тем не менее, если мы обратим внимание на то, сколь преисполнен он драгоценностями религиозного учения, то поймем, что он по истинной своей сущности превосходит даже Хормуста-тэнгри."
Вот и буддисты - монголы подтверждают, что Тэнгри - это не имя собственное Бога, но имя нарицательное Бог, который "... иже еси на небеси". По-китайски и по-монгольски Тан - небеса, так что ошибся датчанин Томсен, который придумал тюрок и Тенгри, чтобы расшифровать Орхонские руны:
"др. тюрк. 𐱅𐰭𐰼𐰃 *teŋri / *taŋrɨ или др. тюрк. 𐰚𐰇𐰚:𐱅𐰭𐰼𐰃 Kök Teŋri, др.-уйг. tängri, ст.-монг. ᠲᠡᠩᠷᠢ t'ngri[a] — небо, карахан. تآنغرِ; осман. تڭری, уйг. تەڭرى tengri) — небесный дух; верховное божество неба тюркских и монгольских народов. Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог) или «Хухэ Тэнгэри». Монгольские племена, придерживающиеся шаманизма, поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы. Слово тэнгри, вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа"
- хотя и здесь википедия правит постоянно текст, раньше "кёк тюрки" переводили, как "голубые тюрки", а теперь "кок и кёк" значит небесный, но небесный, небеса - осман у турок, а у монгол тан-гри.
У монгол - буддистов был такой Бог арийский
"Хорму́ста (бур., монг. Хурмаста, Хормуста-тенгри, Хормуста тэнгри, Хормуста тнгри, Хан-Хурмаста, от согдийского Хурмазта) — верховное божество в религиозно-мифологической традиции монгольских народов; в бурятской мифологии — глава западных 55 тенгриев, небесный отец Гэсэра.
Родственен зороастрийскому Ормузду. Культ заимствован из Ирана в середине I тысячелетия н. э. и известен по всей Центральной Азии и Южной Сибири. Включён бурятскими и монгольскими ламами в буддийский пантеон как владыка горы Сумеру.
Согласно историческим данным, уйгурский культурный фактор сумел оказать значительное влияние на мировоззрение монголов XIII-XV веков. Именно с уйгурским буддизмом связана трансформация образа Хормусты в религиозных представлениях монголов.
Хормуста Тенгри является высшим божеством, превосходящим всех других Тенгри, за исключением Коке Монгке Тенгри."
Маньчжурский император не так богат драгоценными камнями, товарами и тканями, как ханы других стран, но, тем не менее, если мы обратим внимание на то, сколь преисполнен он драгоценностями религиозного учения, то поймем, что он по истинной своей сущности превосходит даже Хормуста-тэнгри."
Вот и буддисты - монголы подтверждают, что Тэнгри - это не имя собственное Бога, но имя нарицательное Бог, который "... иже еси на небеси". По-китайски и по-монгольски Тан - небеса, так что ошибся датчанин Томсен, который придумал тюрок и Тенгри, чтобы расшифровать Орхонские руны:
"др. тюрк. 𐱅𐰭𐰼𐰃 *teŋri / *taŋrɨ или др. тюрк. 𐰚𐰇𐰚:𐱅𐰭𐰼𐰃 Kök Teŋri, др.-уйг. tängri, ст.-монг. ᠲᠡᠩᠷᠢ t'ngri[a] — небо, карахан. تآنغرِ; осман. تڭری, уйг. تەڭرى tengri) — небесный дух; верховное божество неба тюркских и монгольских народов. Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог) или «Хухэ Тэнгэри». Монгольские племена, придерживающиеся шаманизма, поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы. Слово тэнгри, вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа"
- хотя и здесь википедия правит постоянно текст, раньше "кёк тюрки" переводили, как "голубые тюрки", а теперь "кок и кёк" значит небесный, но небесный, небеса - осман у турок, а у монгол тан-гри.
У монгол - буддистов был такой Бог арийский
"Хорму́ста (бур., монг. Хурмаста, Хормуста-тенгри, Хормуста тэнгри, Хормуста тнгри, Хан-Хурмаста, от согдийского Хурмазта) — верховное божество в религиозно-мифологической традиции монгольских народов; в бурятской мифологии — глава западных 55 тенгриев, небесный отец Гэсэра.
Родственен зороастрийскому Ормузду. Культ заимствован из Ирана в середине I тысячелетия н. э. и известен по всей Центральной Азии и Южной Сибири. Включён бурятскими и монгольскими ламами в буддийский пантеон как владыка горы Сумеру.
Согласно историческим данным, уйгурский культурный фактор сумел оказать значительное влияние на мировоззрение монголов XIII-XV веков. Именно с уйгурским буддизмом связана трансформация образа Хормусты в религиозных представлениях монголов.
Хормуста Тенгри является высшим божеством, превосходящим всех других Тенгри, за исключением Коке Монгке Тенгри."
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"Теперь перейду и, сколько смогу, сделаю описание быта других стран и народов, других земель и ханов, государственного установления у племен внешнемонгольских и хотонских (туркестанских).
На северной стороне от Китая и Амдоской страны находятся монгольские аймаки. Они состоят из восьми пахарских хошунов , происходящих от Чингисхана, затем из сорока девяти внутренних хошунов или шести сеймов — джиримского и других. Один сейм ордосских семи хошунов; три хана северохалхаских аймаков, а вместе с аймаком Сайн-нойона образуют четыре халхаских аймака. От них на запад пойдут следующие четыре племени ойратов: дурбэты, хойты, хошуты и чоросы. Вот эти четыре племени обычно называют Четырьмя ойратами. Кукунорские олёты, а также алашаньские олёты равным образом принадлежат к одному племени с этими Четырьмя ойратами."
- обратите внимание на масштаб понятий: у народа ойратов 4 племени - аймаки, у монгол тоже племена - аймаки, аймаки состоят из хошунов, а хошуны объединены в сейм; а олёты - это тоже часть племени, то есть вероятно "род". Судя по всему мы видим здесь классический родо-племенной строй, ещё до объединения племён в народ.
"К востоку от левого крыла ойратов по течению рек Или и Иртыша, к западу от китайской стены, называемой Дзаягуин, идут кочевья народа, которого монголы называют джунгары. На северо-запад от них, если брать от великой воды Торогай по течению великой реки, называемой Иджил-дачян (Волга.), будет находиться аймак, который монголы называют торгутским. Вот что мы скажем об этих торгутских кочевьях: с востока на запад он имеет протяжение приблизительно в шесть месяцев пути, и с севера на юг примерно столько же. На северной стороне от реки Иртыша, джунгарских кочевий, живут шара-китады и русские. Их земли — в промежутке между землями русского хана и нашими землями, отделенными пограничными столбами, начиная с солонов на востоке и заканчивая торгутскими кочевьями Куджур на западе. На север от местности Ару-Курлуг на Кукуноре, если миновать большую пустыню — Элджил-Гоби, находится мусульманский город Хами.
Затем там имеются города Баркуль и Кашгар, жители которых занимаются земледелием и разводят овец. На восток от Кашгара живет народ тасиги Нам-Гоа.
На северной стороне от Китая и Амдоской страны находятся монгольские аймаки. Они состоят из восьми пахарских хошунов , происходящих от Чингисхана, затем из сорока девяти внутренних хошунов или шести сеймов — джиримского и других. Один сейм ордосских семи хошунов; три хана северохалхаских аймаков, а вместе с аймаком Сайн-нойона образуют четыре халхаских аймака. От них на запад пойдут следующие четыре племени ойратов: дурбэты, хойты, хошуты и чоросы. Вот эти четыре племени обычно называют Четырьмя ойратами. Кукунорские олёты, а также алашаньские олёты равным образом принадлежат к одному племени с этими Четырьмя ойратами."
