Главным деянием Моисея было то, что он вывел израильтян из рабства во время Исхода. Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах. Собственно этот «исход» по простому называется переселением… Сразу отметим, что среди учёных и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания. Также ставиться под сомнение историчность самого Моисея. Вот некую ясность в этот вопрос мы и попробуем внести данной работой.
Посмотрим, что известно о переселении народов в отрезке последних 1000+лет. А в этом интервале известно не так много переселений народов— это переселение болгар и венгров. У венгров это процесс получил название -«обретение родины». И произошло это, как говорят историки, в 896 году. На это переселение венгров подвигло перенаселение их страны. Как пишет Аноним в своей Gesta Hungarorum (Деяния венгров): «... И как бы ни была она обширна, все же не могла прокормить и вместить множество рождавшихся там людей. Поэтому семь правителей, которых называли Хетумогер и которым стало тесно в их местах, задумали вырваться из них. Тогда эти семь правителей, посовещавшись, постановили уйти из родной земли и занять земли, пригодные для обитания...». Несколько иначе причины переселения сообщаются для исхода евреев. Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля — прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет. Но стечением времени численность израильтян значительно возросла (Исх. 1:7), превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжёлыми работами, чтобы сдержать рост их численности (Исх. 1:10-11). Тогда евреи решили уйти на поиски лучшей доли.
Здесь видно некое противоречие — в неволе евреи размножились так, что превысили численность коренного населения - странная неволя. И в конечном счете можно предположить, что исходной причиной исхода было также перенаселение территории. Один из примечательных моментов еврейской истории, это деление их на 12 колен, т. е. племен. Так и венгры двинулись в путь объединившись 7-ю племенами (Константин Багрянородный пишет о 10 племенах, но встречаются и другие цифры). Евреи как известно, 40 лет скитались по пустыне. Пустынные края пересекали и венгры: «…в 884 году от рождества Христова… выступили из земли Скифии, по направлению на запад… и с огромной неисчислимой массой союзных народов. Много дней шли они через пустынные края, переправились через реку Этиль… и ни где им не встретился путь, который бы вел к городу или человеческому жилью. И не питались они плодами трудов человеческих...». Сегодня же историки оценивают количество двинувшихся в путь евреев в 600000 (Вики.).
Но пожалуй самый интересный момент в сравнении персонажей, это сами имена предводителей. Имя «Моисей» имеет вариации в разных языках: Моше, Муса, Моyses, Мосе и т. д. А вот на имя венгерского предводителя толкование дает сам Аноним: «... поскольку «сновидение» по-венгерски almos и рождении его предшествовал вещий сон, то и назвали его Алмошем. А еще его потому назвал! Алмош (от латинского almus – «святой»), что от его потомков должны были родиться святые короли и вожди». Сон, сонный, вялый такие варианты дает современный словарь. И такой эпитет кажется крайне странным для великого предводителя. Но вот это имя Альмош можно записать и по другому — Аль Мош. При этом АЛЬ это широко распространенная древняя приставка со значением «великий», «святой» (подробнее в статье «АЛЬ, АЛИ, ЭЛЬ и т. д. происхождение и этимология слова»). Таким образом получается, что предводителя венгров звали также как предводителя евреев — Великий Моше (Моисей)! К тому же у Анонима в «Деяниях...» имя Альмоша пишется то через «ш» то через «с».
Подобного рода лингвистические вариации уместны еще и по такой причине. Дело в том, что автор «Повести временных лет» связывает начало разделения единого до толе славянского зыка с венгерским завоеванием/переселением. А библейский текст утверждает, что до строительства Вавилонской башни язык на земле был один. Сегодня существует довольно много исследовательских работ утверждающих, что таким языком был протославянский. Та же Библия утверждает, что момент распада общего языка связан с «Схождением Святого Духа» на Святую Гору (подробнее в статье «Троица Новозаветная»). Эта гора находилась на месте нынешней Москвы («Москва! Как много в этом звуке...» этимологии) и была разрушена во время катастрофы 1145-го года («Катастрофа 1145 года — гибель прошлой цивилизации и основа нашей эры»). Учитывая все это мы должны учитывать не устойчивость словообразования слов/имен в означенный период, и тогда написание Альмош слитно или раздельно вполне тождественны.
Есть еще нечто в облике Моисея, что может его сблизить Альмошем. Это наличие рогов на его голове. Почти вся иконография Моисея показывает его с рогами разного вида Рис.1.
Рис.1. Моисей работы Микеланджело.
Причиной тому библейский текст: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». Сегодня эту нелепую картину пытаются исправить говоря, что причина этого не правильный перевод. Но есть одно изображение отличное от всех, и где «рогатость» Моисея показана вполне реалистично Рис.2.
