Имадеддин Занги
Смерть Занги от заговорщиков напоминает убийство Андрея Боголюбского (также Олоферна? Аттилы?).
В 1144 году Занги взял Эдессу, что вызвало Второй крестовый поход 1147-1149 гг. Сам Занги был предательски убит в 1146 г. у крепости Джабер во время её осады.
Также "утверждают, что Сулейман Шах, дед Османа I, утонул в Ефрате около замка Джабер и был похоронен рядом с ним." Джабер (замок)
"Калат-Джабар, на левом берегу Евфрата напротив Сиффина, имел стратегическое значение для Занги. Он лежал на прямом пути из Евфрата в Дамаск, и его положение на Евфрате контролировало коммуникации между Мосулом и Алеппо, а также торговые суда, курсировавшие по реке." (Alptekin, 1972). Стратегическая крепость на берегу реки - т.е. Константинополь или Йорос на Босфоре?
В латинских источниках Занги называли Sanguinus/Sanguineus, Sanguius - «Кровавый», Сангвин. Zengi, also romanized as Zangi, Zengui, Zenki, and Zanki. Кстати, похожим образом иногда в старых книгах писали имя Чингисхана - Zengis Chan.
Заговорщики против Занги, его приближённые, действовали из страха за свою жизнь, как и в случае с убийцами Андрея Боголюбского ("аще сего казнилъ днесь, а насъ заутра такоже казнитъ...").
//Убийство Имад ад-дина Зенги, шахида
И отправился он [из ар-Рухи] и прибыл под крепость Джабар, в Мардж (Бурдж?) аш-Шарки, во вторник 3 зу-л-хиджжа (540 г. х. = 17 мая 1146 г.). И находился там до середины ночи на воскресенье 6-го дня месяца раби II 541 года (15 сентября 1146 г.). И убил его слуга Ярункаш, которому он пригрозил днем, и тот испугался и убил его ночью, на ложе.
/282/ И говорили: «Воистину он пил и уснул, а проснувшись, увидел, что Ярункаш с другими слугами пьют его оставшееся [194] вино. И Зенги пригрозил им и снова уснул, а они решили его» убить». И сошел Ярункаш в нижнюю часть крепости и крикнул ее обитателям: «Держите меня, а то я убью атабека!» И ему сказали: «Да проклянет тебя Аллах! Ибо, убив его, ты погубишь всех мусульман».
И атабек осадил крепость Джабар, и там стало не хватать воды, и посланцы ее правителя Али ибн Малика вели об этом переговоры с атабеком. И Али ибн Малик предложил вручить ему 30 тысяч динаров [за возможность] выйти из крепости, [чтобы достать воды], и атабек согласился на это. И прибыл [в крепость] посланец [атабека], и стал [Али ибн Малик] собирать требуемое золото, вплоть до того, что вырвал серьги из ушей своей сестры. И оказал одному из своих приближенных в присутствии посланца: «Поезжай на своем коне, приблизься к котлу ал-Йуханна, напои [коня] и сообщи об этом мне». Это было сделано, и конь испил жижу ал-Йуханна, и стало ясно, что воды там мало. Посланец Зенги был смущен и стал на сторону Али ибн Малика, не считая возможным брать выкуп, и не знал, как ему поступить.
А в крепости при нем (Али) был дикий бык. И одолела его жажда, и стал он подниматься по ступенькам минарета, пока не достиг самого верха. И поднял он свою голову к небу и громко замычал, /283/ и Аллах послал тучу, которая покрыла тенью крепость. И полил дождь, не прекращаясь, пока не утолил общую жажду.
И вышел Хассан ал-Баалбаки, правитель Манбиджа, в нижнюю часть крепости, и позвал Али ибн Малика, и сказал ему:
«О эмир Али! Кто освободил тебя от атабека?» И сказал ему [Али]: «О разумный! Меня освободил тот, кто освободил тебя из плена у Балака», то есть вспомнил о случае, когда у Манбиджа был убит Балак, а Хассан оказался на свободе. И он сказал правду во имя Аллаха, и это все, что мы хотели о нем сказать.
А мой отец — да будет милостив к нему Аллах—сообщил мне, что страж атабека был при нем в ту ночь, когда он был убит, в таких двух стихах:
О спящий ночью, радостной в ее начале!
Воистину на заре произошли такие события!
Не будем считать приятной ночь с приятным началом,
Ибо часто в конце ночи вспыхивает огонь [зла].
А атабек был очень могуществен, обладал достоинствами и властностью. И говорили, что, когда страж издавал крик за Иракскими воротами, атабек спускался из крепости. А когда он ехал верхом, войско шло за ним как бы между двумя нитями, опасаясь повредить что-либо из посевов. И ни один воин не осмеливался из страха перед ним наступить на какой-либо корень или провести по нему коня. И ни один из его воинов не осмеливался взять /284/ у феллаха связку соломы иначе чем по [195] ее цене или по письму из дивана к раису селения. А если кто-либо преступал это [запрещение], то его распинали.