- обратите внимание на масштаб понятий: у народа ойратов 4 племени - аймаки, у монгол тоже племена - аймаки, аймаки состоят из хошунов, а хошуны объединены в сейм; а олёты - это тоже часть племени, то есть вероятно "род". Судя по всему мы видим здесь классический родо-племенной строй, ещё до объединения племён в народ.
"К востоку от левого крыла ойратов по течению рек Или и Иртыша, к западу от китайской стены, называемой Дзаягуин, идут кочевья народа, которого монголы называют джунгары. На северо-запад от них, если брать от великой воды Торогай по течению великой реки, называемой Иджил-дачян (Волга.), будет находиться аймак, который монголы называют торгутским. Вот что мы скажем об этих торгутских кочевьях: с востока на запад он имеет протяжение приблизительно в шесть месяцев пути, и с севера на юг примерно столько же. На северной стороне от реки Иртыша, джунгарских кочевий, живут шара-китады и русские. Их земли — в промежутке между землями русского хана и нашими землями, отделенными пограничными столбами, начиная с солонов на востоке и заканчивая торгутскими кочевьями Куджур на западе. На север от местности Ару-Курлуг на Кукуноре, если миновать большую пустыню — Элджил-Гоби, находится мусульманский город Хами.
Затем там имеются города Баркуль и Кашгар, жители которых занимаются земледелием и разводят овец. На восток от Кашгара живет народ тасиги Нам-Гоа.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"Между теми торгутами и русскими на берегу великого озера, называемого Танкиригсан (Каспийское море.), стоит русский город Ала-Дархан (Астрахань.). Отсюда, минуя многие города, приблизительно в полутора месяцах пути, находится столица русского белого царя.
Царь этот девушка-царь (Екатерина II.), по происхождению из рода Чингисова."
- вот и придумывайте теперь объяснения про Екатерину 2 из рода Чнгисова, господа историки, которые верят в монгольские легенды и достоверность монгольских историй.
- кстати, наглядный пример знаний образованного монгола о России в 19 веке, уже сменилось 2 или даже 3 императора к 1820 или 1835 году, а до монгол эти новости ещё так и не дошли, они полагают, что в России всё ещё правит Императрица Екатерина 2. А теперь представьте познания монгол о Руси в 13 веке!
Да, и поменять надо родословную Екатерины, она же от Чингизхана род свой ведёт! Лама же правду пишет!
"Столица этого царя прозывается Мавшока (Москва.).
Царь этот девушка-царь (Екатерина II.), по происхождению из рода Чингисова."
- вот и придумывайте теперь объяснения про Екатерину 2 из рода Чнгисова, господа историки, которые верят в монгольские легенды и достоверность монгольских историй.
- кстати, наглядный пример знаний образованного монгола о России в 19 веке, уже сменилось 2 или даже 3 императора к 1820 или 1835 году, а до монгол эти новости ещё так и не дошли, они полагают, что в России всё ещё правит Императрица Екатерина 2. А теперь представьте познания монгол о Руси в 13 веке!
Да, и поменять надо родословную Екатерины, она же от Чингизхана род свой ведёт! Лама же правду пишет!
"Столица этого царя прозывается Мавшока (Москва.).
Последний раз редактировалось Воля 09 июн 2025, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"На запад от русских на расстоянии двух суток пути находится город Касалбаши (Персия.). Еще имеется один город в девяти сутках пути, называемый Лабтуа. Северо-западнее Лабтуа стоит большой Бронзовый город."
- известно из русских грамот, что правители Персии в 16-17 веках назывались кызылбашские, но с географией у этого монаха так себе дела, Персия от России не на западе, но на юге находится.
"На северной окраине России, на северном берегу Белого моря имеется озеро, которое невозможно увидеть, на берегу которого живет одно большое племя, называемое немши (Немцы.). В той стране водятся белые медведи, всякого вида хищные и травоядные дикие животные."
- какие такие "немши" живут у Белого моря тоже вопрос большой. Да, ещё оказывается у них там город своего имени был и войско в 10 миллионов человек! О, как! Верим же?
"Название города того хана — Немшин. Войска, охраняющие эту местность, подразделяются так: на каждые десять латников — один начальник, на каждые десять начальников — 1 нойон. Осуществляя военное руководство посредством этих начальников, хан имеет войска в количестве одного джева (10000000). Нойон, командующий войсками, называется Рамзан. Когда те войска сражаются на земле, то они надевают легкие панцири и имеют при себе стрелы из дерева Най. Они берут большие и малые ружья, петли, копья, багры, трезубцы, всякого рода мечи и отправляются на место сражения. Войска, идущие в бой, зажигают множество восковых свечей. Некоторые из них орудиями, похожими на лопаты и мотыги, прокладывают дорогу и таким образом проникают в нужные места. Ведя бой, применяют подкопы и взрывы. Войска же, движущиеся по воде, одеты в панцири из шкурок водяных птиц. В воде они движутся, как им угодно, и сражаются, как говорят, с помощью пружинных орудий. Это признак того, что страна и племя их поистине великое."
- биологи, спасите и помогите историкам определить, что такое "шкурки водяных птиц", и что это за птицы такие у Белого моря водятся, из которых панцири делали.
- известно из русских грамот, что правители Персии в 16-17 веках назывались кызылбашские, но с географией у этого монаха так себе дела, Персия от России не на западе, но на юге находится.
"На северной окраине России, на северном берегу Белого моря имеется озеро, которое невозможно увидеть, на берегу которого живет одно большое племя, называемое немши (Немцы.). В той стране водятся белые медведи, всякого вида хищные и травоядные дикие животные."
- какие такие "немши" живут у Белого моря тоже вопрос большой. Да, ещё оказывается у них там город своего имени был и войско в 10 миллионов человек! О, как! Верим же?
"Название города того хана — Немшин. Войска, охраняющие эту местность, подразделяются так: на каждые десять латников — один начальник, на каждые десять начальников — 1 нойон. Осуществляя военное руководство посредством этих начальников, хан имеет войска в количестве одного джева (10000000). Нойон, командующий войсками, называется Рамзан. Когда те войска сражаются на земле, то они надевают легкие панцири и имеют при себе стрелы из дерева Най. Они берут большие и малые ружья, петли, копья, багры, трезубцы, всякого рода мечи и отправляются на место сражения. Войска, идущие в бой, зажигают множество восковых свечей. Некоторые из них орудиями, похожими на лопаты и мотыги, прокладывают дорогу и таким образом проникают в нужные места. Ведя бой, применяют подкопы и взрывы. Войска же, движущиеся по воде, одеты в панцири из шкурок водяных птиц. В воде они движутся, как им угодно, и сражаются, как говорят, с помощью пружинных орудий. Это признак того, что страна и племя их поистине великое."
- биологи, спасите и помогите историкам определить, что такое "шкурки водяных птиц", и что это за птицы такие у Белого моря водятся, из которых панцири делали.
Последний раз редактировалось Воля 09 июн 2025, 12:38, всего редактировалось 4 раза.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
- а вот ещё одно Великое ханство, с городом и правителем всего мира - Кунгур-хан!
"На расстоянии десяти суток пути к западу от реки Иджил находится город Кунгур-хана. Название того племени Туруг. Вокруг той страны имеется каменная крепость с тремястами шестьюдесятью воротами. От одних ворот до других — триста шестьдесят мер расстояния по их измерению. По китайской обычной системе измерения — семьсот двадцать мер. В ханском городе двадцать четыре ворот.
Хан их усвоил себе такую мысль: «Я — хан всего населенного мира». Кроме того, в городе этого хана стоят троны для тридцати трех ханов всего мира. В той стране через каждые один-два года происходят бедствия от ветра, и даже стало обыкновенным явлением, что ветром разрушаются дома и города. Еще двенадцать племен-народов имеются, не похожих по языку на его народ. Каждый приветствующий того хана бросает золотые и серебряные деньги. Народ той страны оправляет золотом, серебром и разными драгоценностями сосуды для воды и края колодцев.