Рис.2. Моисей в рогатом шлеме. Собор Сан-Саоьвадор. Овьедо. Испания.
Это резное изображение пророка из кафедрального собора Святого Спасителя (собор Сан-Сальвадор) в испанском городе Овьедо. На изображении хорошо видно, что на голове Моисея надет рогатый шлем, не смотря на то, что художник маскирует его волосами. Такая картина выставляет Моисея не просто пророком, а воином, предводителем, что по логике и должно было быть. И это сближает его с предводителем венгров. Сегодня, если мы увидим на каком-нибудь международном спортивном соревновании болельщиков в стилизованных рогатых шапках, то однозначно скажем, что это представители Скандинавии. Такое мнение сложилось через образ викингов оставивших «громкий» след в истории Европы. Правда современные историки пытаются отрицать такой «рогатый» их образ ибо археология не подтверждает этого. Впрочем, если рогатый шлем был достоянием только элиты (как например у японских самураев), то возможен и вариант, что в рассматриваемой истории такой шлем был только у Моисея. Это осталось в памяти народа, как образ рогатого предводителя. В этой связи удивительно выглядит приводимый Википедией иллюстрационный облик Альмоша Рис.3.
Рис.3. Позднейшее художественное изображение Альмоша.
Ведь это точная копия японского самурая.
Долгое время прародина венгров оставалась не известна, официально определились с ней только в 19-м веке, но до сих пор идут споры на сей счет. Официально считается, что их прародиной было южное Приуралье. Но в авторской работе «К вопросу о прародине венгров» была выдвинута версия, что таковой был русский север, район Белого моря и Кольский полуостров. В основу этого предположения была взята современная карта расселения народов финно-угорской языковой группы (которой принадлежит венгерский язык) Рис.4.
Рис.4. Карта расселения финн-угорских народов.
Народы одной языковой группы расселяясь образуют условную непрерывную цепь своего распространения, но в данном случае эта цепь оказалась разомкнутой на севере, там не хватает связующего звена. И вот такое звено мы видим в центре восточной Европы, это венгры. Таким образом венгры могут быть от части скандинавами и рогатый шлем Альмоша оказывается вполне уместным. К слову сказать, главный скульптор собора Сан-Сальвадор (Овьедо), предположительно был скандинавского происхождения (Википедия).
В целом об Альмоше известно значительно меньше информации чем о Моисее хотя события связанные с исходом евреев произошли почти на 3000 лет раньше исхода венгров… Но вот в работе «О венгерских и татаро — монгольских исторических параллелях» была сделана попытка сравнения исторических событий связанных с переселением венгров и с татаро-монгольским нашествием на Русь. С общим выводом:
история венгров времен переселения полна анахронизмов и не соответствует известной хронологии
приход венгров на суздальские земли похож на аналогичный поход татаро-монголов с известным хронологическим сдвигом в 360 лет
битва венгров с киевлянами и половцами во многом аналогична битве монголов с киевлянами и половцами на реке Калка с известным хронологическим сдвигом в 330 лет
маршрут движения венгров по киевской Руси в Европу совпадает с аналогичным маршрутом татаро-монголов
самоназвание венгров МАГОР может читаться как МОГОЛ/МОНГОЛ
венгры оставили много следов своего пребывания на русской равнине в отличии от монголов
норманны и венгры/монголы вышли со Скандинавии и покорили мир.
Опираясь на эти выводы есть основание сравнить предводителей венгров и татаро-монголов учитывая также предложенную параллель — Альмош = Моисей.
Сравним даты жизни Альмоша (ок. 820 — ок. 895 ) и Чингисхана (ок. 1155 или 1162 — 1227 ). Эти даты ориентировочные и как можно видеть между ними разница примерно в 333 года. Это один из известных хронологических сдвигов (999 — 666 — 333). Интересно, что по смерти венгерского Альмоша на свет появляется булгарский Альмош: «Алмуш или Альмас (мусульманское имя Джагфар ибн Абдуллах или Джагфар бен Абдулла), также известен как Алмас-Хан; с 895 по 925 — йылтывар Волжской Булгарии, сын Шилки (Силки, «Абдуллаха»), объединитель булгаро-суварских племён и создатель единого государства, куда вошли и финно-угорские племена. Википедия). И тоже, как видим,объединитель племен в том числе и финно-угров.
