Расположен на речке Пёдделе, левом притоке верхнего Эмбаха. В. основан в 1334 г. Эбергардом фон Мангеймом и первоначально назван Пёдделем. Под этим именем он входил в число городов, принадлежавших бывшему Ливонскому ордену, и играл выдающуюся роль в древней истории Ливонии. В XV столетии орденские ландтаги (съезды) созывались то в Валке, то в Вольмаре. В 1501 г. Плеттенберг заключил в Валке оборонительный союз против России с местными епископами, скандинавскими государствами и Литвой».
То есть город был важным пунктом «с выдающейся ролью в древней истории Ливонии», но это совсем не вяжется с его географическим положением и последующим статусом, говоря современным языком тмутаракань, богом забытое место, лес да болота, ни каких дорог и торговых путей... А своё современное значение город приобрёл только в конце XIX века, когда здесь открылась Видземская учительская семинария и был построен важный железнодорожный узел. И вот что-то тут совсем не вяжется, чего-то не хватает в этой истории. Давайте разбираться.
Предположительную этимологию названия города нам сообщают на геральдическом сайте — может происходить от эстонского слова «valge » («Белый»). Но это крайне сомнительно ибо нет ни каких внешних предпосылок к такому отождествлению кроме созвучия слов.
В тоже время слово «walk» во многих германских языках соотносится с общим понятием «ходить, гулять», так в английском языке это «ходить пешком». Для современного русского языка это будет означать «ВОЛОК»., т.е. участок суши с перевалом между двумя водными артериями, через которые «волоком» тащили суда. Иначе говоря не плыли, а шли пешком. Вот в этом плане похоже, что мы и нащупали что-то что может пролить свет на историю города. Но есть существенное «но», дело в том, что речка Педели (эст. Pedeli), Пе́деле (латыш. Pedele), на которой стоит город, это выражаясь жаргонном «переплюйка» заросшая камышом Рис. Тем не менее посмотрим географию города. Вот что сообщает нам старая энциклопедия: «...усамого города Валка проходит водораздел рек Аа и Эмбаха». Река Аа это современная Гауя (эст. Койва), а Эмбах это Эмайыги (ст. рус. Омовжа) именно ее притоком и является Педели. От Валги до реки Гауя по прямой порядка 7 км, это классическая дистанция для волока Рис.1.
Рис.1. Почти прямая дорога от Валги до реки Гауя.
По карте видна почти прямая линия современной дороги как по линейке, именно так прокладывали волоки кратчайшим путем. Вот только Гауя не судоходна и в этом месте не на много отличается от Педели. Но так-ли это было в 13-м веке? «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского утверждает, что реки были судоходные.
Приведем цитату из работы Э. С. Мугуревич «Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв», глава «Сухопутные дороги и водный путь по Гауе»: «Из района нижнего течения Даугавы в северном и северо-западном направлении пролегали две сухопутные дороги. Одна — берегом моря в Эстонию, другая — вдоль реки Гауи на Псков. Пользовались также и водным путем по Гауе. Среди рек Латвии Гауя выделяется длиной (440 км), хотя и не имеет большого значения в судоходстве. В древности картина, очевидно, была иной, так как условия судоходства на Гауе были более благоприятными. Об этом свидетельствуют военные походы XIII в.85) Пиратские корабли с острова Сааремаа достигли в 1211 г. Турайды на Гауе, разграбили приход Кубезеле и его окрестности. В этом же году жители острова Сааремаа повторили свой набег (pyraticis suis Coivam ascendunt) и достигли большого замка Каупо.86) По словам летописца, у них было около 300 судов, не считая маленьких, на которых прибыло несколько тысяч воинов. В апреле 1214 г. немцы отправляются на корабле из Турайды в Ригу и в устье Гауи встречаются с кораблями с острова Сааремаа.87) Ясно, что водный путь по Гауе можно было использовать вверх по течению от устья до Турайды. Относительно использования водного пути по Гауе выше Турайды у нас нет сведений, за исключением описания большого похода в июле 1223 г. на замок Вильянди.88) По рассказу летописца, в этом походе часть восьмитысячного войска передвигалась по Гауе на кораблях (navigio in Coywa). Войско остановилось поблизости от Саккалы в месте, предназначенном для молитв и совещаний.89) Далее войско вступило в пределы Эстонии и осадило замок Вильянди. Так как Вильянди находится примерно в 100 км от самой северной излучины Гауи, следует предполагать, что корабли были оставлены здесь или их перетянули волоком в эстонскую речку Педду, по которой легко добраться до Вильянди».
И вот если мы взглянем на современный вид центра города Рис.2.
Рис.2. Карта города.
то там, как видим, находится длинное и относительно широкое озеро образованное из русла реки путем перекрытия дамбой Рис.3.
Рис.3. Озеро в центре г. Валга. Яндекс
Ширина водной поверхности достигает 10 метров, а с учетом поймы исходно было значительно больше. Очевидно, что в прошлом река была судоходной и позволяла водным путем добраться до Феллина/Вильянди, Дерпта/Тарту и Пскова с Нарвой. А вот упоминаемое в летописе место для молитв ( « Войско остановилось поблизости от Саккалы в месте, предназначенном для молитв и совещаний») как раз и можно отождествить с Валгой. Дело в том, что в истории по сей день принято на волоках (в начале, конце и может в центре, сейчас это туристические маршруты) устанавливать памятные знаки, пирамидки из камней — гурии. Здесь в старину было принято приносить дань местному духу хранителю волока. С приходом христианства на этих местах стали ставить часовни. Есть такая и в данном городе в самом его центре - валгаская католическая часовня Рис.4.
Рис.4. Католическая часовня в Валге. Яндекс.
Эта часовня является старейшим зданием в городе. Получается, что город стоял в важной точке торгового пути из Риги/Балтии во Псков и Новгород. От того и его существенное значение в средневековье.
Впрочем все эти изыскания подтверждаются с латышской стороны как хорошо известный факт: « Название Валки связано с "тянуть, тащить" и "носить". Первоначально оно обозначало место, где лодки или товары волоком перетаскивали на речку Педеле, по которой можно попасть в реку Эмайэги и к эстонским озерам». (Видземе)
Интересную информацию можно почерпнуть из названия самой реки, тем более, что в хрониках и сам город носит ее имя — Педеле. Что означает это слово в эстонском языке не ясно. А словари такое слово знают, еще со времен древних римлян означало служащие в суде и исполнявшие распоряжения судей, в наше время, университетский служитель или вообще школьный служитель. Фигурируют также варианты школьный сторож, швейцар в учебном заведении. В принципе «сторож» подходит для пограничного города, но куда более информативнее выглядит вариант если мы слегка изменим вокализацию слова и произнесем его как «Педаль» (та которую жмут или крутят). Это слово нам выводя из французского, потом итальянского и затем из латыни (pedālis) с общим понятием «ножной»! И далее из индоевропейского ped — «нога», латинское — pedis (русское «подошва»). «Древнерусское — песь (нога). В древнерусском языке слово «пеший» появилось в XI в. Это слово возникло из индоевропейского корня, значившего «нога». Отсюда пеший — «человек, передвигающийся на ногах» (не едущий на лошади, не плывущий и т. д.)». Происхождение слова пеший в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Иными словами и в этом варианте мы имеем общий смысл «идти пешком», река или город от которых надо идти пешком.
В заключении посмотрим на герб города Рис.5.
Рис.5. Печать 1580 года и современный герб Валка.
Обращает на себя внимание форма меча. Кривой меч это восточная культура холодного оружия. Размещение его на печати должно говорить о восточных корнях основания города.