От того Кунгура на северо-запад в большом озере Тэн-Тэнгис живут люди с конскими головами и водяные чудовища с рогами. По водам того озера ездят в хрустальных повозках и добывают из озера всевозможные драгоценности. "
"На расстоянии десяти суток пути к западу от реки Иджил находится город Кунгур-хана. Название того племени Туруг. Вокруг той страны имеется каменная крепость с тремястами шестьюдесятью воротами. От одних ворот до других — триста шестьдесят мер расстояния по их измерению. По китайской обычной системе измерения — семьсот двадцать мер. В ханском городе двадцать четыре ворот.
Хан их усвоил себе такую мысль: «Я — хан всего населенного мира». Кроме того, в городе этого хана стоят троны для тридцати трех ханов всего мира. В той стране через каждые один-два года происходят бедствия от ветра, и даже стало обыкновенным явлением, что ветром разрушаются дома и города. Еще двенадцать племен-народов имеются, не похожих по языку на его народ. Каждый приветствующий того хана бросает золотые и серебряные деньги. Народ той страны оправляет золотом, серебром и разными драгоценностями сосуды для воды и края колодцев.
От того Кунгура на северо-запад в большом озере Тэн-Тэнгис живут люди с конскими головами и водяные чудовища с рогами. По водам того озера ездят в хрустальных повозках и добывают из озера всевозможные драгоценности. "
Последний раз редактировалось Воля 09 июн 2025, 12:40, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"К югу от кунгурского племени расположено святилище неверных, называемое Мекка. Там имеется синий камень величиной около дэлима (Монгольская единица длины, примерно 1 метр.). Он находится на воздухе, ничем не поддерживаемый на расстоянии четырех или пяти пядей от земли так, что конный может почти достать его рукой. Там же неподалеку от него стоит храм неверных. Величина этого храма равна пяти выстрелам из лука. Ни одной-то у этого храма колонны, ни одного-то у него конька нет. И называется он храм Ранзун. Довольно далеко от этого храма поставлен священный знак тех неверных — «Белый камень» с отверстием наподобие человеческого полового органа. Называется он Макишувари. Он также ни к чему не прикасается и держится в воздухе силой магнитного камня.
Та страна называется меккской страной вплоть до самого берега реки Шиди вот почему. Слово «Мекка» означает «Монголия», а те лало (мусульмане) все суть монголы. "
- вот тебе и здрасьте, Новый год! Мусульмане в Мекке - все монголы!
Ой, сомневаюсь я сильно, что монгольским и русским историкам удастся убедить саудовских арабов, что они монголы!
"Начиная с того времени, неверные мусульманские взгляды стали очень популярны, и большинство людей этого мира становится сторонниками мусульман. Воззрения этих мусульман таковы: они не едят мяса павших животных, читают тарни, которое заключается в слове Бисмили (Бисмила — во имя Господа.)."
Та страна называется меккской страной вплоть до самого берега реки Шиди вот почему. Слово «Мекка» означает «Монголия», а те лало (мусульмане) все суть монголы. "
- вот тебе и здрасьте, Новый год! Мусульмане в Мекке - все монголы!
Ой, сомневаюсь я сильно, что монгольским и русским историкам удастся убедить саудовских арабов, что они монголы!
"Начиная с того времени, неверные мусульманские взгляды стали очень популярны, и большинство людей этого мира становится сторонниками мусульман. Воззрения этих мусульман таковы: они не едят мяса павших животных, читают тарни, которое заключается в слове Бисмили (Бисмила — во имя Господа.)."
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"В прежние времена хотонцы и монголы имели у себя великих и малых ханов. Тогда как-то однажды монгольский Тайцзу Чингис-хан переродился в Ваджрапани и стал распространять религию Будды. Так как при множестве племен и стран было у него и много врагов, он прежде всего подчинил своей власти великие пространства, а потом уже, чтобы утвердить веру, с любовью стал господствовать над всеми и учредил свою державу."
- про любовь очень трогательно! аж, до слёз! С любовью надо народы покорять и править ими!
"Происхождение Богдо-Чингис-хана таково: он происходит от индийского рода Шакья."
- про любовь очень трогательно! аж, до слёз! С любовью надо народы покорять и править ими!
"Происхождение Богдо-Чингис-хана таково: он происходит от индийского рода Шакья."
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
[III. Мировая держава монголов]
От этой Оэлун-ханши у Есугэй-багатура в третьем шестидесятилетии в году черного коня (1162) в первую зимнюю луну первого числа первой десятидневки как раз на рассвете родился мальчик, исполненный удивительных знаков. На третий день после рождения того мальчика отец его Есугэй-багатур, который воевал с народом татарского аймака и, захватив в плен владетеля татарского народа Тэмуджин-Угчи, возвратился домой, устроил радостный пир. Поэтому-то и нарекли того мальчика именем Тэмуджин. "
- ещё причуда, назвать сына в честь врага, татарским именем - Тэмуджин.
"После этого, в следующем году у Есугэй-багатура от старшей жены Манкала родилась дочь и ее назвали Тэмулун-Гоа. В следующем году после этого от Оэлун-ханши родился мальчик, который держал в ладони своей кровавый сгусток. Его назвали Хасаром. Таким образом, у Чингис-хана всего было [вместе с ним] пятеро братьев: Тэмуджин, Бухэ-Бэлгэтэй, Хасар, Ойту-Отчигин и Бухэ-Бэгтэр.
Впоследствии, когда Хасар достиг семилетнего возраста, то отец его Есугэй-багатур и мать Оэлун — оба один за другим умерли, а так как и Тэмуджин и Хасар остались малолетними, то подвластный Есугэю начальник, по имени Тодонулай, захватил их и стал владеть их подданными и имуществом. В то время сын вышеупомянутого Аршилту, по имени Бухэ-Чилгир, пользуясь тем, что Оэлун-ханши не было уже в живых, прибыл и увез к себе потихоньку от всех под видом младших братьев Хасара и Тэмуджина. Затем Бухэ-Чилгир, чтобы отомстить за отца, надел колодки на обоих мальчиков. Однажды Бухэ-Чилгиру довелось устроить большой пир. Мальчики улучили момент, когда все опьянели, бежали и залегли под кручей реки Харги, держа на весу свои колодки. В ту ночь один человек по имени Торгон-Шира из сулдаского племени увидел во сне, будто взошли из колодца два соединенных солнца, стали приближаться к нему и опустились в воду реки Харги. На другой день тот человек отправился к реке Харги и под высоким берегом реки нашел двух мальчиков. И подивился смыслу знамения и привез тех мальчиков в свою юрту и запрятал их за онгонами. Наутро он разбил колодки, посадил мальчиков на коней и отпустил домой. Вследствие этого они стали почитать Торган-Шира как своего благодетеля. А сыновей его Чилуна и Чимбая звали своими братьями.
Тэмуджину дали в жены Бортэ-джуши, дочь Дайни-Сэцэна из хонгиратского аймака. В ту пору девушку Тэмулун-Гоа отдали в супруги человеку, по имени Бату, и этого эфу Бату сделали табунаном (табунан - зять). Потомками его потомков в настоящее время являются харачинские табунануты.
После этого услышали, что три богатыря, по имени Чилдур-Чачиртай, Цацун и Дуцин собрали разбойников из многих аймаков и выступили с войском в девяносто тысяч человек. Тогда монголы выступили против них, собрав многотысячное войско, и образовав три отряда. Тэмуджина поставили главнокомандующим, а Бэлгэтэй, Бэгтэр и Хасар сделались джанджунами и выступили в поход.