Имя Чингисхан считается титулом и на латинице имеет различное написание: Gengis Khan (фран. ит.), Genghis Khan (анг.), Djengis Khan (дат. гол. нор.), Dschingis khan (нем.). То есть присутствуют вариации написания слова и тогда, с учетом озвученного в начале статьи, можем написать и так - Kingis khan = KING IS KHAN. Смысл очевидный — «КОРОЛЬ ЭТО ХАН», по сути это всего лишь разъяснение уравнивающее европейский и азиатский титулы, что в свою очередь сближает деятельность татаро-монголов с европейской территорией. Часто использующийся сокращенный вариант «Чингис» можно трактовать как «сын короля» поскольку суффикс «с», в любой огласовке, несет понятие принадлежности/родства. Венгерский епископ Стефан 11 так переводит это имя — Царь Царей (Анналы Уэрлейского монастыря 1239 г.), что также объединяет короля и хана.
Интересную легенду сообщают о рождении Альмоша: «...Легенда гласит, что мать Альмоса, уже беременная им, увидела во сне хищную птицу, «похожую на ястреба», которая оплодотворила её. Эта история имеет близкие аналогии в кочевой степной среде. Примечательно, что в «Тайной истории монголов» сообщается, что тёще Чингисхана приснился белый сокол, который («держал в когтях Солнце и Луну»— Турул часто изображался в виде солнца—) слетел с неба и сел ей на руку, тем самым предсказав рождение ребёнка из королевской династии...» (Википедия). Отсюда видно, что легенды о рождении Альмоша и Чингисхана схожи и даже от части отождествляются историками. Птица Турул известила о рождении будущего предводителя князей, ее облик присутствует в венгерской геральдике, а монументы в честь нее стоят во многих городах Венгрии. Вот и в истории Чингис-хана есть некая священная птица по имени Князь (!) спасшая его от преследователей. И как сообщает армянский автор Хетума Патмича в книге «Цветник историй земель Востока» в честь этой птицы татары носят на голове ее перья.
Также стоит сравнить карты завоевательных походов в Европу венгров и монголов Рис.5.
Рис.5. Карты завоевательных походов венгров и татаро-монголов.
Завоевания исходят из одной области и схожим маршрутом по восточной Европе. Также стоит помнить о желании монголов дойти «до последнего моря»!
Первоисточники ни чего не сообщают о законодательной деятельности Альмоша, но при этом хорошо известен свод законов Чингисхана — Яса, который историки прямо сравнивают с 10 заповедям Моисея!
Как мы помним, Альмош был избран вождем 7 венгерских племен, но и Чингисхан был избран предводителем 7-ми племен: «В те времена, когда эти семь племен еще выплачивали своим соседям дань, как о том было поведано выше, случилось так, что один бедный кузнец, носивший имя Чингис, увидел во сне сидящего на белом коне воина в белых латах, который окликнул его по имени и сказал: «Чингис, волею Бессмертного Бога предстоит тебе стать князем и правителем всех семи татарских племен, которых еще иногда называют ‘монголы’, и под твоим предводительством они освободятся от рабства, длившегося так долго, и сами станут властителями над всеми твоими соседями» (Дробышев_Ю_И_Образ_Чингис_хана_в_средневековых_европейских_источниках). И здесь фигурирует и плен и рабство и исход как у евреев под предводительством Моисея. Там же фигурирует намек на перенаселенность: «...Увидел Чингисхан, что много у него народу, вооружил его луками и иным ихним оружием и пошел воевать чужие страны».
Хорошо известна сцена общения Моисея с богом на горе Синай которая длилась три дня. Схожий сюжет есть в истории Чингис-хана: «...накануне выступления в поход против Хорезма Чингис-хан, поднявшись на возвышенность — поближе к Небу, исповедовался в том, что не он затеял вражду с хорезмшахом, и молил о помощи. После трех дней слёзных молитв он, очевидно, получил благоприятный ответ: «Он почувствовал в себе признаки знамения благовестия и бодрый и радостный спустился оттуда вниз, твердо решившись привести в порядок все необходимое для войны»[Рашид ад-Дин, 1952. С. 189].
К общей картине добавим еще потомков Альмоша и Чингис-хана. Видную роль в завоевательных походах монголов являл внук Чингиса — Батый (Бату, Бат). А вот основная военная роль у венгров приписывается сыну Альмоша — Арпату. Его имя мы тоже можем переписать иначе с учетом тождества Р/Л и П/Б — Аль Бат(у), т. е. Великий Бату. Считается, что именно в честь него были названы горы Карпаты, а вот от монголов за 300 лет правления ни где ни чего не осталось «на память». Добавим еще, что не известны точные даты и причины смертей всех предводителей, как и не известны места их захоронения. Возможно, что могилу Чингис-хана/Альмоша надо искать не на востоке, а на западе.
Таким образом данной работой высказывается подозрение на связь истории венгров времен «обретения родины» с историей татаро-монгольского завоевания мира с хронологическим сдвигом в 300-360 лет.