Сначала небольшое отступление общего плана про жития святых, как исторический источник. До ВОР1917 в русской истории изучались и широко использовались жития святых (агиография), затем материалисты-интернационалисты исключили Библию и агиографию из исторических источников. При этом сложилась парадоксальная ситуация: в советской истории эти источники отсутствовали, а в остальном научном мире их продолжали изучать. Израильские историки и археологи постоянно делают новые открытия в подтверждение Библейской истории и существования в Палестине древнего государства Израиль.
Теперь, кажется, у нас агиографию опять вернули в историографию, но всё равно наблюдается, хотел написать удивительная ситуация, но нет, обычная традиционная ситуация: жития русских православных святых или отвергаются или к ним относятся очень критически, не считая их достоверными историческими источниками, а жития святых католической церкви и писания западных монахов - это же святое! Ситуация доходит до абсурда буквально: житие апостола Андрея и его хождение в Скифии считается баснословным, а его же проповедь христианства в Англии - достоверна, а уж в исторической достоверности истории основания престола от апостола Петра в Риме никто из историков вслух и письменно даже не сомневается! Библейская часть русской Летописи про Ноя и расселение его сыновей и народов, от них пошедших, считается баснословной, а вот выдуманная библейская история про шведских королей от сына Ноя Яфета в сказке Снорри Стурлусона не вызывает у российских историков никаких нареканий. Потому что они очень принципиальные учёные!
Переходим собственно к князю Михаилу и его Житию
Михаи́л Яросла́вич (1271/1272 — 1318) — князь Тверской (1282 или 1286—1318), великий князь Владимирский (1305—1318). В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, к концу их противостояния занявшим ярко выраженную проордынскую позицию, и Новгородом. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Даниловичу, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортеневской битве Михаил был вызван в Орду и по приказанию Узбек-хана убит, после чего великое княжение перешло к московскому князю.
Канонизирован Русской православной церковью в 1549 году в лике благоверных.
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
Подготовка текста В. И. Охотниковой и С. А. Семячко, перевод и комментарии С. А. Семячко
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.as ... #_ednref58
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
Правила форума
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
Разрешено обсуждение только НАУЧНЫХ вопросов, связанных с хронологией и реконструкцией истории.
-
- Сообщения: 893
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 424 раза
- Поблагодарили: 270 раз
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
И по методу современных историков попытаемся найти исторические факты про Русь и Орду в недостоверном источнике, а тут как раз они есть, важные и замечательные!
Вот про дань историки верят:
"Оттолѣ начахомъ дань даяти по татарьскому языку. И егда коему княземъ нашим доставашеся великое княжение, хожаше князи русстии въ Орду къ цареви, носящи множество имѣния своего."
Хотя здесь не написано, что они Великое княжение получали в Орде от хана, но после того, как становились Великим Князем, то ходили к царю в Орду (армию) и снабжали армию всем необходимым, как и положено Государю и ГлавКому.
А вот измаилтяне требуют толкования и разъяснения, а то вдруг кто, не дай Бог, подумает на дайчеров-тевтонов, которые пришли в Европу из Палестины.
"...преда нас в руцѣ измаилтяном. — Измаильтяне — потомки Измаила, 12 сыновей которого стали князьями племен измаильских; народ, над которым исполнилось пророчество (см.: Быт. 16. 11—12, 17. 20, 21. 18, 25. 16—18). Ha Руси измаильтянами могли называть язычников, идолопоклонников или чаще мусульман. Именование измаильтянами татар традиционно для древнерусских памятников."
"И поиде въ Орду къ царю, якоже преже бывши его князи имѣаху обычай тамо взимати княжение великое."
а то, что в Орде Царь, а не Хан, и русские летописцы не знали ни монгольских, ни татарских ханов, так это просто русские монахи в 13-14 веке были малограмотные, универов не заканчивали.
Здесь приведу пример тенденциозного перевода или даже, можно сказать, перевода по политическому заказу, как слово язык двояко переводят в одном тексте, в первом случае язык переводят как положено народ:
яви благодать свою на русскомъ языцѣ:
явил благодать свою на русском народе
а вот здесь переводчик вдруг решил перевести слово дань на татарский язык, хотя слово ясак вошло в обиход только в 15-16 веке, а написание текста издатели датируют 14 веком, и это место можно было перевести иначе:
Оттолѣ начахомъ дань даяти по татарьскому языку.
От того времени начали дань давать по татарскому ясаку.
Вот про дань историки верят:
"Оттолѣ начахомъ дань даяти по татарьскому языку. И егда коему княземъ нашим доставашеся великое княжение, хожаше князи русстии въ Орду къ цареви, носящи множество имѣния своего."