Когда устроили праздничное торжество по случаю победы над врагом, государь Тэмуджин сказал:
Бэгтэровой крепостью,
Бэлгэтэевой мощью,
Хасаровым искусством
Уничтожили мы ненавистного врага.
Так, говорят, произнес он это в стихах. Тэмуджин и его братья, впятером, сделались предводителями.
После этого найманские разбойники начали беспокоить монгольскую границу. Тэмуджин отправил шесть человек к Сэцэн-Бухэ и [Сэцэн-]Тайши с наказом: «Давайте повоюем найманов, выступайте со своим войском».
И с этими словами Тэмуджин выступил и уничтожил Сэцэн-Бухэ.
А Хасар взял войско и выступил против найманов и встретился с найманским войском у горы Хора. И вот найманское войско испугалось, пришло в расстройство и побежало, словно потеряв всякое мужество. И при этом чрезвычайно много было у них убитых, остатки же их, преклонив колени, покорились.
В то время часть хуванчильского аймака пришла к ним с целью покориться Тэмуджину. Хасар, не зная об этом обстоятельстве, повстречал тот народ хуванчильского аймака и повоевал его, вследствие чего тот народ бросился бежать и подчинился самагунскому аймаку. Тэмуджин, услыхав об этом, разгневался на Хасара, отобрал двоих его сыновей и подданных, а Хасара одного изгнал и выслал на Харуна (Харагуна - гора на юге Монголии.). Когда же Субэгэтэй-багатур стал упрекать Тэмуджина за то, что он услал Хасара, Тэмуджину это не понравилось, и он отрешил Субэгэтэй-багатура от должности наставника.
В ту пору у Ван-хана кереитского аймака был титул «Тори-алтан-улус-ван». В прежнее время он был побратимом с Есугэй-багатуром. А потому Тэмуджин с Хасаром почитали его, как отца."
- "Алтан улус" это Золотой Улус то есть Империя Цзинь - Золотая, во главе которой стоял Алтан-хан, но не Тэмуджин.
От этой Оэлун-ханши у Есугэй-багатура в третьем шестидесятилетии в году черного коня (1162) в первую зимнюю луну первого числа первой десятидневки как раз на рассвете родился мальчик, исполненный удивительных знаков. На третий день после рождения того мальчика отец его Есугэй-багатур, который воевал с народом татарского аймака и, захватив в плен владетеля татарского народа Тэмуджин-Угчи, возвратился домой, устроил радостный пир. Поэтому-то и нарекли того мальчика именем Тэмуджин. "
- ещё причуда, назвать сына в честь врага, татарским именем - Тэмуджин.
"После этого, в следующем году у Есугэй-багатура от старшей жены Манкала родилась дочь и ее назвали Тэмулун-Гоа. В следующем году после этого от Оэлун-ханши родился мальчик, который держал в ладони своей кровавый сгусток. Его назвали Хасаром. Таким образом, у Чингис-хана всего было [вместе с ним] пятеро братьев: Тэмуджин, Бухэ-Бэлгэтэй, Хасар, Ойту-Отчигин и Бухэ-Бэгтэр.
Впоследствии, когда Хасар достиг семилетнего возраста, то отец его Есугэй-багатур и мать Оэлун — оба один за другим умерли, а так как и Тэмуджин и Хасар остались малолетними, то подвластный Есугэю начальник, по имени Тодонулай, захватил их и стал владеть их подданными и имуществом. В то время сын вышеупомянутого Аршилту, по имени Бухэ-Чилгир, пользуясь тем, что Оэлун-ханши не было уже в живых, прибыл и увез к себе потихоньку от всех под видом младших братьев Хасара и Тэмуджина. Затем Бухэ-Чилгир, чтобы отомстить за отца, надел колодки на обоих мальчиков. Однажды Бухэ-Чилгиру довелось устроить большой пир. Мальчики улучили момент, когда все опьянели, бежали и залегли под кручей реки Харги, держа на весу свои колодки. В ту ночь один человек по имени Торгон-Шира из сулдаского племени увидел во сне, будто взошли из колодца два соединенных солнца, стали приближаться к нему и опустились в воду реки Харги. На другой день тот человек отправился к реке Харги и под высоким берегом реки нашел двух мальчиков. И подивился смыслу знамения и привез тех мальчиков в свою юрту и запрятал их за онгонами. Наутро он разбил колодки, посадил мальчиков на коней и отпустил домой. Вследствие этого они стали почитать Торган-Шира как своего благодетеля. А сыновей его Чилуна и Чимбая звали своими братьями.
Тэмуджину дали в жены Бортэ-джуши, дочь Дайни-Сэцэна из хонгиратского аймака. В ту пору девушку Тэмулун-Гоа отдали в супруги человеку, по имени Бату, и этого эфу Бату сделали табунаном (табунан - зять). Потомками его потомков в настоящее время являются харачинские табунануты.
После этого услышали, что три богатыря, по имени Чилдур-Чачиртай, Цацун и Дуцин собрали разбойников из многих аймаков и выступили с войском в девяносто тысяч человек. Тогда монголы выступили против них, собрав многотысячное войско, и образовав три отряда. Тэмуджина поставили главнокомандующим, а Бэлгэтэй, Бэгтэр и Хасар сделались джанджунами и выступили в поход.
Когда устроили праздничное торжество по случаю победы над врагом, государь Тэмуджин сказал:
Бэгтэровой крепостью,
Бэлгэтэевой мощью,
Хасаровым искусством
Уничтожили мы ненавистного врага.
Так, говорят, произнес он это в стихах. Тэмуджин и его братья, впятером, сделались предводителями.
После этого найманские разбойники начали беспокоить монгольскую границу. Тэмуджин отправил шесть человек к Сэцэн-Бухэ и [Сэцэн-]Тайши с наказом: «Давайте повоюем найманов, выступайте со своим войском».
И с этими словами Тэмуджин выступил и уничтожил Сэцэн-Бухэ.
А Хасар взял войско и выступил против найманов и встретился с найманским войском у горы Хора. И вот найманское войско испугалось, пришло в расстройство и побежало, словно потеряв всякое мужество. И при этом чрезвычайно много было у них убитых, остатки же их, преклонив колени, покорились.
В то время часть хуванчильского аймака пришла к ним с целью покориться Тэмуджину. Хасар, не зная об этом обстоятельстве, повстречал тот народ хуванчильского аймака и повоевал его, вследствие чего тот народ бросился бежать и подчинился самагунскому аймаку. Тэмуджин, услыхав об этом, разгневался на Хасара, отобрал двоих его сыновей и подданных, а Хасара одного изгнал и выслал на Харуна (Харагуна - гора на юге Монголии.). Когда же Субэгэтэй-багатур стал упрекать Тэмуджина за то, что он услал Хасара, Тэмуджину это не понравилось, и он отрешил Субэгэтэй-багатура от должности наставника.
В ту пору у Ван-хана кереитского аймака был титул «Тори-алтан-улус-ван». В прежнее время он был побратимом с Есугэй-багатуром. А потому Тэмуджин с Хасаром почитали его, как отца."
- "Алтан улус" это Золотой Улус то есть Империя Цзинь - Золотая, во главе которой стоял Алтан-хан, но не Тэмуджин.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"В то время Тэмуджин тоже, будучи преследуем войском Ван-хана, подходил к реке Билджухай.
