У Кузенкова П.В. есть статья на этот счет:Алистейн писал(а): ↑17 мар 2025, 21:53 Из этих таблиц следует, что единственный промежуток, где разница пасхальных и расчетных полнолуний укладывается в одни сутки в интервале с 700 по 1000 год н.э. и ровно посередине этого интервала имеется почти нулевая точка - 877 год, в котором находится начало Великого Индиктиона.
https://istina.fnkcrr.ru/publications/a ... 156805306/
Оттуда: "Любопытно, что при этом погрешность в опре-
делении даты Пасхи они определили в два дня — словно со
времени Никейского Собора прошло всего чуть более 600 лет1.
Источник этой ошибки определить несложно. Учёный муж
Никифор Григора, впервые на государственном уровне подняв-
ший вопрос о погрешности пасхалии, обратил внимание пре-
жде всего на ошибочность пасхальной границы — дня весен-
него равноденствия, который, согласно его расчётам, сместился
примерно на 2 суток со времени некоей пасхальной реформы
6300 года (792 г. по Р.Х.)2"
А по сноскам:
1. 1 Ματθαίου τοῦ Βλαστάρεως Σύνταγμα κατὰ στοιχεῖον // Σύνταγμα τῶν θείων
καὶ ἱερῶν κανόνων / Ἐκδοθὲν ὑπὸ Κ. Ῥάλλη καὶ Μ. Ποτλῆ. Ἀθῆναι, 1966. Т. 6.
Σ. 407–408. То же, в южнославянском переводе XIV в.: Матије Властара
Синтагмат: Азбучни зборник византијских црквених и државних закона
и правила. Словенски превод времена Душанова / Изд. С. Новаковић.
Београд, 1907. С. 429.
2 Nicephori Gregorae Historia Romana. T. I / Ed. L. Schopen. Bonn, 1829.
P. 368; ср.: Никифор Григора. История ромеев / Пер. Р. В. Яшунского.
СПб., 2013. С. 283 (русский перевод с ошибками в цифрах!). В действи-
тельности никакой реформы на рубеже VIII–IX вв. не проводилось,
и погрешность пасхалии к XIV в. заметно превысила два дня.
Кузенков П.В. пишет про ошибку в цифрах у Григоры в русском переводе, но не пишет, какие же цифры в оригинале!
Я читал Григору, понятно, что в переводе. Очень приятное впечатление - человек умный, рассудительный, со знанием дела. Григора - это реальная зацепка. Властарь - это по-моему позже и Властарь - это переписчик, кажется. А вот Григора - это первоисточник рассуждений, именно он пишет про ошибку в определении Пасхи и именно он предложил патриарху исправить Пасхалию. Очень интересно был бы почитать абсолютно точный русский перевод Григоры.