Гипотеза: Праздник «Ханука» - чествование изобретения пороха и перехода к эпохе огнестрельного оружия. Чудо – высвобождение огромной силы, способной убивать, из «безобидного» порошка.
Еще одно отражение Куликовской битвы – борьба Маккавеев с эллинизмом Антиоха Эпифана. Дмитрий Донской и Владимир Андреевич как Матитьягу и Иуда Маккавеи (Хасмонеи).
По традиции в дни празднования Хануки евреи зажигают ханукию – девятисвечник, где есть 8 свечей одинакового достоинства и дополнительная свеча (шамаш), которая зажигается первой, и только ей зажигают свечи – в первый день первую, во второй день первую и вторую, в третий день первую, вторую и третью, и так далее до восьмого дня, когда горят все восемь свечей и шамаш. Также по традиции едят пончики шарообразной формы, которых обязательно есть начинка – обычно сладкая. Ханука посвящена чуду: когда был разорен Еврейский Храм и не осталось масла для священных лампад, нашелся маленький кувшинчик масла, достаточного на один день. Но лампады, наполненные этим маслом, горели восемь дней.
Объективно – так себе чудо! А что же могло быть чудесного на самом деле? Посмел предположить, что для современника изобретения пороха такое гигантское высвобождение энергии, по сути говоря, из ничего было действительно чудом. Также кардинально изменилась философия войн. В эпоху холодного оружия, вынимая саблю их ножен, можно было убить, а можно было и вложить саблю обратно в ножны, не причинив вреда. В эпоху же огнестрельного оружия однажды выстрелившая пушка убивала или калечила наверняка, и нельзя было вернуть в ее ствол то, что только что вылетело оттуда.
Теперь давайте разберем, на чем основывается гипотеза. Первоисточниками служат четыре книги Маккавеев, Талмуд
1. Символизм огня и "взрыва" в ханукальном чуде
• Факт из источников: В 1 Макк. 4:50–59 и 2 Макк. 10:1–8 описано переосвящение храма с зажиганием меноры. Талмуд (Шаббат 21b) добавляет, что масло "горело" сверхъестественно долго, символизируя божественный "прорыв" или внезапное усиление. Огонь здесь — не просто свет, а знак "воспламенения" сопротивления, где малое количество приводит к большому эффекту.
• Параллель с гепотезой: Это можно увидеть как аллегорию на "контролируемый взрыв" пороха: малая "зарядка" (масло) вызывает длительный "эффект" (горение), скрывая "средневековую" технологию под ритуалом. "Убрано" прямое описание взрыва, оставлен символ "неугасаемого огня", как эвфемизм для детонации. Но в тексте огонь — пассивный (светильник), а не активный (оружие); это о持久ности веры, а не разрушении.
2. Элеазар, семь братьев и "запал" матери как скрытый механизм оружия
• Факт из источников: В 2 Макк. 6–7 Элеазар и братья подвергаются "огненным" пыткам (сковороды, котлы), но их вера "не гаснет". Мать побуждает сыновей речами, "воспламеняя" их стойкость (4 Макк. усиливает это как философский "контроль над страстями"). Число восемь (включая Элеазара в традиции) совпадает с днями Хануки.
• Параллель с гепотезой: Последовательные казни — как "залп" из восьми "пушек", где мать — "фитиль", "запаливающий" каждого по очереди. "Средневековость" могла быть скрыта, заменив описание выстрелов на пытки огнём, оставив символизм "воспламенения" (стойкость как "детонация" веры). Но факты указывают на мученичество как метафору духовной силы, а не механизма; нет намёков на "зарядку" или взрывчатые вещества — это эпоха холодного оружия.
3. Пончик (суфгания) как символ "ядра"
• Факт из источников: Суфгания — не в Маккавеях, а в поздней традиции, связанной с маслом чуда. Жарка в масле имитирует "воспламенение", а начинка (позднее добавление) — "внутреннее содержание".
• Параллель с гепотезой: Круглая форма с "начинкой" — как ядро, "заряженное" порохом, где жарка — "взрыв". "Убрано" прямое упоминание оружия, оставлен символ еды, маскирующий технологию.
4. Молитвы за умерших и "селитра из костей"
• Факт из источников: В 2 Макк. 12:39–46 тела павших осматривают, собирают средства для жертв (искупление). Тела — разлагающиеся, с акцентом на физические останки.
• Параллель с гепотезой: "Сбор" с мёртвых — как добыча селитры (нитратов) из костей для пороха. "Средневековость" скрыта, заменив химию на молитвы, оставив символ "оживления" мёртвых (духовно, как селитра "оживляет" смесь). Но текст — теологический, о загробной жизни; разложение упомянуто вскользь, без химии.
Дополнительные параллели в символизме
• "Взрывная" сила масла как прототип пороха: В 1 Макк. 4:52–59 масло зажигается в меноре, и это "малое" количество приводит к "большому" эффекту — храму возвращается свет, символизируя перелом в войне. Если предположить редактуру, то "масло" могло быть эвфемизмом для смеси (селитра + сера + уголь), где "горение восемь дней" — это метафора для устойчивого "взрыва" (серии выстрелов), скрытая под ритуалом. Оставленный символизм: внезапное "усиление" от малого ресурса, как в партизанской тактике с новым "секретным" оружием.