После этого Тэмуджин собрал свое рассеянное войско и произвел ему смотр. Они расположились лагерем на берегу реки Онон. Хасар, применив военную хитрость, послал к Ван-хану двух человек. Вот с какими словами он их послал: «Я не знаю, где в настоящее время находится мой старший брат Тэмуджин. Мой дом и семья находятся в ваших руках, Ван-хан, не так ли? Если бы вы, будучи великодушным ко мне, не убавили свою прежнюю милость, то я бы покорился вам и служил бы честно». Ван-хан поверил этим словам и, взяв свое войско, по указанию послов Хасара ночью поднялся на гору Цанцохту. Тэмуджин с войском, построенным растянутой цепью, последовал за Хасаром. Хасар произвел нападение, вступил в решительный бой с войском Ван-хана и разбил это войско наголову. Точно также он покорил и весь подданный его народ. Ван-хан и его сын вдвоем отступили с маленьким отрядом с боем, но один военачальник Тэмуджинова войска догнал их, напал и убил Ван-хана. Сын его бежал в государство Хаши, а там тангутский государь схватил и убил его.
Объединившись после уничтожения Ван-хана с Хасаром, и ..., установив закон и прославив победоносную силу Хасара, они расположились кочевьем в своей родной местности. Затем они воздвигли прекрасный золотой дворец, исполненный всевозможных сокровищ неба и земли, в местности, называемой Дэлэхэйн-Дэлгэр-Хан, на обширной степной равнине у великой реки Керулен. Тогда Тэмуджиновы братья и подданные по взаимному согласию возвели его в великие ханы.
Начиная с того самого дня, как он воссел ханом, стала прилетать особенная, ранее того невиданная птица и садилась она на валун-камень к востоку от дворца. У этой птицы глаза и крылья были пестрые, словно радуга, а голос сладкозвучный, и красота замечательная. Она была словно жаворонок. Три зори все щебетала: «Чингис, Чингис». Это приняли за особую примету и исключительно счастливый признак и нарекли его именем Суту-Богдо-Чингис-хан.
Затем, однажды валун-камень сам по себе рассыпался, и изнутри его выпала печать, сделанная из драгоценного нефритового камня. Эта самая печать была правильной четырехугольной формы, задняя сторона у нее была похожа на спину черепахи, на лицевой стороне сплелись два дракона, и было на ней восемь знаков: «шиу чжу тин ки сюй чжуан тан». В переводе эти знаки означали: «Им руководит Небо, продолжительность жизни его вечна». По временам от печати исходил свет. Чингис-хан сделал один оттиск с нее, пронзил насквозь пачку в тысячу листов бумаги, когда приложил к ним печать, и исполнил с этого оттиска государственную печать.
Тотчас после этого с небес спустилась, не пролив содержимого, яшмовая чаша, полная сладчайшего нектара, и прямо попала в руки Чингис-хана. Отведав нектара, Чингис-хан сказал так: «Небом мне милостиво пожалован нектар, а драконами нижнего мира пожалована яшмовая печать». Поэтому он есть истинный, великий хан, ниспосланный Небом, преисполненный величия, вращающий колесо веры великою силой Земли. Создал совершенные мудрые законы и в полной мере распространил блеск и величие, добродетель и счастье всего монгольского народа.
Затем Чингис-хан сделал своими женами двух сестер Йису и Йисугэн, дочерей Йэхэ-Чороя из татарского аймака. После того выгнал китайского Алтан-хана и, сделавшись китайским императором, соизволил направить стопы в южную страну."
- Тэмуджин воевал с Алтанханом джурдженьским, но не победил, и война продолжалась ещё лет 7 после смерти Тэмуджина в 1227г.
И почему вдруг Алтан-хан - китайский и Тэмуджин - китайский император?
Наверное потому, что оба были джурджени, татаро-маньчжуры.
После этого Тэмуджин собрал свое рассеянное войско и произвел ему смотр. Они расположились лагерем на берегу реки Онон. Хасар, применив военную хитрость, послал к Ван-хану двух человек. Вот с какими словами он их послал: «Я не знаю, где в настоящее время находится мой старший брат Тэмуджин. Мой дом и семья находятся в ваших руках, Ван-хан, не так ли? Если бы вы, будучи великодушным ко мне, не убавили свою прежнюю милость, то я бы покорился вам и служил бы честно». Ван-хан поверил этим словам и, взяв свое войско, по указанию послов Хасара ночью поднялся на гору Цанцохту. Тэмуджин с войском, построенным растянутой цепью, последовал за Хасаром. Хасар произвел нападение, вступил в решительный бой с войском Ван-хана и разбил это войско наголову. Точно также он покорил и весь подданный его народ. Ван-хан и его сын вдвоем отступили с маленьким отрядом с боем, но один военачальник Тэмуджинова войска догнал их, напал и убил Ван-хана. Сын его бежал в государство Хаши, а там тангутский государь схватил и убил его.
Объединившись после уничтожения Ван-хана с Хасаром, и ..., установив закон и прославив победоносную силу Хасара, они расположились кочевьем в своей родной местности. Затем они воздвигли прекрасный золотой дворец, исполненный всевозможных сокровищ неба и земли, в местности, называемой Дэлэхэйн-Дэлгэр-Хан, на обширной степной равнине у великой реки Керулен. Тогда Тэмуджиновы братья и подданные по взаимному согласию возвели его в великие ханы.
Начиная с того самого дня, как он воссел ханом, стала прилетать особенная, ранее того невиданная птица и садилась она на валун-камень к востоку от дворца. У этой птицы глаза и крылья были пестрые, словно радуга, а голос сладкозвучный, и красота замечательная. Она была словно жаворонок. Три зори все щебетала: «Чингис, Чингис». Это приняли за особую примету и исключительно счастливый признак и нарекли его именем Суту-Богдо-Чингис-хан.
Затем, однажды валун-камень сам по себе рассыпался, и изнутри его выпала печать, сделанная из драгоценного нефритового камня. Эта самая печать была правильной четырехугольной формы, задняя сторона у нее была похожа на спину черепахи, на лицевой стороне сплелись два дракона, и было на ней восемь знаков: «шиу чжу тин ки сюй чжуан тан». В переводе эти знаки означали: «Им руководит Небо, продолжительность жизни его вечна». По временам от печати исходил свет. Чингис-хан сделал один оттиск с нее, пронзил насквозь пачку в тысячу листов бумаги, когда приложил к ним печать, и исполнил с этого оттиска государственную печать.
Тотчас после этого с небес спустилась, не пролив содержимого, яшмовая чаша, полная сладчайшего нектара, и прямо попала в руки Чингис-хана. Отведав нектара, Чингис-хан сказал так: «Небом мне милостиво пожалован нектар, а драконами нижнего мира пожалована яшмовая печать». Поэтому он есть истинный, великий хан, ниспосланный Небом, преисполненный величия, вращающий колесо веры великою силой Земли. Создал совершенные мудрые законы и в полной мере распространил блеск и величие, добродетель и счастье всего монгольского народа.
Затем Чингис-хан сделал своими женами двух сестер Йису и Йисугэн, дочерей Йэхэ-Чороя из татарского аймака. После того выгнал китайского Алтан-хана и, сделавшись китайским императором, соизволил направить стопы в южную страну."
- Тэмуджин воевал с Алтанханом джурдженьским, но не победил, и война продолжалась ещё лет 7 после смерти Тэмуджина в 1227г.
И почему вдруг Алтан-хан - китайский и Тэмуджин - китайский император?
Наверное потому, что оба были джурджени, татаро-маньчжуры.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"В разное время он овладел следующими многочисленными народами, ... как-то: маньчжу-джурчидского Ван-Сун-хана, солонгоского Цаган-хана, сартагульского хана по имени Джелиледун-султан; томогского Манулан-султан-хана, кереитского Ван-хана и прочих."
- Ну, вот здесь перечислены земли, покорённые Великим Ханом Чингисом, хотя сразу нужно отметить, что маньчжу-джурдженей он не покорил, война длилась до 1234г, Джелал ад-Дин Султан-шах умер в 1193г. , а Тэмуджин, как пишут некоторые историки был провозглашён Великим ханом или даже Императором в 1208 году, и война с найманами идёт дальше.
