Откуда в русском языке суффикс -КА

Модераторы: АнТюр, Дунаев

Ответить

Сермор
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 04 мар 2023, 17:48
Благодарил (а): 20 раз
Поблагодарили: 20 раз

Откуда в русском языке суффикс -КА

#1

Сообщение Сермор »

Изображение
Сегодня существуют исследования в которых выводится связь древнеславянской культуры с культурой древнего Египта. В данной работе мы продолжим эту тему на основе лингвистики.
Как писалось ранее, три первичных морфемы человеческой речи это Р, КР и БР исходно означали богов и «родились» на крайнем севере. Но, как уже упоминалось, когда появилась возможность, люди разошлись с севера (север — сын Бера, Сибирь — дочь Бера) по всей планете, в том числе и в Египет, создав там великую цивилизацию. Сегодня только одно слово Ра считается, да и то не официальной наукой, сохранившимся в русском языке от древних египтян. На самом деле это не совсем так. И здесь мы подошли к одному из самых интересных моментов в нашем расследовании. В древнем Египте Ра исходно был богом Солнце, затем этим именем стали называть фараонов, а уж потом все люди стали Ра (рождать — ждать появления Ра, родить — дитя Ра ). Фараон (барон, барин) и все люди обладал и рядом уникальных свойств — он имел души! Египтологи называют до семи душ фараонов, при этом сам термин «душа» говорят только примерно определяет то что под этим имеет место быть, но мы будем в дальнейшем использовать этот термин. Мы остановимся подробнее на двух главных душах, это душа КА и душа БА. И напомню, что в древнем Египте не было гласных букв. Итак две души фараона Ра: Ка Ра и Ба Ра!
Душа Ка
Рассмотрим душу/слово «Ка», известное на протяжении всей истории фараоновского Египта! Египтологи говорят, что для обозначения Ка сложно подобрать эквивалент в современных языках. Согласно религии египтян Ка представляет собой одну из семи составляющих физической и духовной сущностей человека. До сих пор появляются исследовательские работы египтологов о том, что такое по их мнению в древнем Египте «Ка». Чаще всего приводиться перевод « двойник, доппельгангер». «Ка — это жизненная сила, черты характера или судьба человека. Ка живёт в скульптурном изображении в гробнице, обитает в статуе человека или бога. После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Часто Ка изображают как двойника человека, а выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом». Концепция Ка крайне сложна; многообразие толкования этого слова указывает на то, что согласия по вопросу о природе Ка до сих пор не найдено - здесь и «двойник», и «дух-охранитель», и «личность», и «жизненная сущность», и «воля, или власть».
Так есть ли следы этого понятия в русском языке? Мы все знаем, что в русском языке есть суффикс «- ка», который придает слову уменьшительно-ласкательный признак, например: медведь - мишка, машина - машинка, игра — игрушка, дева - девочка и т. д. Иначе говоря добавление суффикса «ка» к слову создает его копию/двойника! Откуда в русском взялся такой суффикс вопрос открытый. Есть версия отсылающая к тюркским языкам, где например в казахском в знак уважения к собеседнику дополняют -кэ (для русского уха звучит как Ка). Но теперь мы можем «заподозрить» в появлении этого окончания древних египтян. Возьмем для примера несколько характерных слов и рассмотрим их этимологию.
РАКА - ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба, иначе саркофаг. Официальная этимология: Это слово, имеющее значение «гробница», является заимствованием из германских языков. В готском находим arka — «сундук»; сочетание ar в славянских языках видоизменяется в ра . Готское слово восходит к латинскому агса — «ящик, сундук» . []
