Сегодня существуют исследования в которых выводится связь древнеславянской культуры с культурой древнего Египта. В данной работе мы продолжим эту тему на основе лингвистики.
Как писалось ранее, три первичных морфемы человеческой речи это Р, КР и БР исходно означали богов и «родились» на крайнем севере. Но, как уже упоминалось, когда появилась возможность, люди разошлись с севера (север — сын Бера, Сибирь — дочь Бера) по всей планете, в том числе и в Египет, создав там великую цивилизацию. Сегодня только одно слово Ра считается, да и то не официальной наукой, сохранившимся в русском языке от древних египтян. На самом деле это не совсем так. И здесь мы подошли к одному из самых интересных моментов в нашем расследовании. В древнем Египте Ра исходно был богом Солнце, затем этим именем стали называть фараонов, а уж потом все люди стали Ра (рождать — ждать появления Ра, родить — дитя Ра ). Фараон (барон, барин) и все люди обладал и рядом уникальных свойств — он имел души! Египтологи называют до семи душ фараонов, при этом сам термин «душа» говорят только примерно определяет то что под этим имеет место быть, но мы будем в дальнейшем использовать этот термин. Мы остановимся подробнее на двух главных душах, это душа КА и душа БА. И напомню, что в древнем Египте не было гласных букв. Итак две души фараона Ра: Ка Ра и Ба Ра!
Душа Ка
Рассмотрим душу/слово «Ка», известное на протяжении всей истории фараоновского Египта! Египтологи говорят, что для обозначения Ка сложно подобрать эквивалент в современных языках. Согласно религии египтян Ка представляет собой одну из семи составляющих физической и духовной сущностей человека. До сих пор появляются исследовательские работы египтологов о том, что такое по их мнению в древнем Египте «Ка». Чаще всего приводиться перевод « двойник, доппельгангер». «Ка — это жизненная сила, черты характера или судьба человека. Ка живёт в скульптурном изображении в гробнице, обитает в статуе человека или бога. После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Часто Ка изображают как двойника человека, а выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом». Концепция Ка крайне сложна; многообразие толкования этого слова указывает на то, что согласия по вопросу о природе Ка до сих пор не найдено - здесь и «двойник», и «дух-охранитель», и «личность», и «жизненная сущность», и «воля, или власть».
Так есть ли следы этого понятия в русском языке? Мы все знаем, что в русском языке есть суффикс «- ка», который придает слову уменьшительно-ласкательный признак, например: медведь - мишка, машина - машинка, игра — игрушка, дева - девочка и т. д. Иначе говоря добавление суффикса «ка» к слову создает его копию/двойника! Откуда в русском взялся такой суффикс вопрос открытый. Есть версия отсылающая к тюркским языкам, где например в казахском в знак уважения к собеседнику дополняют -кэ (для русского уха звучит как Ка). Но теперь мы можем «заподозрить» в появлении этого окончания древних египтян. Возьмем для примера несколько характерных слов и рассмотрим их этимологию.
РАКА - ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба, иначе саркофаг. Официальная этимология: Это слово, имеющее значение «гробница», является заимствованием из германских языков. В готском находим arka — «сундук»; сочетание ar в славянских языках видоизменяется в ра . Готское слово восходит к латинскому агса — «ящик, сундук» . []
Как видим традиционна отсылка к какому-то языку без пояснения почему там этот набор букв в данной последовательности означает данное. Но мы вспомним, что говорят о Ка древнего Египта. Ка человека почиталось больше самого человека, оно после смерти обитало в его мощах (для этого тела покойников бальзамировали). Поэтому в саркофаге/гробу обитает Ка РА, а сам ящик в православии назвали РАКА.
КАРАТЬ — Общеслав. Того же корня, что и корить , корнать (см.). Исходное значение — «бить, убивать» (мечом, топором и т. п.), затем — «наказывать» (плетью, кнутом и т. д.) и далее — «наказывать».