"После этого Бэлгэтэй приказал Бату-Табунану приготовить войско и выступить в поход. Тотчас отобрав и приготовив свое войско, Хасар сам стал во главе его и выступил в поход. Войско найманского Даян-хана, двинувшись с Алтая, расположилось лагерем у Хангая. Что касается войска найманского Даян-хана, то у него оказалось собственное войско в надлежащей мере, да дополнительное войско, [в которые вошли войска] мэркитского аймака Тогтога, кереитского Нарана, тайсарского Хутуг-Банджи, дурбэтского аймака, татарского аймака и хатагинского аймака. Так как все эти войска соединились, то количество и сила их оказались поистине великими.
В эту пору Даян-хан увидел одну лошадь, которую упустило монгольское войско, и которую привели в найманский военный лагерь. Даян-хан сказал: «Однако у этих монголов кони, оказывается, изнурены. Давайте тайно двинемся, окружим их и перебьем». Тогда найманский джанджун по имени Хоро-Субэчи сказал: «Прежде у нас хан первым нападал, а во время боя выказывал богатырскую мощь. Бывало, и в обычае не было отступать, прячась. Подобная нерешительность его ничто иное, как трусость. Уж не стоит ли, раз ты боишься, доставить сюда ханш и велеть им командовать войском?» Даян-хан вспылил, крикнул: «В бой», — и поскакал.
Когда войска обеих сторон встретились и построились, Даян-хан выступил во главе войска с копьем наперевес. А из монгольского войска с копьем в руках выступил Хабуту-Хасар. Когда они сблизились и двадцать-тридцать раз на скаку разминулись, один джанджун войска Даян-хана, по имени Самагур, сказал так: «В старину мы несколько раз воевали монголов. А теперь, как посмотрю, этот человек подобен небесному богатырю, а его управление войском, его могучая сила отличны от предыдущих. Мы проиграем, чтобы мы ни делали. Поэтому мне следует отступить и покрепче оборонять свою родину». И с этими словами он ушел. Точно так же, и государь мэркитского аймака, поняв, что неизбежно поражение, забрал свое войско и отступил."
- и вот здесь у нас опять не к стати появляется Даян Хан в 13 веке, который к тому же ещё и Бату - Вечный-Мункэ, а Бату и Мункэ историкам известны, как ханы 13 века.
Бату-Мункэ Даян-хан (монг. Батмөнх Даян Хаан; 1464—1517/1543) — хан из рода Борджигин, впервые со времён Юаньской династии объединивший монголов под знаменем чингизидов. Даян-хан был провозглашён Великим ханом Монгольской империи династии Юань
- опять проблема династия Юань закончилась ранее
Дом (Династия) Юань (大元 / 元朝, 1271—1368) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай. Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем.
Кажется, что Бату-Мункэ Даян-хан из 16 века, становится реальным прототипом для дубликатов и легендарных отображений - ханов Бату и Мункэ и династии Юань 13 века.
- Ну, вот здесь перечислены земли, покорённые Великим Ханом Чингисом, хотя сразу нужно отметить, что маньчжу-джурдженей он не покорил, война длилась до 1234г, Джелал ад-Дин Султан-шах умер в 1193г. , а Тэмуджин, как пишут некоторые историки был провозглашён Великим ханом или даже Императором в 1208 году, и война с найманами идёт дальше.
"После этого Бэлгэтэй приказал Бату-Табунану приготовить войско и выступить в поход. Тотчас отобрав и приготовив свое войско, Хасар сам стал во главе его и выступил в поход. Войско найманского Даян-хана, двинувшись с Алтая, расположилось лагерем у Хангая. Что касается войска найманского Даян-хана, то у него оказалось собственное войско в надлежащей мере, да дополнительное войско, [в которые вошли войска] мэркитского аймака Тогтога, кереитского Нарана, тайсарского Хутуг-Банджи, дурбэтского аймака, татарского аймака и хатагинского аймака. Так как все эти войска соединились, то количество и сила их оказались поистине великими.
В эту пору Даян-хан увидел одну лошадь, которую упустило монгольское войско, и которую привели в найманский военный лагерь. Даян-хан сказал: «Однако у этих монголов кони, оказывается, изнурены. Давайте тайно двинемся, окружим их и перебьем». Тогда найманский джанджун по имени Хоро-Субэчи сказал: «Прежде у нас хан первым нападал, а во время боя выказывал богатырскую мощь. Бывало, и в обычае не было отступать, прячась. Подобная нерешительность его ничто иное, как трусость. Уж не стоит ли, раз ты боишься, доставить сюда ханш и велеть им командовать войском?» Даян-хан вспылил, крикнул: «В бой», — и поскакал.
Когда войска обеих сторон встретились и построились, Даян-хан выступил во главе войска с копьем наперевес. А из монгольского войска с копьем в руках выступил Хабуту-Хасар. Когда они сблизились и двадцать-тридцать раз на скаку разминулись, один джанджун войска Даян-хана, по имени Самагур, сказал так: «В старину мы несколько раз воевали монголов. А теперь, как посмотрю, этот человек подобен небесному богатырю, а его управление войском, его могучая сила отличны от предыдущих. Мы проиграем, чтобы мы ни делали. Поэтому мне следует отступить и покрепче оборонять свою родину». И с этими словами он ушел. Точно так же, и государь мэркитского аймака, поняв, что неизбежно поражение, забрал свое войско и отступил."
- и вот здесь у нас опять не к стати появляется Даян Хан в 13 веке, который к тому же ещё и Бату - Вечный-Мункэ, а Бату и Мункэ историкам известны, как ханы 13 века.
Бату-Мункэ Даян-хан (монг. Батмөнх Даян Хаан; 1464—1517/1543) — хан из рода Борджигин, впервые со времён Юаньской династии объединивший монголов под знаменем чингизидов. Даян-хан был провозглашён Великим ханом Монгольской империи династии Юань
- опять проблема династия Юань закончилась ранее
Дом (Династия) Юань (大元 / 元朝, 1271—1368) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай. Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем.
Кажется, что Бату-Мункэ Даян-хан из 16 века, становится реальным прототипом для дубликатов и легендарных отображений - ханов Бату и Мункэ и династии Юань 13 века.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"Под великим напором того монгольского войска найманские войска пришли в полное расстройство и бежали. Тут наступила ночь. В поспешном бегстве они наезжали на скалы, и погибших у них было великое множество. Войска Хасара и Бату-Табунана до конца ночи их войскам учинили жестокую резню. Затем на рассвете уцелевшие войска полностью преклонили колени и покорились Хасару."
"После этого они снова подготовили войско и выступили в поход на Горлос. Убили Нарин-хана, владельца горлосского народа, и подчинили своей власти двадцать тумэнов (200000) его людей.
Затем напал некто из рода Бардан, получивший большое вспомогательное войско карлукского хана Арсалана. Государь Чингис вместе со всем войском самолично выступил в поход, собственноручно предал лютой смерти Арсалан-хана, и точно так же подчинил своей власти весь карлукский народ."
я полагаю, что Арсалан - это рязанский руский князь, поскольку Арта - Арса - Рязанская земля. Но Тэмуджин не ходил походом на Рязань при своей жизни, а Батый ходил 10 спустя после смерти Чингизхана.
а вот, поскольку Чингизхан встречался с Даян-ханом из 16 века, то как раз примерно в это время Старая Рязань была окончательно разрушена татарами согласно нескольким свидетельствам, в том числе иностранным:
стр. 47
о времени совершенного разрушения Старой Рязани
географический словарь Щекатова и Всеволжского:
город разрушен татарами в 1568г,
где ныне село Старая Рязань (в 50 верстах от губернского города)
стр. 48. Петрей писал в 1608 г. Chron. Moscow 1620 стр.48.