И говорил атабек: «Не хочу, чтобы [на свете] было больше на одного притеснителя», имея в виду себя. И возделана была земля в его времена после ее запустения, и [воцарилась] безопасность после страха, и прекратились распри. И поручал он должности наместников и управителей жителям Харрана. И запретил притеснение, принудительный, труд и тяготы по отношению к подданным. Все это рассказывали о нем жители Харрана, а что касается феллахов Халеба, то они говорили о нем противоположное этому...//
https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Kam ... tml?id=642 КАМАЛ АД-ДИН ИБН АЛ-АДИМ-_СЛИВКИ ИСТОРИИ ХАЛЕБА-_Стр. 261-298
Говорится о нехватке воды в крепости (кстати, как и при осаде Ветилуи Олоферном в книге Иудифи). 30 тысяч динаров и 30 сребреников Иуды (Иудифь-Иуда)? И полил дождь ("и Господь пошлет дождь для наполнения водохранилищ наших", Иуд. 8.31). Отрубленную голову Балака показывали осаждённым в Тире мусульманам, призывавшим его на помощь (голову Олоферна показывали со стены осаждающим ассирийцам).
"Вскоре после возвращения в Мосул после смерти Насра ад-Дина Чакира Имад ад-Дин Занги отправился в Алеппо и начал свои усилия по господству в Дамаске. Если бы он этого добился, он был бы единственной силой в регионе. Для этого он планировал захватить Калат Джабар (замок) вдоль дороги в Дамаск, соединяющей Мосул с Алеппо, которой правил Укаилид Шихаб ад-Дин Али ибн Салим ибн Малик, захват которого позволил бы Занги обеспечить военную безопасность в регионе. Однако 15 сентября 1146 года во время своей попытки захватить замок он был убит своими собственными людьми, когда спал. Ибн аль-Адим 36 заявил, что он был убит своим человеком по имени Яринкуш, поскольку Занги ругал и угрожал ему. Даже этот человек сказал людям в замке, что он убил атабега, и они прокляли его, сказав ему, что он убил всех мусульман, убив Занги. Ибн Касир 37 рассказал, что Шихаб ад-Дин подкупил людей Занги, чтобы убить его, в то время как Абу-ль-Фарадж38 рассказал, что Занги был убит его тремя людьми, и они пошли к городским стражникам, сказав им, что они убили Занги, так как хотели, чтобы эта новость быстро распространилась по всему городу. В своем другом слухе Абу-ль-Фарадж рассказал, что когда Занги смотрел на золотую чашу, приготовленную для него рабочими, он был обезглавлен сзади одним из вооруженных рабов.
Виллерм Тирренский39, с другой стороны, отметил, что Занги был убит его людьми, которых подговорили владельцы замка Джабар, и этим убийцам разрешили находиться в городе и они были защищены. Занги был похоронен в Ракке, а его убийцы были убиты его сыном Нур ад-Дином Махмудом. Человек, увидевший Занги во сне, спросил Занги, как Бог отнесся к нему, и тот сказал ему, что Бог простил его за Эдессу." https://dergipark.org.tr/tr/download/ar ... ile/108926
Сын Занги - Нуреддин был связан с Андроником Комниным.
// Феодора Комнина (королева Иерусалима)
Отношения с Андроником I Комнином
Несколько лет спустя, в 1166 году, двоюродный брат отца Феодоры, Андроник I Комнин, посетил Иерусалимское королевство. Брат и наследник Балдуина, Амори I Иерусалимский, пожаловал ему титул лорда Бейрута. Андроник пригласил Феодору в Бейрут, и оттуда они сбежали в Дамаск; по версии Гийома Тирского Андроник похитил её в сговоре с Нур ад-Дином..
При дворе Нур ад-Дина в Дамаске у Андроника и Феодоры родились двое детей: Алексей и Ирина. Андроник был отлучён от церкви. Они отправились в Багдад, а затем в Конийский султанат, где Андроник стал лордом замка в Пафлагонии.
Несколько лет спустя Феодора и её дети были схвачены и переданы императору Мануилу, который держал их в Константинополе как приманку, чтобы заставить Андроника вернуться в Византию. Тот действительно приехал в Константинополь в 1180 году и принёс Мануилу клятву верности..//
https://archive.org/details/williamofty ... 4/mode/2up A History of Deeds Done Beyond the Sea by William of Tyre
"Нурредин (т. е. «свет веры») Махмуд — сын мосульского атабека Зенги, завоевавшего себе Алеппо у сельджукидов и Эдессу у крестоносцев. По смерти Зенги (1146) Мосул достался его сыну Сейфеддину, а остальные владения — Н. Он отличался набожностью, крайней умеренностью, честностью и гуманностью по отношению к мусульманам (его прозвище — «Справедливый»).." (ЭСБЕ)
"..Нуреддин был смугл, высокого роста; борода у него росла только на подбородке. Он имел широкий лоб, приятное выражение лица, а глаза дышали кротостью.