Как видим традиционна отсылка к какому-то языку без пояснения почему там этот набор букв в данной последовательности означает данное. Но мы вспомним, что говорят о Ка древнего Египта. Ка человека почиталось больше самого человека, оно после смерти обитало в его мощах (для этого тела покойников бальзамировали). Поэтому в саркофаге/гробу обитает Ка РА, а сам ящик в православии назвали РАКА.
КАРАТЬ — Общеслав. Того же корня, что и корить , корнать (см.). Исходное значение — «бить, убивать» (мечом, топором и т. п.), затем — «наказывать» (плетью, кнутом и т. д.) и далее — «наказывать».
Но если разбить слово на два: КА и РАТЬ… Рать - Общеслав. Суф. производное от той же основы, что греч. Eris «состязание, ссора», др.-в.-нем. Ernust «борьба», др.-рус. Реть «рвение, усердие, состязание» (см. ретивый ). Соврем. Рать < ortь , ср. рано . Но мы прекрасно знаем, что это и воинская сила и битва, в общем случае «наносить повреждения» (драть) . Поэтому и РЫТЬ это наносить повреждение земле, тоже что и ОРАТЬ в значении пахать. Отсюда КАРАТЬ это либо уничтожать Ка либо «боевая мощь Ка» . По египетской философии Ка человека было важнее самого человека.
КАРА - наказание/возмездие. «наказание», укр. ка́ра, сербск.-цслав. кара «ссора», сербохорв. кȃр, род. п. ка́ра «порицание, наказание», кȃр ж. «ссора», словен. кȃr м. «ссора», чеш. kárа «упрек, наказание», слвц. kára, польск. kara «наказание». Сюда же кара́ть; с другим вокализмом; кори́ть (см.). []
Но вспомним, что согласно древнеегипетской философии Ка обитает в мумии человека, в его статуи, в его изображении и пока они сохраняются – остается и возможность его воскресения. Поэтому грабители гробниц старались уничтожить мумию, саркофаг, статую и изображения, что бы избежать мести Ка. А пойманных грабителей скармливали львам или крокодилам, чтобы от них не осталось их Ка. Таким образом КАРА это уничтожение Ка или наоборот — месть Ка! Ко второму варианту подталкивает и этимология другого синонима КАЗНЬ.
Казнь . Заимствовано из старославянского, в котором было образовано суффиксальным (тот же суффикс находим и в слове жизнь) методом от кати — ныне исчезнувшего и имевшего значение «наказывать».
Старославянское — казнь (распоряжение, наказание). В древнерусский язык слово пришло из старославянского. Возможно, слово родственно глаголу «каяться». Слово встречается в памятниках, датируемых x в. Первоначальное значение существительного было несколько иным: «кара, сопровождающаяся мучениями». Казнью называют высшую меру наказания — лишение жизни человека по приговору судей. Родственными являются: Чешское — kazen. Польское — kazn. Производные: казненный, казнить. []
Понятно, что ни чего не понятно из такого разъяснения. Но в рамках идеи этой работы — можно написать КАЗНЬ как Ка СЫН и наче « порождение КА». Казнь это «месть Ка».
Интересно получается новая этимология на такое слово как РУКА.
Рука́ . Когда это слово родилось, оно значило нечто вроде «собира́лка»: недаром польское «ręka» звучит так близко к литовскому «renkú» — «собираю». То «у», которое теперь слышится в нашем слове, когда-то было праславянским носовым звуком. []
А теперь взглянем каким иероглифом в древнем Египте обозначалась Ка Рис. 1.
Изображение
Рис.1. Иероглиф КА.
В древнем Египте душа Ка изображалась как две поднятые вверх руки (Рис.1) писалось иероглифом 2 поднятых рук, что обычно понимается как символ охвата, т. е. защиты человека его Ка, хотя возможны и др. интерпретации. Как видим две руки это Ка Ра или РаКа/рука .
Руки и лучи (Р=Л) имеют тождество в древнеегипетской мифологии Рис.2.
Изображение
Рис.2. Лучи, руки солнца на древнеегипетском барельефе.