Но если разбить слово на два: КА и РАТЬ… Рать - Общеслав. Суф. производное от той же основы, что греч. Eris «состязание, ссора», др.-в.-нем. Ernust «борьба», др.-рус. Реть «рвение, усердие, состязание» (см. ретивый ). Соврем. Рать < ortь , ср. рано . Но мы прекрасно знаем, что это и воинская сила и битва, в общем случае «наносить повреждения» (драть) . Поэтому и РЫТЬ это наносить повреждение земле, тоже что и ОРАТЬ в значении пахать. Отсюда КАРАТЬ это либо уничтожать Ка либо «боевая мощь Ка» . По египетской философии Ка человека было важнее самого человека.
КАРА - наказание/возмездие. «наказание», укр. ка́ра, сербск.-цслав. кара «ссора», сербохорв. кȃр, род. п. ка́ра «порицание, наказание», кȃр ж. «ссора», словен. кȃr м. «ссора», чеш. kárа «упрек, наказание», слвц. kára, польск. kara «наказание». Сюда же кара́ть; с другим вокализмом; кори́ть (см.). []
Но вспомним, что согласно древнеегипетской философии Ка обитает в мумии человека, в его статуи, в его изображении и пока они сохраняются – остается и возможность его воскресения. Поэтому грабители гробниц старались уничтожить мумию, саркофаг, статую и изображения, что бы избежать мести Ка. А пойманных грабителей скармливали львам или крокодилам, чтобы от них не осталось их Ка. Таким образом КАРА это уничтожение Ка или наоборот — месть Ка! Ко второму варианту подталкивает и этимология другого синонима КАЗНЬ.
Казнь . Заимствовано из старославянского, в котором было образовано суффиксальным (тот же суффикс находим и в слове жизнь) методом от кати — ныне исчезнувшего и имевшего значение «наказывать».
Старославянское — казнь (распоряжение, наказание). В древнерусский язык слово пришло из старославянского. Возможно, слово родственно глаголу «каяться». Слово встречается в памятниках, датируемых x в. Первоначальное значение существительного было несколько иным: «кара, сопровождающаяся мучениями». Казнью называют высшую меру наказания — лишение жизни человека по приговору судей. Родственными являются: Чешское — kazen. Польское — kazn. Производные: казненный, казнить. []
Понятно, что ни чего не понятно из такого разъяснения. Но в рамках идеи этой работы — можно написать КАЗНЬ как Ка СЫН и наче « порождение КА». Казнь это «месть Ка».
Интересно получается новая этимология на такое слово как РУКА.
Рука́ . Когда это слово родилось, оно значило нечто вроде «собира́лка»: недаром польское «ręka» звучит так близко к литовскому «renkú» — «собираю». То «у», которое теперь слышится в нашем слове, когда-то было праславянским носовым звуком. []
А теперь взглянем каким иероглифом в древнем Египте обозначалась Ка Рис. 1.
Рис.1. Иероглиф КА.
В древнем Египте душа Ка изображалась как две поднятые вверх руки (Рис.1) писалось иероглифом 2 поднятых рук, что обычно понимается как символ охвата, т. е. защиты человека его Ка, хотя возможны и др. интерпретации. Как видим две руки это Ка Ра или РаКа/рука .
Руки и лучи (Р=Л) имеют тождество в древнеегипетской мифологии Рис.2.
Рис.2. Лучи, руки солнца на древнеегипетском барельефе.
Душа Ка изображается или точно так же, как и сам человек, или в виде тёмного, похожего на тень силуэта, надо полагать отсюда в тюркских языках название черного цвета — КаРа (Каратау — черные горы, каракалпаки…).
Поскольку для души Ка наиболее часто применяемое определение — двойник, то нам стоит осмыслить, что представляет ГАЛО по отношению к Солнцу? Ведь в какой-то мере это и есть его ДВОЙНИК! Иногда Ка определяют, как ауру или биополе… Но что такое ореол в гало вокруг солнца если как не аура (Аврора)?
А что такое в русском языке слово «КАК» в таких словах: как этот, как тот, как-будто и т.д. Здесь явно просматривается некая парность или подобие. В равной мере и приставка «к»: к нам, к лесу, к сведению, к счастью … привязывает/ объединяет что-то к чему-то/ с чем-то .