Хотя здесь не написано, что они Великое княжение получали в Орде от хана, но после того, как становились Великим Князем, то ходили к царю в Орду (армию) и снабжали армию всем необходимым, как и положено Государю и ГлавКому.
А вот измаилтяне требуют толкования и разъяснения, а то вдруг кто, не дай Бог, подумает на дайчеров-тевтонов, которые пришли в Европу из Палестины.
"...преда нас в руцѣ измаилтяном. — Измаильтяне — потомки Измаила, 12 сыновей которого стали князьями племен измаильских; народ, над которым исполнилось пророчество (см.: Быт. 16. 11—12, 17. 20, 21. 18, 25. 16—18). Ha Руси измаильтянами могли называть язычников, идолопоклонников или чаще мусульман. Именование измаильтянами татар традиционно для древнерусских памятников."
"И поиде въ Орду къ царю, якоже преже бывши его князи имѣаху обычай тамо взимати княжение великое."
а то, что в Орде Царь, а не Хан, и русские летописцы не знали ни монгольских, ни татарских ханов, так это просто русские монахи в 13-14 веке были малограмотные, универов не заканчивали.
Здесь приведу пример тенденциозного перевода или даже, можно сказать, перевода по политическому заказу, как слово язык двояко переводят в одном тексте, в первом случае язык переводят как положено народ:
яви благодать свою на русскомъ языцѣ:
явил благодать свою на русском народе
а вот здесь переводчик вдруг решил перевести слово дань на татарский язык, хотя слово ясак вошло в обиход только в 15-16 веке, а написание текста издатели датируют 14 веком, и это место можно было перевести иначе:
Оттолѣ начахомъ дань даяти по татарьскому языку.
От того времени начали дань давать по татарскому ясаку.
Последний раз редактировалось Воля 28 июл 2025, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 893
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 424 раза
- Поблагодарили: 270 раз
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
"Прииде князь Юрий ратию ко Тфери, совокупя всю землю Суздальскую, и с кровопийцем с Ковгадыемъ множество татаръ, и бесерменъ, и мордвы, и начаша жещи городы и села. И пожгоша всю волость Тверскую и до Волги, и поидоша на другую страну Волги, в той странѣ то же, хотѣша сътворити.
И ... поидоша противу ратным. ... побѣди великий князь Михайло; ...
Князь же Юрий, видѣвъ вои свои росполошены, ..., отъехав к Торжку с малою дружиною, оттолѣ вборзе к Новугороду. А окаяннаго Кавгадыя со други повелѣ великий князь избити, ...
Сия же побѣда сътворися месяца декабря в 22 день, на память святыя мученици Анастасии, в день четвертокъ, в годину вечернюю."
И победил Князь Великий Тверской и Володимерский войско объединённое Ордынское, Московское, Татарское и Мордовское. А историки в учебниках пишут, что русские впервые победили татаро-монгольское войско только в 1380 году на поле Куликовом! А была ещё русская победа над ордой на реке Пьяне в 1367 г. Когда нынче некоторые историки изображают с одной стороны злых кровожадных русских, а мордву типа лесных эльфов, не верьте, мордва неоднократно нападала на земли русские в 14 веке по русским летописям.
И ... поидоша противу ратным. ... побѣди великий князь Михайло; ...
Князь же Юрий, видѣвъ вои свои росполошены, ..., отъехав к Торжку с малою дружиною, оттолѣ вборзе к Новугороду. А окаяннаго Кавгадыя со други повелѣ великий князь избити, ...
Сия же побѣда сътворися месяца декабря в 22 день, на память святыя мученици Анастасии, в день четвертокъ, в годину вечернюю."
И победил Князь Великий Тверской и Володимерский войско объединённое Ордынское, Московское, Татарское и Мордовское. А историки в учебниках пишут, что русские впервые победили татаро-монгольское войско только в 1380 году на поле Куликовом! А была ещё русская победа над ордой на реке Пьяне в 1367 г. Когда нынче некоторые историки изображают с одной стороны злых кровожадных русских, а мордву типа лесных эльфов, не верьте, мордва неоднократно нападала на земли русские в 14 веке по русским летописям.
-
- Сообщения: 893
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 424 раза
- Поблагодарили: 270 раз
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
Далее Михаил идёт в Орду на суд
"Дошедшу же ему во Орду месяца сентября въ 6 день, ..., на усть рѣки Дону, идѣже течет в море Сурожьское,..."