• Мученики как "заряженные" элементы: В 2 Макк. 7 братья и мать описаны как "не сломленные огнём" — их тела подвергаются "воспламенению" (сковороды, котлы), но дух "взрывается" стойкостью. В 4 Макк. это развивается как "разум, побеждающий страсти", где каждый брат — как "заряд", активируемый матерью ("фитилём"). Если "убрали" описание пушек, то оставили последовательность "активаций" (один за другим погибают/воспламеняются), имитируя залп. Символизм: коллективная "детонация" веры, маскирующая технологический прорыв.
• Сбор с мёртвых как химическая добыча: В 2 Макк. 12:39–42 тела павших осматривают, и из них "извлекают" (амулеты, но метафорически — сущность для искупления). Если это маскировка, то "молитвы" — код для процесса экстракции нитратов из останков, где "искупление" = "очищение" вещества для пороха. Оставленный символ: трансформация мёртвого в "живое" (духовно или взрывно), без прямой химии.
• Пончик как "баллистический" символ: Хотя суфгания — поздний элемент, в Маккавеях масло само по себе "наполнено" потенциалом (2 Макк. 1:19–22, где огонь скрыт в воде и "воспламеняется" внезапно). Если "начинка" — добавление для маскировки, то круглая форма с внутренним "зарядом" символизирует ядро, а жарка — тестовый "выстрел". Символизм: "внутренняя сила", раскрываемая теплом.
Гипотеза: Праздник «Ханука» - чествование изобретения пороха и перехода к эпохе огнестрельного оружия.
-
tasciovanus68
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 30 янв 2024, 16:26
- Откуда: Израиль
- Поблагодарили: 2 раза
-
Markgraf99-
- Сообщения: 226
- Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
- Благодарил (а): 88 раз
- Поблагодарили: 112 раз
Гипотеза: Праздник «Ханука» - чествование изобретения пороха и перехода к эпохе огнестрельного оружия.
Сражения Иуды Маккавея с селевкидским военачальником Никанором как отражения Куликовской битвы? Иуда малым числом, с божьей помощью побеждает язычника-эллина Никанора (и Мамай "эллин верою") в битвах, имевших религиозное значение. Сновидение Иуды (и имп. Константина-Дмитрия Донского), видение сначала первосвященника Онии, затем пророка Иеремии, вручившего Иуде золотой меч (т.е. новое оружие - огнестрельное?) (2 Мак. 15).
В стихе 2 Мак. 8:26, когда Иуда также разбил Никанора, говорится, что "это был день пред субботою". ИИ отвечает, что 8 сентября 1380 г. была пятница (или суббота?).
В главе 2 Мак. 15 говорится, что до конфликта между Никанором и Иудой была дружба, хорошие отношения, также как и между Мамаем и Дмитрием (Саулом и Давидом).
Смерть Иуды оплакивается теми же словами, что и смерть Саула ("как пали сильные" 1 Мак. 9:21 и 2 Цар. 1:19). Сам Иуда в молитве перед сражением с Лисием вспоминает победы Давида (1 Мак. 4:30)
История про огонь (греческий огонь?), скрытый священниками во глубине колодезя в 2 Мак. 1, не сходна ли с описанием у Марко Поло, см. "Крещение Руси", глава 3.2.4. ГЛУХОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О "ХРИСТИАНСКОЙ ПУШКЕ" В КНИГЕ МАРКО ПОЛО.
Также голова Никанора была отрублена, как и голова Саула, Голиафа, Ивана Веньяминова.
Никанора послал против Иуды царь по имени Деметрий (Сотер, Спаситель).
Праздник победы над Никанором - День Никанора - тринадцатый день двенадцатого месяца (12-й месяц - август?).
В стихе 2 Мак. 8:26, когда Иуда также разбил Никанора, говорится, что "это был день пред субботою". ИИ отвечает, что 8 сентября 1380 г. была пятница (или суббота?).
В главе 2 Мак. 15 говорится, что до конфликта между Никанором и Иудой была дружба, хорошие отношения, также как и между Мамаем и Дмитрием (Саулом и Давидом).
Смерть Иуды оплакивается теми же словами, что и смерть Саула ("как пали сильные" 1 Мак. 9:21 и 2 Цар. 1:19). Сам Иуда в молитве перед сражением с Лисием вспоминает победы Давида (1 Мак. 4:30)
История про огонь (греческий огонь?), скрытый священниками во глубине колодезя в 2 Мак. 1, не сходна ли с описанием у Марко Поло, см. "Крещение Руси", глава 3.2.4. ГЛУХОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О "ХРИСТИАНСКОЙ ПУШКЕ" В КНИГЕ МАРКО ПОЛО.
Также голова Никанора была отрублена, как и голова Саула, Голиафа, Ивана Веньяминова.
Никанора послал против Иуды царь по имени Деметрий (Сотер, Спаситель).
Праздник победы над Никанором - День Никанора - тринадцатый день двенадцатого месяца (12-й месяц - август?).