Душа Ка изображается или точно так же, как и сам человек, или в виде тёмного, похожего на тень силуэта, надо полагать отсюда в тюркских языках название черного цвета — КаРа (Каратау — черные горы, каракалпаки…).
Поскольку для души Ка наиболее часто применяемое определение — двойник, то нам стоит осмыслить, что представляет ГАЛО по отношению к Солнцу? Ведь в какой-то мере это и есть его ДВОЙНИК! Иногда Ка определяют, как ауру или биополе… Но что такое ореол в гало вокруг солнца если как не аура (Аврора)?
А что такое в русском языке слово «КАК» в таких словах: как этот, как тот, как-будто и т.д. Здесь явно просматривается некая парность или подобие. В равной мере и приставка «к»: к нам, к лесу, к сведению, к счастью … привязывает/ объединяет что-то к чему-то/ с чем-то .
Частица «ка»: пойди и пойди-ка, принеси и принеси-ка, взгляни и взгляни-ка и т. д. Все это создает понятие парности.
КАПИЩЕ. « Языческий храм». Из цслав., ст.-слав. капиште — то же, от ст.-слав. капь ж. εἴδωλον «видение, призрак, образ», εἰκών «статуя, изображение »... https://lexicography.online/etymology/к/капище
Из этой официальной этимологии нам важно, что это «видение, призрак, образ», статуя, изображение », что вполне соответствует древнеегипетскому понятию «души Ка». Но вспомним, что согласно мифология Ка после смерти человека, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать существование Ка. И пища оставлялась в погребении для Ка. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. Пища для КА и ли КА ПИЩА — капище. До сих пор у нас сохранился этот обычай оставлять продукты питания на могилах родственников!
КУМ/КУМА - род. п. -а, укр., блр. кум, др.-русск., цслав. кумъ, болг. кум, сербохорв. ку̯м, род. п. ку́ма, словен. kȗm, польск. kum. Обычно объясняют как стар. сокращение от къmоtrъ «крестный отец» (ср. кмотр); Однако отношение у : ъ представляет трудности. Ссылка Скока на удлинение гласного в сербохорв. ласкат. именах типа Ми́ле : Ми̏лош недостаточно веска, поскольку в кум мы имеем гораздо более древнюю долготу. Происхождение из тюркского тоже недостоверно, вопреки Брюкнеру (KZ 46, 223; Słown. 281); см. кума́. []
Иначе говоря это нареченные т. е. вторые (двойники) родители. Как обычно официальная этимология не может растолковать происхождение слова. В рамках же данной работы получаем — Ка МА, где МА это мать, в итоге: двойник матери/родителей.
Но почему же в русском языке суффикс Ка приобрел уменьшительно-ласкательный признак?
Вот что говорит профессор Андрей Зубов в одной из своих лекций касающейся категории души Ка, разбирая содержание одной древнеегипетской фрески Рис. 3:
Изображение
Рис. 3. Бог Хнум лепит человека по образу его Ка.
« . ..здесь изображены две разные фигурки, стоящие по разные, противоположные стороны этого стола. И под ними есть подписи: « Дитя Хатшепсут» и « Ка Хатшепсут». И перед этими двумя скульптурами – бог Хнум, горшечник. И обычно говорят: «Вот Хнум, горшечник, ваяет Ка Хатшепсут и саму Хатшепсут, дитя Хатшепсут».
...в этом изображении изображено совсем не то, что кажется обычно ученым – будто Хнум лепит и Ка Хатшепсут, и дитя Хатшепсут. Во-первых, Хнум – это горшечник, он создает, он лепит этот мир, а Ка – это духовная сущность.
…Египтяне прекрасно понимали, что Ка – сущность не этого мира, она создается не с этим миром. Ка создается до пищи и всего потребного, соответственно, и до ребенка Хатшепсут. Вот когда ребенок Хатшепсут зачинается во чреве ее матери, царицы Яхмес, тогда этот ребенок лепится Хнумом. Но лепится по образу Ка, по идее, которая содержится в Ка. То есть здесь мы, скорее всего, видим не работу на гончарном круге над двумя статуэтками, но, грубо говоря, работу над одной статуэткой по модели. И эта модель – Ка, а статуэтка – девочка Хатшепсут, которая зачинается во чреве своей матери . » []
В древнем Египте было принято изображать ребенка в виде человека с пальцем во рту. Таким образом, экстраполируя процесс развития языка в прошлое, можно считать, что когда мы говорим, например девочка, мы как бы создаем/зачинаем новый субъект/объект по исходному образу Ка девы.
К слову сказать, такой суффикс с признаком двойника, свойственен не только русскому языку. Например в эстонском языке суффикс -ke, придает слову так же уменьшительно ласкательное значение:
Tall - агнец, но tallike – ягненок,
Pull – бык, но pullike - теленок,
Lind – птица, но linnuke – птичка,
Bell – колокол, но kelluke – колокольчик,