Тут мы снова узнаём, что Орда находится не в столице в городе Сарае, ни в Казани, ни в Булгаре, ни в Каркаруме, но на Дону. Как указано во многих грамотах, Орда кочевала, потому что Орда - это армия, войско, а не государство. Летом орда кочевала в середине Волги, а зимой шла на юг на зимние пастбища.
И тут мы узнаём суть обвинений, предъявленных князю Михаилу князьями, служившими в Орде:
" Бывшу же ему въ Ордѣ полтора месяца, и рече царь княземъ своимъ:
«Что ми есте молвили на князя Михаила? Сотворита има суд съ княземъ Юриемъ, да котораго сотворите вправду, того хочю жаловати, а виноватого казни предати».
Въ един же от дни собрашася вси князи ординьстии за дворъ его, сѣдше въ единой вежи, покладааху многы грамоты съ многимъ замышлениемъ на блаженнаго князя Михаила, глаголющи: «Многы дани поимал еси на городѣх наших, а царю не дал еси.
Паки, минувши единой недели по судѣ томъ, в день суботный, от нечестивых изыде повелѣние безаконно: поставиша и на другомъ судѣ связанна блаженнаго Михаила, износяще ему неправедное осужение, глаголя: «Царевы дани не далъ еси, противу послабилъся еси, а княгиню Юрьеву повелѣлъ еси уморити». Благовѣрный же князь Михайло съ многым свидѣтельством глаголаше: «Колико съкровищь своих издаялъ есмь цареви и княземъ, все бо исписано имяще», — а посла како избави на брани и съ многою честию отпусти, а про княгиню Бога послуха призываше, глаголаше, яко «ни на мысли ми того сътворити».
Таким образом, суть дела и обвинения была в том, что князь Михаил собирал ордынщину с городов русских (не с татарских же), но собранное в орду - армию не отправил, то есть оставил армию без продовольствия, а чтобы царь не возмущался, то ему лично Михаил присылал сокровища из своего имения. И судили Великого князя в орде князья русские, с чьих городов Михаил ордынщину собирал. Ну, до чего же актуальная история!
"Дошедшу же ему во Орду месяца сентября въ 6 день, ..., на усть рѣки Дону, идѣже течет в море Сурожьское,..."
Тут мы снова узнаём, что Орда находится не в столице в городе Сарае, ни в Казани, ни в Булгаре, ни в Каркаруме, но на Дону. Как указано во многих грамотах, Орда кочевала, потому что Орда - это армия, войско, а не государство. Летом орда кочевала в середине Волги, а зимой шла на юг на зимние пастбища.
И тут мы узнаём суть обвинений, предъявленных князю Михаилу князьями, служившими в Орде:
" Бывшу же ему въ Ордѣ полтора месяца, и рече царь княземъ своимъ:
«Что ми есте молвили на князя Михаила? Сотворита има суд съ княземъ Юриемъ, да котораго сотворите вправду, того хочю жаловати, а виноватого казни предати».
Въ един же от дни собрашася вси князи ординьстии за дворъ его, сѣдше въ единой вежи, покладааху многы грамоты съ многимъ замышлениемъ на блаженнаго князя Михаила, глаголющи: «Многы дани поимал еси на городѣх наших, а царю не дал еси.
Паки, минувши единой недели по судѣ томъ, в день суботный, от нечестивых изыде повелѣние безаконно: поставиша и на другомъ судѣ связанна блаженнаго Михаила, износяще ему неправедное осужение, глаголя: «Царевы дани не далъ еси, противу послабилъся еси, а княгиню Юрьеву повелѣлъ еси уморити». Благовѣрный же князь Михайло съ многым свидѣтельством глаголаше: «Колико съкровищь своих издаялъ есмь цареви и княземъ, все бо исписано имяще», — а посла како избави на брани и съ многою честию отпусти, а про княгиню Бога послуха призываше, глаголаше, яко «ни на мысли ми того сътворити».
Таким образом, суть дела и обвинения была в том, что князь Михаил собирал ордынщину с городов русских (не с татарских же), но собранное в орду - армию не отправил, то есть оставил армию без продовольствия, а чтобы царь не возмущался, то ему лично Михаил присылал сокровища из своего имения. И судили Великого князя в орде князья русские, с чьих городов Михаил ордынщину собирал. Ну, до чего же актуальная история!