в 1568г. свирепые татары опустошили в конец область Рязанскую.
и Олеарий: " в 1568 году Крымские татары вторглись в Россию, опустошили её огнём и мечом, и разрушили Рязань до самого основания...."
царь велел построить новый город в 8 милях немецких от прежнего, где ныне Переяславль. Назван Переяславль Рязанский, поскольку большая часть жителей была переселена из Переяславля.(изд. 1671 стр. 335)
history-fiction.ru/books/all/book_1341/
Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань.
Авторы: Оленин Алексей Николаевич.
Год издания: 1822
Издательство: типография Плюшара С-П
"После этого они снова подготовили войско и выступили в поход на Горлос. Убили Нарин-хана, владельца горлосского народа, и подчинили своей власти двадцать тумэнов (200000) его людей.
Затем напал некто из рода Бардан, получивший большое вспомогательное войско карлукского хана Арсалана. Государь Чингис вместе со всем войском самолично выступил в поход, собственноручно предал лютой смерти Арсалан-хана, и точно так же подчинил своей власти весь карлукский народ."
я полагаю, что Арсалан - это рязанский руский князь, поскольку Арта - Арса - Рязанская земля. Но Тэмуджин не ходил походом на Рязань при своей жизни, а Батый ходил 10 спустя после смерти Чингизхана.
а вот, поскольку Чингизхан встречался с Даян-ханом из 16 века, то как раз примерно в это время Старая Рязань была окончательно разрушена татарами согласно нескольким свидетельствам, в том числе иностранным:
стр. 47
о времени совершенного разрушения Старой Рязани
географический словарь Щекатова и Всеволжского:
город разрушен татарами в 1568г,
где ныне село Старая Рязань (в 50 верстах от губернского города)
стр. 48. Петрей писал в 1608 г. Chron. Moscow 1620 стр.48.
в 1568г. свирепые татары опустошили в конец область Рязанскую.
и Олеарий: " в 1568 году Крымские татары вторглись в Россию, опустошили её огнём и мечом, и разрушили Рязань до самого основания...."
царь велел построить новый город в 8 милях немецких от прежнего, где ныне Переяславль. Назван Переяславль Рязанский, поскольку большая часть жителей была переселена из Переяславля.(изд. 1671 стр. 335)
history-fiction.ru/books/all/book_1341/
Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань.
Авторы: Оленин Алексей Николаевич.
Год издания: 1822
Издательство: типография Плюшара С-П
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"После того Чингис-хан выступил походом в тибетскую страну. Нойон тибетского войска Чока, а также Цалба-Гундорджи и прочие тибетские вельможи со страху вышли навстречу и поднесли ему замечательные подарки, а также устроили великое пиршество. Все — три аймака верхнего Нгари, четыре племени центральных провинций Уй и Цзана, три долины нижнего) Кхама вошли в подданству к Чингис-хану.
Тогда государь Чингис-хан, очень радуясь, отправил посла к Сакья-Гунганинбо-ламе вместе с подарками и письмом следующего содержания: «Лама, ныне я жалую тебя приглашением. К тому времени, как я закончу свои дела, ты сам, лама, вместе со своими послушниками непременно должны пожаловать в монгольскую страну и поспособствовать распространению там драгоценной веры», — так он повелел. Сакья-Гунганинбо-лама был чрезвычайно рад [словам] Чингиса. Он доставил и с великими почестями поднес ему три религиозных изображения вместе с прочими благословенными дарами. Хотя Чингис-хан лично и не встретился с тем ламою по имени Сакья-Гунганинбо, но, почитая изображения Будды и его вероучение, он освободил от податей тибетских людей и оказывал почет как уйским и цзанским святыням, так и ламам и хуваракам . После этого государь Чингис водворил к себе все изображения, пожалованные ламой, и расположился в своем кочевье. Хотя монгольский народ раньше вовсе не знал о так называемой буддийской вере, прослышав о прибытии тех изображений, стал говорить, что вера Бурхана , а также ламы и хувараки есть нечто благословенное и благоденственное. Так народ обрел веру и благоговение. Поэтому и говорят, что в монгольской стране вера получила свое начало по причине прибытия тех изображений в чингисову пору."
- здесь автор приписывает принятие буддистской веры Чингисхану (умер в 1227г.), однако официально буддистского ламу пригласил внук Чингизхана:
"Вторая, более крупная волна буддизма пришла в XIII веке из Тибета, когда сын хана Угэдэя, Годан, пригласил к себе главу школы Сакья Кунга Гьелцена с тем, чтобы он стал его духовным наставником. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья — Пагба-лама."
"Годан, Кутан, Кудэн, Годан-хан (кит. 阔端太子, пиньинь Kuòduān tàizi; 1206[1] — 1251[1] ) — князь-чингизид эпохи Монгольской империи. Внук Чингисхана, сын Угэдэя и Дорегене-хатун, младший брат Гуюка. Известен установлением постоянных связей с Тибетом.
В 1239 году он провёл разведку тибетских земель боем, выслав туда отряд под командованием Легдже и Дорда-дархана. Выяснив, что наибольшим влиянием пользуется монастырь Сакья, Годан пригласил к своему двору его иерарха Сакья-пандиту для установления контроля над Тибетом."
Тогда государь Чингис-хан, очень радуясь, отправил посла к Сакья-Гунганинбо-ламе вместе с подарками и письмом следующего содержания: «Лама, ныне я жалую тебя приглашением. К тому времени, как я закончу свои дела, ты сам, лама, вместе со своими послушниками непременно должны пожаловать в монгольскую страну и поспособствовать распространению там драгоценной веры», — так он повелел. Сакья-Гунганинбо-лама был чрезвычайно рад [словам] Чингиса. Он доставил и с великими почестями поднес ему три религиозных изображения вместе с прочими благословенными дарами. Хотя Чингис-хан лично и не встретился с тем ламою по имени Сакья-Гунганинбо, но, почитая изображения Будды и его вероучение, он освободил от податей тибетских людей и оказывал почет как уйским и цзанским святыням, так и ламам и хуваракам . После этого государь Чингис водворил к себе все изображения, пожалованные ламой, и расположился в своем кочевье. Хотя монгольский народ раньше вовсе не знал о так называемой буддийской вере, прослышав о прибытии тех изображений, стал говорить, что вера Бурхана , а также ламы и хувараки есть нечто благословенное и благоденственное. Так народ обрел веру и благоговение. Поэтому и говорят, что в монгольской стране вера получила свое начало по причине прибытия тех изображений в чингисову пору."
- здесь автор приписывает принятие буддистской веры Чингисхану (умер в 1227г.), однако официально буддистского ламу пригласил внук Чингизхана:
"Вторая, более крупная волна буддизма пришла в XIII веке из Тибета, когда сын хана Угэдэя, Годан, пригласил к себе главу школы Сакья Кунга Гьелцена с тем, чтобы он стал его духовным наставником. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья — Пагба-лама."
"Годан, Кутан, Кудэн, Годан-хан (кит. 阔端太子, пиньинь Kuòduān tàizi; 1206[1] — 1251[1] ) — князь-чингизид эпохи Монгольской империи. Внук Чингисхана, сын Угэдэя и Дорегене-хатун, младший брат Гуюка. Известен установлением постоянных связей с Тибетом.
В 1239 году он провёл разведку тибетских земель боем, выслав туда отряд под командованием Легдже и Дорда-дархана. Выяснив, что наибольшим влиянием пользуется монастырь Сакья, Годан пригласил к своему двору его иерарха Сакья-пандиту для установления контроля над Тибетом."
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
Чингис-хан убил Амбай-хана сартагулчинского, подчинил своей власти и взял в свое подданство весь подданный ему народ. В ту пору Хасар самолично возглавил войско и выступил в поход, а когда живьем захватили найманского Болой-хана, найманский народ полностью ему покорился.