Далее мы рассмотрим душу Ба применительно к русскому языку.

Автор темы
Сермор
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 04 мар 2023, 17:48
Благодарил (а): 20 раз
Поблагодарили: 20 раз

Душа Ба.

#2

Сообщение Сермор »

Согласно древнеегипетской мифологии душа « Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мертвых и живых. ... Ба находилась рядом с сердцем при его взвешивании Анубисом, ...Ба могла изображаться как в виде птицы с человеческими руками и головой, так и в виде барана». Итак, душа Ба путешествует по миру сновидений! Все мы видим сны, порой красочные и сказочные. То есть мы путешествуем во сне... И эти сны мы часто рассказываем и пересказываем… Это сны души Ба — Ба Сны = басни! Современное толкование на слово Басня, как всегда ни о чем: «Ба́сня. Был в древнерусском языке глагол бати, означавший «говорить» (кстати, в форме баять этот глагол сохранился и в современных диалектах). С помощью суффикса сн из этого глагола образовалось существительное, первоначальное значение которого было «сказка», «рассказ» []. Отсюда же идут и слова БАЙКА (души Ба и Ка), болтовня (болтун) и позднейшие русские формы: «баян», «боян», «балян» — краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская «баюн» —сказочник (кот баюн); балабол и балаган, а также и базар/базарить; балагур и балакать; баламут и балалайка; балбес и балда и бардак; баллада и бард, бас и баритон. А еще и бахвал и бахвалиться. Все эти слова так или иначе связаны с понятием «рассказывать». В арабском языке слово «бая́н» означает разъяснение, объяснение, пояснение. Вот краткое ее определение из википедии: «Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что дает индивидуальность. Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако в Среднем царстве «ба» приписывается каждому человеку и даже поселению".
Понятно, что и наше «баю бай», «баю баюшки баю», «бай бай» и английское bye исходят от понятия отхода ко сну/прощание. А еще баюкать, баловень и т.д. Да и жаргонное ПОКА (прощание) это Ба Ка. ПОКОй, как видим, имеет те же «души». У тюрков Средней Азии слово Баба означает «душа» (а имя Баба Джан — душа отца/предка), в русском фольклоре дед Бабай - это дух, который приходит по ночам к непослушным детям. Надо полагать, что и такие русские слова как баба (баба яга) и батя тоже исходят от этого понятия. Так же есть версия, что и слово БОГ происходит от понятия души Ба. Из этимологического словаря: «...Вероятно, общеславянское bogъ имеет древнеарабское происхождение, где baha, baga – «участь, судьба», «господин, бог», либо восходит к древнеиндийскому bhaga-h – «благосостояние, счастье», а также «наделяющий, дарующий», bhagavant – «блаженный», «великий, бог» [].
Здесь интересно связывание с понятием СУДЬБА.
Судьба - Происходит от праслав. *sǫdьba, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Сѫдьба, болг. Съдба, сербохорв. судба,словацк. sudba. Производное от *sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба», «рок» в древнерусском переводе «Ист. куд. войны» Флавия (Мещерский, 561). Развитие значения: «правосудие» → «приговор» → «божий суд» («приговор небесных сил») → «предопределение», «рок». https://etymology.fandom.com/ru/wiki/Судьба
Вспомним, что душа Ба участвует в судебном процессе над покойным при определении его судьбы в загробном мире — СУД души Ба = СУДьБА. «...То есть мы можем из этих образов предположить, что Ба – это и божественная энергия, и некая личностная сущность, и то, что в конечном счете является причиной вынесения приговора, но не она судится! Она скорее является, если угодно, свидетелем. Или, если еще точнее, предметом судебного разбирательства, но не объектом суда» [].