-
- Сообщения: 893
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 424 раза
- Поблагодарили: 270 раз
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
"Минувшим же 24 днем ..., нечестивый же Ковгадый, ... повелѣ его привести и в торгъ в таковой укоризне, созва вся заимодавца и повелѣ святаго поставити на колѣну пред собою;
Бывшу же блаженному князю Михаилу ..., в таковой тяготѣ 26 дней, за рекою Терком, на рецѣ на Сѣвенци, под городом Тютяковымъ, минувши горы высокыя Ясския Черкаскыя, близъ вратъ желѣзных."
Здесь мы имеем уточнение местоположения стана орды. В современном понимании Севенцы - это Сунжа, Тютяков - Дедяков, а горы - Центральный Кавказ, железные ворота - известная крепость в Дарьяльском ущелье.
"В той час окаянный Ковгадый вхожаще къ царю, исхожаше съ отвѣты на убиение блаженнаго Михаила.
И се в той час единъ отрокъ его въскочи в вежю обледѣвшим лицем и измолкъшим гласомъ: «Господине княже, се уже едутъ от Орды Ковгадый и князь Юрей съ множествомъ народа прямо къ твоей вежи». Он же наборзе воставъ, и въздохнувъ, рече: «Вѣмъ, на что едут, на убиение мое».
Ковгадый же и князь Юрей послаша убийцы, а сами в торгу ссѣдоша с коней, близъ бо бяше в торгу, яко каменемъ доврещи.
Убийцы же, яко дивии звѣрие, немилостивии кровопийцы, разгнавше всю дружину блаженнаго, въскочивше в вежю, обрѣтоша его стояща. И тако похвативше его за древо, еже на выи его, удариша силно и възломиша на стѣну, и проломися стѣна. Он же паки въскочивъ, итако мнози имше его, повергоша на землю, бияхутъ его нещадно ногами. И се единъ от безаконных, именем Романецъ, и извлече ножь, удари в ребра святаго, в десную страну и, обращая ножь сѣмо и овамо, отрѣза честное и непорочное сердце его. И тако предасть святую свою блаженную душю в руцѣ Господеви великий христолюбивый князь Михайло Ярославичь месяца ноября в 22 день, в среду, въ 7 дни ..."
- как Вам татаро-монгол ордынец именем Романец!?
да и двор его в Орде разграбили русь и татары!
"А двор блаженнаго разграбиша русь же и татарове, а имѣние русское повезоша к себѣ в станы, а вежю всю расторгоша подробну, а честное тѣло его повергоша наго, никимже небрегому. Един же пригна в торгъ и рече: «Се уже повелѣнное вами сотворихомъ».
А дружина наша немнози гонзнуша рукъ ихъ: иже дръзнуша, убежаша въ Орду къ царице, а другых изимаша, влечахут наги, терзающи нещадно, акы нѣкия злодѣя, и приведши въ станы своя, утвердиша въ оковах. Сами же князи и бояре въ единой вежи пияху вино, повѣстующе, кто какову вину изрече на святаго.
На другое же лѣто приехавъ в Русь князь Юрий,... повѣдая, яко христолюбивый великий князь Михайло убиенъ бысть.
И тако на многи часы плакавшеся, едва внесоша въ церковь, ... положиша въ церкви святаго Спаса въ гробѣ, яже самъ създалъ, на десной странѣ, посторонь епископа Семиона, месяца сентября въ 6 день на чюдо архаггела Михаила."
Бывшу же блаженному князю Михаилу ..., в таковой тяготѣ 26 дней, за рекою Терком, на рецѣ на Сѣвенци, под городом Тютяковымъ, минувши горы высокыя Ясския Черкаскыя, близъ вратъ желѣзных."
Здесь мы имеем уточнение местоположения стана орды. В современном понимании Севенцы - это Сунжа, Тютяков - Дедяков, а горы - Центральный Кавказ, железные ворота - известная крепость в Дарьяльском ущелье.
"В той час окаянный Ковгадый вхожаще къ царю, исхожаше съ отвѣты на убиение блаженнаго Михаила.
И се в той час единъ отрокъ его въскочи в вежю обледѣвшим лицем и измолкъшим гласомъ: «Господине княже, се уже едутъ от Орды Ковгадый и князь Юрей съ множествомъ народа прямо къ твоей вежи». Он же наборзе воставъ, и въздохнувъ, рече: «Вѣмъ, на что едут, на убиение мое».
Ковгадый же и князь Юрей послаша убийцы, а сами в торгу ссѣдоша с коней, близъ бо бяше в торгу, яко каменемъ доврещи.