..Я читал жизнеописания правителей прошлого, но не нашёл ни одного за исключением четырех законных калифов. Абубекра, Омара, Османа и Али, и калифа Омара, сына Абдалазиса, я не знаю никого, кто провел бы лучшую жизнь; я не знаю другого, кто показал бы большую справедливость."
https://www.vostlit.info/Texts/rus/Athi ... tml?id=397 ИБН АЛ-АСИР-_ИСТОРИЯ АТАБЕКОВ-_ТЕКСТ
//Жена Ак-Сункура (отца Занги), по словам Ибн аль-Адима, умерла от руки мужа в результате несчастного случая в 1089 году: «сидел он с ней в один из дней в своём доме в Халебе, а в руке его был нож, и он в шутку замахнулся им на неё. И нож попал ей в сердце и нечаянно убил её. И умерла она, а он сильно печалился о ней и горевал о потере её»// - здесь не тот же ли сюжет гибели римлянки Лукреции, Успение Богородицы, икона Семистрельная, кесарево сечение (или гибель Поппеи Сабины, жены Периандра, Ирод убивает мечом свою жену)?
"Среди крестоносцев была популярна легенда, что матерью Занги была маркграфиня Ида Австрийская, которая в 1101 году пропала в Анатолии во время нападения сельджуков на крестоносцев. Она так и не вернулась; по легенде, 46-летнюю красавицу отправили в гарем".
//Историю брака и развода атабека с дочерью Рыдвана описал Ибн аль-Адим, излагая информацию, полученную от кади Алеппо в период Занги. Согласно ему, Занги обнаружил в хранилище одежду в крови, и ему сказали, что его отец, казнённый дедом жены атабека, был в ней в момент смерти. Занги бросил жену и более с нею не жил..
Ибн аль-Фурат сохранил легенду Ибн Аби Тайи[англ.] о браке Занги с дочерью Рыдвана[5]:
В 524 [1129/30] году Занги женился на Зумурруд-хатун, дочери Рыдвана из Алеппо. Через месяц он развёлся с ней, когда увидел на скамейке следы застарелой крови, и ему сказали, что это пятна крови его убитого отца. В пьяном угаре на балконе, выходящем на Алеппо, Занги вызвал Зумурруд, развёлся с ней и приказал отвести её в конюшню, где приказал конюхам изнасиловать её. Это они и сделали, пока он смотрел.//
А в случае с Альбоином или Владимиром Святославичем наоборот, это они убивают отца супруги.
У жены Занги Зумурруд-хатун от первого мужа Бури было два сына, правителей Дамаска (Исмаил в 1132-35, Махмуд в 1135-39), оба были убиты, из них Исмаил - по её приказу. Махмуд был убит в своей постели группой заговорщиков (здесь не дубликат ли убийства Занги?).
"23 июня 1139 года Махмуд был убит в своей постели. Убили его три человека, которым он доверял и они спали у дверей его комнаты: армянин Алп-Куш, евнух Юсуф и некто Харкави. Двое последних были пойманы и убиты, но Алп-Кушу удалось сбежать[24]. По словам Ибн аль-Каланиси, возможными организаторами убийства были Муинеддин Унур и брат Махмуда Мухаммед[25]. Согласно С. Рансимену, в организации убийства подозревали Занги[26]." Шихабеддин Махмуд
"Титул «Имадеддин» означает «столп религии», «опора веры». Историки прошлого не упоминают, когда и кто присвоил ему этот титул. Известно, что присвоение такого титула является прерогативой султанов и халифов. Возможно, это произошло в 1144 году после падения Эдессы. Единственный из его титулов, о котором известно время присвоения, — атабек. Он был пожалован ему в 1127 году[26]."
Занги - атабек, т.е. регент, был опекун малолетнего сельджукского эмира. Андроник Комнин был регентом, опекуном при малолетнем Алексее II.
//Эмир Мосула
..Занги стал атабеком двух сыновей султана Махмуда: атабеком Алп-Арслана[англ.] его назначил сам султан..
Атабек Алеппо
..Население города устало от многолетних беспорядков и помнило правление Ак-Сункура, оно с надеждой ждало его сына. В июне 1128 года Занги торжественно въехал в Алеппо[27][107]. Он перезахоронил в городе останки своего отца и женился на дочери Рыдвана, легитимизируя своё положение[107]. В 1129 году Занги стал атабеком Алеппо[95]..//
Въезд Занги в Алеппо и вход Христа в Иерусалим.
Занги предпринял завоевание всей Сирин и Месопотамии. Захватив ряд городов, осадил Эдессу. Осада продлилась всего месяц. Ворвавшись в город, мусульмане устроили резню — хроника сообщает, что они «утолили жажду кровью стариков и детей, мужчин и женщин, священников и дьяконов, отшельников и монахов, монахинь и девушек, младенцев, женихов и невест». Резня в Эдессе - возможно отражение латинского погрома 1182 г. в Константинополе?
Эдесса - город Авгара, друга Христа (имеется в виду легенда об одном из царей сирийского государства Осроэны со столицей в Эдессе Авгаре V Укаме (13-50 гг. н.э.), который якобы обменивался посланиями с Христом; по его просьбе, Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ). Около Эдессы был убит в результате заговора император Каракалла 8 апреля 217 года.
Имадеддин Занги
-
- Сообщения: 209
- Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 100 раз