Частица «ка»: пойди и пойди-ка, принеси и принеси-ка, взгляни и взгляни-ка и т. д. Все это создает понятие парности.
КАПИЩЕ. « Языческий храм». Из цслав., ст.-слав. капиште — то же, от ст.-слав. капь ж. εἴδωλον «видение, призрак, образ», εἰκών «статуя, изображение »... https://lexicography.online/etymology/к/капище
Из этой официальной этимологии нам важно, что это «видение, призрак, образ», статуя, изображение », что вполне соответствует древнеегипетскому понятию «души Ка». Но вспомним, что согласно мифология Ка после смерти человека, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать существование Ка. И пища оставлялась в погребении для Ка. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. Пища для КА и ли КА ПИЩА — капище. До сих пор у нас сохранился этот обычай оставлять продукты питания на могилах родственников!
КУМ/КУМА - род. п. -а, укр., блр. кум, др.-русск., цслав. кумъ, болг. кум, сербохорв. ку̯м, род. п. ку́ма, словен. kȗm, польск. kum. Обычно объясняют как стар. сокращение от къmоtrъ «крестный отец» (ср. кмотр); Однако отношение у : ъ представляет трудности. Ссылка Скока на удлинение гласного в сербохорв. ласкат. именах типа Ми́ле : Ми̏лош недостаточно веска, поскольку в кум мы имеем гораздо более древнюю долготу. Происхождение из тюркского тоже недостоверно, вопреки Брюкнеру (KZ 46, 223; Słown. 281); см. кума́. []
Иначе говоря это нареченные т. е. вторые (двойники) родители. Как обычно официальная этимология не может растолковать происхождение слова. В рамках же данной работы получаем — Ка МА, где МА это мать, в итоге: двойник матери/родителей.
Но почему же в русском языке суффикс Ка приобрел уменьшительно-ласкательный признак?
Вот что говорит профессор Андрей Зубов в одной из своих лекций касающейся категории души Ка, разбирая содержание одной древнеегипетской фрески Рис. 3:
Рис. 3. Бог Хнум лепит человека по образу его Ка.
« . ..здесь изображены две разные фигурки, стоящие по разные, противоположные стороны этого стола. И под ними есть подписи: « Дитя Хатшепсут» и « Ка Хатшепсут». И перед этими двумя скульптурами – бог Хнум, горшечник. И обычно говорят: «Вот Хнум, горшечник, ваяет Ка Хатшепсут и саму Хатшепсут, дитя Хатшепсут».
...в этом изображении изображено совсем не то, что кажется обычно ученым – будто Хнум лепит и Ка Хатшепсут, и дитя Хатшепсут. Во-первых, Хнум – это горшечник, он создает, он лепит этот мир, а Ка – это духовная сущность.
…Египтяне прекрасно понимали, что Ка – сущность не этого мира, она создается не с этим миром. Ка создается до пищи и всего потребного, соответственно, и до ребенка Хатшепсут. Вот когда ребенок Хатшепсут зачинается во чреве ее матери, царицы Яхмес, тогда этот ребенок лепится Хнумом. Но лепится по образу Ка, по идее, которая содержится в Ка. То есть здесь мы, скорее всего, видим не работу на гончарном круге над двумя статуэтками, но, грубо говоря, работу над одной статуэткой по модели. И эта модель – Ка, а статуэтка – девочка Хатшепсут, которая зачинается во чреве своей матери . » []
В древнем Египте было принято изображать ребенка в виде человека с пальцем во рту. Таким образом, экстраполируя процесс развития языка в прошлое, можно считать, что когда мы говорим, например девочка, мы как бы создаем/зачинаем новый субъект/объект по исходному образу Ка девы.
К слову сказать, такой суффикс с признаком двойника, свойственен не только русскому языку. Например в эстонском языке суффикс -ke, придает слову так же уменьшительно ласкательное значение:
Tall - агнец, но tallike – ягненок,
Pull – бык, но pullike - теленок,
Lind – птица, но linnuke – птичка,
Bell – колокол, но kelluke – колокольчик,
Далее мы рассмотрим душу Ба применительно к русскому языку.