Убийцы же, яко дивии звѣрие, немилостивии кровопийцы, разгнавше всю дружину блаженнаго, въскочивше в вежю, обрѣтоша его стояща. И тако похвативше его за древо, еже на выи его, удариша силно и възломиша на стѣну, и проломися стѣна. Он же паки въскочивъ, итако мнози имше его, повергоша на землю, бияхутъ его нещадно ногами. И се единъ от безаконных, именем Романецъ, и извлече ножь, удари в ребра святаго, в десную страну и, обращая ножь сѣмо и овамо, отрѣза честное и непорочное сердце его. И тако предасть святую свою блаженную душю в руцѣ Господеви великий христолюбивый князь Михайло Ярославичь месяца ноября в 22 день, в среду, въ 7 дни ..."
- как Вам татаро-монгол ордынец именем Романец!?

"А двор блаженнаго разграбиша русь же и татарове, а имѣние русское повезоша к себѣ в станы, а вежю всю расторгоша подробну, а честное тѣло его повергоша наго, никимже небрегому. Един же пригна в торгъ и рече: «Се уже повелѣнное вами сотворихомъ».
А дружина наша немнози гонзнуша рукъ ихъ: иже дръзнуша, убежаша въ Орду къ царице, а другых изимаша, влечахут наги, терзающи нещадно, акы нѣкия злодѣя, и приведши въ станы своя, утвердиша въ оковах. Сами же князи и бояре въ единой вежи пияху вино, повѣстующе, кто какову вину изрече на святаго.
На другое же лѣто приехавъ в Русь князь Юрий,... повѣдая, яко христолюбивый великий князь Михайло убиенъ бысть.
И тако на многи часы плакавшеся, едва внесоша въ церковь, ... положиша въ церкви святаго Спаса въ гробѣ, яже самъ създалъ, на десной странѣ, посторонь епископа Семиона, месяца сентября въ 6 день на чюдо архаггела Михаила."
-
- Сообщения: 893
- Зарегистрирован: 08 дек 2021, 00:28
- Благодарил (а): 424 раза
- Поблагодарили: 270 раз
ЖИТИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО
В некоторых летописях эта история изложена с подробной историей жены князя Юрия Кончаки - Агафьи, которую Михаил захватил, и которая умерла в плену.
Кончака
Агафья, до святого крещения, в магометанстве, Кончака, жена Юрия Даниловича, князя Московского, дочь ордынского хана Тохты и сестра его приемника, Узбека.
«…прииде князъ великы Юрьи Даниловичь Московьский на великое княжение изо Орды женився, у царя сестру его понявъ именем Кончаку»
Инии же глаголють яко тамъ во Твери зелием уморена бысть Кончака великая княгиня Юрьева сестра царева нареченная во святемъ крещении Агафиа
— Патриаршая летопись 1317 г.
Кончака, в христианстве Агафия — сестра хана Узбека, в 1317 г. вышла за князя московского Георгия Даниловича и в том же году, при нашествии мужа ее на Тверскую землю, Михаилом Ярославичем тверским взята была в плен и отведена в Тверь, где вскоре скончалась. Прошли слухи, будто она умерла насильственной смертью. В 1319 г., когда Михаила судили в орде, смерть К. поставлена в числе обвинительных пунктов против него, но сам Михаил отрицал свою виновность. См. «П. С. Р. Л.» I, 229; III, 72; IV 49; V, 207, 211; 215; VII, 188, 192, 198; X, 180 и сл.; XV, 109 и сл.
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D ... 0%BA%D0%B0
Кончака
Агафья, до святого крещения, в магометанстве, Кончака, жена Юрия Даниловича, князя Московского, дочь ордынского хана Тохты и сестра его приемника, Узбека.
«…прииде князъ великы Юрьи Даниловичь Московьский на великое княжение изо Орды женився, у царя сестру его понявъ именем Кончаку»
Инии же глаголють яко тамъ во Твери зелием уморена бысть Кончака великая княгиня Юрьева сестра царева нареченная во святемъ крещении Агафиа
— Патриаршая летопись 1317 г.
Кончака, в христианстве Агафия — сестра хана Узбека, в 1317 г. вышла за князя московского Георгия Даниловича и в том же году, при нашествии мужа ее на Тверскую землю, Михаилом Ярославичем тверским взята была в плен и отведена в Тверь, где вскоре скончалась. Прошли слухи, будто она умерла насильственной смертью. В 1319 г., когда Михаила судили в орде, смерть К. поставлена в числе обвинительных пунктов против него, но сам Михаил отрицал свою виновность. См. «П. С. Р. Л.» I, 229; III, 72; IV 49; V, 207, 211; 215; VII, 188, 192, 198; X, 180 и сл.; XV, 109 и сл.
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D ... 0%BA%D0%B0