Дюма, Асканио, часть 2, гл. 1
"..присмотревшись к толпе придворных, нетрудно было заметить, что она делилась на два лагеря. Отличительным признаком лагеря герцогини д'Этамп служил лиловый цвет; голубой указывал на принадлежность к лагерю Дианы де Пуатье. Сторонники герцогини являлись тайными поборниками реформы, их противники — ревностными католиками. Среди приверженцев Дианы де Пуатье можно было видеть дофина — человека с плоской, бесцветной физиономией; в лагере герцогини д'Этамп то и дело мелькало умное, живое лицо и золотистые кудри Карла Орлеанского, второго сына Франциска. Дополните эту картину политической и религиозной распри ревностью дам, соперничеством художников и поэтов, и вы получите довольно полное представление о ненависти, царившей при дворе Франциска I, что поможет вам понять причину злобных взглядов и угрожающих жестов, которые невозможно было скрыть от наблюдательного взора, несмотря на все лицемерие придворных." https://librebook.me/ascanio__volume_i/vol2/1
Не по мотивам ли истории Есфири-Елены Волошанки описано?
"Современники называли Анну «белянкой белизны ослепительной», «самой красивой из ученых дам и самой ученой из красавиц». Будучи привлекательной во всех отношениях женщиной, она имела на короля большое влияние до самой его смерти. Королева Элеонора была в полном пренебрежении; Анна занимала первенствующее положение при дворе. Франциск часто советовался с ней даже о государственных делах, чем она пользовалась для того, чтобы обеспечить хорошими местами своих родственников. Она покровительствовала приверженцам реформации и во время религиозных войн брала под своё покровительство гугенотов.
В конце царствования Франциска она враждовала с Дианой де Пуатье, фавориткой наследника престола. Боясь за свою судьбу в случае смерти короля, она вступила в тайные отношения с Карлом V, чтобы заранее обеспечить себе приют в его владениях, и даже открывала ему планы Франциска I. Действительно, после смерти отца Генрих II удалил её из Парижа, отобрав предварительно для Дианы де Пуатье бриллианты, подаренные ей Франциском. Опала герцогини д’Этамп была громкой и безвозвратной. Покинув двор, проживала в поместьях мужа и приняла протестантизм. Выведена Александром Дюма в романе «Асканио» (1843) и пьесе «Бенвенуто Челлини»." Анна де Пислё (герцогиня д’Этамп)
...Любопытно, что <<по случаю рождения... Дмитрия государь (Иван III - Авт.) решил пожаловать МОЛОДУЮ СНОХУ ДРАГОЦЕННОСТЯМИ СВОЕЙ ПЕРВОЙ ЖЕНЫ, но тут оказалось, что их "истеряла"... Софья (жена Ивана III - Авт.)>> [778], с.115... https://chronologia.org/seven6_1/bibrus07.html#b78
Пьер Брантом ("Галантные дамы") описывает некую подобную историю с д'Этамп:
" Как слыхал я от людей осведомленных, когда король Франциск I оставил госпожу де Шатобриан, весьма чтимую им возлюбленную, и обратил свой взор на госпожу д’Этамп — тогда еще девицу по имени Элли, каковую госпожа регентша назначила своей фрейлиной и торжественно представила монарху после его возвращения из Испании в Бордо, а он тотчас сделал ее своей возлюбленной, оставив названную госпожу де Шатобриан и как бы выбив клин клином, — госпожа д’Этамп попросила короля отобрать у покинутой дамы все превосходнейшие украшения, когда-то подаренные им не ради их цены — ибо тогда жемчуга и каменья не были столь ценимы, как теперь, — но из любви к прекрасным девизам и гербам, кои были на них выгравированы и оттиснуты (притом составила сии девизы королева Наваррская, его сестра, ибо была большой мастерицей в словесных забавах). Король Франциск согласился на эту просьбу и обещал, что все будет исполнено; так он и сделал, послав к ней доверенного дворянина; та же, тотчас сказавшись больной, велела посланцу прийти через три дня и обещалась вернуть просимое. Потом, в порыве раздражения, она пригласила к себе ювелира и велела расплавить названные украшения, не сделав исключения и для прекрасных надписей, выгравированных на них; затем, когда в назначенный срок королевский гонец возвратился, она передала ему все, что прежде было драгоценностями, в виде золотых слитков и промолвила: «Ступайте, отнесите это королю и передайте ему, что, коль скоро ему угодно, чтобы я вернула то, что он столь великодушно мне даровал, я исполняю приказ и возвращаю все без остатка в золотых слитках. Что до надписей — они так ясно выгравированы в моей памяти и так дороги, что я не могу никому позволить пользоваться ими и получать от них то же наслаждение, какое они доставляют мне самой».
Получив слитки и ответ, король не смог произнести ничего, кроме: «Верните ей все. Я сделал это не ради золота — ибо отдал бы ей вдвойне, — но из любви к девизам, а поскольку она их погубила, золота я не хочу — и отсылаю обратно; в сем поступке она явила более силы духа и храбрости, нежели можно ожидать от женщины». Да, сердце благородной оставленной женщины в горе своем воистину способно на многое."
Бенвенуто Челлини в своей автобиографии описывает даже вооружённые стычки со сторонниками г-жи д'Этамп во время своего пребывания во Франции. Кстати, скульптор Челлини некоторыми чертами напоминает Микеланджело (он же Караваджо и Бернини? см. книгу ФиН "Уленшпигель и Гулливер") - крутой нрав, неуживчивый тяжёлый характер, обвинения в гомосексуальности.
Челлини пишет, что г-жа де Тамп предала короля (часть 2, глава 43) - ходили слухи, что из ревности к другой фаворитке, Диане де Пуатье, она помешала разрушению моста в Эперне, который открывал войскам Карла V беспрепятственную дорогу в город. Франциск вынужден был заключить мир на условиях Карла V.
Дофин Арриго (Генрих), сын Франциска, тоже "получил кое-какие неприятности от этой слишком смелой дамы" (ч. 2, гл. 25).
Когда Челлини уехал из Франции, его обвинили в краже серебряных ваз (ч.2, гл. 48, 49, 50), что чем-то напоминает библейскую историю с братьями Иосифа Прекрасного, их тоже обвинили в краже серебряной чаши, когда они уехали из Египта (Бытие, гл. 44).
Большим ударом для французского короля была измена его крупнейшего военачальника коннетабля Бурбона. Поссорившись с Франциском, Бурбон перешел на сторону Карла V. Германский император возлагал большие надежды на его военный талант и, желая привязать к себе знаменитого полководца, обещал ему в жены свою сестру Элеонору. Коннетабль возглавил войска Карла в Италии и погиб во время осады Рима 6 мая 1527 года (якобы его убил сам Челлини). Здесь могут быть параллели с Андреем Курбским?
Анна де Пислё (герцогиня д’Этамп)
-
- Сообщения: 209
- Зарегистрирован: 15 дек 2021, 13:14
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 100 раз
-
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: 31 янв 2024, 02:27
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 70 раз
Анна де Пислё (герцогиня д’Этамп)
Но Франциск Первый - двоюродный племянник Людовика Двенадцатого, король с 1515 по 1547 год.
Как в эту схему может встраиваться Елена Волошанка, если Иван Великий, Иван Молодой и Дмитрий Внук прямые родственники? Да и Василий Третий всегда считался родным сыном Ивана Третьего?
Как в эту схему может встраиваться Елена Волошанка, если Иван Великий, Иван Молодой и Дмитрий Внук прямые родственники? Да и Василий Третий всегда считался родным сыном Ивана Третьего?