Если мы говорим, что сон и сны связаны с понятием души Ба, то давайте посмотрим как это отразилось в понятии «просыпаться» - БУДИТЬ.
Будить - Общеславянское слово индоевропейской природы (в древнеиндийском находим bodhayati — «будит, учит», в греческом peuthomai — «узнаю, воспринимаю» и др.). буди́ть бужу́, укр. буди́ти, ст.-слав. боудити, боуждѫ, болг. бу́дя «бужу», сербохорв. бу́дити, словен. budíti, чеш. buditi, польск. budzić, в.-луж. budźić, н.-луж. buźiś Каузатив от бдеть, слав. bъděti...[]
Отсюда не трудно понять, что в переводе на современное толкование, исходный смысл слова будет — Ба ждать! То есть ожидать когда Ба вернется из своего путешествия.
Но суффикс/приставка «ба» это не только суд, сон и байки.
Ба как известно изображалась в виде птицы с головой человека, очень похожей на сову (дочь Ба?), это наверно единственная широко распространенная птица голова которой похожа на человеческую. К тому же эта птица ведет ночной образ жизни! Рис.1.
Изображение
Рис. 1. Изображения души Ба в древнем Египте и сова.
В русской мифологии она отразилась как птица СИРИН. А вот откуда взялось слово БАШКА?
Башка́. Древнерусское заимствование из тюркских, где баш — «голова». Слово имеет тюркское происхождение и восходит к общетюркскому «баш» – «голова, глава, верх». Постфикс -ка – исконно русский. Но возможно, что «башка» – заимствование из южнославянских, где «башка» восходит к татарскому башка – «отдельный, особый, иной». https://lexicography.online/etymology/б/башка
Согласно египетской мифологии каждая душа Ка имела свое Ба.
Еще одна особенность души Ба — она жила в мумии человека, собственно для нее и производилась мумификация. При этом в процессе мумификации у покойника извлекались внутренности и помещались в специальные сосуды которые сейчас называют канопы. Но это не название данное древними египтянами: «В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом.» []
Нам важно, что внутренности человека в этих сосудах являлись частью Ба человека. Можно предположить, что масса современных названий различных емкостей основаны именно на имени души Ба. Как то: бак, бака, бочка, бачок, банка, баклага, бадья, бутыль, бокал, бидон, баллон, барка, баркас, ведро, ваза, бассейн и т.д.
Бес- Общеслав. Того же корня, что беда (см.), лит. Baisùs «страшный, ужасный», лат. Foedus «гадкий, отвратительный». Производное с тем же суф. -s-, что и русый от основы *boid- (ср. лат. Слово; ds > с, oi > е). См. Русый. Бес буквально — «наводящий страх, беду». В значении «дьявол» — из ст.-сл. яз./p>[]
В этом слове чувствуется влияние христианства и его борьба с язычеством. Ибо в рамках данной работы БЕС это Ба сын/порождение Ба. По-видимому отсюда появилась в русском приставка БЕЗ несущая негативный оттенок — безродный, бездомный, безмозглый, безалаберный и т.д.
Среди понятий определяющих емкость есть и такие: сосуд и посуда. Официальная этимология на них как всегда никакая, утверждается что это очень древние общеславянские слова и приводятся их варианты в разных славянских языках. Но в этих словах мы видим корень СУД. Сосуд — «рожденный судом». Посуда — «Ба суда».
Как нам говорят египтологи, одна из основных особенностей души Ба, это участие в суде над покойным. Сама процедура суда заключалась в сравнительном взвешивании богом Анубисом на весах сердца покойного и пера богини Маат. Древние египтяне считали, что сердце, а не мозг, был источником человеческой мудрости, было центром его сознания, а также эмоций, памяти, души и самой личности. В Египте говорили, что сердце человека — это его собственный Бог. В добавок скажем, что называлось оно иБ/аБ, а с учетом того, что гласных не было, то просто Б — так же как и душа