Затем точно также убив мэркитского хана Тогтоа, захватил мэркитский аймак. Он поразил своим величием и покорил себе земли Си-Джоу, Джун-Пан-Джоу, Ляо-Си 168 и прочие и полностью захватил народ внутренних и внешних провинций.
Таким образом, в то время как сорок тумэнов монголов, двадцать тумэнов горлосов, тринадцать тумэнов тибетцев и тринадцать провинций Китая вошли полностью к нему в подчинение,"
- вот, кажется, от кого и когда появились легенды о десятках тумэнов воинов Чингизхана! Что называется, поздравляю, товарищи историки, ...
"После этого Чингис-хан выступил в поход и подошел с войсками к местности, называемой Дурбаши-Улаган-балгас, и вступил в смертный бой с Дорджибал-Туби-Шидургу-ханом. Тот Дорджибал-хан показывал всякие чудеса. Тогда и Чингис-хан стал тоже показывать чудеса. Как только у того хана тело принимало свойство огня, тело Чингис-хана тотчас же принимало свойство воды, а потому Чингис-хан никак не поддавался. И вот под конец Дорджибал-хан сделался тэнгри, открыв Чингисхану, как его можно убить. Так Чингис-хан подчинил своей власти и миньягский народ. После этого Чингис-хан женился на Гурбэлджин-Гоа, жене Шидургу-хана. Потом, когда он расположился лагерем в местности, называемой Дурбаши, Гурбэлджин-Гоа задумала отомстить Чингис-хану. Она попыталась повредить ему ножницами, но не сумела и бежала. Она утопилась в Хара-мурэне. От этого-то впоследствии Хара-мурэн и прозвали Хатун-гол.
Точно так же он [Чингис-хан] по милости Хормуста-тэнгри подчинил своей власти всех, находившихся в пространной вселенной Китая и Монголии.
- кстати, замечательный эпитет автора "пространная вселенная Китая и Монголии", вероятно, отсюда пошли титулы Покоритель Вселенной!
Чудесная битвы огня и воды, воплощение в Бога - Тэнгри, и эта вселенная монгольская оказываются просто чудесной байкой.
Затем точно также убив мэркитского хана Тогтоа, захватил мэркитский аймак. Он поразил своим величием и покорил себе земли Си-Джоу, Джун-Пан-Джоу, Ляо-Си 168 и прочие и полностью захватил народ внутренних и внешних провинций.
Таким образом, в то время как сорок тумэнов монголов, двадцать тумэнов горлосов, тринадцать тумэнов тибетцев и тринадцать провинций Китая вошли полностью к нему в подчинение,"
- вот, кажется, от кого и когда появились легенды о десятках тумэнов воинов Чингизхана! Что называется, поздравляю, товарищи историки, ...
"После этого Чингис-хан выступил в поход и подошел с войсками к местности, называемой Дурбаши-Улаган-балгас, и вступил в смертный бой с Дорджибал-Туби-Шидургу-ханом. Тот Дорджибал-хан показывал всякие чудеса. Тогда и Чингис-хан стал тоже показывать чудеса. Как только у того хана тело принимало свойство огня, тело Чингис-хана тотчас же принимало свойство воды, а потому Чингис-хан никак не поддавался. И вот под конец Дорджибал-хан сделался тэнгри, открыв Чингисхану, как его можно убить. Так Чингис-хан подчинил своей власти и миньягский народ. После этого Чингис-хан женился на Гурбэлджин-Гоа, жене Шидургу-хана. Потом, когда он расположился лагерем в местности, называемой Дурбаши, Гурбэлджин-Гоа задумала отомстить Чингис-хану. Она попыталась повредить ему ножницами, но не сумела и бежала. Она утопилась в Хара-мурэне. От этого-то впоследствии Хара-мурэн и прозвали Хатун-гол.
Точно так же он [Чингис-хан] по милости Хормуста-тэнгри подчинил своей власти всех, находившихся в пространной вселенной Китая и Монголии.
- кстати, замечательный эпитет автора "пространная вселенная Китая и Монголии", вероятно, отсюда пошли титулы Покоритель Вселенной!
Чудесная битвы огня и воды, воплощение в Бога - Тэнгри, и эта вселенная монгольская оказываются просто чудесной байкой.
-
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 403 раза
- Поблагодарили: 260 раз
ДЖАМБАДОРДЖИ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРЦАЛО.
"Благополучно дожив до шестидесяти шести лет, он заболел и через семь-восемь суток в году красной свиньи (1227) в седьмой луне 27-го числа на южном берегу Хара-мурэна, на правой стороне Боро-тохай, в земле, называемой Барс-Цаган-балгасун, между Сариулом и Джуйхуром у Нанджина, города китайского императора Чинсуя, перешел в нирвану (скончался)."
В различных исторических источниках имена и число братьев и сыновей Чингис-хана [показано] не одинаково. ...у Чингис-хана было семь сыновей, как то: от старшей ханши по имени Буртэгэлджин четыре старших сына — Чагатай, Джучи, Угэдэй, Тулуй; от следующей по старшинству жены по имени Хулан — Хулуган-тайджи; от третьей ханши по имени Йису — Джурчи-тайджи; от четвертой ханши по имени Йисугэн — Йисутай-тайджи. Итак, было семь сыновей. Из них старшему сыну своему Чагатаю он дал титул чинвана , послал его ханом в Сартагул, где и сидел тот ханом в городе, называемом Яркенд. Второго сына Джучи он посадил ханом в Токмаке; третьего сына Угэдэй-тайджи сделал он над всеми ханом на чингисовом престоле, а главным сановником поставил джурчидского Чу-Мэргэна и поручил ему управлять делами."
- хоть и добавил автор к 4 сыновьям ещё 3, но при распределении наследства всё равно упомянуты только 4.
"Чинван Чагатай из пяти своих сыновей, старшего Абдула посадил ханом на свой престол, а других четырех сыновей поставил ханами в землях, именуемых Хачи, Индия, Рум и Оронга.
Между тем, сын Чингиса Угэдэй, процарствовав пять лет, скончался. У того Угэдэй-хана было два сына — Гуюк и Годан. Из этих двух сыновей старший пробыл ханом один год. После него Годан-хан во время нахождения в городе Лянчжоу заболел."
В различных исторических источниках имена и число братьев и сыновей Чингис-хана [показано] не одинаково. ...у Чингис-хана было семь сыновей, как то: от старшей ханши по имени Буртэгэлджин четыре старших сына — Чагатай, Джучи, Угэдэй, Тулуй; от следующей по старшинству жены по имени Хулан — Хулуган-тайджи; от третьей ханши по имени Йису — Джурчи-тайджи; от четвертой ханши по имени Йисугэн — Йисутай-тайджи. Итак, было семь сыновей. Из них старшему сыну своему Чагатаю он дал титул чинвана , послал его ханом в Сартагул, где и сидел тот ханом в городе, называемом Яркенд. Второго сына Джучи он посадил ханом в Токмаке; третьего сына Угэдэй-тайджи сделал он над всеми ханом на чингисовом престоле, а главным сановником поставил джурчидского Чу-Мэргэна и поручил ему управлять делами."
- хоть и добавил автор к 4 сыновьям ещё 3, но при распределении наследства всё равно упомянуты только 4.
"Чинван Чагатай из пяти своих сыновей, старшего Абдула посадил ханом на свой престол, а других четырех сыновей поставил ханами в землях, именуемых Хачи, Индия, Рум и Оронга.
Между тем, сын Чингиса Угэдэй, процарствовав пять лет, скончался. У того Угэдэй-хана было два сына — Гуюк и Годан. Из этих двух сыновей старший пробыл ханом один год. После него Годан-хан во время нахождения в городе Лянчжоу заболел."