Ба. Иначе говоря сердце было емкостью/вместилищем не только и не столько крови, сколько духовных сущностей. И именно они были объектом суда. Если содержимое сердца перевешивало перо богини, значить грехов было много и судьба испытуемого была не завидной. Иное дело если перевешивало перо, значить жизнь была праведной и счастливое загробное будущее ждало кандидата. Если посмотреть на аутентичные фрески египтян со сценой суда, то в взвешиваемом сердце трудно признать человеческий оригинал, оно больше похоже на сосуд с крышкой и двумя ручками Рис.2.
Изображение
Рис. 2. А — суд души Ба; Б — увеличенный фрагмент с сердцем; В — амулеты «сердце» в древнем Египте; Г — древнеегипетские кувшины. Источник Яндекс.
Глядя на изображенные на рисунке сосуды (Г) можно предположить, что за основу их формы взята форма человеческого сердца. Таким образом можно предположить, что слова СОСУД и ПОСУДА берут начало своего происхождения от участников древнеегипетской процедуры посмертного суда.
Но рассмотренная процедура суда, заставляет предположить происхождение еще одного слова от данной процедуры. Это слово ПРАВО.
Пра́во. Общеславянское слово, образованное на основе среднего рода слова правъ (правый).
укр., блр. пра́во, др.-русск., сербск.-цслав. право, болr. пра́во, сербохорв. пра̏во, словен. рrȃvо, чеш., слвц. právo, польск. рrаwо. От *рrаvъ (см. пра́вый). Лит. provà, вин. ед. prõvą, лтш. prāva «судебное дело, суд» заимств. из слав. (М.-Э. 3, 383), а не родственны слав. словам, вопреки Траутману (Germ. Lautg. 22). Ср. пра́вый. []
Вспомним, что критерием судебного приговора (сиречь судебного права) было ПЕРО богини истины Маат. «Перо» без огласовки ПР и сюда добавляется свидетельства души Ба (Б=В), ПРВ - ПРАВО.
На картине суда присутствует чудовище с головой крокодила, телом льва и задом бегемота. Оно пожирало сердце если оно перевешивало перо. Это чудище называлось АМТ — пожирательница! А теперь вспомним, что в русском языке есть слово «АМ» - кушать, используемое в основном при разговоре с детьми.
Уместно также разобрать такое слово «БАБОЧКА»: «Слово «бабочка» в современном значении — «летающее насекомое, мотылек» — известно в русском языке с начала XVIII в. В словарях встречается с 1780 г. Слово исконно русское. По основным предположениям, «бабочка» является производным от баба («замужняя женщина, жена») или же уменьшительным от бабка, бабушка. Исследователь Потебня считает, что значение слова «бабочка» возникло в связи с представлением о мотыльке как о «воплощении души предков женского пола». Однако вопрос о происхождении слова до конца не решен. Есть версии, что существительное «бабочка» произошло от глагола бавить — «гнездо» или от бава — «игрушка, забава». В других славянских языках слово «бабочка» отсутствует либо имеет другие значения, а насекомое называется по-другому: мотыль (белорусское), метелик (украинское) и др.
...«Бабочка» первоначально значило «душа бабушки», «дух прародительницы». []
Здесь важно, что даже официальная этимология признает наличие в слове понятия души. Слово сравнительно молодое, что может говорить о том, что еще 200 лет назад люди помнили смысл слова «ба».
Таким образом, рассмотренные нами две главные души в совокупности с их обладателем, дают нашу «святую троицу»: Ра, Ка Ра и Ба Ра — Р, КР, БР. Причем сохраняется и распределение «психической/физической» сущности понятий: коло/гало — это двойник Ра/Солнца (духовная составляющая), а Бер — это сила, мощь ледника (вариант ВЛ дает такие понятия, как ВЛАСТЬ, ВОЛОСТЬ, ВЕЛИЧИЕ).
А современное слово РАБ (РА БА) должно пониматься, как «не полноценный Ра (человек), только его жизненная сила (ба) в качестве чего его и используют.
Ответить